РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Инженерная геология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Петренко Людмила Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Инженерная геология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Инженерная г_С_23.05.06_во_3_ИПС_п39637_48523.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инженерная геология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Инженерная геология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Изыскания и проектирование железных дорог", "Механика грунтов", "Основания и фундаменты транспортных сооружений";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные породообразующие минералы и горные породы, их физико-механические характеристики, основные физико-геологические процессы, влияющие на устойчивость сооружений различного типа иназначения, методы инженерно-геологических исследований; принципы и методы изысканий, нормы и правила проектирования железных дорог, в том числе мостов, тоннелей и других искусственных сооружений

Умеет: выполнять инженерно-геологические изыскания и проектирование железных дорог, включая искусственные сооружения

Имеет навыки: методами инженерно-геологических изысканий, выбора оптимальных вариантов строительства, особенно в сложных инженерно-геологических условиях, и методами защиты и рационального использования окружающей среды

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Комментарии кафедры:

Данная компетенция формируется частично и относится к инженерно-геологическим изысканиям.


Место дисциплины 1С.Б "Инженерная геология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инженерная геодезия и геоинформатика", "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 14 14 14
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Основы общей и инженерной геологии, гидрогеологии. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Общая и инженерная геология, гидрогеология - отрасли науки о Земле: 1) Эволюция инженерной геологии, ее связь с другими науками 2) Цели, задачи, разделы и методы инженерно-геологических исследований.

1.2. Основные сведения о Земле: 1) Происхождение, строение и состав Земли. 2) Геологическое время и возраст горных пород.

2. Породообразующие минералы и горные породы. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Основные сведения о минералах и горных породах, их классификация: 1) Генетическая классификация горных пород 2) Инженерно-геологическая классификация горных пород.

3. Физико-геологические процессы. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Процессы внутренней динамики Земли (эндогенные процессы): 1) Тектогенез 2) Сейсмические явления 3) Магматизм 4) Вулканизм 5) Метаморфизм.

3.2. Процессы внешней динамики Земли (экзогенные процессы): 1) Виды экзогенных процессов и факторы их обусловившие 2) Выветривание 3) Склоновые процессы 4) Флювиальные процессы 5) Геологическая деятельность морей, озер и водохранилищ (абразия). 6) Эоловые, ледниковые и другие физико-геологические процессы.

4. Подземные воды (классификация, законы движения). (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Сведения о подземных водах, их состояние, происхождения и условия залегания: 1) Классификация подземных вод (общие и частные) 2) Химический состав подземных вод 3) Режим подземных вод 4) Гидрологические наблюдения 5) Водозаборные и дренажные сооружения.

5. Инженерно-геологические изыскания для строительства. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Состав и методика инженерно-геологических изысканий: 1) Инженерно-геологическая съемка 2) Инженерно-геологическая разведка (предварительная, детальная и эксплуатационная) 3) Методы инженерно-геологических изысканий.

5.2. Оценка инженерно-геологических условий строительства: 1) Категории сложности инженерно-геологических условий 2) Категории оценки инженерно-геологических условий (рельеф местности, геологическое строение, гидрологические условия, физико-механические свойства горных пород, геологические процессы и явления).


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2      
2 4   14 15
3 2     15
4 4     17
5 4 2   18
Итого 16 2 14 65
В т.ч. по интерактивным формам     14  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Изучение определительных признаков породообразующих минералов 2
Определение и описание породообразующих минералов 4
Определение и описание горных пород 6
Изучение горных пород под микроскопом 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
5 Оценка инженерно-геологических условий территории намечаемого строительства 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Определение и описание минералов и горных пород 15
3 Изучение основных физико-геологических процессов. 15
4 Изучение подземных вод по происхождению,условиям залегания и химическому составу 17
5 Изучение и освоение методов инженерно-геологических изысканий 18

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кафитин Л.И. Инженерная геология. Учебно-метод. пособие для самостоятельной работы, Ростов н/Д: РГУПС, 2017 (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

для студентов заочной формы обучения предусмотрена контрольная работа "Инженерно-геологическая оценка территории проектирования и строительства железных дорог".


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Строение Земли.
2) Тепловой режим Земли (геотермический градиент и геотермическая ступень).
3) Геологическую хронологию. Эры и периоды геологической истории развития Земли.
4) Морфологию минералов.
5) Физические свойства минералов (форма кристаллов минералов).
6) Оптические свойства минералов (цвет, блеск, прозрачность).
7) Механические свойства минералов (спайность, твердость).
8) Классификацию минералов и характеристику основных породообразующих минералов.
9) Генетическую классификацию горных пород.
10) Виды воды в горных породах.
11) Происхождение и основные типы подземных вод (классификации – общая и частная).
12) Химический состав и физические свойства подземных вод.
13) Глобальную тектонику.
14) Вулканизм, метаморфизм.
15) Сейсмические явления.
16) Виды экзогенных процессов и факторы их обусловившие.
17) Состав и методику инженерно-геологических изысканий.
18) Минералы класса оксидов и гидрооксидов.
19) Минералы класса карбонатов.
20) Минералы класса полевых шпатов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять и описывать основные породообразующие минералы.
2) Определять и описывать магматические горные породы.
3) Определять и описывать осадочные горные породы.
4) Определять и описывать метаморфические горные породы.
5) Определять комплексом методов на разных стадиях изучения территории намечаемого строительства.
6) Определять категории сложности инженерно-геологических условий территории.
7) Построить инженерно-геологические разрезы.
8) Выявлять формы нарушения залегания пород.
9) Составлять литолого-стратиграфическую колонку по данным бурения и горных работ.
10) Определять наклонное залегание слоев пород.
11) Определять азимуОпределять азимут т проектирования слоев пород.
12) Определять азимут падения слоев.
13) Определять угол падения слоев.
14) Выявлять типы складок.
15) Выявлять флексуры.
16) Выявлять разрывы без смещения.
17) Выявлять сбросы и их элементы.
18) Выявлять взбросы и их элементы.
19) Выявлять сдвиги.
20) Выявлять надвиги.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Организации и использования методов инженерно-геологических изысканий.

2) Статического и динамического зондирования.

3) Проходки шурфов.

4) Использования геофизических методов исследования.

5) Использования способов бурения скважин.

6)Выбора оптимальных вариантов строительства в зависимости от категории сложности инженерно-геологических условий.

7) Технико-экономического обоснования объекта строительства (оценки инженерно-геологических условий участка).

8) Использования методов ударно-канатного бурения.

9) Использования методов колонкового бурения.

10) Описания керна буровых скважин.

11) Проведения маршрутных наблюдений.

12) Описания шурфов и канав.

13) Использования комплекса методов на стадии инженерно-геологической съемки.

14) Использования комплекса методов на стадии предварительной разведки.

15) Использования комплекса методов на стадии детальной разведки.

16) Определения физико-механических свойств горных пород.

17) Определения категорий сложности по результатам инженерно-геологических изысканий.

18) Использования методов электроразведки.

19) Использования методов сейсморазведки.

20) Использования методов каротажа буровых сквыжин.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кафитин Л.И. Инженерная геология. Учебное пособие /Л.И. Кафитин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017.- 108 с.- Библиогр.: с. 108 ЭБС РГУПС
2 Ипатов, П. П. Общая инженерная геология [Текст] : учебник / Ипатов П. П. - Томск : Томский политехнический университет, 2012. - 365 с. ЭБС IPRBooks
3 Ипатов, П. П. Инженерная геология городов: учебное пособие / П. П. Ипатов. — Электрон. текстовые данные. — Томск : Томский политехнический университет, 2010. — 252 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ткачева, М. В. Инженерная геология : методические рекомендации / М. В. Ткачева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2014. — 32 c. ЭБС IPRBooks
2 Ипатов, П. П. Инженерная геология городов: учебное пособие / П. П. Ипатов. — Электрон. текстовые данные. — Томск : Томский политехнический университет, 2010. — 252 c. ЭБС IPRBooks
3 Определение породообразующих минералов [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Кафитин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 22 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Петренко Л.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная геология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кафитин Л.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная геология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС
3 Кафитин Л.И.Определение и описание осадочных горных пород: учеб.-метод. пособие/ Л.И. Кафитин, Т. А. Минина; ФГБОУ ВПО РГУПС. Ростов н/Д, 2014. -24 с. ЭБС РГУПС
4 Определение породообразующих минералов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лаб. работе по дисциплинам «Инженерная геология», «Геология» / Л. И. Кафитин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 22 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Ауд. Б408.

Компьютерная техника.

1. Компьютер.

Лабораторное оборудование:.

1. Коллекция минералов и горных пород.

2. Коллекция шлифов осадочных горных пород.

3. Микроскоп с мультимедийной приставкой.

4. Горный компас.

5. Микроскопы.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48523.