РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Электроэнергетика транспорта"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Быкадоров Александр Леонович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Электроэнергетика транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Электроэнергетика т_С_23.05.05_во_1_АСЭЛ_и43219.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электроэнергетика транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Электроэнергетика транспорта" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Контактная сеть и линии электропередачи", "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транспорта

Знает: основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов

Умеет: применять организационные и методические основы метрологического обеспечения

Имеет навыки: выработки требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте

Индикатор:
ОПК-3.1 - Применяет организационные и методические основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте

Знает: нормативную базу

Умеет: решать задачи планирования

Имеет навыки: решения задач планирования

Индикатор:
ОПК-3.2 - Выбирает формы и схемы сертификации продукции (услуг) и процессов, решает задачи планирования и проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии, используя нормативно-правовую базу, современные методы и информационные технологии
ПК-1 - Способен организовывать и выполнять работы (технологические процессы) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации объектов системы обеспечения движения поездов на основе знаний об особенностях функционирования её основных элементов и устройств, а так же правил технического обслуживания и ремонта

Знает: Знает устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности основных элементов, узлов и устройств системы обеспечения движения поездов

Умеет: 1. Классифицировать тяговые подстанций. 2. Классифицировать контактные подвески.

Имеет навыки: 1. Оценки эффективности схем секционирования контактной сети. 2. Оценки эффективности схем питания контактной сети.

Индикатор:
ПК-1.1 - Знает устройство, принцип действия, технические характеристики и конструктивные особенности основных элементов, узлов и устройств системы обеспечения движения поездов

Знает: особенности функционирования основных элементов и устройств системы электроснабжения

Умеет: применять инженерные теории при изучении функционирования основных элементов и устройств системы электроснабжения

Имеет навыки: применения инженерных теорий

Индикатор:
ПК-1.2 - Использует знания фундаментальных инженерных теорий для организации и выполнения работ по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и модернизации системы обеспечения движения поездов

Место дисциплины 1Б.Ф "Электроэнергетика транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Общий курс железных дорог", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 6 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 4 2
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 98   32 66
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 86   32 54
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 6 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Общие сведения о производстве электроэнергии, энергосистемах, электрических железных дорогах и городского электрического транспорта. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-1)

1.1. Производство и распределение электрической энергии:: 1) Физические основы производства электрической энергии. 2) Тепловые электростанции. 3) Гидроэлектрические электростанции. 4) Атомные электростанции. 5) Нетрадиционные способы производства электрической энергии. 6) Энергосистемы, распределение электрической энергии между потребителями.

1.2. Роль электрического транспорта: 1) Краткая история, современное состояние и перспективы развития электрических железных дорог и городского электрического транспорта. 2) Технико-экономическая эффективность электрической тяги.

1.3. Основы электрической тяги поездов: 1) Силы сопротивления движению поезда. 2) Сила тяги электровоза и её реализация. 3) Определение скорости поезда. 4) Определение тока, потребляемого поездом.

2. Общие вопросы электроснабжения электрического транспорта. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-1)

2.1. Системы электроснабжения электрических железных дорог: 1)Система электрической тяги постоянного тока 3 кВ. 2) Система электрической тяги переменного тока 25 кВ. 3) Питание группы тяговых подстанций от ЛЭП.

2.2. Режим напряжения в системе электроснабжения: 1) Основные положения. 2) Влияние напряжения на работу электрических локомотивов. 3) Нормы напряжения в тяговых сетях постоянного и переменного тока.

2.3. Особенности электроснабжения городского электрического транспорта.

3. Тяговые подстанции железных дорог. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Общие сведения о тяговых подстанциях: 1) Структурная схема тяговой подстанции переменного тока. 2) Структурная схема тяговой подстанции постоянного тока.

3.2. Силовое оборудование тяговых подстанций: 1) Принцип работы трансформатора напряжения. 2) Силовые понижающие трансформаторы напряжения. 3) Выпрямительные преобразователи.

3.3. Коммутационные аппараты и измерительные устройства: 1) Выключатели. 2) Разъединители. 3) Измерительные трансформаторы напряжения тока.

4. Контактная сеть и рельсовые цепи. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Общие сведения о контактной сети: 1) Условия работы контактной сети. 2)Основные элементы контактной подвески. 3) Классификация контактных подвесок.

4.2. Схемы питания и секционирования контактной сети: 1) Основные схемы питания контактной сети, достоинства и недостатки. 2) Анкерные участки, понятие о схемах сопряжения. 3) Схемы секционирования контактной сети.

4.3. Устройства контактной сети: 1) Поддерживающие конструкции и опоры контактной сети. 2) Изоляторы. 3) Заземление устройств контактной.

4.4. Релейная защита контактной сети: 1) Назначение релейной защиты. 2) Принцип действия устройств релейной защиты.

4.5. Понятие об устройствах автоматики и телемеханики: 1) Автоматика устройств электроснабжения. 2) Телемеханика устройств электроснабжения.

4.6. Рельсовая цепь как элемент сети тягового электроснабжения и системы: ) Назначение и основные элементы рельсовой цепи. 2) Блуждающие токи и их воздействие на окружающие сооружения. 3) Элементы рельсовой цепи, обеспечивающей работу автоблокировки. 4) Способы электроснабжения устройств автоблокировки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 4 4   16
3 4 4   16
4 4 4   19
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Расчёт общего сопротивления движению поезда. Построение тяговых удельных характеристик ЭПС 2
Физические основы производства электрической энергии. Электростанции. 2
2 Физические основы производства электрической энергии. Электростанции. 4
3 Тяговые подстанции железных дорог 4
4 Контактная сеть и рельсовые цепи 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Нетрадиционные источники производства электрической энергии 16
2 Выключатели, разъединители, измерительные трансформаторы напряжения и тока, изоляторы 16
3 Опоры контактной сети. Заземление опор контактной сети. Разрядники. Схемы питания и секционирования контактной сети 16
4 Назначение и основные элементы рельсовой цепи. Блуждающие токи и их воздействие на окружающие сооружения. Элементы рельсовой цепи, обеспечивающей работу автоблокировки 19

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 86 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-3 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-1 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Физические основы производства электрической энергии.
2) Тепловые, гидроэлектрические и атомные электростанции.
3) Нетрадиционные способы производства электрической энергии.
4) Энергосистемы, распределение электрической энергии между потребителями.
5) Краткая история, современное состояние и перспективы развития электрических железных дорог и городского электрического транспорта
6) Технико-экономическая эффективность электрической тяги.
7) Силы сопротивления движению поезда.
8) Сила тяги электровоза и её реализация.
9) Определение скорости поезда.
10) Определение тока, потребляемого поездом.
11) Система электрической тяги постоянного тока 3.кВ.
12) Система электрической тяги переменного тока 25 кВ.
13) Питание группы тяговых подстанций от ЛЭП.
14) Влияние напряжения на работу электрических локомотивов.
15) Нормы напряжения в тяговых сетях постоянного и переменного тока.
16) Структурная схема тяговой подстанции переменного тока.
17) Структурная схема тяговой подстанции постоянного тока.
18) Принцип работы трансформатора напряжения.
19) Силовые понижающие трансформаторы напряжения.
20) Выпрямительные преобразователи.
21) Высоковольные выключатели.
22) Высоковольтные разъединители.
23) Измерительные трансформаторы напряжения и тока.
24) Требования к условиям работы контактной сети.
25) Основные элементы контактной подвески.
26) Классификация контактных подвесок.
27) Основные схемы питания контактной сети
28) Анкерные участки, понятие о схемах сопряжения.
29) Схемы секционирования контактной сети.
30) Поддерживающие конструкции и опоры контактной сети.
31) Изоляторы.
32) Заземление устройств контактной сети
33) Назначение релейной защиты контактной сети.
34) Принципы действия устройств релейной защиты
35) Назначение автоматики устройств электроснабжения.
36) Назначение телемеханики устройств электроснабжения
37) Назначение и основные элементы рельсовой цепи.
38) Блуждающие токи и их воздействие на окружающие сооружения.
39) Элементы рельсовой цепи, обеспечивающей работу автоблокировки.
40) Способы электроснабжения устройств автоблокировки.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Нарисовать схему тягового электроснабжения тяговой подстанции постоянного тока
2) Нарисовать схему тягового электроснабжения тяговой подстанции переменного тока
3) Нарисовать схему электроснабжения устройств СЦБ
4) Нарисовать блок сопряжения анкерных участков

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнения элементов тягового расчёта.

2) Оценки эффективности схем секционирования контактной сети.

3) Оценки эффективности схем питания контактной сети.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ПК-1 1 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ухина С.В. Электроснабжение электроподвижного состава: учебное пособие. /С.В. Ухина.-М.: УМЦ ЖДТ,2016.-187с. УМЦ ЖДТ
2 Попель О.С. Возобновляемая энергетика в современном мире: учебное пособие/О.С. Попель-М.: Издательский дом МЭИ, 2015.-450с. ЭБС РГУПС
3 Электрические железные дороги [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Под ред. Ю.Е. Просвирова и В.П. Феоктистова - М. : УМЦ ЖДТ, 2010. УМЦ ЖДТ
4 Корниенко В.В., Котельников А,В и др. Электрификация железных дорог, Мировые тенденции и перспективы , Транспорт, 2004 УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быкадоров А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электроэнергетика транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Введение в специальность системы обеспечения движения поездов. Тяговые расчеты: учебно-методическое пособие / А.Л. Быкадоров, Н.А. Попова, П.А. Бодров ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
3 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43219.