РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Прикладная механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Программа прикладного бакалавриата

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Феденко Алексей Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Прикладная механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Соловьев Аркадий Николаевич, Зав.кафедрой"Теоретическая и прикладная механика", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Прикладная м_Б_13.03.02_во_4_ОПМ_п38498_47491.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Прикладная механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Прикладная механика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Проектирование электрических машин";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные понятия, формулы и законы прикладной механики

Умеет: применять методы анализа при решении инженерных задач

Имеет навыки: в решении профессиональных задач и обработки данных.

ОПК-2 - способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей, изображения и обозначения деталей

Умеет: использовать аналитические методы измерения и исследования кинематических и динамических параметров машин; методы планирования эксперимента при выборе оптимального варианта конструкции механизма

Имеет навыки: в использовании методов теории механизмов и машин, деталей машин и основ конструирования при решении практических задач

ПК-3 - способностью принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Прикладная механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Начертательная геометрия и графика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЭМБ, ЭМэ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 42   42
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 27   27
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Теория механизмов и машин. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

1.1. Машины и механизмы.

1.2. Структурный анализ.

1.3. Кинематический анализ.

1.4. Синтез механизмов.

2. Сопротивление материалов. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

2.1. Теория напряженно-деформированного состояния.

2.2. Расчет изгибаемых элементов.

2.3. Сложные виды деформации.

3. Механические передачи. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

3.1. Зубчатые передачи.

3.2. Червячные передачи.

3.3. Цепные передачи: .

3.4. Ременные и фрикционные передачи.

4. Валы и оси. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

4.1. Опоры качения.

4.2. Опоры скольжения.

4.3. Уплотнения.

4.4. Расчет валов.

5. Соединения деталей. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

5.1. Шпоночные и шлицевые соединения.

5.2. Резьбовые соединения.

5.3. Заклепочные соединения.

5.4. Сварные, паяные, клеевые соединения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 6 4 10
2 6 6 2 4
3 8 4 10 6
4 4     4
5 4     3
Итого 32 16 16 27
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Структурный анализ механизма 2
Кинематическое исследование механизмов. Построение планов скоростей и ускорений 2
2 Растяжение и сжатие прямого стержня. 2
3 Определение основных параметров цилиндрического редуктора. 4
Определение основных параметров червячного редуктора. 2
Определение параметров зубчатого колеса 2
Определение параметров подшипника 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Построение кинематической схемы механизма. Анализ кинематических звеньев и пар. Определение их под-вижности. Классификация механизма и его групп кинематических звеньев. Построение: - плана положений, диаграмм расстояний, скоростей и ускорений; - плана скоростей и плана ускорений. 6
2 Расчет стержней и плит на растяжение и срез на при-мере машиностроительных объектов. Расчет валов на изгиб и кручение. 6
3 Энергокинематический расчет электромеханических приводов. Расчет зубчатых, червячных, цепных, ременных передач. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Изучение устройства различных шарнирных механизмов. Примеры их использования на практике (по литературным и электронным источникам). Анализ внешних и внутренних сил. Формирование кинематических схем механизмов. Выбор механизма и самостоятельное построение планов скоростей и ускорений. Определение звеньев приведения. Изучение устройства различных механизмов с применением зубчатых передач. Примеры их использования на практике (по литературным и электронным источникам). 10
2 Методика и примеры расчетов на прочность при сжатии, срезе и смятии. 4
3 Передачи зацеплением: зубчатые передачи, виды зубчатых передач; механические свойства материалов; червячные передачи; конструкции передач, преимущества и недостатки. 6
4 Валы и оси: конструкции валов; расчет валов на изгиб с кручением; расчет осей. Подшипники скольжения: конструкции; область применения; материалы; условия смазывания; критерии работоспособности. Подшипники качения: классификация, условные обозначения и основные типы; подбор подшипников и определение их ресурса. 4
5 Подвижные соединения: резьбовые соединения; способы стопорения резьбовых соединений; самоторможение резьбы; расчет резьбовых соединений на прочность. 2
Неразъемные соединения: сварные соединения; расчет сварных соединений; клепаные соединения; расчет клепаных соединений. 1

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Рассохин Г.И. Энергокинематический расчет электромеханического привода: Учебно-методическое пособие / Г.И. Рассохин, А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова, В.В. Шаповалов ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 36 с. ЭБС РГУПС
2 Рассохин Г.И. Энергокинематический расчет привода автоматизированным методом: учебно-метод. пособие к курс. раб. по дисц. ДМ и ОК / Я.Е. Гладышев, А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова. –Ростов н/Д, РГУПС, 2011. – 20 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-2 +
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-3 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Кинематический анализ механизма и синтез привода с червячным редуктором и цепной передачей;

2. Кинематический анализ механизма и синтез привода с червячным редуктором и зубчатой передачей;

3. Кинематический анализ механизма и синтез привода с ременной передачей и червячным редуктором;

4. Кинематический анализ механизма и синтез привода с червячным редуктором и цепной передачей;

5. Кинематический анализ механизма и синтез привода с зубчатым редуктором, цепной и ременной передачами;

6. Кинематический анализ механизма и синтез привода с ременной передачей и зубчатым редуктором;

7. Кинематический анализ механизма и синтез привода с зубчатым редуктором и цепной передачей;

8. Кинематический анализ механизма и синтез привода с зубчатым редуктором и зубчатой открытой передачей;

9. Кинематический анализ механизма и синтез привода с червячным редуктором;

10. Кинематический анализ механизма и синтез привода с двухступенчатым цилиндрическим редуктором.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

структурный и кинематический анализ плоского механизма.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение понятий: машина, механизм, звено механизма, кинематическая пара.
2) Кинематические пары и их классификация.
3) Строение и классификация механизмов.
4) Звенья и их наименования в теории механизмов и машин.
5) Степень подвижности пространственных и плоских механизмов.
6) Структурный анализ механизмов. Формула П.Л. Чебышева.
7) Структурные группы и их классификация.
8) Задачи и методы кинематического анализа.
9) Графический метод определения кинематических характеристик.
10) Силы, действующие на звенья механизма и машины.
11) Типы опор и балок.
12) Зубчатые передачи. Основы кинематики.
13) Материалы зубчатых колес. Допускаемые напряжения.
14) Валы и оси.
15) Опоры валов. Выбор и проверочный расчет подшипников.
16) Подшипники скольжения. Особенности смазки.
17) Разъемные и неразъемные соединения.
18) Типовые соединения (резьбовые, заклепочные, сварные, паяные, клеевые).
19) Виды соединения деталей и узлов.
20) Закон Гука для линейных деформаций.
21) Изгиб. Правило знаков.
22) Метод сечений. Внутренние силовые факторы.
23) Понятие о допускаемом напряжении. Условие прочности при растяжении-сжатии.
24) Методы кинематического анализа плоского механизма.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнить структурный анализ механизмов.
2) Выполнить кинематический анализ механизмов.
3) Построить совмещенный план положения механизма.
4) Построить планы скоростей и ускорений. Их свойства.
5) Рассчитать кинематические параметры зубчатых передач.
6) Внутренние силы, метод сечений.
7) Напряжения: полное, нормальное, касательное.Количественная оценка(единицы измерения).
8) Растяжение-сжатие. Определение напряжений и деформаций.Расчет на прочность и жесткость.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Провести структурный анализ плоского механизма.

2) Выполнить кинематический анализ плоского механизма.

3) Построить план скоростей заданного механизма.

4) Построить план ускорений заданного механизма.

5) Синтез механизма с высшими кинематическими парами.

6) Способы регулировки движения машины.

7) Выполнить расчет на прочность стержня при растяжении-сжатии.

8) Выполнить расчет на прочность стержня при изгибе.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 4 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агаханов, М. К. Сопротивление материалов [Электронный ресурс] : курс лекций / М. К. Агаханов, В. Г. Богопольский. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 178 c. ЭБС IPRBooks
2 Кузнецов Н.К. Теория механизмов и машин [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов Н.К.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Иркутский государственный технический университет, 2014.— 104 c. ЭБС IPRBooks
3 Жулай В.А. Детали машин [Электронный ресурс]: курс лекций/ Жулай В.А.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 238 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Техническая механика: учебное пособие / М.А. Буракова, Ю.А. Проскорякова, Ал.Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов, Г.В. Кадубовская; ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2016. - 135 с.: ил. - Библиогр ЭБС РГУПС
2 Журнал "Мир транспорта" НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Феденко А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Прикладная механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Буракова М.А. Анализ и определение основных параметров цилиндрического редуктора : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова, И.М. Елманов ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2008. - 19 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова М.А. Анализ и определение основных параметров червячного редуктора : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова, И.М. Елманов ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2008. - 22 с. ЭБС РГУПС
4 Буракова М.А. Зубчатые колеса. Анализ конструкции и определение основных параметров : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, Н. А. Репешко ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 45 с. ЭБС РГУПС
5 Рассохин Г.И. Цепные передачи: Учебно-методическое пособие / Г.И. Рассохин, А.Н. Чукарин, Н.А. Репешко, В.В. Шаповалов ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 31 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47491.