РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Профильная направленность

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Трубицина Надежда Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):



Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Метрология, с и с_Б_13.03.02_во_4_ЭМА_и44819.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Преобразовательная техника", "Современные методы диагностики систем электропривода", "Специальные электрические машины и микромашины";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-5 - Способен проводить измерения электрических и неэлектрических величин применительно к объектам профессиональной деятельности

Знает: общие законы и правила измерений, основные метрологические методы и основы Государственной системы стандартизации, показатели качества продукции и способы их оценки

Умеет: организовывать измерительный эксперимент, проводить измерения электрических и неэлектрических величин для конкретных задач, применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации

Имеет навыки: выбора универсального измерительного средства в зависимости от требуемой точности параметра, проведения и обработки результатов измерений, оценки погрешности измерений и качества изделий

Индикатор:
ОПК-5.1 - Выбирает средства измерения, проводит измерения электрических и неэлектрических величин, обрабатывает результаты измерений и оценивает их погрешность. Выбирает средства измерения, проводит измерения электрических и неэлектрических величин, обрабатывает результаты измерений и оценивает их погрешность

Место дисциплины 1Б.Ф "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 32 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Общие сведения. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. История становления метрологии: 1. Основные термины и задачи метрологии. 2. Понятие о системе физических величин и шкалы измерений. 3. Принципы построения и преимущества Международной системы единиц.

2. Метрология. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Виды, методы и погрешности измерений: 1. Виды и методы измерений погрешности. 2. Понятие о точности измерений. 3. Классификация погрешностей измерений. 4. Систематические, случайные и грубые погрешности и промахи.

2.2. Обработка результатов наблюдений и оценка погрешностей измерений: 1. Измерения с однократными наблюдениями. 2. Обработка прямых многократных равноточных измерений. 3. Обработка результатов неравноточных и косвенных измерений. 4. Критерий ничтожных погрешностей. 5. Совокупные и совместные измерения.

2.3. Средства измерений: 1. Классификация средств измерений. 2. Основные метрологические характеристики и погрешности средств измерений. 3. Нормирование погрешностей средств измерений. 4. Классы точности средств измерений.

3. Стандартизация. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Основные положения и методы стандартизации: 1. Цели и принципы стандартизации. 2 Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов. 3. Параметрическая стандартизация. Унификация продукции. 4. Комплексная и опережающая стандартизации.

3.2. Основные сведения о качестве продукции: 1. Основные термины и определения. 2. Систематизация методик оценки качества промышленной продукции. 3. Функциональные структурные элементы методик оценки качества. 4. Оценка качества соединений и изготовления деталей.

4. Сертификация. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Сущность и содержание сертификации: 1. Основные понятия в области оценки соответствия. 2. Основные принципы, цели и формы подтверждения соответствия. 3. Схемы обязательного подтверждения соответствия, схемы сертификации. 4. Системы сертификации продукции.

4.2. Особенности сертификации работ и услуг. Сертификация систем качества и производств: 1. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и порядок их сертификации. 2. Порядок проведения и участники Системы сертификации работ и услуг. 3. Этапы сертификации производств.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     4
2 6 8   26
3 4 4   24
4 4 4   22
Итого 16 16   76
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Определение метрологических характеристик средств измерений. 4
Обработка результатов многократных измерений. 4
3 Поиск и анализ нормативно-технических документов по стандартизации с помощью автоматизированной информационно-поисковой базы нормативной документации «КОДЕКС». 4
4 Сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1. История развития метрологии, стандартизации и сертификации. 4
2 1. Основы обеспечения единства изменений. Эталоны единиц физических величин. 2. Государственная метрологическая служба в РФ. 3. Российская система калибровки. 4. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. 26
3 1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. 2. Федеральный закон о техническом регулировании в области стандартизации. 3. Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. 4. Стандартизация основных норм взаимозаменяемости. 24
4 1. Общие принципы выбора схем декларирования и сертификации. 2. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. 3. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. 4. Аккредитации в РФ в области оценки соответствия. Основные понятия. 5. Сертификация на региональном и международном уровнях. Национальные системы сертификации. 22

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Физические величины и их системы
2) Виды и методы измерений
3) Систематические погрешности
4) Равномерное распределение
5) Комбинаторные критерии
6) Совокупные и совместные измерения
7) Классы точности средств измерений
8) Нормативная база метрологии
9) Государственный метрологический контроль за средствами измерений
10) Виды государственного метрологического надзора
11) Порядок составления графиков проверки (калибровки) средств измерений
12) Поверочные схемы
13) Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов
14) Цели и принципы стандартизации
15) Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
16) Национальный орган по стандартизации
17) Правила разработки и утверждения национальных стандартов
18) Национальная система стандартизации
19) Нормативные документы в области стандартизации и требования к ним
20) Виды стандартов
21) Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение
22) Требования к обозначению стандартов и правила обозначения стандартов
23) Параметрическая стандартизация
24) Унификация продукции
25) Комплексная стандартизация
26) Опережающая стандартизация
27) Международная организация по стандартизации ИСО
28) Международная электротехническая комиссия
29) Виды взаимозаменяемости, понятие о размерах и отклонениях, соединения
30) Основные цели и принципы сертификации
31) Обязательная и добровольная сертификация
32) Порядок проведения сертификации продукции
33) Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и порядок их сертификации
34) Порядок проведения сертификации работ и услуг
35) Участники сертификации работ и услуг
36) Порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации
37) Формы обязательного подтверждения соответствия
38) Описание схем декларирования
39) Объекты и участники проверки при сертификации систем качества
40) Этапы проведения работ по сертификации систем качества
41) Сертификация производств и этапы сертификации
42) Принципы аккредитации
43) Критерии и порядок аккредитации
44) Содержания и срок действия аттестата аккредитации
45) Инспекционный контроль за аккредитованными органами по оценке соответствия

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Распределить случайные величины
2) Применить закон нормального распределения
3) Применить закон Симпсона
4) Рассчитать критерии Греббса и Шарлье
5) Рассчитать критерии Шовенэ и Диксона
6) Рассчитать критерий ничтожных погрешностей
7) Рассчитать погрешности средств измерений
8) Нормировать погрешности средств измерений
9) Выбрать номенклатуру качества продукции
10) Выбрать базовые показатели
11) Произвести расчёт и выбор посадок
12) Выбрать степени точности
13) Выбрать формы и схемы подтверждения соответствия для использования их в технических регламентах

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификация погрешностей измерения.

2) Построение числовых характеристик случайных величин.

3) Обнаружение и исключение грубых погрешностей.

4) Применить метод последовательных разностей.

5) Измерения с однократными наблюдениями.

6) Обработка прямых многократных равноточных измерений.

7) Обработка результатов неравноточных и косвенных измерений.

8) Классификация средств измерений.

9) Построение основных метрологических характеристик средств измерений.

10) Построение структуры и характеристики стандартов государственной системы стандартизации.

11) Оценка уровня качества по единичным показателям.

12) Определение уровня качества по комплексному показателю.

13) Оценка качества соединений и изготовления деталей.

14) Оценка качества изготовления редуктора.

15) Построение схем обязательного подтверждения соответствия.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-5 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 1. Шарафитдинова Н.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2019. – 396 с. УМЦ ЖДТ
2 Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация. В 3 ч. Часть 1. Метрология: учебник для академического бакалавриата / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 235 с. ЭБС Юрайт
3 Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация. В 3 ч. Часть 2. Стандартизация: учебник для академического бакалавриата / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 481 с. ЭБС Юрайт
4 Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация. В 3 ч. Часть 1. Сертификаця: учебник для академического бакалавриата / Я. М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 132 с. ЭБС Юрайт
5 Сергеев А. Г. Метрология, стандартизация и сертификация. В 2 ч. Часть 1. Метрология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Г. Сергеев – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 324 с. ЭБС Юрайт
6 Сергеев А. Г. Метрология, стандартизация и сертификация. В 2 ч. Часть 2. Стандартизация и сертификация: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Трубицина Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Буракова М. А. Метрология, стандартизация и сертификация: тексты лекций / М.А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 39 с. ЭБС РГУПС
3 Выявление систематических погрешностей: учеб.-метод. пособие/М.А.Буракова, В.А.Бондаренко, Г.В.Рядченко. – Ростов-н/Д, РГУПС, 2015. 16 с. ЭБС РГУПС
4 Метрология, стандартизация и сертификация: учебно-методическое пособие к практическим работам / М.А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 14 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription/подписка Microsoft) И
3 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription/подписка Microsoft) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44819.