РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Профильная направленность

Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Замыцкий Александр Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Хлебунов Анатолий Федорович, доцент кафедры "Управление качеством", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Метрология, с и с_С_23.05.04_во_4_ОПМ_п46610_и46615.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Транспортный бизнес и логистика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения", "Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транспорта

Знает: Теоретические основы метрологии. Единицы физических величин, шкалы, виды и методы измерений. Классификацию средств измерений. Их метрологические характеристики и классы точности. Закономерностей формирования результата измерения. Классификацию погрешностей измерений и источники их появления. Алгоритмы обработки результатов измерений. Принципы выбора средств измерений и оценки результатов разбраковки.

Умеет: Анализировать посадки для типовых сопряжений деталей, узлов и конструкций и выбирать средства измерений для их контроля. Анализировать результаты разбраковки действительных размеров результатов измерения. Оценивать годность действительных размеров изготовленных деталей и конструкций.

Имеет навыки: Выполнения требований нормативной документации при проведении измерений, обработке результатов измерений, порядке учета и компенсации погрешностей, выборе средств измерений, анализе результатов разбраковки объектов измерений.

Индикатор:
ОПК-3.1 - Применяет организационные и методические основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте

Знает: Организационно-правовые, нормативно-правовые, научные и технические основы обеспечения единства измерений. Основы стандартизации и подтверждения соответствия. Цели и принципы стандартизации, технического регулирования, подтверждения соответствия. Характер и формы подтверждения соответствия. Нормативно-правовые документы в области стандартизации и технического регулирования.

Умеет: Готовить техническую документацию для выполнения процедур подтверждения соответствия. Пользоваться стандартами, техническими регламентами, методическими рекомендациями, справочной литературой по направлению своей профессиональной деятельности.

Имеет навыки: Владения приемами использования стандартов и других нормативных документов при оценке, контроле качества и сертификации продукции. Использования стандартов, технических регламентов, методических инструкций и рекомендаций в области метрологии при выполнении повседневных инженерных обязанностей, определенных должностными инструкциями.

Индикатор:
ОПК-3.2 - Выбирает формы и схемы сертификации продукции (услуг) и процессов, решает задачи планирования и проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии, используя нормативно-правовую базу, современные методы и информационные технологии

Место дисциплины 1Б.О "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Начертательная геометрия и компьютерная графика", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДЛС, ЗЛС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Теоретические основы метрологии. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Основные понятия связанные с объектами измерения. Физические величины и шкалы измерений. Единицы физических величин. Международная система единиц физических величин.

1.2. Виды и методы измерений. Классификация средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Классы точности средств измерений.

2. Закономерности формирования результатов измерений и выбор средств измерений. Основы обеспечения единства измерений (ОЕИ). (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Погрешности измерений и их классификация. Источники возникновения погрешностей. Понятие однократного и многократного измерения. Основные сведения по обработке результатов измерений. Принципы выбора средств измерений и анализ результатов разбраковки объектов измерений.

2.2. Понятие метрологического обеспечения. Научно-методические, нормативно-правовые, технические и организационные основы ОЕИ. Государственные метрологический контроль и надзор в области ОЕИ.

3. Стандартизации и техническое регулирование в РФ. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Цели и принципы стандартизации в РФ. Правовые основы и документы в области стандартизации. Национальная система стандартизации. Техническое регулирование и технические регламенты. Теоретическая база и методология стандартизации. Стандартизация на железнодорожном транспорте и в строительстве. Международная стандартизация.

3.2. Стандартизация в области взаимозаменяемости деталей машин и строительных конструкций. Стандарты единой системы допусков и посадок (ЕСДП). Стандартизация допусков и посадок типовых соединений деталей, узлов и конструкций.

4. Подтверждение соответствия. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Цели, принципы и объекты подтверждения соответствия. Правовое обеспечение сертификации. Характер и формы подтверждения соответствия в РФ. Организация добровольной и обязательной сертификации. Документы и знаки подтверждения соответствия.

4.2. Методология подтверждения соответствия. Схемы и системы сертификации. Правила, порядок и этапы сертификации. Органы по сертификации, испытательные лаборатории и их аккредитация. Развитие сертификации на национальном, региональном и международном уровнях.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   10
2 4 8   15
3 4 4   22
4 4 2   20
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 6 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Средства измерений и их метрологические характеристики. 2
2 Выбор средств измерений и анализ результатов разбраковки при контроле внутренних размеров деталей и конструкций. 2
Выбор средств измерений и анализ результатов разбраковки при контроле наружных размеров деталей и конструкций. 2
Погрешности измерений. Обработка результатов прямых однократных и многократных измерений. 2
Оценка погрешности косвенных измерений. 2
3 Определение номинальных размеров, допусков, предельных допускаемых размеров и оценка годности действительных размеров деталей и конструкций. 2
Анализ характеристик посадок для типовых сопряжений подвижного состава и транспортного строительства. 2
4 Сертификация продукции железнодорожного транспорта. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Исторические аспекты развития взаимозаменяемости, метрологии, стандартизации и сертификации, их роль в обеспечении качества продукции. Метрологические характеристики средств измерений. 10
2 Участие в выборе СИ конструкторской, технологической и метрологической служб предприятия. 5
Основные положения Федерального закона РФ "Об обеспечении единства измерений". Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Аккредитация в области обеспечения единства измерений. 10
3 Органы и службы стандартизации. Стандартизация на железнодорожном транспорте. Правила разработки и утверждения национальных стандартов и технических регламентов. Международная стандартизация. Международные организации по стандартизации и качеству продукции. 10
Методы оценки качества продукции. Управление качеством. Стандарты ИСО серии 9000. Системы менеджмента качества продукции, работ и услуг. 6
Применение методов стандартизации при проектировании типовых деталей, узлов и конструкций железнодорожного транспорта и транспортного строительства. 6
4 Основные положения Федерального закона «О техническом регулировании». 10
Схемы сертификации. Этапы сертификации. Сертификация на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве. Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях. Национальные системы сертификации зарубежных стран. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 84 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Сущность стандартизации, сертификации, метрологии и их роль в современной технике и строительстве. Методы оценки и управление качеством.
2)Исторические основы развития стандартизации, сертификации и метрологии.
3)Метрология и ее разделы. Основные понятия, связанные с объектами измерений. Физическая величина. Размерность физических величин.
4)Свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Единицы физических величин и шкалы измерений.
5)Международная система единиц SI. Принципы ее построения. Основные, производные, дольные и кратные единицы.
6)Общие сведения о средствах измерений. Их классификация.
7)Метрологические характеристики и погрешности средств измерений.
8)Классы точности средств измерений.
9)Закономерности формирования результата измерения. Погрешности измерений. Их классификация.
10)Погрешности измерения грубые, систематические и случайные. Исключение систематических погрешностей.
11)Поверка и калибровка средств измерений.
12)Стандартизация в РФ. Правовые основы стандартизации. Федеральный Закон РФ “О техническом регулировании”.
13)Цели и принципы стандартизации. Документы в области стандартизации. Виды стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
14)Техническое регулирование. Технические регламенты. Правила разработки и утверждения технических регламентов.
15)Теоретическая база стандартизации. Методы стандартизации. Упорядочение объектов (систематизация, селекция, симплификация, типизация объектов стандартизации) .
16)Параметрическая стандартизация. Выбор и обоснование параметрических рядов. Система предпочтительных чисел.
17)Унификация продукции. Уровни унификации, общие положения методики унификации.
18)Агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизации.
19)Подтверждение соответствия. Основные понятия. Цели, принципы и правовые основы подтверждения соответствия.
20)Формы подтверждения соответствия. Знаки соответствия.
21)Обязательная сертификация. Декларирование соответствия. Организация обязательной сертификации. Участники процедуры сертификации. Права и обязанности заявителя.
22)Добровольное подтверждение соответствия. Функции органа по сертификации в системе добровольной сертификации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 120 H7/f6
2)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 200 U8/h7
3)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 500 H10/d10
4)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 100 H7/t6
5)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 180 F8/h7
6)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 350 H8/s7
7)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 250 P7/h6
8)Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 400 H9/g9
9) Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 250 H12/a11
10) Построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 150 H8/z8
11) Выбрать средство измерения для вала 180h7 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
12)Выбрать средство измерения для отверстия 150H9 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
13)Выбрать средство измерения для вала 250f8 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
14)Выбрать средство измерения для отверстия 120К8 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
15)Выбрать средство измерения для отверстия 100H14 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
16)Выбрать средство измерения для вала 140d11 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
17) )Определить абсолютную погрешность измерения, если при подаче на вход вольтметра образцового сигнала 10 В его показание по шкале составило 9,95 В, а также оценить вид данной погрешности, если при повторных измерениях данной величины погрешность остается неизменной.
18) Определить относительную погрешность измерения выраженную в процентах, если при измерении концевой меры длины 100 мм, измерительный прибор показывает 100,5 мм.
19)Определить доверительные границы истинного значения диаметра отверстия D с вероятностью Р=0,98 (t=3,143)по результатам многократного измерения штангенциркулем его действительных значений в мм: 60,2; 60,0; 60,4; 60,1;60,3; 59,9; 60,1.
20)Определить доверительные границы истинного значения силы F с вероятностью Р=0,98 (t=3,143)по результатам многократных измерений динамометром действительных значений в Н: 264; 265; 263; 267; 261; 262; 266; 265; 263.
21)Определить доверительные границы для истинного значения усилия с вероятностью Р=0,9544 (t=2) по показаниям динамометра 150 Н (погрешность градуировки шкалы динамометра составляет 5 Н; среднеквадратическое отклонение показаний равно 1Н).
22)Определить доверительные границы для истинного значения температуры с вероятностью Р=0,9973 (t=3) по показаниям термометра 28 градусов Цельсия (погрешность градуировки шкалы термометра составляет +0,5 град., среднеквадратическое отклонение показаний составляет 0,3 град.).

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основы обеспечения единства измерений. Основные положения Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

2)Нормативно-правовые основы обеспечения единства измерений.

3)Технические основы обеспечения единства измерений.

4)Организационно-правовые основы обеспечения единства измерений.

5)Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Государственный метрологический контроль и надзор.

6)Аккредитация в области обеспечения единства измерений.

7)Виды измерений.

8)Методы измерений.

9)Методы оценки качества продукции.

10)Управление качеством. Стандарты ИСО серии 9000.

11)Выбор средств измерений линейных величин. Требования к выбору средств измерений.

12)Влияние погрешностей измерений на результаты разбраковки деталей. Варианты установления приемочных границ и их обоснование.

13)Обработка результатов наблюдений и оценка погрешностей измерений.

14)Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы.

15)Основные положения национальной системы стандартизации. Национальный орган РФ по стандартизации и технические комитеты.

16)Международная стандартизация. Международные организации по стандартизации и качеству продукции: ИСО, МЭК, МОМВ, МОЗМ, СЕН, СЕНЭЛЕК и др. Международное сотрудничество РФ в области стандартизации.

17)Структура взаимодействия участников системы сертификации. Национальные органы по сертификации и аккредитации. Совет по сертификации. Комиссия по апелляциям.

18)Схемы сертификации. Проверка производства и инспекционный контроль. 19)Порядок проведения сертификации. Этапы сертификации. Сертификация систем качества.

20)Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Критерии и порядок аккредитации.

21)Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях. Национальные системы сертификации зарубежных стран.

22)Декларирование соответствия. Схемы декларирования соответствия. Требования к технической документации/.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова, М. А. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества [Текст] : учеб. пособие / М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 165 с. : ил., прил., табл. - Библиогр. : 14 назв. - Заказ № 8985, 500 экз. - ISBN 978-5-88814-500-5 : 172.01 р., 172.01 р. ЭБС РГУПС
2 Третьяк, Л.Н. Взаимозаменяемость и нормирование точности : учеб. пособие для вузов / Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов; под общ. ред. Л.Н. Третьяк. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. – (Серия: Университеты России). ЭБС Юрайт
3 Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.М. Лифиц. – 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). ЭБС Юрайт
4 Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта, М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. -287 с. НТБ РГУПС
5 Ким К.К., Барбарович В.Ю., Литвинов Б.Я. Метрология и техническое регулирование : Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта / Под ред. К.К. Кима. – М.: Маршрут, 2006. -256 с. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Замыцкий А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Буракова, М. А. Размеры деталей и сопряжения в машиностроении. Основные термины и определения [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 23 с. : ил., прил. - Библиогр.: 2 назв. - Заказ № 8517, 126 экз. - 08.77 р., 08.77 р. ЭБС РГУПС
3 Проскорякова, Ю. А. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Проскорякова, М. А. Буракова, М. М. Чаава ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 20 с. : ил., прил., схемы, табл. - Библиогр. : 3 назв. - Заказ № 7519, 136 экз. - 07.66 р., 07.66 р. ЭБС РГУПС
4 Буракова, М. А. Средства измерения и их метрологические характеристики [Текст] : учеб. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 63 с. : ил., прил. - Библиогр. : 7 назв. - Заказ № 5859, 148 экз. - 19.56 р., 19.56 р. ЭБС РГУПС
5 Проскорякова, Ю. А. Классификация и классификаторы услуг [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Ю. А. Проскорякова, М. А. Буракова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 32 с. : ил., прил., табл. - Библиогр. : 3 назв. - Заказ № 8200, 76 экз. - 11.14 р., 11.14 р. ЭБС РГУПС
6 Буракова, М. А. Выбор средств измерения и проведение разбраковки деталей [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 18 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 9 назв. - 07.70 р. ЭБС РГУПС
7 Буракова, М. А. Контрольный измерительный инструмент. Гладкие калибры [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 25 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 3 назв. - 10.23 р. ЭБС РГУПС
8 Буракова, М. А. Измерение цилиндрической детали. Непосредственный метод [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 27 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 7 назв. - 10.23 р. ЭБС РГУПС
9 Рядченко, Г. В. Выявление систематических погрешностей [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Г. В. Рядченко, М. А. Буракова, В. А. Бондаренко ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 15 с. : табл. - Библиогр. : 3 назв. - Заказ № 8031, 76 экз. - 06.75 р., 06.75 р. ЭБС РГУПС
10 Рядченко, Г. В. Косвенные измерения и оценка их погрешностей [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Г. В. Рядченко, М. А. Буракова, В. А. Бондаренко ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 15 с. : табл. - Библиогр. : 4 назв. - Заказ № 8032, 76 экз. - 06.75 р., 06.75 р. ЭБС РГУПС
11 Николаева, Г. С. Сертификация продукции железнодорожного транспорта [Текст] : метод. указ. к расчетно-граф. раб. по дисциплине "Метрология, стандартизация, сертификация" / Г.С. Николаева, Н.Д. Игнатова, М.А. Буракова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2005. - 27 с. : прил. - Заказ 4263, 60 экз. - ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Windows 8.1 И
3 Office Standard 2010 И
4 Luidia eBeam Capture И
5 Luidia eBeam Device Service И
6 Luidia eBeam Education Suite И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46615.