РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Химия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Химия"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Профильная направленность

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Химия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.х.н., проф. Таланов Валерий Михайлович, зав. кафедрой общей и неорганической химии, ЮРГУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Химия_Б_13.03.02_во_2_Химия_п43267_и47043.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Химия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Химия" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Материаловедение";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-2 - Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

Знает: химических систем: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры, олигомеры и их синтез, химической термодинамики и кинетики: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательных реакций, реакционной способности веществ: периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, методов и средств химического исследования веществ и их превращений

Умеет: применять полученные знания по физике и химии при изучении других дисциплин, выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах профессиональной деятельности; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами

Имеет навыки: владения инструментарием для решения математическихфизических и химических задач в своей предметной области; навыками проведенияхимического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений; планировать и осуществлять химические исследования, обрабатывать и интерпретировать результаты химического эксперимента

Индикатор:
ОПК-2.4 - Применяет математический аппарат численных методов

Знает: основные химические системы, основы химической термодинамики, кинетики и химической идентификации; основные понятия, законы и модели химических систем,реакционную способность веществ; химических систем: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры, олигомеры и их синтез, химической термодинамики и кинетики: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательных реакций, реакционной способности веществ: периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, методов и средств химического исследования веществ и их превращений

Умеет: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; применять полученные знания по химии при изучении других дисциплин, выделять конкретное химическое содержание в прикладных задачах профессиональной деятельности; проводить химический эксперименты, анализировать результаты эксперимента, составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами

Имеет навыки: владения инструментарием для решения химических задач в своей предметной области; навыками проведения химиического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений; планировать и осуществлять химические исследования, обрабатывать и интерпретировать результаты химического эксперимента

Индикатор:
ОПК-2.5 - Демонстрирует понимание физических явлений и применяет законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма

Место дисциплины 1Б.О "Химия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Химическая термодинамика и кинетика. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленность химических процессов.

1.2. Скорость реакции и методы её регулирования: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции.

1.3. Химическое и фазовое равновесие: 1) Понятие химического равновесия и его условия 2) Константа равновесия 3) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 4) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса.

2. Реакционная способность веществ. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Основные понятия и законы неорганической и органической химии: 1) Закон постоянства состава, закон эквивалентов 2) Закон кратных отношений. Атомная масса элемента 3) Закон Авагадро 4) Уравнение Клапейрона- Менделеева 5) Органические соединения. Теория химического строения органическох веществ Бутлерова.

2.2. Строение атома: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда.

2.3. Периодическая система элементов: 1) Периодический закон и периодическая система Менделеева 2) Структура периодической системы с точки зрения строения атома.

2.4. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ: 1) Понятие кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ. Сродство к электрону, энергия ионизации, электроотрицательность 2) Закономерности изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов и образуемых ими простых и сложных веществ в периодах и группах.

3. Химические системы. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Растворы: 1) Растворы неэлектролитов. Осмос. Закон Рауля и следствия из него 2) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

3.2. Электрохимические системы: 1) Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии 4) Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. Применение электролиза.

3.3. Полимеры и олигомеры: 1) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 2) Свойства полимеров. Применение.

3.4. Металлы и сплавы: 1) Общие свойства металлов и методы их получения 2) Сплавы металлов. Основы физико-химического анализа.

4. Химическая идентификация. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ.

4.2. Основные химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметриметрический анализ.

4.3. Инструментальные методы анализа: 1) Основные принципы физико-химических методов анализа 2) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 3) Физические методы анализа. Области их применения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 6 23
2 4 4 4 22
3 6 6 4 22
4 2 2 2 20
Итого 16 16 16 87
В т.ч. по интерактивным формам 8 8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Тепловые эффекты химических реакций Скорость химических реакций Химическое равновесие 6
2 Классы неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции 4
3 Гальванический элемент. Электролиз. 4
4 Определение концентрации вещества методом титрования 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Энергетика химических реакций. Химическая кинетика. 4
2 Строение атома и периодическая система элементов. Классы неорганических соединений. 4
3 Растворы и дисперсные системы. Электрохимические системы. Полимеры и олигомеры. 6
4 Химическая идентификация. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Первый закон термодинамики, внутренняя энергия и энтальпия. Каталитические системы, гетерогенный катализ. Химические процессы в технологии производства электротехнических материалов. 23
2 Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. Комплексные соединения. 22
3 Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы. Изоляционные материалы. Клеи, лакокрасочные покрытия. Проводники, полупроводники, диэлектрики. 22
4 Химические, физико-химические и физические методы анализа.Волюмометрические, электрохимические и оптические методы анализа. 20

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольные работы не предусмотрены.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
2) Изохорные и изобарные процессы и их тепловые эффекты. Экзо- и эндотермические реакции.
3) Термохимические уравнения. Энтальпия образования.
4) Закон Н.И.Гесса и следствия из него.
5) Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Энтропия.
6) Критерий самопроизвольности протекания процессов в изолированных и неизолированных системах. Энергия Гиббса.
7) Скорость химических реакций в гомогенных и гетерогенных системах.
8) Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс.
9) скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
10) Активные молекулы. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
11) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его условия. Константа равновесия.
12) Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации реагентов, давления и температуры на химическое равновесие.
13) Квантово-механическая модель строения атома. Принцип неопределенности Гейзенберга.
14) Квантовые числа, их физический смысл.
15) Волновые свойства электрона. Атомные орбитали.
16) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип Паули.
17) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип наименьшей энергии (правила Клечковского).
18) Правило Гунда. Электронные конфигурации валентных подуровней.
19) Периодический закон Д.И.Менделеева.
20) Строение Периодической системы элементов. Периодичность изменения свойств.
21) Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов в пределах групп и периодов.
22) Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
23) Ковалентная химическая связь, её основные характеристики (направленность, насыщаемость).
24) Понятие о гибридизации.
25) Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
26) Разбавленные растворы неэлектролитов. Закон Рауля и следствия из него.
27) Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации и её связь с изотоническим коэффициентом.
28) Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
29) Ионное произведение воды. Водородный показатель.
30) Факторы, влияющие на величину электродного потенциала. Ряд стандартных электродных потенциалов. Формула Нернста.
31) Гальванический элемент и его электродвижущая сила.
32) Электрохимическая коррозия металлов.
33) Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов.
34) Основные законы неорганической химии.
35) Полимеры и олигомеры.
36) Кислотно-основные свойства химических элементов и их соединений. Изменение в периоде и группе.
37) Окислительно-восстановительные свойства химических элементов и их соединений. Изменение в периоде и группе.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать тепловой эффект химической реакции.
2) Рассчитывать температуру равновероятного протекания химической реакции.
3) Определять изменение скорости химической реакции при действии на систему различных факторов: (концентрации, температуры, давления, катализатора и т.д.).
4) Определять и уметь аргументировать смещение равновесия в системе при воздействии внешних факторов (концентрации, температуры, давления).
5) Рассчитывать константу равновесия.
6) Составлять электронную формулу и электронную структуру атомов элементов Периодической системы и определять принадлежность их к электронному семейству.
7) Определять валентность атомов по обменному и донорно-акцепторному механизмам исходя из структуры внешней электронной оболочки.
8) Рассчитывать различные виды концентраций растворов.
9) Составлять схемы гальванических элементов и определять их ЭДС
10) Определять электродный потенциал металла как критерий химической стойкости металлов и сплавов, а также материалов на их основе в окружающей среде
11) Составлять уравнения электрохимической коррозии металлов и определять меры защиты от коррозии
12) Составлять схемы получения полимеров в реакциях полимеризации и поликонденсации.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владеть методикой определения теплового эффекта химической реакции и уметь рассчитывать изменения энтальпии и энтропии системы.

2) Владеть методикой изучения скорости химической реакции при воздействии внешних факторов: (концентрации, температуры, давления).

3) Владеть методикой исследования смещения химического равновесия при воздействии внешних факторов.

4) Владеть методикой определения концентрации раствора методом кислотно-основного титрования.

5) Владеть методикой определения концентраций растворов неэлектролитов и электролитов по повышению температуры кипения и понижению температуры замерзания растворов.

6) Владеть методикой изучения работы гальванического элемента и определения его ЭДС.

7) Владеть методикой составления уравнений анодных и катодных процессов при электролизе и применением электролиза.

8) Владеть методикой анодной обработки металлов.

7) Владеть методикой определения концентрации раствора методом потенциометрического титрования.

8) Владеть методикой определения содержания основного компонента в исследуемом объекте гравиметрическим методом.

9) Владеть методикой качественного анализа катионов и анионов.

10) Владеть методикой инструментального определения рН растворов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-2 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пресс И. А. Основы общей химии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Пресс И. А. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 352 с. (АйПиЭрБукс) ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Савенкова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Химия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Общая химия. Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов по дисциплине «Химия» Ю.Ф. Мигаль, С.А. Воляник, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д,2017г.,123с.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
3 Лабораторные работы по общей химии: методические указания / Мигаль Ю.Ф., Булгаревич С.Б., Февралева В.А., Савенкова М.А., Доронькин В.Н., Воляник С.А.; Рост.гос.ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. 38 с.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
4 Химия. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения /Воляник С.А., Доронькин В.Н. и др., 2016г., 57с.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система ОС Microsoft Windows И
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47043.