РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электрические машины"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Замшина Лариса Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электрические м_С_23.05.03_во_5_ЭМА_п44790_48196.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электрические машины".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электрические машины" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Технология ремонта подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Магнитную цепь машины постоянного тока, исходные данные, необходимые для расчета обмоток и магнитной цепи машины постоянного тока и определения параметров трансформатора, схемы замещения трансформатора.

Умеет: Определять намагничивающую силу магнитной цепи, строить характеристику намагничивания, определять коэффициент насыщения магнитной цепи по характеристике намагничивания машины постоянного тока, рассчитывать шаги обмотки, составлять схему замещения трансформатора и рассчитывать ее параметры

Имеет навыки: Расчета магнитной цепи и обмоток якорей машины постоянного тока; построения характеристики намагничивания, схемы-развертки обмоток машины постоянного тока, схемы замещения трансформатора; характеристик и векторной диаграммы трансформатора

ОПК-13 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: Конструкцию и принцип действия электрических машин постоянного и переменного тока, трансформаторов; способы пуска, регулирования частоты вращения, способы возбуждения, условия включения на параллельную работу, методы холостого хода, короткого замыкания, нагрузки.

Умеет: Проводить лабораторные исследования различных типов электрических машин постоянного и переменного тока, трансформаторов в различных режимах работы различными методами, анализировать опытные данные, рассчитывать параметры, строить характеристики

Имеет навыки: Исследования различных типов электрических машин постоянного и переменного тока, трансформаторов в различных режимах работы различными методами, анализа опытных данных, расчета параметров, построения характеристик

ПК-5 - способностью применять методы и средства технических измерений, технические регламенты, стандарты и другие нормативные документы при технической диагностике подвижного состава, разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции

Место дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теория механизмов и машин", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 58 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 56 56 56
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 8 8 8
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 50   50
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 35   35
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 58 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Трансформаторы. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-5)

1.1. Структура, содержание и задачи курса: Общие вопросы электромеханического преобразования энергии. Классификация электрических машин. Материалы, применяемые в электромашиностроении. Устройство и принцип действия трансформатора. Уравнения ЭДС и МДС трансформатора. Процесс намагничивания трансформатора. Идеальный трансформатор.

1.2. Режимы холостого хода, короткого замыкания:: Холостой ход, ток холостого хода. Короткое замыкание, напряжение короткого замыкания. Схемы замещения трансформатора. Определение параметров схемы замещения.

1.3. Режим нагрузки: : Векторная диаграмма трансформатора при активно-индуктивной нагрузке. Регулирование напряжения в трансформаторе. Внешние характеристики. Параллельная работа трансформаторов. Схемы и группы соединения трансформаторов.

1.4. Разновидности трансформаторов:: Автотрансформаторы. Трехобмоточные трансформаторы. Специальные трансформаторы. Тяговые трансформаторы.

2. Машины постоянного тока. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-5)

2.1. Устройство и принцип действия МПТ:: Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока. Назначение коллектора. Устройство машины постоянного тока.

2.2. Магнитная цепь МПТ:: Участки магнитной цепи. Принцип расчета магнитной цепи. Характеристика (кривая) намагничивания МПТ. Определение коэффициента насыщения магнитной цепи МПТ. Магнитное поле МПТ в режимах холостого хода и нагрузки ЭДС обмотки якоря и электромагнитный момент МПТ. Реакция якоря в МПТ и ее виды. Построение эскиза магнитной цепи для одной пары полюсов в масштабе. Построение характеристики намагничивания МПТ.

2.3. Коммутация в МПТ: Причины искрения на коллекторе МПТ. Физическая сущность явления коммутации. ЭДС в коммутируемой секции. Уравнение коммутации. Виды коммутации. Способы улучшения коммутации. Классы коммутации. Компенсационная обмотка.

2.4. Генераторы постоянного тока (ГПТ):: Схемы независимого, параллельного, последовательного, смешанного возбуждения ГПТ. Их достоинства и недостатки, область применения. Характеристики ГПТ с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Самовозбуждение ГПТ, условия самовозбуждения: Потери и КПД в МПТ.

2.5. Двигатели постоянного тока (ДПТ):: Механические характеристики ДПТ с различными способами возбуждения. Уравнения моментов, действующих на якорь ДПТ. Рабочие характеристики ДПТ. Пуск ДПТ. Регулирование скорости вращения ДПТ. Тяговые двигатели постоянного тока, рабочие характеристики.

3. Асинхронные машины (АМ). (Компетенция/и ПК-5)

3.1. Вращающееся магнитное поле: Принцип образования вращающегося магнитного поля машины переменного тока. Устройство и принцип действия асинхронной машины. Режимы работы. Скольжение. Обмотки переменного тока.

3.2. Механическая характеристика АД: Условия устойчивой работы АД. Рабочие характеристики АД. Перегрузочная способность АД. Виды пуска АД. Двигатели с повышенным пусковым моментом.

3.3. Регулирование скорости и торможение АД: Регулирование скорости вращения АД. Достоинства и недостатки разных способов регулирования скорости. Торможение АД. Асинхронные машины с заторможенным ротором. Потери и КПД АМ.

3.4. Мощности и моменты АМ:: Энергетическая диаграмма АД. Электромагнитный момент АМ. Зависимость момента от скольжения. Моменты от вихревых токов и гистерезиса. Типы АД. Асинхронные тяговые двигатели. АМ на подвижном составе.

4. Синхронные машины (СМ). (Компетенция/и ПК-5)

4.1. Конструктивные исполнения и режимы работы синхронных машин (СМ):: Устройство явно- и неявнополюсных синхронных машин. Назначение синхронных машин. Способы возбуждения синхронных машин. Потери СМ.

4.2. Принцип действия синхронного генератора: Магнитное поле СГ в режимах холостого хода и нагрузки. Реакция якоря СГ. Характеристики СГ. Защита СГ от к.з. Энергетическая диаграмма СГ.

4.3. Параллельная работа СМ:: Параллельная работа СГ с сетью. Включение СГ на параллельную работу. Методы синхронизации. Угловые характеристики. Статические устойчивость и перегружаемость СГ. U (V)-образные характеристики СГ.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 6 2 9
2 10 6 2 10
3 8 2 2 6
4 6 2 2 10
Итого 32 16 8 35
В т.ч. по интерактивным формам 32 16 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Знакомство с правилами безопасной работы в лаборатории электрических машин. Исследование однофазного трансформатора 2
2 Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. 2
3 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки. 2
4 Исследование синхронного генератора. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет трехфазного трансформатора: Определение номинальных линейных и фазных токов и напряжений, параметров холостого хода и короткого замыкания, параметров обмоток трансформатора, определение КПД трансформатора и изменения вторичного напряжения под нагрузкой. Построение векторной диаграммы трансформатора при активно-индуктивной нагрузке. 6
2 Расчет машины постоянного тока: расчет магнитной цепи, определение коэффициента насыщения магнитной цепи расчетным и графическим способом, определение параметров обмотки якоря, расчет простой петлевой и простой волновой обмотки якоря. 6
3 Машины переменного тока: решение задач по асинхронным двигателям 2
4 Машины переменного тока: решение задач по синхронным генераторам 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Измерительные трансформаторы: назначение, схемы включения, особенности эксплуатации 2
Автотрансформаторы 2
Построение зависимостей КПД и изменения вторичного напряжения трансформатора от нагрузки 2
Построение векторной диаграммы трансформатора при номинальной нагрузке 3
2 Построение эскиза магнитной цепи для одной пары полюсов в масштабе 4
Построение характеристики намагничивания МПТ 3
Построение схемы-развертки обмотки МПТ 3
3 Обмотки переменного тока 2
Асинхронные машины с заторможенным ротором 2
Построение рабочих характеристик асинхронного двигателя 2
4 Характеристики синхронных генераторов при автономной работе 4
Статические устойчивость и перегружаемость СГ. 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин, В.А. Электрические машины постоянного тока и трансформаторы: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов-н/д, РГУПС, 2016 г.-33 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС
2 Соломин В.А. Расчет машин постоянного тока и асинхронных машин: учебно-методическое пособие к контрольной работе. В.А. Соломин, Л.Л. Замшина, Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС.-Ростов-н/д, РГУПС, 2013 г.-35 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС
3 Соломин В.А. Расчет машин постоянного тока и трансформаторов: учебно-методическое пособие к контрольной работе / В.А.Соломин, Н.А.Трубицина, Л.Л. Замшина; РГУПС.- Ростов-н/Д, РГУПС,2013- 31 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-13 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-13 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-5 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет машин переменного тока;

расчет машин постоянного тока и трансформаторов.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Общее представление об электрических машинах.
2)Принцип действия и устройство трансформатора.
3)Процесс намагничивания однофазного и трехфазного трансформатора.
4)Основные соотношения, характеризующие работу трансформатора. Уравнения МДС и ЭДС трансформатора.
5)Режим холостого хода трансформатора, характеристики.
6)Режим короткого замыкания трансформатора, характеристики.
7)Схема замещения трансформатора. Уравнения схемы замещения.
8)Векторная диаграмма трансформатора при активно-индуктивной нагрузке.
9)Внешние характеристики трансформатора.
10)Параллельная работа трансформаторов.
11)Схемы и группы соединения трансформаторов
12)Условия параллельной работы трансформаторов.
13)Регулирование напряжения в трансформаторах.
14)Разновидности трансформаторов.
15)Конструкция машин постоянного тока (МПТ) и принцип действия машины постоянного тока.
16)Обмотки якоря. Простая петлевая и волновая обмотка.
17)Магнитная цепь машины постоянного тока.
18)Характеристика намагничивания машины постоянного тока. Определение коэффициента насыщения магнитной цепи машины постоянного тока.
19)Реакция якоря МПТ и ее виды.
20)Коммутация в машинах постоянного тока. Способы улучшения коммутации.
21)Способы возбуждения генератора постоянного тока, характеристики.
22)Условия самовозбуждения генератора.
23)Двигатели постоянного тока. Механические характеристики.
24)Способы пуска и регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока.
25)Рабочие характеристики двигателей постоянного тока.
26)Потери и КПД машины постоянного тока
27) Создание вращающегося магнитного поля.
28)Устройство и принцип действия асинхронной машины.
29)Устойчивость работы асинхронного двигателя. Факторы, определяющие устойчивость.
30)Механическая характеристика асинхронного двигателя.
31)Способы регулирования скорости асинхронного двигателя.
32)Тормозные режимы асинхронного двигателя. Рекуперативное (генераторное) торможение.
33)Асинхронные машины с заторможенным ротором.
34)Энергетическая диаграмма АМ в режиме двигателя.
35)Способы пуска асинхронных двигателей.
36)Двигатели с повышенным пусковым моментом.
37)Асинхронные тяговые двигатели.
38)Электромагнитные моменты АМ.
39)Устройство и принцип действия синхронных машин.
40)Системы возбуждения СМ.
41)Угловая характеристика СМ.
42)Характеристики синхронных генераторов.
43)Условия включения синхронных генераторов на параллельную работу. Методы синхронизации.
44)Работа синхронного генератора под нагрузкой.
45)Защита синхронного генератора от к.з.
46)Тяговые двигатели постоянного тока.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитывать параметры схемы замещения однофазного трансформатора.
2)Составлять схему замещения трансформатора.
3)Проводить опыт холостого хода трансформатора
4)Проводить опыт короткого замыкания трансформатора
5)Определять напряжение короткого замыкания трансформатора.
6)Определять коэффициент трансформации.
7)Выводить уравнения МДС трансформатора.
8)Выводить уравнения ЭДС трансформатора.
9)Оценивать возможность включения трансформаторов на параллельную работу
10)Рассчитывать шаги простой петлевой обмотки.
11)Рассчитывать шаги простой волновой обмотки.
12)Строить характеристику намагничивания машины постоянного тока.
13)Определять коэффициент насыщения машины постоянного тока по характеристике намагничивания МПТ.
14)Определять коэффициент полезного действия машины постоянного тока.
15)Осуществлять пуск двигателя постоянного тока.
16)Регулировать частоту вращения двигателя постоянного тока.
17)Снимать экспериментальным путем характеристику холостого хода генератора постоянного тока.
18)Снимать экспериментальным путем внешнюю характеристику генератора постоянного тока.
19)Снимать экспериментальным путем регулировочную характеристику генератора постоянного тока.
20)Снимать экспериментальным путем характеристики двигателя постоянного тока
21) Классифицировать машины постоянного тока.
22)Изложить принцип образования вращающегося магнитного поля
23)Изложить принцип работы асинхронной машины, работающей в режиме двигателя.
24)Определять параметры АД с короткозамкнутым ротором в режиме холостого хода.
25)Определять параметры АД с короткозамкнутым ротором в режиме короткого замыкания.
26)Определять параметры АД с короткозамкнутым ротором в режиме нагрузки
27)Определять параметры АД с фазным ротором при различных значениях нагрузки.
28)Определять параметры СГ для построения характеристики холостого хода.
29)Изложить принцип работы синхронной машины, работающей в режиме генератора.
30)Включать СГ на параллельную работу.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Расчета параметров схемы замещения однофазного трансформатора.

2)Определения напряжения короткого замыкания и коэффициента трансформации трансформатора.

3)Построения векторной диаграммы трансформатора при активно-индуктивной нагрузке.

4)Расчета магнитного поля в воздушном зазоре машины постоянного тока.

5)Расчета магнитного поля в зубцовой зоне машины постоянного тока.

6)Расчета магнитного поля в полюсах машины постоянного тока.

7)Расчета магнитного поля в ярме машины постоянного тока.

8)Расчета магнитного поля в ярме машины постоянного тока.

9)Расчета магнитного поля в якоре машины постоянного тока.

10)Построения характеристики намагничивания машины постоянного тока.

11) Определения коэффициента насыщения магнитной цепи аналитическим путем.

12)Определения коэффициента насыщения магнитной цепи графическим путем.

13)Расчета простой петлевой обмотки якоря МПТ.

14)Расчета простой волновой обмотки якоря МПТ.

15)Пуска в ход двигателей постоянного тока.

16)Регулирования частоты вращения двигателей постоянного тока.

17)Расчета магнитной цепи машины постоянного тока.

18)Экспериментального снятия характеристики холостого хода генератора постоянного тока независимого возбуждения.

19)Экспериментального снятия внешней характеристики генератора постоянного тока независимого возбуждения.

20)Экспериментального снятия регулировочной характеристики генератора постоянного тока независимого возбуждения.

21)Построения рабочих характеристик машины постоянного тока.

22)Расчета рабочих характеристики асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

23)Пуска в ход АД с короткозамкнутым и фазным ротором.

24)Исследования асинхронного двигателя в режиме холостого хода.

25)Исследования асинхронного двигателя в режиме короткого замыкания.

26)Регулирования частоты вращения АД с короткозамкнутым ротором.

27)Регулирования частоты вращения АД с фазным ротором.

28)Расчета механической характеристики асинхронного двигателя.

29)Построения характеристик синхронного генератора.

30)Включения СГ на параллельную работу методом точной синхронизации.

31)Включения СГ на параллельную работу методом самосинхронизации.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 5 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатович, В. М. Электрические машины и трансформаторы. Учебное пособие / Игнатович В.М., Ройз Ш.С. - Томск: Томский политехнический университет, 2013.- 182 с. ЭБС "IPRbooks" ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соломин В.А. Расчет машин постоянного тока и трансформаторов: учебно-методическое пособие к контрольной работе / В.А.Соломин, Н.А.Трубицина, Л.Л. Замшина; РГУПС.- Ростов-н/Д, РГУПС,2013- 31 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС
2 Соломин, В.А. Расчет машин переменного тока: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе / В.А.Соломин, Н.А.Трубицина, Л.Л.Замшина; ФГБОУ ВПО РГУПС.-Ростов-н/д, РГУПС, 2014 г.-20 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС
3 Андрющенко А.А. Асинхронный тяговый привод локомотивов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Андрющенко, Ю.В. Бабков, А.А. Зарифьян - М. : ЭБ УМЦ ЖДТ, 2013. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Замшина Л.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электрические машины". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Трубицина Н.А. Принцип действия и конструкция электрических машин и трансформаторов: методические указания к лабораторным работам./М.А. Трубицин, А.Р. Шайхиев; РГУПС- Ростов-н/Д. РГУПС, 2006 г. ЭБС РГУПС
3 Трубицина, Н.А. Сборник задач по электрическим машинам и примеры решения: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным работам./ Н.А. Трубицина, М.А. Трубицин; РГУПС.- Ростов-н/д, 2010 г.-22 с. +ЭР НТБ (Электронный ресурс научно-технической библиотеки) ЭБС РГУПС
4 Соломин В.А. Машины переменного тока: учебно-методическое пособие к лабораторным работам. В.А. Соломин, Н.А. Трубицина, Л.Л. Замшина; ФГБОУ ВПО РГУПС.-Ростов-н/д, РГУПС, 2014 г. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Офисное программное обеспечение Microsoft Оffice И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48196.