РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Инженерная экология"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соколова Галина Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Инженерная экология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультата, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Инженерная э_С_23.05.03_во_9_БЖД _п44137_и45174.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инженерная экология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Инженерная экология" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Локомотивы".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: основные закономерности инженерной экологии и требования законодательства в области охраны окружающей среды

Умеет: оценить состояние окружающей среды и выбрать способы и средства защиты от негативного воздействия на окружающую среду

Имеет навыки: расчета негативного воздействия на окружающую среду

Индикатор:
ОПК-1.7 - способен выполнить мониторинг, прогнозирование и оценку экологической безопасности действующих, вновь строящихся и реконструируемых объектов

Знает: инженерные методы и современные научные знания о проектах и конструкциях технических устройств, предусматривающих сохранение экологического равновесия

Умеет: выбрать способы и средства защиты от негативного воздействия на окружающую среду

Имеет навыки: установления экологических нормативов

Индикатор:
ОПК-1.8 - применяет для решения экологических проблем инженерные методы и современные научные знания о проектах и конструкциях технических устройств, предусматривающих сохранение экологического равновесия и обеспечивающих безопасность жизнедеятельности

Знает: правила проведения экологического мониторинга и оценки экологической безопасности объектов железнодорожного транспорта

Умеет: выполнять оценку экологической безопасности и прогнозирование действующих, вновь строящихся и реконструируемых объектов железнодорожного транспорта на основании данных экологического мониторинга

Имеет навыки: выполнения экологического мониторинга, на его основе прогнозирование и оценку экологической безопасности объектов железнодорожного транспорта

Индикатор:
ОПК-1.9 - выполняет мониторинг, прогнозирование и оценку экологической безопасности действующих, вновь строящихся и реконструируемых объектов железнодорожного транспорта

Место дисциплины 1Б.О "Инженерная экология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 40   40
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 40   40
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 91   32 59
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 79   32 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Основы инженерной экологии. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные закономерности экологии: 1) Основы законы экологии. 2) Понятие о биосфере. 3) Экологические факторы и системы.

1.2. Понятие о загрязнении окружающей среды: 1) Химическое загрязнение окружающей среды 2) Физическое загрязнение окружающей среды 3) Биологическое загрязнение окружающей среды 4) Механическое загрязнение окружающей среды.

1.3. Основы правового и экономического регулирования.

2. Охрана атмосферного воздуха. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Загрязнения атмосферного воздуха: 1) Загрязнения атмосферного воздуха промышленными предприятиями 2) Загрязнения атмосферного воздуха предприятиями энергетического комплекса 3) Загрязнения атмосферного воздуха предприятиями транспортного комплекса.

2.2. Понятие о предельно-допустимых концентрациях.

2.3. Нормировыние выбросов в атмосферный воздух: 1) Предельно-допустимые выбросы. 2) Временно согласованные выбросы.

2.4. Защита атмосферного воздуха: 1) Рассеяние загрязняющих веществ в атмосфере; 2) Организация санитарно-защитных зон предприятия; 3) Механические методы защиты атмосферного воздуха; 4) Физико-химические методы защиты атмосферного воздуха; 5) Термические методы защиты атмосферного воздуха; 6) Биологические методы защиты атмосферного воздуха; 7) Использование альтернативных источников энергии.

3. Охрана водных объектов. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Загрязнения водных объектов: 1) Загрязнения водных объектов промышленными предприятиями. 2) Загрязнения водных объектов предприятиями энергетического комплекса. 3) Загрязнения водных объектов транспортным комплексом.

3.2. Нормирование качества воды: 1) Предельно-допустимые сбросы 2) Основные стандарты и санитарные нормы и правила.

3.3. Способы и методы защиты водных объектов: 1) Механические методы очистки сточных вод; 2) Химические методы очистки сточных вод; 3) Физические методы очистки сточных вод; 4) Физико-химические методы очистки сточных вод; 5) Электрохимические методы очистки сточных вод; 6) Биологические методы очистки сточных вод; 7) Разбавление сточных вод.

4. Охрана земельных ресурсов. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Загрязнение земельных ресурсов: 1) Понятие о земельных ресурсах. 2) Почвы. Загрязнение почв.

4.2. Твердые коммунальные отходы: Проблемы урбанизации. ТКО. Селективный сбор отходов.

4.3. Обращение с отходами производства и потребления: 1) Отходы производства и потребления 2) Классы опасности отходов. Паспорт отходов 3) Нормативы образования отходов 4) Способы утилизации и использования отходов производства и потребления.

5. Физическое загрязнение окрыжающей среды. (Компетенция/и ОПК-1)

5.1. Виды физических загрязнений.

5.2. Шумовое загрязнение окружающей среды: 1) Общие характеристики шума; 2) Нормирование шума; 3) методы и средства защиты от шума.

5.3. Электромагнитное загрязнение окружающей среды: 1) Нормирование электромагнитных излучений; 2) Меры защиты от электромагнитных излучений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   8
2 4 6   8
3 2 2   8
4 4 4   8
5 2 2   8
Итого 16 16   40
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду 2
2 Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных 4
Установление санитарно-защитных зон предприятия 2
3 Определение размера вреда, причиненного водному объекту сбросов загрязняющих веществ 2
4 Расчет нормативов образования отходов производства и потребления 2
Расчет вреда, присиненного почвам как объекту ОС 2
5 Расчет шума от транспортных потоков 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем.История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. 4
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 4
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. 8
3 Источники загрязнения поверхностных вод.Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе.Очистка сточных вод. 8
4 Очистка сточных вод.Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов. 8
5 Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 79 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольные работы, предусмотренные в учебном плане, проводятся в форме компьютерного тестирования в ЦМКО;

1) Производственное освещение;

2) Учет и расследование несчастных случаев на производстве;

3) Негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека;

4) Классификация чрезвычайных ситуаций;

5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

6)Методы и средства тушения пожаров;

7)Оказание первой помощи при переломах;

8) Оказание первой помощи при кровотечениях;

9) Оказание первой помощи при ожогах;

10)Действие электрического тока на человека;

11)Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

12) Эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

13) Вредное действие электромагнитных полей;

14)Производственная вентиляция.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение экологии как науки
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру
3) Понятия экосистемы и биосферы
4) Правовые основы охраны окружающей среды.
5) Категории предприятий по уровню негативного воздействия на ОС
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней
7) Виды и характеристику загрязнений
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта
9) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ, размерность
10) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность
11) Способы очистки воздуха перед выбросами в атмосферу
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК
14) Способы очистки стоков.
15) Основные требования экологического законодательства к промышленным предприятиям и объектам.
16) Способы утилизации отходов.
17) Физические загрязнения окружающей среды.
18) Характеристику химических загрязнений.
19) Характеристику биологических загрязнений.
20) Характеристику механических загрязнений.
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека.
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека.
23) Физическое загрязнение окружающей среды.
24) Понятие о плате за негативное воздействие на среду.
25) Отчетную экологическую документацию предприятий

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Ориентироваться в трофических цепях.
2) Проводить анализ основных закономерностей экологии.
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равниной местности
4) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равниной местности
5) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности
6) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равниной местности.
7) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 для равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности.
8) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности.
9) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза .
10) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
11) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов.
12) Провести оценку ущерба за загрязнение почв.
13) Провести оценку ущерба за загрязнение водных объектов.
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ.
15) Дать характеристику принципа действия аппаратов сухой очистки воздуха.
16) Дать характеристику принципа действия аппаратов мокрой очистки воздуха.
17) Дать характеристику принципа действия электрофильтров.
18) Дать характеристику принципа действия аппаратов механической очистки сточных вод
19) Дать характеристику принципа действия аппаратов физико-химической очистки сточных вод
20) Дать характеристику принципа действия аппаратов биологической очистки сточных вод
21) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ.
22) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы.
23) Рассчитать шумовой дискомфорт днем и ночью в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА
24) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества.
25) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Оценки биотического круговорота веществ и энергии.

2) Применения экологического законодательства для решения экологических проблем предприятия.

3) Сдачи отчетной экологической документации.

4) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

5) Определить вредность по величине ПДК для разных веществ.

6) Определить шумовой дискомфорт от потока поездов.

7) Сортировки отходов по классам опасности.

8) Рассчитать плату за загрязнение атмосферного воздуха.

9) Использовать способы очистки сточных вод.

10) Использовать физико-химические методы очистки сточных вод.

11) Использовать механические методы очистки сточных вод.

12) Использовать биологические методы очистки сточных вод.

13) Использовать методы борьбы с шумовым дискомфортом.

14) Определять электромагнитные излучения от мобильных телефонов.

15) Рассчитать ширину зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

16) Проанализировать различные способы утилизации отходов.

17) Уменьшить вредное влияние автотранспорта на окружающую среду.

18) Сравнить ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

19) Сравнить ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

20) Применить защиту от электромагнитных полей.

21) Применить методы снижения интенсивности кислотных дождей.

22) Определить влияния экологических факторов на организм.

23) Определить и объяснить какой способ утилизации пищевых отходов будет экологически приемлемым - компостирование или сжигание.

24) Определить и объяснить какой способ утилизации твердых отходов будет экологически приемлемым - переработка или сжигание.

25) Оценки необходимости селективного сбора отходов производства и потребления.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 9 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Инженерная экология : учеб. пособие / Г.Н. Соколова, В.А. Финоченко, Т.А. Финоченко; под ред. В.А. Финоченко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2019. – 222 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколова Г.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная экология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Самостоятельная работа обучающегося [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Т. А. Финоченко, А. Г. Хвостиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 8 с. ЭБС РГУПС
3 Инженерная экология. Часть 1. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Г.Н. Соколова, А.В. Нихаева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 72 с. ЭБС РГУПС
4 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Тренажёрный комплекс.

Л.р. № 1 - Комплекс приборов для измерения параметров микроклимата(анемометр цифровой DT-82, психрометр, барометр), МЭС-200.

Л.р. № 2 - Люксметр-яркомер «Аргус-12», Люксметр-пульсметр «Аргус-07».

Л.р. № 3 - Робот-тренажер «Гоша», Тренажер "Максим III-01".

Л.р. № 4 - Анализатор шума SVAN 945 и источники шума, звукопоглощающая камера, частотный модулятор.

Л.р. № 5 - Прибор определения ЭМП ВЕ-метр- АТТ-002.

Л.р. № 6 - Стенд для исследования эффективности зануления.

Л.р. № 7 - Стенд для исследования эффективности защитного заземления.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45174.