РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Профильная направленность

Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители Хамидуллина Наталья Викторовна, д.т.н., доц. Плешко Михаил Степанович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Новожилов Антон Сергеевич, Начальник мостоиспытательной станции, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКДИ - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Мосты, т и т н ж д_С_23.05.06_во_6789_ИПС_п41915_и46427.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Мосты".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Проектирование мостов", "Содержание и реконструкция мостов и труб";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-5 - Способен разрабатывать отдельные этапы технологических процессов производства, ремонта, эксплуатации и обслуживания транспортных систем и сетей, анализировать, планировать и контролировать технологические процессы

Знает: особенности конструкций объектов ИССО; особенности мостовых конструкций и способов их сооружения; особенности конструкций объектов ИССО; особенности мостовых конструкций и способов их сооружения; особенности проектирования плана и профиля мостов, путепроводов, эстакад

Умеет: выполнить технико- экономическое сравнение различных вариантов мостовых переходов и составить смету на строительство моста по принятому варианту; запроектировать план и профиль мостового перехода; использовать современное программное обеспечение для ведения баз данных по объектам ИССО

Имеет навыки: методами расчета и проектирования мостовых сооружений с использованием современных компьютерных средств; современными методами расчета, проектирования и технологиями строительства и технического обслуживания железнодорожного пути и искусственных сооружений; современными методами расчета, проектирования и технологиями строительства и технического обслуживания железнодорожного пути и искусственных сооружений

Индикатор:
ОПК-5.2 - умеет разрабатывать отдельные этапы технологических процессов производства ремонта, эксплуатации и обслуживания транспортных систем и сетей, анализировать, планировать и контролировать технологические процессы, осуществлять контроль соблюдения требований, действующих технических регламентов, стандартов, норм и правил в области организации, техники и технологии транспортных систем и сетей

Знает: особенности конструкций объектов ИССО; правила технической эксплуатации транспортных сооружений; принципы и методы изысканий, нормы и правила проектирования железных дорог, в том числе мостов,тоннелей и других искусственных сооружений

Умеет: выполнять инженерные изыскания и проектирование железных дорог, включая искусственные сооружения; запроектировать план и профиль мостового перехода; запроектировать план и продольный профиль тоннельного участка трассы

Имеет навыки: методами расчета и проектирования мостовых сооружений с использованием современных компьютерных средств; современными методами расчета, проектирования и технологиями строительства и технического обслуживания железнодорожного пути и искусственных сооружений

Индикатор:
ОПК-5.3 - имеет навыки контроля и надзора технологических процессов

Место дисциплины 1Б.О "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Изыскания и проектирование железных дорог", "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Сопротивление материалов", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 6, 7, 8, 9 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 14 зачетных единиц (504 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 208 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7 8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 208 208 48 64 48 48
Лекции (Лек) 96 96 24 32 24 16
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 112 112 24 32 24 32
             
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 233   87 71 51 24
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР) 30       15 15
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП) 40     40    
Самоподготовка 163   87 31 36 9
Контроль, всего и в т.ч. 63   9 9 9 36
Экзамен (Экз) 45     9   36
Зачет (За) 18   9   9  
Общая трудоемкость, часы 504 208 144 144 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 14   4 4 3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Общие сведения об ИССО. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Общие сведения: 1) Назначение ИССО.

1.2. Виды искусственных сооружений: 1) Искуственные сооружения мостового типа 2) Искусстьвенные сооружения тоннельного типа 3) Прочие искусственные сооружения.

1.3. Классификация мостов по эксплуатационным данным: 1)Признаки классификация мостов по эксплуатационным данным 2) Виды мостов по длине, по материалу.

2. Мосты. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Основные понятия о мостах: 1)Элементы моста 2) Габариты моста 3) водный поток.

3. Деревянные мосты. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Конструкция деревянных мостов и пролётов: 1)Фермы Гау-Журавского 2)Одноподкосны мост 3) Двухподкосный мост.

3.2. Дерывянные опры и ледорезы: 1)Рамно-лежневые опоры 2)Клеточные опоры 3) Свайные опоры.

4. Металлические мосты. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Конструкция.

4.2. Основные системы металлических мостов: 1) балочная система 2) Пролётное строение со сквозными балочными фермами 3)Арочные, рамные, вантовые и висячие мостов.

4.3. Опорные части.

Семестр № 7

5. Железобетонные мосты. (Компетенция/и ОПК-5)

5.1. Классификация железобетонных мостов.

5.2. Виды железобетонных мостов.

5.3. Конструкция пролетных строений железобетонных мостов.

6. Каменные и бетонные мосты. (Компетенция/и ОПК-5)

6.1. Конструктивные элемены каменных и бетонных мостов.

6.2. Бетонные виадуки.

7. Опоры капитальных мостов. (Компетенция/и ОПК-5)

7.1. Концевые и промежуточные опоры.

7.2. Классификация свай.

7.3. Фундаменты мелкого и глубокого заложения.

8. Водопропускные трубы. (Компетенция/и ОПК-5)

8.1. Виды и назначения.

8.2. Водный поток в трубах.

9. Эксплуатация ИССО. (Компетенция/и ОПК-5)

9.1. Особенности эксплуатации.

9.2. Ремонт и усиление.

Семестр № 8

10. Общие сведения о транспортных тоннелях. (Компетенция/и ОПК-5)

10.1. Определение и классификация тоннелей.

10.2. История развития тоннелестроения.

10.3. Современное состояние тоннелестроения в России и мире.

10.4. Перспективы мирового тоннелестроения.

11. Проектирование тоннелей. (Компетенция/и ОПК-5)

11.1. Основные требования при проектировании тоннелей.

11.2. Исходные данные для проектирования тоннелей. Инженерные изыскания: Исходные данные для проектирования тоннелей. Состав инженерно-геологических изысканий при разработке проекта строительства тоннеля.

11.3. Проектирование плана и продольного профиля тоннеля.

11.4. Габариты и форма поперечного сечения тоннеля: Определение размеров поперечного сечения тоннеля. Выбор формы поперечного сечения тоннеля.

12. Тоннельная обделка. (Компетенция/и ОПК-5)

12.1. Общие сведения: Общие положения Материалы тоннельных конструкций Конструкции монолитных тоннельных обделок Конструкции сборных тоннельных обделок.

12.2. Камеры, ниши и вспомогательные подземные.

12.3. Порталы и рампы в транспортных тоннелях.

12.4. Защита тоннелей от подземных вод.

12.5. Верхнее строение пути и проезжая часть.

13. Расчет тоннельной обделки. (Компетенция/и ОПК-5)

13.1. Нагрузки и воздействия на обделку тоннелей: Виды нагрузок и воздействий Постоянные нагрузки Временные и особые нагрузки Расчетные нагрузки.

13.2. Методы расчета тоннельных обделок.

13.3. Расчет обделки подковообразного сечения по методу: Схема нагрузок Расчетная схема и основная система Определение перемещений основной системы.

13.4. Расчёт обделки тоннеля круглого сечения методами механики подземных сооружений.

13.5. Моделирование и расчет тоннеля методом конечных элементов.

13.6. Применение BIM-технологий в проектировании транспортных тоннелей.

Семестр № 9

14. Способы сооружения тоннелей. (Компетенция/и ОПК-5)

14.1. Классификация способов.

15. Методы раскрытия сечения. (Компетенция/и ОПК-5)

15.1. Метод пилот-тоннеля (передовой штольни).

15.2. Метод опертого свода (бельгийский метод).

15.3. Метод опорного ядра (германский метод).

15.4. Новоавстрийский метод (NATM).

16. Буровзрывная технология проходки тоннелей. (Компетенция/и ОПК-5)

16.1. Основные понятия и определения.

16.2. Механизация бурения шпуров и скважин.

16.3. Расположение шпуров в забое тоннеля.

16.4. Выбор взрывчатого вещества.

16.5. Заряжание и взрывание зарядов.

16.6. Паспорт буровзрывных работ (БВР).

16.7. Требования к взрывным работам и оценка их качества.

17. Технология проходки тоннелей комбайнами, щитами. (Компетенция/и ОПК-5)

17.1. Комбайновая технология проходки.

17.2. Щитовая технология проходки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   87
2 4 16    
3 6      
4 6      
5 8 32   31
6 4      
7 4      
8 6      
9 10      
10 6     10
11 6 12   14
12 6 12   10
13 6     2
14 4 16    
15 4     5
16 4      
17 4 16   4
Итого 96 112   163
В т.ч. по интерактивным формам 88 112    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Составление профиля мостового перехода 6
Анализ местных условий строительства 2
2 Разработка варианта моста 8
Разработка моста №2 8
Семестр № 7
5 Железобетонный балочный мост 2
Построение профиля 8
Характеристика водотока, Инженерно-геологические условия 2
Эскизное проектирование промежуточной опоры и устоя 4
Определение объёмовработ и стоимости моста 2
Разработка свайного моста 6
Разработка моста из обычного железобетона 4
Выбор оптимального варианта моста 4
Семестр № 8
11 Основные положения проектирования тоннелей 12
12 Проектирование плана и продольного профиля тоннеля 6
Конструирование обделки тоннеля 2
Конструирование порталов 4
Семестр № 9
14 Расчет паспорта буровзрывных работ 8
Проветривание тоннеля при проходке 8
17 Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Щитовой способ) 8
Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Открытый способ) 4
Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Специальный способ) 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 История развития мостов 87
Семестр № 7
5 Мосты на железных дорогах этапы развития 31
Семестр № 8
10 История развития тоннелестроения 10
11 Состав инженерно-геологических изысканий при разработке проекта строительства тоннеля 14
12 Общие положения Материалы тоннельных конструкций 10
13 Применение BIM-технологий в проектировании транспортных тоннелей 2
Семестр № 9
15 Общие положения. Новоавстрийский метод (NATM) 5
17 Щитовая технология проходки 4

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7 8 9
ОПК-5 + + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

железобетонный балочный мост через несудоходную реку.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

проект строительства однопутного железнодорожного тоннеля горным способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий;

проект строительства двухпутного железнодорожного тоннеля горным способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий;

проект строительства однопутного железнодорожного тоннеля щитовым способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий;

проект строительства двухпутного железнодорожного тоннеля щитовым способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение искусственных сооружений.
2) Виды искусственных сооружений по назначению.
3) Виды водопропускных искусственных сооружений.
4) Виды защитных сооружений.
5) Виды мостов по назначению.
6) Основные конструктивные элементы моста.
7) Назначение путепровода.
8) Основные конструктивные элементы металлического моста.
9) Назначение труб в насыпях.
10) Виды мостов по материалу.
11) Признаки мостов по эксплуатационным данным.
12) Преимущества и недостатки деревянных мостов.
13) Виды балочных пролетных строений.
14) Виды железобетонных мостов по способу сооружения.
15) Какие материалы применяют для сооружения железобетонных мостов.
16) Виды мостового полотна.
17) Основные конструктивные элементы пролетного строения со сквозными фермами.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить удельный вес искусственного сооружения.
2) Определять чему равно водопропускное отверстие моста.
3) Определять где располагаются и как называются концевые опоры моста.
4) Определять от чего зависит глубина заложения фундамента.
5) Проектировать промежуточную опору моста.
6) Определить объёмы работ фундаментов.
7) Определять количество свай в ростверке промежуточной опоры.
8) Определить отверстие моста.
9) Определить пределы варьирования отверстия моста.
10) Определить размеры тела опоры.
11) Определить размеры и объем островка под опускной колодец.
12) Определить число пролетов моста.
13) Определить количество свай.
14) Определить нормативную нагрузку на свайные фундаменты.
15) Определить объем шпунтового ограждения.
16) Определить нормативные нагрузки на главную балку.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификации железобетонных мостов.
2) Определения принципов работы предварительно напряженных железобетонных конструкций.
3) Использования способов соединения арматурных стержней в каркасе.
4) Использования способов соединения элементов металлических конструкций.
5) Методики разбивки отверстия моста на пролеты.
6) Методики выбора оптимального варианта моста.
7) Определения основных размеров промежуточной опоры.
8) Расчета главной балки.
9) Расчета арматуры в нижнем ребре балки.
10) Технико-экономических расчетов при сравнении вариантов мостов.
11) Расчета шпунтового ограждения.
12) Определения количества и положений продольной арматуры.
13) Определения требуемой высоты балки.
14) Определения расчетного расхода воды.
15) Определения высоты ветрового нагона воды.
16) Определения регуляционных сооружений.
17) Методики расчета глубины местного размыва дна у промежуточных опор моста.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение искусственных сооружений.
2) Виды искусственных сооружений по назначению.
3) Виды водопропускных искусственных сооружений.
4) Виды защитных сооружений.
5) Виды мостов по назначению.
6) Основные конструктивные элементы моста.
7) Назначение путепровода.
8) Основные конструктивные элементы металлического моста.
9) Назначение труб в насыпях.
10) Виды мостов по материалу.
11) Признаки мостов по эксплуатационным данным.
12) Преимущества и недостатки деревянных мостов.
13) Виды балочных пролетных строений.
14) Виды железобетонных мостов по способу сооружения.
15) Какие материалы применяют для сооружения железобетонных мостов.
16) Виды мостового полотна.
17) Основные конструктивные элементы пролетного строения со сквозными фермами.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить удельный вес искусственного сооружения.
2) Определять чему равно водопропускное отверстие моста.
3) Определять где располагаются и как называются концевые опоры моста.
4) Определять от чего зависит глубина заложения фундамента.
5) Проектировать промежуточную опору моста.
6) Определить объёмы работ фундаментов.
7) Определять количество свай в ростверке промежуточной опоры.
8) Определить отверстие моста.
9) Определить пределы варьирования отверстия моста.
10) Определить размеры тела опоры.
11) Определить размеры и объем островка под опускной колодец.
12) Определить число пролетов моста.
13) Определить количество свай.
14) Определить нормативную нагрузку на свайные фундаменты.
15) Определить объем шпунтового ограждения.
16) Определить нормативные нагрузки на главную балку.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификации железобетонных мостов.
2) Определения принципов работы предварительно напряженных железобетонных конструкций.
3) Использования способов соединения арматурных стержней в каркасе.
4) Использования способов соединения элементов металлических конструкций.
5) Методики разбивки отверстия моста на пролеты.
6) Методики выбора оптимального варианта моста.
7) Определения основных размеров промежуточной опоры.
8) Расчета главной балки.
9) Расчета арматуры в нижнем ребре балки.
10) Технико-экономических расчетов при сравнении вариантов мостов.
11) Расчета шпунтового ограждения.
12) Определения количества и положений продольной арматуры.
13) Определения требуемой высоты балки.
14) Определения расчетного расхода воды.
15) Определения высоты ветрового нагона воды.
16) Определения регуляционных сооружений.
17) Методики расчета глубины местного размыва дна у промежуточных опор моста.

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные сведения о тоннельных пересечениях
2) Определение и назначение тоннелей
3) Классификацию тоннелей
4) Основные исторические этапы развития мирового тоннелестроения
5) Историю тоннелестроения в России
6) Современное состояние развития техники и технологии строительства тоннелей в ведущих зарубежных странах
7) Современное состояние, проблемы и перспективы тоннелестроения в России.
8) Методы инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннелей.
9) Средства инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннелей.
10) Состав инженерно-геологического отчета при проектировании тоннеля
11) Основные требования к содержанию основных разделов инженерно-геологического отчета при проектировании тоннеля
12) Методы и средства мониторинга при строительстве и эксплуатации тоннеля Организацию мониторинга при строительстве и эксплуатации тоннелей
13) Требования нормативных документов к плану трассы тоннеля
14) Требования нормативных документов к продольному профилю тоннеля
15) Основы вариантного проектирования тоннельных пересечений
16) Методы автоматизированного проектирования трассы и продольного профиля тоннеля
17) Назначение и виды порталов
18) Материалы и конструкции порталов
19) Назначение и виды рамп тоннелей
20) Материалы, конструкции рамп тоннелей
21) Основные требования к тоннельной обделке
22) Классификацию тоннельных обделок
23) Материалы тоннельных обделок
24) Способы защиты тоннеля от поверхностных и подземных вод
25) Способы гидроизоляции обделки тоннеля
26) Конструкции камер и ниш в тоннелях
27) Конструкции вспомогательных подземных сооружений транспортных тоннельных комплексов.
28) Основные конструктивные особенности тоннелей метрополитенов
29) Основные конструктивные особенности станций метрополитенов
30) Нагрузки и воздействия на тоннельную обделку
31) Методы расчета тоннельной обделки
32) Модели и расчетные схемы обделок тоннелей
33) Основные положения расчета монолитной железобетонной обделки некругового очертания
34) Алгоритм расчета монолитной железобетонной обделки некругового очертания
35) Основные положения расчета сборной обделки круглого сечения
36) Алгоритм расчета сборной обделки круглого сечения
37) Методы автоматизированного проектирования обделки тоннелей
38) Классификацию программных средств, применяемых при проектировании обделки тоннелей
39) Основные сведения о природных и техногенных факторах, затрудняющих строительство и эксплуатацию тоннелей
40) Особенности проектирования тоннельной обделки в сложных горно-геологических условиях.
41) Классификацию способов и технологий строительства тоннелей
42) Технологические схемы производства работ при открытом способе строительства тоннелей
43) Средства механизации работ при открытом способе строительства тоннелей
44) Организацию работ при открытом способе строительства тоннелей
45) Технологические схемы производства работ при закрытом способе строительства тоннелей
46) Средства механизации работ при закрытом способе строительства тоннелей
47) Организацию работ при закрытом способе строительства тоннелей

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Осуществлять вариантное проектирование тоннельных пересечений
2) Выполнять трассирование тоннелей в разных топографических условиях
3) Производить выбор варианта продольного профиля тоннеля
4) Определять положение порталов (рамп) тоннеля
5) Проектировать продольный профиль тоннеля
6) Конструировать портал тоннеля
7) Конструировать камеры и ниши тоннеля
8) Принимать технические решения по гидрозащите тоннеля
9) Производить выбор материала тоннельной обделки
10) Конструировать обделку тоннеля
11) Определять величину горного давления на обделку
12) Определять величину гидростатического давления на обделку
13) Определять нагрузки от собственного веса и другие виды нагрузок и воздействий, передаваемых на обделку тоннеля
14) Принимать коэффициенты надежности по нагрузке и определять расчетные нагрузки на обделку тоннеля
15) Выполнять расчет монолитной железобетонной обделки некругового очертания
16) Выполнять расчет сборной обделки круглого сечения
17) Осуществлять выбор способа и технологической схемы строительства тоннеля

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыками анализа передового практического опыта в области тоннелестроения.
2) Навыками анализа современных научных достижений в области тоннелестроения.
3) Методами инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннелей.
4) Средствами инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннелей.
5) Навыками анализа исходных инженерно-геологических данных проекта строительства тоннеля.
6) Навыками организации мониторинга при строительстве и эксплуатации тоннелей.
7)Навыками автоматизированного проектирования трассы тоннеля.
8) Навыками автоматизированного проектирования продольного профиля тоннеля.
9) Навыками проектирования тоннельной обделки в сложных горно-геологических условиях.
10) Навыками конструирования элементов метрополитенов.
11) Навыками автоматизированного проектирования монолитной обделки тоннелей.
12) Навыками автоматизированного проектирования сборной обделки тоннелей.
13) Навыками разработки технологических схем строительства тоннелей открытым способом.
14) Навыками разработки организационных схем строительства тоннелей открытым способом.
15) Навыками разработки технологических схем строительства тоннелей закрытым способом.
16) Навыками разработки организационных схем строительства тоннелей закрытым способом.
17) Навыками подготовки основных элементов проектной документации проекта железнодорожного тоннеля.

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Виды инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннеля
2)Виды геофизических исследований при проектировании и строительстве тоннеля
3)Виды геодезических работ при проектировании и строительстве тоннеля
4)Инженерно-экологическое обеспечение строительства
5)Методы геотехнологического и экологического мониторинга
6)Работы по расчистке и планировке площадки строительства
7)Работы по прокладке временных коммуникаций и дорог при строительстве тоннеля
8)Устройство временных бытовых, складских, административно-бытовых и других помещений
9)Технологию сооружения портальной выемки
10)Организацию работ по врезке тоннеля
11)Особенности подготовительного периода при строительстве метрополитенов Технологию вскрытия трассы тоннеля вертикальными стволами
12)Классификацию способов строительства тоннелей
13)Последовательность раскрытия фронта тоннельных работ
14)Способы раскрытия сечения тоннеля
15)Способы бурения шпуров и скважин
16)Взрывчатые вещества и средства взрывания
17)Конструкцию заряда взрывчатого вещества
18)Схемы расположения шпуров в забое, типы врубов
19)Состав паспорта буровзрывных работ
20)Показатели качества буровзрывных работ
21)Машины и комплексы, применяемые при проходке тоннелей горным способом
22)Технологию сооружения тоннелей с применением тоннельных экскаваторов
23)Технологию сооружения тоннелей с применением горнопроходческих комбайнов
24)Основные принципы и особенности Новоавстрийского способа строительства тоннелей
25)Материалы и конструкции временных крепей при применении Новоавстрийского способа строительства тоннелей
26)Технологию и организацию работ при Новоавстрийском способе строительства тоннелей
27)Временные крепи тоннелей
28)Конструкции и технологии возведения анкерной крепи
29)Конструкции и технологии возведения набрызгбетонной крепи
30)Конструкции и технологии возведения металлической арочной крепи
31)Технологию опережающего крепления тоннелей экранами, трубами и др.
32)Организацию уборки породы в призабойном пространстве тоннеля
33)Организацию транспорта при строительстве тоннеля
34)Конструкции тоннельных опалубок
35)Оборудование для доставки и укладки бетона
36)Технологию и организацию работ по устройству гидроизоляции тоннеля
37)Технологию монтажа арматурного каркаса обделки
38)Технологию бетонирования обделки
39)Организацию проветривания тоннелей в период проходки
40)Организацию водоотлива при проходке тоннелей
41)Организацию пылеподавления в тоннеле
42)Организацию обеспечения проходки тоннеля электроэнергией и сжатым воздухом
43)Организацию освещения, связи, сигнализации в тоннеле
44)Современные технологии строительства тоннелей щитовыми тоннелепроходческими комплексами
45)Классификация щитовых ТПК
46)Конструкцию и принцип работы частично механизированных щитовых ТПК
47)Конструкцию и принцип работы щитовых ТПК с качающимся рабочим органом
48)Конструкцию и принцип работы грипперных щитовых ТПК
49)Конструкцию и принцип работы щитового роторного ТПК
50)Конструкцию и принцип работы двойного телескопического щитового ТПК
51)Конструкцию и принцип работы щитового роторного ТПК с грунтовым пригрузом забоя
52)Конструкцию и принцип работы щитового ТПК с гидропригрузом забоя
53)Конструкцию и принцип работы микротоннелепроходческих щитов
54)Технологию сооружения тоннелей щитовым способом с монолитно-прессованной бетонной обделкой
55)Технологию возведения сборной обделки из железобетонных блоков
56)Технологию возведения сборной обделки из чугунных тюбингов
57)Технологию нагнетания растворов за обделку при щитовом способе строительства
58)Контроль качества работ по возведению обделки
59)Сущность котлованного способа строительства тоннелей
60)Временную крепь котлованов
61)Технологию и организацию работ при котлованном способе строительства тоннелей
62)Сущность открытого щитового способа строительства тоннелей
63)Типы передвижных крепей при открытом щитовом способе строительства тоннелей Технологию и организацию работ открытом щитовом способе строительства тоннелей
64)Сущность траншейного способа строительства тоннелей
65)Оборудование для разработки траншей при траншейном способе строительства тоннелей
66)Технологию возведения «стен в грунте»
67)Технологию продавливания при строительстве тоннелей открытым способом
68)Технологию экранирования при строительстве тоннелей открытым способом
69)Технологии инъекционного упрочнение горных пород
70)Технологию искусственного водопонижения
71)Технологию химического закрепления (тампонирования) горных пород
72)Технологию искусственного замораживания горных пород
73)Сущность способа опускных секций при строительстве тоннеля
74)Технологию изготовления секций при строительстве тоннеля способом опускных секций
75)Технологию подготовка основания при строительстве тоннеля способом опускных секций
76)Технологию погружения секций при строительстве тоннеля способом опускных секций
77)Технологию стыковки секций при строительстве тоннеля способом опускных секций

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выбирать способ строительства тоннеля в конкретных горно-геологических условиях
2)Выбирать способ раскрытия сечения тоннеля в конкретных горно-геологических условиях
3)Выбирать способ бурения шпуров и скважин при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
4)Выбирать взрывчатые вещества и средства взрывания при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
5)Определять диаметр шпуров
6)Определять глубину шпуров
7)Определять конструкцию заряда взрывчатого вещества при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
8)Разрабатывать схему расположения шпуров в забое при проходке тоннеля
9)Определять показатели качества буровзрывных работ
10)Выбирать машины и комплексы, применяемые при проходке тоннелей горным способом
11)Выбирать конструкцию временной крепи
12)Определять параметры анкерной крепи.
13)Определять параметры набрызгбетонной крепи
14)Определять параметры металлической арочной крепи
15)Выбирать конструкцию тоннельной опалубки
16)Выбирать оборудование для доставки и укладки бетона при возведении тоннельной обделки
17)Рассчитывать параметры организации бурения шпуров
18)Рассчитывать параметры организации уборки породы
19)Рассчитывать параметры организации бетонных работ
20)Производить выбор способа и вентилятора для проветривания тоннеля
21)Определять требуемый расход воздуха на проветривание тоннеля
22)Определять параметры проветривания тоннеля
23)Выбирать тип ТПК при щитовом способе проходки
24)Осуществлять выбор открытого способа строительства тоннеля в конкретных условиях
25)Осуществлять выбор специального способа строительства тоннеля в конкретных условиях

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Навыками определения состава инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннеля.

2)Навыками определения состава работ подготовительного периода строительства тоннеля.

3)Навыками разработки плана строительной площадки у портала тоннеля.

4)Навыками разработки паспорта буровзрывных работ на проходку тоннеля.

5)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля буровзрывным способом.

6)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля проходческим комбайном.

7)Основами проектирования водоотлива при строительстве тоннеля.

8)Основами проектирования пылеподавления при строительстве тоннеля.

9)Основами проектирования энергообеспечения строительства тоннеля.

10)Основами проектирования освещения, связи, сигнализации при строительстве тоннеля.

11)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля щитовым ТПК.

12)Навыками разработки циклограммы проходки при буровзрывном способе строительства тоннеля.

13)Навыками разработки циклограммы проходки при строительстве тоннеля проходческим комбайном.

14)Навыками разработки циклограммы проходки при щитовом способе строительства тоннеля.

15)Навыками разработки календарного графика строительства тоннеля при горном способе строительства.

16)Навыками разработки календарного графика строительства тоннеля при щитовом способе строительства.

17)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля открытым способом.

18)Основами проектирования специальных способов строительства тоннеля.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-5 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 10, 11, 12, 13 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
10, 11, 12, 13 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
10, 11, 12, 13 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 14, 15, 16, 17 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
14, 15, 16, 17 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
14, 17 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
14, 15, 16, 17 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Транспортные тоннели [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Ю. Прокопов, М. С. Плешко, М. В. Прокопова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 153 с. ЭБС РГУПС
2 Мосты на железных дорогах [Электронный ресурс] : учеб. пособие для лекцион. курса по дисциплине «Мосты на железных дорогах» / Н. В. Хамидуллина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 45 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хамидуллина Н.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Проектирование моста через несудоходную реку : учебно-методическое пособие к курсовой работе / Н.В. Хамидуллина, О.В. Азарова ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. –32 с. ЭБС РГУПС
3 Н.В.Хамидуллина. Учебно-методическое пособие"Составление вариантов моста через несудоходную реку" к курсовому проектированию по дисциплине «Строительство мостов» Ростов-на-Дону 2017г.РГУПС-26с. ЭБС РГУПС
4 Плешко М.С., Насонов А.А. Мосты, тоннели и трубы на железной дороге. Учебно-методическое пособие для выполнения расчетно-графической работы для студентов специальности "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей". 2017. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
5 Плешко М.С., Насонов А.А. Мосты, тоннели и трубы на железной дороге. Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ для студентов специальности "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей". Часть 1. 2017. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
6 Плешко М.С., Насонов А.А. Мосты, тоннели и трубы на железной дороге. Учебно-методическое пособие для выполнения практических работ для студентов специальности "Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей". Часть 2. 2017. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
7 Учебно-методическое пособие к курсовому проекту по дисциплине «Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах»2017.24с.-ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
8 Учебно-методическое пособие к практическим работам по дисциплине «Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах» 6 семестр 2017.-23с.-ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
9 Учебно-методическое пособие к практическим работам по дисциплине «Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах» 7семестр 2017.-23с.- ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
10 Правила ремонта каменных, бетонных и железобетонных конструкций железнодорожных мостов [Электронный ресурс] : учеб. пособие для занятий по дисциплине "Содержание и реконструкция мостов и тоннелей" / Н. В. Хамидуллина, А. А. Ревякин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 51 с. ЭБС РГУПС
11 Транспортные тоннели [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Прокопов, М. С. Плешко, М. В. Прокопова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 153 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office И
3 AutoCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46427.