РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Эксплуатация и ремонт машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Профессиональные информационные системы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Хачкинаян Амбарцум Ервандович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Профессиональные информационные системы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Эксплуатация и ремонт машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Тамаркин Михаил Аркадьевич, зав. каф. "Технология машиностроения", ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Профессиональные и с_Б_23.03.03_во_8_ЭРМ_п38487_47693.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Профессиональные информационные системы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Профессиональные информационные системы" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Информационные технологии", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобили и автомобильное хозяйство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Cовременные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования/

Умеет: Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения

Имеет навыки: Основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знает: алгоритмизации и программирования, языков программирования, баз данных, программного обеспечения и технологии программирования, компьютерной графики, локальных сетей и их использования при решении прикладных задач обработки данных

Умеет: Применять информационные технологии для решения практических задач

Имеет навыки: пользовательскими вычислительными системами и системами программирования

ПК-8 - способностью разрабатывать и использовать графическую техническую документацию

Знает: Глобальные и локальные компьютерные сети с учетом основных требований информационной безопасности

Умеет: Применять информационные технологии для решения практических задач

Имеет навыки: пользовательскими вычислительными системами и системами программирования

ПК-11 - способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Профессиональные информационные системы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Информационные технологии", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб) 6 6 6
Практические, семинары (Пр) 6 6 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
12 12 12
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 99   99
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 99   99
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 36 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 17 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123     123
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 117     117
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 17 2 142
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Основные понятия информационных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-8, ПК-11)

1.1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена.

1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметная область ИС.

2. Технологии обеспечения безопасности обработки информации. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-8, ПК-11)

2.1. Технологии интегрированных информационных систем общего назначения.

2.2. Электронная подпись.

3. Информационные технологии общего назначения. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-8, ПК-11)

3.1. Текстовый процессор Word.

3.2. Табличный процессор Excel.

3.3. Система управления базами данных Access.

3.4. Подготовка презентаций, лекций, докладов, иллюстративного материала PowerPoint.

4. Свойства и классификация информационных технологий. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-8, ПК-11)

4.1. Основные свойства информационных технологий.

4.2. Базовые информационные технологии.

4.3. Классификация информационных технологий.

4.4. Формы представления информационных технологий.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     24
2 2     30
3 6 6 6 20
4 2     25
Итого 12 6 6 99
В т.ч. по интерактивным формам     20  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
3 Работа с Word. 2
Работа в MS ACCESS 2
Работа с программой подготовки презентаций POWERPOINT. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
3 Разработка чертежей и моделей с помощью Компас 3D. 3
Работа с Microsoft Excel. 3

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Задачи создания и использования информационной системы для любой организации.Свойства информационной системы. Математическое и программное обеспечение. Организационное и правовое обеспечение. 24
2 Обеспечение безопасности обработки информации. 30
3 Информационные технологии. Опредление, сущность и назначение. История развития информационных технологий. Приложения для автоматизации офисной деятельности. 20
4 Свойства и классификация информационных технологий. 25

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 117 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Саак А.Э. Информационные технологии управления: учеб. для вузов / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков, 2009. - 318 с. НТБ РГУПС
2 Голубенко, Е. В. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / Е. В. Голубенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 20 с. Эл. ресурс НТБ. ЭБС РГУПС
3 Мамаев, Э. А. Информационная безопасность и защита информации [Текст] : метод. указ. / Э.А. Мамаев, Т.В. Потанина ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2007. - 37 с. Эл. ресурс НТБ. 2007 Есть УМО 40 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-1 +
ПК-8 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-8 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-11 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информационной системы.
2) Обобщенная схема информационной системы и назначение ее элементов.
3) Основные задачи, решаемые в информационной системе.
4) Примеры информационных систем. Понятие подсистемы информационной системы.
5) Назначение и описание информационного, технического, программного, организационного и правового обеспечения информационной системы.
6) Примеры обеспечивающих подсистем конкретной информационной системы в профессиональной деятельности.
7) Историю развития информационных систем.
8) Перспективы развития и использования информационных систем в профессиональной деятельности.
9) Информационные системы в Интернет.
10) Характеристику основных видов профессиональной деятельности.
11) Выделение в профессиональной деятельности информационных процессов, подлежащих компьютеризации (на примерах).
12) Примеры информационных систем для рассмотренных видов профессиональной деятельности.
13) Понятие корпоративной информационной системы.
14) Роль структуры управления организацией в корпоративной информационной системе.
15) Определять основные классификационные признаки для информационных систем.
16) Классификацию информационных систем по группе признаков, связанных со структурированностью задач, функциональностью и уровнем управления объекта информатизации.
17) Характеристику конкретной информационной системы в профессиональной деятельности по классификационным признакам.
18) Классификацию информационных систем по масштабу использования, сфере применения, решаемым задачам и принципу построения.
19) Характеристику конкретной информационной системы в профессиональной деятельности по классификационным признакам.
20) Методами защиты данных.
21) Способами ограничения и привилегий доступа к данным.
22) Способами защиты данных от несанкционированного доступа.
23) Понятием алгоритма решения задачи в информационной системе.
24) Способами реализации алгоритма в программе конкретной информационной системе.
25) Использованием интерфейса конкретной информационной системы для программирования задач.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Устанавливать Microsoft Office 2007 поверх более ранних версий
2) Информационный процесс.
3) Информационные процессы в науке, технике и жизни общества.
4) Виды информационных процессов.
5) Характеристики видов информационных процессов. Последовательность действий выполняемых над информацией.
6) Процесс сбора информации.
7) Организацию хранения данных в информационной системе.
8) Файловый принцип хранения данных в информационной системе.
9) Характеристику последовательного доступа к данным в файлах.
10) Реляционные базы данных в информационной системе.
11) Характеристику прямого доступа к данным.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Примерами простой задачи, решаемой в конкретной информационной системе профессиональной деятельности.

2) Алгоритмами ее решения и технология программирования в конкретной информационной системе профессиональной деятельности.

3) Методами защиты вычислений.

4) Способами передачи информации в информационных системах.

5) Характеристикой каналов связи.

6) Характеристика устройств связи.

7) Использованием электронной почты.

8) Методами построения систем защиты информации в каналах связи.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-8 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Седышев В.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / В.В. Седышев, 2013. - 262 с. НТБ РГУПС
2 Глазунов, Д. В. Профессиональные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д. В. Глазунов, Г. С. Мизюков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 69 с. Эл. ресурс НТБ. ЭБС РГУПС
3 Голубенко, Е. В. Информационные технологии [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Голубенко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 117 с. : ил. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Казак, А. А. Методы вычислений и моделирование в учете и анализе [Текст] : учеб. пособие / А.А. Казак ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 98 с. Эл. ресурс НТБ. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хачкинаян А.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Профессиональные информационные системы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Голубенко, Е. В. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Е. В. Голубенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 56 с. Эл. ресурс НТБ. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47693.