РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Философия"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Агейкина Светлана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Философия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав. кафедрой "Философия и методология науки", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Философия_С_23.05.03_во_3_ФИО_п39025_и46104.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Философия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Философия" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника универсальных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электрический транспорт железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
УК-5 - Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Знает: - содержание основных концепций философии, ее своеобразие, место в культуре, научных и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; - основные концепции истории философии и философской теории; - сущность философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии и методы философских исследований, философские персоналии и специфику философских направлений; - структуру философского знания, его место и роль в современной жизни, методы и приемы философского анализа проблем

Умеет: - применять философские знания в формировании программ жизнедеятельности, самореализации личности; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; - формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию людей, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; - анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности

Имеет навыки: имеет навыки анализа философской мысли, базовыми ценностями мировой философской мысли и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии для формирования мировоззренческой позиции; владеет навыками работы с философскими источниками и критической литературой; приемами поиска, систематизации и свободного изложения философского материала и методами сравнения философских идей, концепций и эпох; владеет навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социо-гуманитарных проблем и конкретных философских позиций

Индикатор:
УК-5.5 - Имеет навыки философского подхода к анализу разнообразных форм культуры в процессе межкультурного взаимодействия

Знает: знает спефифику предмета философии, место и роль философии в культуре, исторические этапы и культурные традиции философии; знает основные направления и проблематику современной философии; знает методологию исследования общества, его структуру; знает специфику предмета философии, структуру философского знания об основных экономических положениях; место и роль философии в экономической деятельности общества; основные философские направления; базовые ценности научной, философской, религиозной картины мира; знает основные направления и проблематику современной философии; знает методологию исследования общества, современную концепцию целостности бытия общества, его структуру, место человека в системе социальных связей

Умеет: умеет оперировать базовыми ценностями философской мысли об основных экономических знаниях;ориентироваться в религиозных и гуманистических ценностях;умеет раскрыть смысл выдвигаемых идей;умеет представить рассматриваемые философские проблемы в экономике развития общества;уметь провести сравнение различных философских концепций по конкретной проблеме

Имеет навыки: культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению и анализу; методами философских,исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества; Навыками анализа локальных и глобальных социальных процессов

Индикатор:
УК-5.6 - Знает основные направления, школы и этапы развития философии, основные проблемы философии и способы их решения

Место дисциплины 1Б.О "Философия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и деловые коммуникации".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 44   44
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   32 95
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   32 83
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 8 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Философия, основные этапы ее становления. (Компетенция/и УК-5)

1.1. Философия, круг ее проблем и роль в культуре: Предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира, основные философские направления.

1.2. Зарождение философии. Античная философия: Философские идеи народов древнего Востока, социокультурные предпосылки древнегреческой философии, периодизация истории древнегреческой мысли, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода.

1.3. Философия средних веков и эпохи Возрождения: Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.

1.4. Западноевропейская философия Нового времени (17-18 вв.): Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница; философия французского Просвещения.

1.5. Немецкая классическая философия: Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л.Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа).

1.6. Западноевропейская философия 19-20 столетий и особенности философской мысли в России: Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм. Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л.Толстого и Ф.Достоевского; философия положительного всеединства В.Соловьева, экзистенциальный персонализм Н.Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии.

2. Концепция бытия. (Компетенция/и УК-5)

2.1. Бытие как центральное понятие философии. Бытие, материя и субстанция: Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира.

2.2. Диалектика как теория развития бытия: Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Философия познания. (Компетенция/и УК-5)

3.1. Природа сознания человека: Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык.

3.2. Человеческое познание, вненаучное и научное познание: Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника.

4. Философия человека. (Компетенция/и УК-5)

4.1. Человек как предмет философского познания: Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.

5. Философия общества. (Компетенция/и УК-5)

5.1. Общество как саморазвивающаяся система: Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей.

5.2. Общественный прогресс. Россия как субъект всемирно-исторического развития: Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 12   10
2 8 6   8
3 8 6   8
4 4 4   8
5 4 4   10
Итого 32 32   44
В т.ч. по интерактивным формам 10 10    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Мировоззрение и философия; предмет философии, место и роль философии в культуре, структура философского знания; научные, философские и религиозные картины мира; основные философские направления. Социокультурные предпосылки древнегреческой философии, досократовская философия, антропологические идеи софистов и Сократа, философия Платона и Аристотеля, философские школы эллинистического периода. Христианство и философская мысль отцов церкви и схоластиков. Основные философские идеи в трудах отцов церкви. Основные проблемы средневековой схоластической философии: проблема универсалий и проблема отношения веры и разума. Философские идеи эпохи Возрождения, пантеистическая философия Николая Кузанского и Джордано Бруно.Философия английского эмпиризма и сенсуализма: философские учения Фр. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма; рационалистическая философия Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница; философия французского Просвещения. Социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы. Докритический период кантовской философии, критическое учение И.Канта (трансцендентальные предпосылки познания и диалектика, этическое учение Канта); феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Гегеля (логика, философия природы и духа); философия Л. Фейербаха (критика христианства, обоснование антропологического принципа). Основные направления западноевропейской философской мысли 19-20 столетий: марксизм, позитивизм, иррационализм, неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм.Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация; социально-философские идеи западничества и славянофильства; философско-этические учения Л. Толстого и Ф. Достоевского; философия положительного всеединства В. Соловьева, экзистенциальный персонализм Н. Бердяева, особенности философской мысли в 20 столетии. 12
2 Понятие бытия и субстанции, монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; материальное и идеальное бытие; понятие материи в истории философии, определение материи; основные атрибуты материи (пространство, время и движение) и их взаимосвязь, структура материального мира. Идея развития в истории философии, диалектика как теория развития и методология познания; особенности законов и категорий диалектики, динамические и статические закономерности; метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика; основные категории диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания. 6
3 Биологические и социальные предпосылки сознания. Сознание как высшая форма отражения, функция мозга и продукт общества. Идеальность сознания. Структура и функции сознания. Сознание и познание, сознание, самосознание и бессознательное. Сознание и язык. Познание, творчество, практика; вера и знание, научное и вненаучное знание; критерии научного знания; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смена типов рациональности; наука и техника. 6
4 Человек и общество; культура, человек и природа; свобода и ответственность человека в обществе; смысл человеческого бытия; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести. 4
5 Человек в системе социальных связей; методология исследования общества; современные концепции общества; общество и его структура; основные сферы общественной жизни; гражданское общество и государство; насилие и ненасилие в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Основные направления философии. Философия средних веков и эпохи Возрождения 10
2 Понятие субстанции, структура материи 8
3 Методология познания 8
4 Смысл существования человека 8
5 Основные сферы общества 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 115 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
УК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
УК-5 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Мировоззрение и философия;

тема 2. Материализм и идеализм – основные направления в философии;

тема 3. Диалектика и метафизика;

тема 4. Античная философия;

тема 5. Античная философия;

тема 6. Философия Платона;

тема 7. Философия Аристотеля;

тема 8. Средневековая философия;

тема 9. Философия эпохи Возрождения;

тема 10. Английская философия XVII-XVIII в;

тема 11. Французская философия XVIII века;

тема 12. Рационализм в западноевропейской философии XVIII в;

тема 13. Философское учение И. Канта;

тема 14. Философия Г.В. Гегеля;

тема 15. Философское учение Л. Фейербаха;

тема 16. Марксистская философия. ;

тема 17.Эволюция философии позитивизма;

тема 18. Эволюция философии экзистенциализма;

тема 19. Неотомизм – религиозная философия ХХ в;

тема 20. Русская философия XIX-XX веков;

тема 21. Категории "бытия", "субстанции", материи";

тема 22. Основные атрибуты материи (формы существования);

тема 23. Философское учение о сознании;

тема 24. Диалектика как учение о развитии;

тема 25. Диалектическое учение о всеобщих законах развития;

тема 26. Общая характеристика категорий диалектики;

тема 27. Философское учение о познании;

тема 28. Философское учение об истине;

тема 29. Философское учение о практике;

тема 30. Субъекты и движущие силы общественного развития. Материальное производство;

тема 31. Общественные отношения;

тема 32. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности;

тема 33. Проблема человека в философии;

тема 34. Общественное сознание и его структура;

тема 35. Нравственное сознание;

тема 36. Эстетическое сознание;

тема 37. Религиозное сознание;

тема 38. Политическое и правовое сознание;

тема 39. Наука как общественное явление;

тема 40. Культура как общественное явление.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Мировоззрение, его исторические типы, структура, роль в жизни человека и общества.
2) Предмет и специфика философии, ее основные разделы и функции.
3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.
4) Философские идеи мыслителей Древней Греции.
5) Философия Европейского Средневековья. Патристика.
6) Рационализм в философии Нового Времени, его основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
7) Эмпиризм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Дж.Локк). Философия французского Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).
8) Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.
9) Идеалистическая диалектика Гегеля – вершина философской классики.
10) В. Соловьев и русская философская мысль в России конца XIX – начала ХХ веков.
11) Основные течения современной западной философии.
12) Проблема бытия, ее философский и жизненный смысл. Категория субстанции в истории философской мысли. Монизм, дуализм и плюрализм в философии.
13) Современное философское и научное представление о материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Пространство и время как формы существования материи.
14) Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
15) Проблема сознания в истории философии. Возникновение сознания, его общественно - историческая сущность
16) Сознание как отражение действительности. Сознание и мозг.
17) Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира. Практика, ее общественно - исторический характер и роль в познании.
18) Чувственное познание, его формы. Методы эмпирического познания.
19) Теоретическое познание, его формы. Методы теоретического познания.
20) Понятие истины в философии. Объективность и конкретность истины, истина как процесс. Проблема критерия истины.
21) Научное познание, его характерные особенности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
22) Диалектика как теория и метод. Принцип развития в диалектике. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии.
23) Понятие противоречия в диалектике, роль противоречий в развитии.
24) Категории качества и количества. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. Понятие меры и скачка.
25) Понятие отрицания в философии. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания и его роль в развитии.
26) Понятие закона и категории в науке и в философии. Особенности законов и категорий диалектики.
27) Понятие общества, его специфика. Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические факторы общественного развития.
28) Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Понятие общественно - экономической формации, его методологическое значение.
29) Взаимосвязь общества и личности как проблема философии.
30) Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль масс и личностей в истории.
31) Проблема человека в философии. Человек как единство природного и социального.
32) Свобода и ответственность человека в обществе. Смысл жизни человека: всеобщее и особенное.
33) Духовная жизнь общества, ее функции и структура. Специфика и взаимосвязь форм общественного сознания.
34) Проблема исторического прогресса и его критериев. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Раскрыть содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.
2) Сопоставить философские позиции представителей рационализма и эмпиризма, опираясь на следующие утверждения: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах» (Дж. Локк) и «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума» (Г. Лейбниц).
3) Дать определение понятия «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.
4) Раскрыть содержание понятия «материя» с точки зрения системы абсолютного идеализма Г. Гегеля.
5) Показать значение понятия «бытие» для формирования системы философского знания.
6) Дать определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.
7) Используя диалектические категории свободы и необходимости, дать анализ положения нидерландского философа XVII века Б. Спинозы о свободе как познанной необходимости.
8) Используя знание основных философских направлений, сформулировать утилитаристское определение понятия «истина» и провести его анализ.
9) Используя понятия бытия и его форм, сопоставить позиции и аргументы материалистов и идеалистов в споре по поводу основного вопроса философии.
10) Сопоставьте позиции таких философских направлений как агностицизм и скептицизм, возникших в результате их гносеологического спора по поводу основного вопроса философии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методологией использования понятий свободы и ответственности. С этой целью проанализировать смысл категорического императива И. Канта - «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства».

2) Содержанием основных понятий онтологии. Дать анализ высказывания античного философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

3) Способностью использовать категории истины и метода. Проанализировать характер процесса радикального сомнения Р. Декарта и его вывод, который выражается в положении: «Я мыслю, следовательно, я существую».

4) Способностью использовать знания предмета философии. Дать анализ утверждению Г. Гегеля, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».

5) Способностью использовать категории онтологии. Провести анализ главного принципа экзистенциализма – «Существование предшествует сущности».

6) Способностью оперировать понятиями философской антропологии. Проанализировать смысл высказывания А.Н. Леонтьева: «Личностью не родятся, личностью становятся».

7) Способностью использовать категории социальной философии. Проанализировать и раскрыть философский смысл фундаментального положения философии Г. Гегеля: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

8) Способностью оперировать понятиями философской антропологии. Проанализировать смысл слов А. Камю: «Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти».

9) Способностью оперировать понятиями теории диалектики. Проанализировать смысл изречения древнегреческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

10) Способностью оперировать категориями гносеологии. Проанализировать смысл высказывания А. Эйнштейна: «Истина — это то, что выдерживает проверку опытом».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  УК-5 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ратников В.П. Философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Ратников В.П., Островский Э.В., Юдин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЭБС IPRBooks
2 Известия высших учебных заведений Северо-кавказского региона. Общественные науки ЭБС РГУПС
3 Философия для технических вузов : учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В.С. Любченко. - 7-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, ЭБС РГУПС
4 Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательный журнал. ЭБС РГУПС
5 История философии : учеб. для вузов / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агейкина С.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Философия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д,(электронный ресурс) ЭБС РГУПС
3 Философия: учебно-методическое пособие / Ю. В. Баскаков, А. В. Попова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46104.