РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Инженерная геология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Петренко Людмила Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Инженерная геология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Инженерная г_С_23.05.06_во_4_ИПС_п39631_48524.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инженерная геология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Инженерная геология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Изыскания и проектирование железных дорог", "Механика грунтов, основания и фундаменты";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные породообразующие минералы и горные породы, их физико-механические характеристики, основные физико-геологические процессы,влияющие на устойчивость сооружений различного типа и назначения, методы инженерно-геологических исследований

Умеет: определять основные породообразующие минералы и горные породы; инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания на объекте строительства

Имеет навыки: методами инженерно-геологических изысканий, выбора оптимальных вариантов строительства, особенно в сложных инженерно-геологических условиях, и методами защиты и рционального использования окружающей среды

ОПК-2 - способностью использовать знания о современной физической картине мира и эволюции Вселенной, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы

Знает: основные породообразующие минералы и горные породы, их физико-механические характеристики, основные физико-геологические процессы, влияющие на устойчивость сооружений различного типа иназначения, методы инженерно-геологических исследований; принципы и методы изысканий, нормы и правила проектирования железных дорог, в том числе мостов, тоннелей и других искусственных сооружений

Умеет: выполнять инженерно-геологические изыскания и проектирование железных дорог, включая искусственные сооружения

Имеет навыки: методами инженерно-геологических изысканий, выбора оптимальных вариантов строительства, особенно в сложных инженерно-геологических условиях, и методами защиты и рационального использования окружающей среды

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Комментарии кафедры:

Данная компетенция формируется частично и относится к инженерно-геологическим изысканиям.


Место дисциплины 1С.Б "Инженерная геология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инженерная геодезия", "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Основы общей и инженерной геологии, гидрогеологии. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Общая и инженерная геология, гидрогеология - отрасли науки о Земле: 1) Эволюция инженерной геологии, ее связь с другими науками 2) Цели, задачи, разделы и методы инженерно-геологических исследований.

1.2. Основные сведения о Земле: 1) Происхождение, строение и состав Земли. 2) Геологическое время и возраст горных пород.

2. Породообразующие минералы и горные породы. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Основные сведения о минералах и горных породах, их классификация: 1) Генетическая классификация горных пород 2) Инженерно-геологическая классификация горных пород.

3. Физико-геологические процессы. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Процессы внутренней динамики Земли (эндогенные процессы): 1) Тектогенез 2) Сейсмические явления 3) Магматизм 4) Вулканизм 5) Метаморфизм.

3.2. Процессы внешней динамики Земли (экзогенные процессы): 1) Виды экзогенных процессов и факторы их обусловившие 2) Выветривание 3) Склоновые процессы 4) Флювиальные процессы 5) Геологическая деятельность морей, озер и водохранилищ (абразия). 6) Эоловые, ледниковые и другие физико-геологические процессы.

4. Подземные воды (классификация, законы движения). (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Сведения о подземных водах, их состояние, происхождения и условия залегания: 1) Классификация подземных вод (общие и частные) 2) Химический состав подземных вод 3) Режим подземных вод 4) Гидрологические наблюдения 5) Водозаборные и дренажные сооружения.

5. Инженерно-геологические изыскания для строительства. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Состав и методика инженерно-геологических изысканий: 1) Инженерно-геологическая съемка 2) Инженерно-геологическая разведка (предварительная, детальная и эксплуатационная) 3) Методы инженерно-геологических изысканий.

5.2. Оценка инженерно-геологических условий строительства: 1) Категории сложности инженерно-геологических условий 2) Категории оценки инженерно-геологических условий (рельеф местности, геологическое строение, гидрологические условия, физико-механические свойства горных пород, геологические процессы и явления).


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2      
2 4   16 18
3 2     18
4 4     10
5 4     19
Итого 16   16 65
В т.ч. по интерактивным формам     16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Изучение определительных признаков породообразующих минералов 2
Определение и описание породообразующих минералов 6
Определение и описание горных пород 6
Составление инженерно-геологического разреза 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Определение и описание минералов и горных пород 18
3 Изучение основных физико-геологических процессов. 18
4 Изучение подземных вод по происхождению,условиям залегания и химическому составу 10
5 Изучение и освоение методов инженерно-геологических изысканий 19

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кафитин Л.И. Инженерная геология. Учебно-метод. пособие для самостоятельной работы, Ростов н/Д: РГУПС, 2017 (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-2 +
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

для студентов заочной формы обучения предусмотрена контрольная работа "Инженерно-геологическая оценка территории проектирования и строительства железных дорог".


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Форма и строение Земли.
2) Физические Земли.
3) Состав Земли.
4) Общие сведения о минералах.
5) Физические свойства минерало. Агрегатное состояние, цвет, блеск, твердость.
6) Условия образования минералов.
7) Физические свойства минералов. Спайность, прозрачность, плотность.
8) Классификация минералов.
9) Общие сведения о горных породах горных пород.
10) Классификация горных пород по содержанию кварца.
11) Магматические горные породы.
12) Осадочные горные породы.
13) Метаморфическиегорные породы.
14) Экзогенные породы.
15) Выветривание.
16) Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
17) Геологическая деятельность подземных вод.
18) Геологическая деятельность океанов и морей.
19) Геологическая деятельность ветра.
20) Эндогенные процессы.
21) Тектонические движения.
22) Общие сведения о подземных водах.
23) Виды воды в горных породах.
24) Свойства подземных вод.
25) Классификация подземных вод по гидравлическим свойствам.
26) Геохронология.
27) Движение пород на склонах.
28) Виды работ и комплекс исследований при инженерно-геологических изысканиях.
29) Процессы связанные с воздействием воды на горные породы.
30) Значение инженерной геологии для строительства и эксплуатации мостов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять и описывать минералы класса оксиды и гидроксиды.
2) Определять и описывать минералы класса карбонаты.
3) Определять и описывать минералы класса сульфиды.
4) Определять и описывать минералы класса сульфаты.
5) Определять и описывать минералы класса галогены.
6) Определять и описывать кислые магматические горные породы.
7) Определять и описывать средние магматические горные породы.
8) Определять и описывать основные магматические горные породы.
9) Определять и описывать ультраосновные магматические горные породы.
10) Определять и описывать обломочные осадочные горные породы.
11) Определять и описывать хемогенные осадочные горные породы.
12) Определять и описывать метаморфические горные породы.
13) Строить геологический разраз по данным бурения.
14) Строить инженерно-геологическую колонку по разрезу.
15) Выявлять разрывные нарушения.
16) Определять возраст горных пород.
17) Определять осадочные горные породы.
18) Определять магматические горные породы.
19) Определять метаморфические горныен породы.
20) Определять и описывать силикаты и алюмосиликаты.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения физических свойст минералов.

2) Определения твердости минералов.

3) Определения спайности минералов.

4) Определения прозрачности минералов.

5) Определения прозрачности минералов.

6) Определения плотности минералов.

7) Определения агрегатного состояния минералов.

8) Определения блеска минералов.

9) Определять условия залегания пород.

10) Определения задач инженерно-геологических изыскания.

11) Определения состава инженерно-геологических изысканий.

12) Организации инженерно-геологических изысканий.

13) Сбора и обработки материалов инженерно-геологических изысканий.

14) Проведения натурных наблюдений.

15) Стационарных наблюдений.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 4 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ипатов, П. П. Общая инженерная геология [Текст] : учебник / Ипатов П. П. - Томск : Томский политехнический университет, 2012. - 365 с. ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks
2 Кафитин Л.И. Инженерная геология. Учебное пособие /Л.И. Кафитин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017.- 108 с.- Библиогр.: с. 108 ЭБС РГУПС
3 Определение породообразующих минералов [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Кафитин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 22 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ткачева, М. В. Инженерная геология : методические рекомендации / М. В. Ткачева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2014. — 32 c. ЭБС IPRBooks
2 Ипатов, П. П. Инженерная геология городов: учебное пособие / П. П. Ипатов. — Электрон. текстовые данные. — Томск : Томский политехнический университет, 2010. — 252 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Петренко Л.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная геология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кафитин Л.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная геология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС
3 Кафитин Л.И.Определение и описание осадочных горных пород: учеб.-метод. пособие/ Л.И. Кафитин, Т. А. Минина; ФГБОУ ВПО РГУПС. Ростов н/Д, 2014. -24 с. ЭБС РГУПС
4 Определение породообразующих минералов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лаб. работе по дисциплинам «Инженерная геология», «Геология» / Л. И. Кафитин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 22 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Ауд. Б408.

Компьютерная техника.

1. Компьютер.

Лабораторное оборудование:.

1. Коллекция минералов и горных пород.

2. Коллекция шлифов осадочных горных пород.

3. Микроскоп с мультимедийной приставкой.

4. Горный компас.

5. Микроскопы.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48524.