РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Электрооборудование пассажирских вагонов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Пассажирские вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соломин Андрей Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Электрооборудование пассажирских вагонов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".







Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Электрооборудование п в_С_23.05.03_во_9_ВВХ_и45275.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электрооборудование пассажирских вагонов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Электрооборудование пассажирских вагонов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Пассажирские вагоны".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Методология проектирования перспективного подвижного состава";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-4 - Способен организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов различного типа и назначения, тормозного и оборудования, поддерживающего их жизнеобеспечение, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства, способен проектировать пассажирские вагоны, их тормозное и электрооборудование, средства автоматизации производственных процессов, оценивать показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества

Знает: электрооборудование пассажирских вагонов (размещение электрооборудования внутри и снаружи вагона, пульты управления, низковольтное и высоковольтное оборудование, статические преобразователи, микропроцессорные системы и приборы для регулирования)

Умеет: организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов различного типа и назначения, электрического и другого оборудования жизнеобеспечения вагонов

Имеет навыки: владеть методиками контроля параметров электрического и другого оборудования жизнеобеспечения вагонов

Индикатор:
ПК-4.1 - Способен демонстрировать знания электрооборудования пассажирских вагонов (размещение электрооборудования внутри и снаружи вагона, пульты управления, низковольтное и высоковольтное оборудование, статические преобразователи, микропроцессорные системы и приборы для регулирования), организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов различного типа и назначения, электрического и другого оборудования жизнеобеспечения вагонов, владеть методиками контроля их параметров

Место дисциплины 1Б.О "Электрооборудование пассажирских вагонов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Конструирование и расчет вагонов".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗВПС, МПС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 9   9
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
16 17
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   32 91
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 88   32 56
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Назначение и условия работы электрооборудования вагонов. Системы электроснабжения вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Назначение и условия работы электрооборудования вагонов.

1.2. Системы автономного электроснабжения вагонов.

1.3. Системы централизованного электроснабжения вагонов.

2. Источники электроэнергии вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

2.1. Подвагонные генераторы переменного тока. Устройство и принцип действия. Монтаж генераторов.

2.2. Аккумуляторные батареи. Устройство, принцип действия и основные характеристики аккумуляторов. Монтаж аккумуляторных батарей.

2.3. Дизель-генераторные агрегаты вагонов-электростанций и преобразователи электрической энергии пассажирских вагонов.

3. Системы автоматического регулирования напряжения генераторов и сети освещения. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Полупроводниковые регуляторы напряжения генераторов.

3.2. Регулирование напряжения в сети освещения.

4. Параллельная работа источников электроэнергии. Передача и распределение электрической энергии. (Компетенция/и ПК-4)

4.1. Параллельная работа генераторов переменного тока.

4.2. Параллельная работа генератора с аккумуляторной батареей.

4.3. Системы передачи и распределения электрической энергии.

4.4. Поездные электромагистрали.

5. Электрическое освещение и отопление вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

5.1. Источники света пассажирских вагонов. Светильники. Схемы питания цепей освещения.

5.2. Системы отопления вагонов: электрическое, комбинированное и смешанное. Автоматическое управление отоплением.

6. Электрические приводы механизированных устройств вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

6.1. Назначение и условия работы электрических приводов (электродвигатели постоянного тока, асинхронные электродвигатели).

6.2. Электрические приводы систем вентиляции, компрессорных установок, насосов.

7. Защита электрооборудования вагонов от аварийных режимов. (Компетенция/и ПК-4)

7.1. Защита источников электрической энергии от токов короткого замыкания и перегрузок.

7.2. Защита электрооборудования вагонов от коммутационных перенапряжений, повышения и понижения напряжения.

7.3. Защита генераторов переменного тока от несимметричного режима работы, нулевая защита.

8. Эксплуатация и ремонт электрооборудования вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

8.1. Система технического обслуживания и ремонта электрооборудования.

8.2. Структура производственного участка по ремонту электрооборудования депо.

8.3. Электроснабжение вагонов в пунктах формирования и оборота.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2 2
2 4 2 2 1
3 4 2 2 1
4 4 2 2 1
5 4 2 2 1
6 4 2 2 1
7 4 2 2 1
8 4 2 2 1
Итого 32 16 16 9
В т.ч. по интерактивным формам 32 16 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Общая электрическая схема пассажирского вагона 2
2 Устройство и принцип работы подвагонного генератора и аккумуляторных батарей 2
3 Устройство автоматических регуляторов напряжения на пассажирском вагоне 2
4 Изучить электрические схемы параллельной работы источников электроэнергии на пассажирском вагоне 2
5 Схема освещения и электрического обогрева пассажирского вагона 2
6 Устройство и принцип действия электрических приводов механических устройств 2
7 Устройство защитных приспособлений электрооборудования вагонов и ВРП от аварий 2
8 Оборудование для ремонта электрооборудования пассажирских вагонов 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Элементы электрических схем электроснабжения вагонов. Правила чтения схем электроустановок. 2
2 Выбор коммутационной и защитной аппаратуры. 2
3 Расчет оборудования регулирования напряжения вагона 2
4 Расчет системы электрического отопления пассажирского вагона 2
5 Расчет системы освещения пассажирского вагона. 2
6 Расчет электрических двигателей для приводов механизмов 2
7 Определение расчетных и пиковых нагрузок электрических потребителей вагона 2
8 Разработка технологии ремонта электроаппарата. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Изучить параметры применяемого электрооборудования 2
2 Требования к источникам электроэнергии вагонов 1
3 Требования к системам автоматического регулирования напряжения 1
4 Изучить электрическую схему передачи электроэнергии 1
5 Виды ламп, применяемых в системах освещения 1
6 Требования к механическим приводам 1
7 Требования к устройствам защиты электрооборудования вагонов 1
8 Техпроцессы ремонта электрооборудования 1

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 88 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет и выбор основного электрооборудования пассажирского вагона.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Требования, предъявляемые к электрическому оборудованию вагонов.
2) Пуск двигателей постоянного тока.
3) Автономная система электрического снабжения с приводом генератора переменного тока от торца оси колесной пары.
4) Устройство щелочных аккумуляторных батарей вагонов.
5) Системы электрического снабжения рефрижераторного подвижного состава.
6) Автономная система электрического снабжения с приводом генератора от средней части оси.
7) Схема питания ламп накаливания вагонов. Принцип работы схемы.
8) Централизованная система электрического снабжения пассажирских вагонов от локомотивов на переменном токе.
9) Монтаж аккумуляторных батарей на вагоне.
10) Автономные системы электрического снабжения пассажирских вагонов. Общие сведения.
11) Аппараты защиты электрической сети и потребителей.
12) Передача и распределение электрической энергии в вагонах.
13) Устройство и принцип действия генератора постоянного тока пассажирских вагонов.
14) Принцип действия и основные характеристики щелочных аккумуляторных батарей.
15) Защита источников электрической энергии от токов короткого замыкания и перегрузок.
16) Устройство и принцип действия полупроводникового регулятора напряжения генератора.
17) Централизованные системы электрического снабжения. Общие сведения.
18) Приводы генераторов пассажирских вагонов.
19) Генератор постоянного тока пассажирских вагонов. Конструкция и принцип действия.
20) Дизель-генераторные агрегаты вагонов-электростанций.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Конструкция и принцип действия подвагонных генераторов переменного тока.
2) Схемы питания цепей освещения.
3) Централизованная система электрического снабжения пассажирских вагонов от локомотива на постоянном токе.
4) Пуск двигателей переменного тока.
5) Статический преобразователь для питания низковольтных потребителей.
6) Параллельная работа генератора переменного тока с аккумуляторной батареей.
7) Монтаж электрической аппаратуры на вагоне.
8) Централизованное электрическое снабжение вагонов от вагона-электростанции.
9) Защита электрооборудования вагонов от коммутационных перенапряжений.
10) Защита электрооборудования вагонов от повышения и понижения напряжения.
11) Энергоснабжение крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров.
12) Назначение и условия работы электрических приводов вагонов.
13) Источники света пассажирских вагонов.
14) Электрические приводы компрессорных установок и насосов.
15) Устройство радиопункта пассажирского вагона.
16) Параллельная работа генераторов переменного тока.
17) Электрическое отопление вагонов. Общие сведения.
18) Защита генераторов переменного тока от несимметричного режима работы, нулевая защита.
19) Системы автоматического регулирования напряжения пассажирских вагонов.
20) Сигнализация и связь в вагоне.
21) Электрическое отопление вагонов.
22) Электроснабжение вагонов в пунктах формирования и оборота.
23) Хранение аккумуляторных батарей.
24) Устройство кислотных аккумуляторов.
25) Монтаж генераторов на вагоне и способы их охлаждения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Электрические приводы устройств систем вентиляции.

2) Отличительные особенности электрооборудования пассажирских вагонов нового поколения.

3) Комбинированное отопление вагонов.

4) Структура производственного участка по ремонту электрооборудования депо.

5) Ремонт выпрямителей, электронного и радиооборудования вагонов.

6) Генераторы вагонов-электростанций поездов с централизованным электроснабжением.

7) Система и виды технического обслуживания пассажирских вагонов.

8) Электрические двигатели постоянного тока вагонов.

9) Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Обнаружение неисправностей в аккумуляторах.

10) Асинхронные электродвигатели вагонов.

11) Демонтаж и монтаж подвагонных генераторов, электрических машин и преобразователей.

12) Ремонт электропечей, электрокалориферов и котлов с элетроподогревом.

13) Нулевая защита и защита колес вагона от проскальзывания.

14) Поездные электромагистрали.

15) Характер повреждений генераторов вагонов в эксплуатации.

16) Техническое обслуживание электроаппаратуры, выпрямителей и радиооборудования.

17) Обнаружение неисправностей в аккумуляторах и ремонт.

18) Коммутационная аппаратура вагонов.

19) Смешанное отопление вагонов.

20) Нормальный и ускоренный заряды аккумуляторных батарей.

21) Неисправности обмоток электрических машин вагонов и их ремонт.

22) Техническое обслуживание генераторов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-4 9 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин, В. А. Специальные электрические машины [Текст] : учеб. пособие. Ч. 1 / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 45 с. ЭБС РГУПС
2 Учись читать электрические схемы вагонов: Учебное пособие для техникумов и колледжей. — М.: Маршрут, 2006. — 54 c. УМЦ ЖДТ
3 Ледащева Т.Ю. Электрические аппараты и цепи вагонов: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2016. - 144 с. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электрооборудование пассажирских вагонов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Соломин, А. В. Конструкции приводов подвагонных генераторов пассажирских вагонов [Текст] : метод. указ. к лаб. работе [для студентов специальности 150800 "Вагоны"] / А.В. Соломин, Е.А. Булавина ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2007. - 11 с. ЭБС РГУПС
3 Соломин, А. В. Изучение конструкции и принципа действия подвагонных генераторов переменного тока пассажирских вагонов [Текст] : метод. указ. к лаб. работе / А.В. Соломин, А.В. Костюков ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2002. - 12 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45275.