РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория государства и права"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Ораторское искусство"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.cоц.н., проф. Смоленский Михаил Борисович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Ораторское искусство" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория государства и права".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ю.н., доц. Баринов Эмиль Эдуардович, зав. кафедрой "Конституционное и муниципальное право", РГЭУ "РИНХ".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Ораторское и_Б_40.03.01_во_3_ТГП_п39993_47186.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Ораторское искусство".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Ораторское искусство" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Гражданское и международное транспортное право".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Международное транспортное право";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: способностью к самоорганизации и самообразованию

Умеет: исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства в рамках оперативно-розыскной деятельности (ПК-8)

Имеет навыки: владение средствами и методами укрепления здоровья, ценностями физической культуры личности для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Умеет: принимать решения в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4)

Имеет навыки: владение средствами и методами укрепления здоровья, ценностями физической культуры личности для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОПК-1 - способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Знает: Основные понятия и приемы ораторского искусства в профессиональной деятельности в целях укрепления доверия общества к юридическому сообществу

Умеет: применять приемы ораторского искусства в профессиональной деятельности в целях укрепления доверия общества к юридическому сообществу

Имеет навыки: применения приемов ораторского искусства в профессиональной деятельности в целях укрепления доверия общества к юридическому сообществу

ОПК-4 - способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу

Знает: знает принципы осуществления профессиональной деятельности в области ОРД на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)

Умеет: принимать решения в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4)

Имеет навыки: способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Знает: Знает способы с помощью которых можно аргументированно ясно и логически верно с помощью письменной и устной речи применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной юридической деятельности

Умеет: Умеет с помощью аргументированно ясного и логически верного построение письменной и устной речи применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной юридической деятельности

Имеет навыки: Имеет навыки с помощью которых аргументированно ясно и логически верно с помощью письменной и устной речи систематически применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной юридической деятельности

ПК-5 - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Ораторское искусство" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Латинский язык", "Профессиональная этика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 4 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 129   30 99
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 117   30 87
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 11 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. История ораторского искусства. (Компетенция/и ОПК-4, ОПК-6, ПК-5)

1.1. Ораторское искусство как наука, искусство, учебная дисциплина: 1.Предмет учебной дисциплины «Ораторское искусство». Значения термина «ораторское искусство». 2. Ораторское искусство и красноречие. Ораторское искусство и риторика. Связь ораторского искусства с наукой. Риторика и логика. Риторика и психология. Связь риторики и языкознания.3. Объективность процесса зарождения ораторского искусства. Судебная и политическая речь как основы публичного выступления. 4.История риторики: Древняя Греция; Римская школа красноречия.

1.2. Публичное выступление и имидж оратора: 1.Профессиональное сознание и самосознание личности. 2. Роль имиджа в ораторской деятельности. 3.Сознательное и бессознательное, ложь в речевой коммуникации. 4.Языковый паспорт оратора. Понятие о языковом паспорте. 5.Соблюдение оратором этических норм.

2. Особенности риторики для юристов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-4, ПК-5)

2.1. Композиция судебной речи: 1.Логическая структура судебной речи: вступление, предложение, разделение, изложение или повествование, доводы, патетическая часть, заключение. Целевая установка оратора. Тезис.

2.2. Аргументация. Виды и средства аргументации: 1.Понятие аргументации. Виды и средства аргументации. 2.Доводы к человеку. Доводы к делу. Доводы к невежеству. Довод к милосердию. Довод к совестливости. 3.Языковые средства выражения аргументации: метафоры, аналогии, вопросительные конструкции, побудительные конструкции, подмена номинации и др.

2.3. Доводы к человеку. Доводы к делу. Доводы к невежеству. Довод к милосердию. Довод к совестливости. Языковые средства выражения аргументации: метафоры, аналогии, вопросительные конструкции, побудительные конструкции, подмена номинации и др: 1.Особое положение судебной речи, ее связь с книжно-письменным стилем. 2.Стилистические модели следственных и судебных документов. Нормативный характер следственных и судебных документов. 3.Наличие четырех адресатов в судебной речи. Монолог как форма судебной речи. Диалогические отношения в судебной речи.

3. Практическая риторика для юристов. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-5)

3.1. Логические основы речи: 1.Формирование профессионального мышления. Логическая культура судебного оратора. 2.Закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания и их соблюдение в судебной речи. 3.Прямое доказательство тезиса. Косвенное обоснование тезиса. Убедительность судебной речи. Логические ошибки в судебной речи.

3.2. Средства речевого воздействия: 1.Экспрессивность в судебной речи. 2. Средства эмоционального воздействия, тропы, фигуры. 3. Техника речи.

3.3. Подготовка к публичному выступлению: 1.Подготовка судебной речи. 2.Выработка навыков работы с нормативно-правовыми актами, следственными и судебными документами. 3 Спонтанность судебной речи. Сохранение логической перспективы речи. 4.Разговорные элементы в судебной речи. Речевые клише в судебной речи.

4. Средства речевого воздействия. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-1, ПК-5)

4.1. Подготовка к публичному выступлению: 1.Подготовка судебной речи. 2.Выработка навыков работы с нормативно-правовыми актами, следственными и судебными документами. 3 Спонтанность судебной речи. Сохранение логической перспективы речи. 4.Разговорные элементы в судебной речи. Речевые клише в судебной речи.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   23
2 4 8   22
3 4 8   20
4 4 8   20
Итого 16 32   85
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.Античная риторика и её роль в современном обществе. 2.Психологические требования к оратору в античную эпоху. 3.Античная риторика.3. Современная риторика и её роль в деятельности юриста.4.Профессионализм и индивидуальность личности юриста-оратора 8
2 1.Психологическая игра «Развитие видения». 2.Нарисовать свое видение ситуации при слуховом восприятии. Анализ. Выводы. 3.Анализ речей известных ораторов-юристов. 4.Выразить мнение, какие черты судебной речи ораторов античности уместны в наши дни и чему следует учиться у древних судебных ораторов. 8
3 1.Высокопродуктивная профессиональная деятельность и приемы эффективной речевой коммуникации. Профессиональная компетентность. Профессиональные умения и навыки. Психологическая компетентность оратора. Коммуникативная компетентность. Психолого-педагогическая компетентность. Психологическая игра: «Рефлексивная компетентность» Конфликтологическая компетентность. 2. Язык как система, реализуемая в речи. Речь-показатель интеллекта. Культура речи и культура мышления. Правовая культура речи. Письменная и устная формы речи. Культура письменной речи юриста. Культура публичной речи на правовую тему. 8
4 1.Анализ речей известных юристов. Юристы о стиле судебной речи. 2. Тексты речей современных известных юристов. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.История риторики. 2. Древняя Греция. 3.Римская школа красноречия. 4. Соблюдение оратором этических норм. 5. Психологические требования к оратору в античную эпоху. 6. Античная риторика и еероль в современном обществе. 23
2 1.Языковые средства выражения аргументации. 2. Метафоры. 3. Аналогии. 4. Вопросительные конструкции. 5. Побудительные конструкции. 6. Подмена номинации.7.Стилистические модели следственных документов. 8. Стилистические модели судебных документов.9.Нормативный характер следственных документов. 10.Нормативный характер судебных документов. 11.Наличие четырех адресатов в судебной речи. 12.Монолог как форма судебной речи. 13. Диалогические отношения в судебной речи. 14.Аргументация. 15. Средства аргументации. 16.Доводы к чедовеку. 17. Доводы к делу. 18. Доводы к невежеству. 19.Четыре адресата в судебной речи. 20. Композиция судебной речи. 21. Структура судебной речи. 22. Выступление. 22. Предложение. 23. Разделение, изложение. 24. Повествование. 25. Патетическая часть. 26. Заключение. 27. Целевая установка оратора. 28. Тезис. 29.Довод к милосердию. 30. Довод к совестливости. 31. Особое положение судебной речи. 32. Связь судебной речи с книжно-письменным стилем. 33. Стилистические модели следственных документов. 34. Стилистические модели судебных документов. 35. Черты судебной речи ораторов античности. 36. Качества речи: ясность, логичность, чистота правильность, лаконичность, выразительность, самобытность. 37. Элементы невербальной коммуникации. 22
3 1.Убедительность судебной речи. 2.Логические ошибки в судебной речи. 3. Логическая культура судебного оратора. 4. Средства речевого воздействия. 5. Техника речи. 6. Речевые клише в судебной речи. 20
4 1.Анализ речей известных юристов. Юристы о стиле судебной речи. 2. Тексты речей современных известных юристов. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 117 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Смоленский М.Б. Учебно-методическое пособие по практическим занятиям и самостоятельной работе студентов. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОК-7 +
ОПК-1 +
ОПК-4 +
ОПК-6 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотренно по плану.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Ораторское искусство как наука и учебная дисциплина. Предмет учебной дисциплины «Ораторское искусство». Ораторское искусство, красноречие и риторика: сходство и различие понятий. Ораторское искусство как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи;

тема 2. Красноречие и его виды. Понятие о красноречии, риторике, ораторском искусстве. Связь ораторского искусства с наукой, философией,психологией,педагогикой;

тема 3. История ораторского искусства. Объективность процесса зарождения риторики, её социальная природа в Древней Греции. Горгий, Лисий, Исократ—первые теоретики риторики;

тема 4. Система риторики Аристотеля. Жизнь и творчество Аристотеля. Риторика Аристотеля;

тема 5. Римская школа красноречия. Риторика Цицерона. Значение трудов Квинтилиана для развития практической риторики;

тема 6. Понятие государственного языка. Русский язык—национальное достояние. Назначение языка. Формы существования национального языка. Литературный язык—высшая форма национального языка. Речевая практика как непрерывный диалог, в ходе которого создаются устные и письменные тексты;

тема 7. Функциональные разновидности речи. Понятие о разновидностях речи. Официально-деловой, научный и публицистический стиль и их функции. Функции речи в различных видах профессиональной деятельности;

тема 8. Средства речевого воздействия. Экспрессивность речи, рациональное и эмоциональное в ней. Интеллектуализированные средства воздействия: прием адресации, точность словоупотребления, парономазия, термины оценочного характера Средства эмоционального воздействия, тропы, фигуры речи;

тема 9. Поведение оратора в аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Манера выступления, интонационно-выразительные средства, сила голоса, дикция, темп речи, паузы, произношение, ударение в речи оратора;

тема 10. Подготовка к устному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления и как им пользоваться. Выработка уверенности в себе. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению;

тема 11. Композиция речи. Понятие композиции речи. Логическая структура речи: вступление, главная часть, заключение. Античные ораторы о структуре речи: вступление, предложение, разделение, изложение и повествование, доводы, патетическая часть, заключение. Функции концовки публичного выступления. Варианты концовок;

тема12. Трудности ораторского искусства. Понятие «трудность и барьер» в общении. Восприятие и понимание людьми друг друга. Основные трудности публичного выступления на правовую тему;

тема 13. Деловое общение. Виды публичных выступлений по цели. Виды публичных выступлений по форме. Кадровые виды деловых бесед. Профессиональный отбор;

тема 14. Логические основы речи. Убедительность и убеждённость речи. Логическая культура мышления оратора. Основные логические законы мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Логические ошибки в речи;

тема 15. Публичные выступления в различных жанрах. Основные требования к публичному выступлению. Эффективность устной речи. Подготовка к выступлению в различных жанрах. Правила рассказа о себе. Автобиография. Свободный рассказ о себе. Рассказ о событии и правила о нем;

тема 16. Публичное выступление и личность оратора. Облик оратора. Факторы внешности, взгляда, физического поведения, организации пространства общения. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего;

тема 17. Аргументация. Тезис и аргументы. Убедительность аргументов. Правила аргументации. Способы аргументации. Помехи восприятию аргументации. Правила эффективной аргументаци.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Ораторское искусство как наука.
2)Ораторское искусство, красноречие и риторика.
3)Связь ораторского искусства с наукой.
4)Социальная природа ораторского искусства.
5)Виды красноречия.
6)История ораторского искусства.
7)Античная риторика Древней Греции.
8)Горгий, Лисий и Сократ-первые теоретики риторики.
9)Система риторики Аристотеля.
10)Ораторское искусство Цицерона.
11)Квинтилиан и его вклад в риторику.
12)Риторика в X1X и XX веках.
13)Этические требования к современному оратору.
14)Имидж оратора.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Раскрыть логические законы в речи оратора.
2)Раскрыть понятие культуры поведения, правовой культуры.
3)Охарактеризовать основы полемики, правила полемического мастерства.
4)Раскрыть понятие профессиональной самоактуализации личности.
5)Охарактеризовать этапы подготовки к публичному выступлению.
6)Раскрыть понятие композиции речи.
7)Раскрыть понятие аргументации, понятия "тезис" и "аргумент".
8)Охарактеризовать технику произнесения речи.
9)Проанализировать Функциональные стили языка.
10)Охарактеризовать образное содержание речи, тропы и фигуры.
11)Охарактеризовать понятие коммуникативной компетентности в деятельности юриста.
12)Раскрыть связь судебной речи с книжно-письменным стилем.
13)Охарактеризовать качества речи (ясность, логичность, лаконичность, выразительность, самобытность).
14)Охарактеризовать логические ошибки в судебной речи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Охарактеризовать речевую культуру юриста.

2)Раскрыть понятие эффективного осуществления правового воспитания.

3)Раскрыть понятие профессионализма применительно к деятельности юриста.

4)Охарактеризовать особенности публичного выступления.

5)Раскрыть особенности публичных выступлений по форме и целям.

6)Раскрыть приемы эффективной речевой коммуникации.

7)Охарактеризовать понятие профессиональной пригодности.

8)Охарактеризовать факторы, влияющие на профессиональную деятельность.

9)Проанализировать языковые средства выражения аргументации.

10)Раскрыть понятие "метафора".

11)Проанализировать нормативный характер судебных документов.

12)Охарактеризовать монолог как форму судебной речи.

13)Охарактеризовать элементы невербальной коммуникации.

14)Охарактеризовать средства речевого воздействия.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 3 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 3 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ивин А.А. Риторика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. – 278 с. ЭБС «Юрайт». ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Судебные речи известных русских юристов. Сборник в 2 ч. Ч. 1: сборник / вступ. слово Г.М. Резника. – 2 -е изд. . испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. – 378 с. ЭБС «Юрайт». ЭБС Юрайт
2 Мельник В.В., Трунов И.Л. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2017. – 662 с. ЭБС «Юрайт». ЭБС Юрайт
3 Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2 ч. Часть 1. М.: Юрайт, 2017. – 231 с. ЭБС «Юрайт». ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Смоленский М.Б. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Ораторское искусство". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Смоленский М.Б. Учебно-методическое пособие по практическим занятиям и самостоятельной работе студентов. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Консультант плюс О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47186.