РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Географические информационные системы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Колошина Галина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Географические информационные системы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Цвылев Евгений Михайлович, директор, ОАО "ЮЖГИПРОЗЕМ".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Географические и с_Б_21.03.02_во_6_ИПС_п39666_47965.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Географические информационные системы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Географические информационные системы" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Кадастр недвижимости".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Геоинформационные системы и технологии на железнодорожном транспорте", "Информационные базы данных объектов недвижимости", "Компьютерное моделирование кадастровых задач";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные теории и методы создания географических информационных систем и технологий обработки баз данных о состоянии земельных и природных ресурсов, кадастра недвижимости

Умеет: работать с современными геоинформационными и кадастровыми информационными системами

Имеет навыки: обработки компьютерных технологий по дисциплине

ОПК-1 - способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знает: географические и земельно-кадастровые информационные системы; основное программное обеспечение для качественного исследования и анализа различной информации

Умеет: создавать базы данных, проводить их анализ с применением программного обеспечения

Имеет навыки: основных методов работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ПК-5 - способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Географические информационные системы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Геодезия", "Информатика", "Картография".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 38 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 36 36 36
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 61   61
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 61   61
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 38 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 53
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   40 41
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Теоретические положения создания информационных систем. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Общие вопросы формирования информационных систем: 1) Содержание и основные характеристики информации и информатизации 2) Информационное обеспечение управления земельными ресурсами 3) Значение информационных систем и технологий для ведения Государственного земельного кадастра.

2. Теоретические положения создания географических информационных систем. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Общие вопросы и стуктура географических информационных систем: 1) Основные понятия, значение и принципы ГИС 2) Развитие географических информационных систем 3) Структура геоинформационных систем.

2.2. Система управления базами данных: 1) Организация баз данных 2) Файловая система и форматы представления графических данных 3) Содержание и клссификация системы управления базой данных.

3. Теоретические и методические положения создания земельных информационных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-5)

3.1. Теоретические и методические вопросы создания земельных информационных систем: 1) Нормативно-правовое обеспечение земельных информационных систем 2) Понятие, классификация и структура земельных информационных систем 3) Основные характеристики земельных информационных систем 4) Применение ГИС-технологий в земельной информационной системе 5) Защита информации в земельных информационных системах.

4. Теоретические и методические положения создания автоматизированной системы кадастра недвижимости. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-5)

4.1. Основные положения и структура автоматизированной системы кадастра недвижимости: 1) Основные положения создания автоматизированной системы кадастра недвижимости 2) Формирование структуры автоматизированной системы кадастра недвижимости 3) Организация работ по функционированию автоматизированной системы кадастра недвижимости.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6 2 16
2 4 6 4 14
3 4   4 16
4 2   2 15
Итого 12 12 12 61
В т.ч. по интерактивным формам 12 12 12  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Изучение интерфейса векторизатора Easy Trace 2
2 Пошаговая инструкция по работе в Easy Trace. Основы работы в Easy Trace 4
3 Оцифровка полигонов. Простановка высот 4
4 Экспорт проекта 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Основные формы представления информации 6
2 Программа-векторизатор Easy Trace 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Векторизация данных 16
2 Векторизация данных 14
3 Программы, применяемые для решения задач ГИС 16
4 Программы, применяемые для решения задач ГИС 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Матвеев С.И. Цифровые (координатные) модели пути и спутниковая навигация железнодорожного транспорта: учеб пособие/С.И. Матвеев, В.А. Коугия; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп..-М., 2013.-301 с. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС
2 Применение программного продукта Easy Trace для векторизации данных: учебно-методическое пособие к лабораторным и практическим занятиям / Г.В. Колошина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-1 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-5 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

векторизация данных в программе Easy Trace (для карт масштаба 1:25000).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Содержание и основные характеристики информации
2) Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
3) Основные понятия ГИС
4) Структуру геоинформационных систем
5) Организацию баз данных ГИС
6) Классификацию системы управления базой данных
7) Требования к картографической документации кадастра недвижимости
8) Требования к картографической документации кадастра недвижимости
9) Нормативно-правовое обеспечение земельных информационных систем
10) Знать структуру земельных информационных систем
11) Основные характеристики земельных информационных систем
12) Основные положения создания автоматизированной системы кадастра недвижимости
13) Организацию работ по функционированию автоматизированной системы кадастра недвижимости

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Работать в программе Easy Trace
2) Работать в программе ArcView
3) Работать в программе ObjectLand
4) Создавать базы данных
5) Редактировать базы данных
6) Создавать цифровые топографические карты
7) Создавать цифровые тематические карты
8) Защищать информацию в земельных информационных системах
9) Создавать автоматизированные системы кадастра недвижимости
10) Организовать работу по функционированию автоматизированной системы кадастра недвижимости

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Использования методики работы в программе Easy Trace.

2) Использования методики работы в программе ArcView.

3) Использования методики работы в программе ObjectLand.

4) Использования методики создания базы данных.

5) Использования методики редактирования базы данных.

6) Использования методики создания цифровых топографических карт.

7) Использования методики создания цифровых тематических карт.

8) Использования методики защиты информации в земельных информационных системах.

9) Использования методики создания автоматизированные системы кадастра недвижимости.

10) Использования методики организации работы по функционированию автоматизированной системы кадастра недвижимости.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 6 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 6 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Матвеев С.И. Цифровые (координатные) модели пути и спутниковая навигация железнодорожного транспорта: учеб пособие/С.И. Матвеев, В.А. Коугия; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп..-М., 2013.-301 с. НТБ РГУПC. НТБ РГУПС
2 Волков А.В., Географические информационные системы(электронный ресурс: учебное пособие/А.В. Волков, М.М. Орехов - СПб:Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСБ, 2015.-76с. ЭБС IPRbooks. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Варламов А.А., Земельный кадастр: учеб. для вузов в 6 томах.Т.6: Географические и земельные информационные системы/ А.А. Варламов., С.А. Гальченко . – М.: КолосС, 2005. – 400с. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС
2 Геоинформатика: Учеб.для вузов: в 2-х кн., Кн.2/ред. В.С. Тикунов.-2-е изд., перераб. и доп..-М.: Академия, 2008. - 381 с. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС
3 Геоинформатика: Учеб.для вузов: в 2-х кн., Кн.1/ред. В.С. Тикунов.-2-е изд., перераб. и доп..-М.: Академия, 2008. - 375 с. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колошина Г.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Географические информационные системы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Применение программного продукта Easy Trace для векторизации данных: учебно-методическое пособие к лабораторным и практическим заня-тиям / Г.В. Колошина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47965.