РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Богатина Алла Юрьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Новожилов Антон Сергеевич, Начальник мостоиспытательной станции, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКДИ - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Материаловедение и т к м_С_23.05.06_во_34_ИПС_п39621_48590.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Материаловедение и технология конструкционных материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Материаловедение и технология конструкционных материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Механика грунтов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы производства материалов и твердых тел; основы функционирования отрасли строительства

Умеет: способствовать внедрению современных прогрессивных ресурсосберегающих технологий машинизированным способом

Имеет навыки: навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ОПК-12 - владением методами оценки свойств и способами подбора материалов для проектируемых объектов

Знает: виды и способы осуществления контроля качества строительных материалов и строительной продукции

Умеет: пользоваться нормативной литературой, содержащей требования по осуществлению контроля качества строительных материалов и строительной продукции

Имеет навыки: осуществления контроля качества используемых на объекте строительных материалов и конструкций

ПК-2 - способностью осуществлять контроль качества используемых на объекте строительства материалов и конструкций

Место дисциплины 1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Сопротивление материалов", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСэ, ЗУС, СУВ, СУС, Сэ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 102 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 78   21 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 63   21 42
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 252 102 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 23 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 8 4
Лекции (Лек) 8 8 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   2 2
Практические, семинары (Пр) 4 4   2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 1 4 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 211   29 124 58
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 15       15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 184   29 112 43
Контроль, всего и в т.ч. 18     9 9
Экзамен (Экз) 18     9 9
Зачет (За)          
Общая трудоемкость, часы 252 23 34 145 73
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Классификация строительных материалов. Композиты. Общие свойства строительных материалов. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-2)

1.1. Классификация строительных материалов. Композиты: 1) Природные строительные материалы 2) Композиционные материалы на основе вяжущих веществ 3) Керамические материалы 4) Материалы из древесины 5) Пластмассы 6) Черные и цветные металлы.

1.2. Общие свойства строительные материалов: 1) Тепло- и гидрофизические свойства 2) Механические свойства 3) Технологические, химические и эксплуатационные свойства.

2. Природные каменные материалы. Минеральные вяжущие вещества. (Компетенция/и ОПК-12)

2.1. Природные каменные материалы:: 1) Породообразующие минералы 2) Классификация горных пород 3) Виды природных каменных материалов 4) Способы обработки поверхности каменных материалов.

2.2. Минеральные вяжущие вещества: 1) Известь строительная. Получение, свойства, твердение, применение 2) Гипс строительный. Получение, свойства, твердение, применение 3) Портландцемент. Свойства, твердение. Схема производства 4) Специальные цементы.

3. Строительные растворы. (Компетенция/и ОПК-12)

3.1. Строительные растворы:: 1) Строительные растворы. Классификация 2) Основные физические свойства.

3.2. Область применения строительных растворов: 1) Кладочные растворы 2) Штукатурные растворы.

4. Бетоны и бетонные смеси. Железобетон. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Бетоны и бетонные смеси: 1) Классификация бетонов 2) Подбор состава тяжелого бетона 3) Свойства бетонных смесей 4) Бетонополимеры и полимербетоны 5) Легкие и тяжелые бетоны.

4.2. Специальные бетоны. Железобетон: 1) Жаростойкий бетон 2) Методы зимнего бетонирования 3) Бетоны, модифицированные добавки 4) Понятие о железобетоне 5) Технология сборного и монолитного железобетона.

Семестр № 4

5. Керамические материалы. Материалы из древесины. (Компетенция/и ПК-2)

5.1. Керамические материалы и изделия: 1) Керамические свойства глин 2) Добавки к глинам при производстве керамических изделий 3) Технологическая схема производства керамических изделий 4) Виды строительных керамических изделий.

6. Органические вяжущие и материалы на их основе. Полимеры и материалы из пластмасс. Лакокрасочные материалы. (Компетенция/и ОПК-12)

6.1. Органические вяжущие и материалы на их основе: 1) Битумы и дегти 2) свойства битумов 3) Асфальтовые бетоны и растворы 4) Битумные мастики и эмульсии 5) Гидроизоляционные материалы на основе битума и дегтя.

6.2. Полимерные материалы: 1) Состав, строение и свойства полимеров 2) Полимерные связующие вещества 3) Состав и свойства пластмасс материалов 4) Изделия из полимерных материалов 5) Модификация строительных материалов полимерами.

7. Металлы. Чугуны, стали и цветные металлы. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-2)

7.1. Атомно-кристаллическое строение металлов: 1) Строение и свойства металлов.

7.2. Формирование структуры металлов при кристаллизации: 1) Диаграмма железо-углерод.

7.3. Чугуны, стали, цветные металлы: 1) Белый, серый и ковкий чугун 2) Конструкционные строительные стали 3) Сплавы на основе меди и алюминия.

8. Обработка металлов и сварочное производство. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-2)

8.1. Основы технологии чугуна и стали: 1) Доменный процесс производства чугуна 2) Конверторный и мартеновский способ выплавки стали.

8.2. Основные виды обработки сталей и сварочное производство: 1) Термическая обработка и обработка металлов давлением 2) Электродуговая, контактная и газовая сварка, стальной прокат.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4 6
2 4 4 4 5
3 4 4   5
4 4 4 8 5
5 4 4 4 12
6 4 4 8 10
7 4 4 4 10
8 4 4   10
Итого 32 32 32 63
В т.ч. по интерактивным формам 4      

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Определение свойств строительных материалов 4
2 Определение свойств строительного гипса 2
Определение свойств портландцемента 2
4 Определение свойств заполнителей для бетонных смесей 4
Определение прочности бетона неразрушающими методами 4
Семестр № 4
5 Определение физико-механических свойств древесины 4
6 Определение свойств битумов 4
Определение свойств лакокрасочных покрытий 4
7 Определение свойств металлов 2
Освоение потенциометрического метода определения степени коррозии арматуры в железобетоне 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Правила работы с государственными стандартами на методы испытания строительных материалов 4
2 Решение практических задач по расчету физико-механических показателей строительных материалов 2
Описание структуры основных породообразующих минералов 2
3 Решение задач по подбору состава гипсовых растворов 2
Расчет состава бетонных растворов 2
4 Расчет состава бетонных смесей 4
Семестр № 4
5 Построение технологической схемы производства керамических изделий 2
Описание хвойных и лиственных древесных пород 2
6 Построение схем производства асфальтобетона 2
Подбор лакокрасочных покрытий в зависимости от условий их эксплуатации 2
7 Построение и анализ диаграммы железо-углерод 4
8 Основные виды обработки сталей и сварочное производство 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сллвременные композиционные строительные материалы 6
2 Современнные минеральные вяжуцщие 5
3 Пластифицированные строительные растворы 5
4 Виды специальных цементов 3
Бетонополимеры и полимербетоны 2
Семестр № 4
5 Современные керамические изделия для строительства гражданских зданий 6
Клеефанерные изделия 6
6 Рулонные гидроизоляционные материалы 5
Полимерные композиты 5
7 Диаграмма железо-углерод 10
8 Виды сварных швов 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 184 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дворкин, Л. И. Строительное материаловедение [Текст] / Дворкин Л. И. - 2013. - 832 с. - ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks
2 Лесовик, В. С. Строительные материалы и изделия [Текст] / Лесовик В. С. - 2013. - 110 с. - ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks
3 Богатина А.Ю. Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов»: учебно-методическое пособие /А.Ю. Богатина, А.В. Долгова: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - с. 46. (ЭБС РГУПС). ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-12 + +
ПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено учебным планом.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа: Подбор состава заполнителей для тяжелого бетона;

рефераты на тему: Свойства строительных материалов и технология их производства.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Физические свойства строительных материалов
2) Механические свойства строительных материалов
3) Теплофизические свойства строительных материалов
4) Гидрофизические свойства строительных материалов
5) Технологические свойства строительных материалов
6) Породообразующие минералы и виды горных пород
7) Виды материалов и изделий из природного камня
8) Основы технологии производства строительной извести
9) Основы теорииердения известковых растворов
10) Область применения извести в строительстве
11) Основы технологии производства и свойства гипса
12) Область применения гипса в строительстве
13) Основы технологии производства портландцемента
14) Строительно-технические свойства и марки портландцемента
15) Основы теории твердения портландцемента
16) Специальные цементы
17) Бетоны и их классификация
18) Свойства заполнителей для бетона
19) Метод подбора состава тяжелого бетона
20) Свойства бетонных смесей
21) Жаростойкий бетон
22) Методы зимнего бетонирования
23) Легкие и ячеистые бетоны
24) Проектные марки бетона
25) Основы технологии производства железобетона

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определить общую, интегральную и закрытую пористость материала, образец которого при насыщении водой увеличил массу с 92 до 99 г, а при гидростатическом взвешивании имел массу 48 г. Плотность материала составляет 2,6 г/см3.
2)Определить общую пористость керамики, если известно, что ее водопоглощение по объему в 1,75 раз больше водопоглощения по массе, а плотность составляет 2,4 г/см3.
3)Определить насыпную объемную массу гранитного щебня, плотность которого 2,65 г/см3, а пустотность составляет 42%.
4)Определить коэффициент размягчения бетона класса ВЗО, если прочность его образца-куба после насыщения водой при испытании на сжатие снизилась на 10%.
5)Определить расход компонентов для приготовления 200 кг гипсового теста, если нормальная густота гипса составляет 55%.
6)Определить выход сухой извести-кипелки из 20 т известняка, содержащего 6% глинистых примесей (М(СаСО3)=100, М(СаО)=56).
7)Определить количество известкового теста, имеющего 60% воды и полученного из 2,5 т извести-кипелки, активность которой 90% (М(СаО)=56, М(Са(ОН)2)=74).
8)Гипсового камня массой 10 т, влажностью – 5% (по массе)и содержанием примесей – 15%. Определить массу гипсового вяжущего, полученного из (М(СаSО4)=136, М(Н2О)=18).
9)Определить какое количество известняка, содержащего 80% активного карбоната кальция, потребуется для получения 1 т извести-кипелки. (М(СаСО3)=100, М(СаО)=56).
10)Определить выход сухой извести-пушенки из 25 т извести-кипелки, активность которой составляет 70%. (М(СаО)=56, М(Са(ОН)2)=74, М(Н2О)=18).
11)Определить модуль крупности песка, если после просеивания 1000г песка масса частных остатков на контрольных ситах составила: m2,5=120 г, m1,25=180 г, m0,63=220 г, m0,315=320 г, m0,14=160 г.
12) Определить активность цемента, взятого для приготовления бетона, если бетон в 7-дневном возрасте показал предел прочности на сжатие 20 МПа. Водоцементное отношение В/Ц=0,6.
13)Определить класс бетона, если бетон естественного твердения в 7-дневном возрасте имел прочность при сжатии 15 МПа.
14) Определить количество замесов в бетономешалке емкостью 1 м3 необходимое для изготовления из монолитного бетона фундамента объемом 3,5 м3если при изготовлении бетонной смеси коэффициент выхода бетона составляет b=0,7.
15) Определить какую часть (в процентах) от класса бетона составила его прочность после пропаривания,если бетон через 7 суток твердения в естественных условиях имел прочность 15 МПа, а после термовлажностной обработки прочность при сжатии оказалась 16,5 МПа.
16) Определить расход материалов на 1 м3 бетона при влажности песка 4%, щебня 2%, если номинальный состав тяжелого бетона по массе 1:1,9:4,1, В/Ц=0,5. Объемная масса пробного замеса 2250 кг/м3.
17)Определить расход материалов на 1 м3 бетона, если номинальный состав тяжелого бетона по объему 1:2,5:3,1, В/Ц=0,55.водопотребность цемента составила 165 л. Насыпные объемные массы материалов составляют: цемента – 1,3 т/м3, песка - 1,6 т/м3, щебня – 1,54 т/м3.
18)Определить коэффициент выхода бетона, если известно, что расход материалов на 1 м3 уплотненной смеси составил: Ц – 300кг, П – 600 кг, Щ – 1200 кг, В – 200 кг. Характеристика исходных материалов: rнц=1,3 г/см3, rнп=1,6 г/см3, rнщ=1,4 г/см3.
19) Определить расход щебня на 1 м3 бетона. Плотность щебня составляет 2,6 г/см3, насыпная объемная масса 1,7 г/см3. Коэффициент раздвижки зерен щебня при изготовлении бетонной смеси принять равным 1,2.
20)Определить прочность бетона при сжатии, изготовленного из цемента активностью М400 при В/Ц=0,52.
21)Определить производственный состав бетонной смеси, если при лабораторном подборе компонентов на 1 м3 бетона составил:Цемент – 270 кгВода – 180 кгПесок – 490 кгЩебень – 1520 кгВлажность песка 10%, щебня – 8%.
22) Определить расход материалов для приготовления 10 м3 бетона, если номинальный состав бетона по массе 1:2:4, при В/Ц=0,6,объемная масса уплотнённой бетонной смеси составляет 2300 кг/м3.
23)Определить расход составляющих материалов на 1 м3 бетона, номинальный состав которого по массе 1:2:4, плотность – 2400 кг/м3, водоцементное отношение – 0,4.
24)Определить активность и марку цемента, если известно, что цементно-песчаный образец состава 1:3, имеющий размеры 4х4х4 см, разрушился при нагрузке 8000 кгс.
25) Определить класс бетона, который после семи суток твердения имел прочность при сжатии 20 МПа

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой определения истинной, средней и насыпной плотности материалов.
2)Методикой определения водопоглащения и гигроскопичности материалов.
3)Методикой определения общей, открытой и закрытой пористости материалов.
4)Методикой определения прочности материалов при сжатии, разрушении и изгибе.
5)Методикой определения морозостойкости материалов
6)Методикой определения нормальной густости, тонкости помола и сроков схватывания строительного гипса.
7)Методикой определения марки портландцемента.
8)Методикой определения подвижности и жесткости бетонной смеси.
9)Методикой определения класса бетона
10)Методикой определения гранулометрического состава и модуля крупности песка.
11)Методикой определения гранулометрического состава щебня.
12)Методикой определения водонепроницаемости бетона.
13)Методикой составления технологической схемы производства гипса.
14)Методикой составления технологической схемы производства гашеной извести.
15)Методикой составления технологической схемы производства портландцемента.
16)Методикой составления технологической схемы производства товарного бетона.
17)Методикой составления технологической схемы производства железобетонных изделий конвейерным способом.
18)Методикой составления технологической схемы производства железобетонных изделий стендовым способом
19)Методикой составления технологической схемы производства газобетона.
20)Методикой составления технологической схемы производства пенобетона.
21)Методикой составления технологической схемы производства силикатного кирпича.
22)Методикой составления технологической схемы производства щебня.
23)Методикой составления технологической схемы производства гипсобетонных изделий.
24)Методикой составления технологической схемы производства работ при зимнем бетонировании.
25)Методикой составления технологической схемы производства железобетонных шпал.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Происхождение и состав глин
2)Керамические свойства глин
3)Отощающие добавки к глинам и их назначение
4)Порообразующие добавки к глинам и их назначение
5)Добавки для снижения температуры обжига глин
6)Способы формования керамических изделий
7)Виды строительных керамических изделий
8)Состав и строение древесины
9)Пороки древесины
10)Способы защиты древесины от гниения
11)Способы защтиты древесины от возгорания
12)Физические и механические свойства древесины
13)Лесо- и пиломатериалы
14)Композиционные материалы из древесины
15)Битумные и дёгтевые вяжущие. Свойства битумов
16)Асфальтовые бетоны и растворы
17)Гидроизоляционные материалы на основе битума и дегтя
18)Состав, строение и свойства полимеров
19)Строительные материалы на основе полимеров. Полимербетоны
20)Состав и свойства лакокрасочных покрытий
21)Строение и свойства металлов
22)Способы выплавки чугуна и стали
23)Диаграмма состояни железо-углерод
24)Виды термической обработки сталей
25)Основы сварочного производства

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определить количество глинистого теста (по массе и объему), необходимое для получения 1000 штук одинарного кирпича. Средняя плотность кирпича 1800кг/м3. Плотность глиняного теста 1700 кг/м3. Содержание воды в глинистом тесте 20%, потери при обжиге составляет 5%.
2)Определеить объем глиняного теста, необходимого для получения 1000 штук одинарного кирпича, если воздушная усадка глиняного теста составляет 10%,а основная усадка - 6%.
3)Определить объемную воздушную усадку отформованного одинарного глиняного кирпича, если при сушке его длина уменьшилась на 8%, а площадь поперечного сечения на 4%.
4)Определить линейную воздушную усадку отвормованного одинарного глиняного кирпича, если при сушке его длина уменьшилась на 9%.
5)Определеить число пластичности (П)глины, если ее предел пластичности составляет 28%, а предел раскатывания - 16%.
6)Определить прочность при изгибе одинарного глиняного кирпича, если при испытании максимальная разрушающая нагрузка (Р max)составила 2500кгс.
7)Определить коэффициент объемной усушки древесины, если при снижении ее влажности от 40% до 12% в процессе высушивания размеры контрольного образца изменилиь:
в радиальном направлении на 4%
в тангентальном направлении на 8%
в направлении вдоль волокон на 0,2%
8)Определить прочность древесины сосны при сжатии, если стандартный образец при испытании вдоль волокон разрушился при нагрузке (Р max)2000кгс.
9)Определить прочность древесины дуба при изгибе, если образец стандартных размеров разрушился при нагрузке (Р max)300 кгс.
10)Определить плотность и водопоглащение по массе и объему керамического обыкновенного кирпича, если при испытании по ГОСТ 7025-91 получены следующие результаты: масса сухого образца 3640 г, в насыщенном водой состоянии 3980 г, масса вытесненной воды 2080 г.
11)Определить укрывистость эмали ПФ-1217, если при окрашивании стены площадью 50м2 в два слоя на каждый слой израсходовано 5кг краски.
12)Определить прочность на растяжение стержневой арматуры диаметром 12 мм , если ее разрыв произошел при усилии 14400кгс.
13)Определить твердость стали, если при испытании по Бринелю (Д=100мм, Р=3000кгс)диаметр отпечатка на стальном образце составляет 6,2 мм.
14)Определить, какой станет прочность керамического кирпича при насыщении водой, если прочность сухого 15 МПа, а коэффициент размягчения 0,73.
15)Сколько глины по массе и объему потребуется для изготовления 10000 шт. керамических блоков размером 250х250х120 мм с пустотностью 56%. Средняя плотность керамических блоков 1460 кгс/м3, влажность глины 22%, потери при обжиге составляют 8% от массы сухой глины. Брак изделий составляет 2%.
16)Определить какое количество одинарного керамического кирпича можно получить из 5т, имеющей влажность 15%. Потери при обжиге составляют 5% от массы сухой глины. Кирпич должен иметь среднюю плотность 1750 кг/м3.
17)Определить количество цементного раствора, необходимо для 1м3 кладки, если количество одинарного кирпича составляет 440 шт.
18)Определить среднюю плотность древесины сосны при влажности 25%, если при влажности 10% она составляла 495 кг/м3, а коэффициент объемной усушки равен 0,45.
19)Определить, сколько штук одинарного пустотного кирпича с 32 пустотами (пустотность 22%), получится из 5м3 глины, если средняя плотность сырой глины 1650 кг/м3 при ее влажности 15%. Потери при обжиге составляют 7% от массы сухой глины.
20)Определить количество древесных опилок (по массе), необходимых для получения 1000шт. одинарного глиняного кирпича с плотностью 1000кг/м3. Плотность обычного кирпича (без добавки в глину выгорающих опилок) составляет 1800 кг/м3, а плотность опилок 300 кг/м3.
21) Определить предел прочности при изгибе соснового бруса сечением 10х20 см (толщинахвысота)лежащего на двух опорах, отстающих друг от друга на 5м, который сломался при нагрузке 2000кг, приложенной к его середине

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой определения числа пластичности глин.

2)Методикой определения прочности керамического кирпича при изгибе.

3)Методикой определения пористости керамического кирпича.

4)Методикой определения морозостойкости керамического кирпича.

5)Методикой составления схем производства керамического кирпича с указанием способа формования.

6)Методикой составления схем производства производства глазурованной керамической плитки с указанием способа формования.

7)Методикой определения строения и пороков древесины на поперечном, радиальном и тангентальном разрезах.

8)Методикой определения влажности и гигроскопичности древесины.

9)Методикой определения прочности древесины при сжатии, изгибе и скалывании.

10)Методикой определения коэффициента объемной усушки древесины.

11)Методикой составления схемы производства фанеры.

12)Методикой определения температуры размягчения битума.

13)Методикой определения твердости битума.

14)Методикой определения растяжимости битума.

15)Методикой составления схемы производства рубероида.

16)Методикой составления схемы производства асфальтобетона.

17)Методикой составления схемы производства битумных мастик и эмульсий.

18)Методикой определения термопластических свойств термопластов.

19)Методикой определения укрывистости лакокрасочных покрытий.

20)Методикой определения механических свойств лакокрасочных покрытий.

21)Методикой составления схемы производства окрасочных работ.

22)Методикой определения механических свойств металлов и сплавов.

23)Методикой составления схемы производства строительных изделий из чугуна и стали.

24)Методикой составления схемы производства пиломатериалов и столярных изделий из древесины.

25)Методикой составления схемы производства работ по защите древесины от гниения с указанием способов сушки и пропитки.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 3 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 3 1, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Строительное материаловедение [Текст] : учеб. для вузов / ред. В. А. Невский. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 588 с.(НТБ РГУПС) НТБ РГУПС
2 Солнцев, Ю. П. Технология конструкционных материалов [Текст] / Солнцев Ю. П. - 2014. - 504 с. - ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks
3 Богатина А.Ю. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Часть 1. -Учебное пособие/А.Ю. Богатина, А.А. Кругликов: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д. - 89с.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дворкин, Л. И. Строительное материаловедение [Текст] / Дворкин Л. И. - 2013. - 832 с. - ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина А.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Материаловедение и технология конструкционных материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Долгова А.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе / А.В. Долгова ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 28с. (ЭБС РГУПС). ЭБС РГУПС
3 Материаловедение и технология конструкционных материалов: практикум / А.В. Долгова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. — 40 с. (ЭБС РГУПС). ЭБС РГУПС
4 Долгова А.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / А.В. Долгова, О.В. Дудукалова; ФГБОУ ВО РГУПС. ¬– Ростов н/Д, 2017. – 37 с. (ЭБС РГУПС). ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48590.