РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Процессы механической и физико-технической обработки"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Кохановский Вадим Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Процессы механической и физико-технической обработки" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Процессы м и ф о_С_23.05.03_во_7_ТМ_п37149_47216.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Процессы механической и физико-технической обработки".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Процессы механической и физико-технической обработки" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизация технологических процессов", "Технология транспортного машиностроения";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Технологию обработки резанием лезвийным и абразивным инструментом; геометрию режущих инструментов и режимы обработки; связь режимов резания и геометрии инструментов с качеством обрабатываемой поверхности, условия применения упрочняющей колибрующей и формообразующей бесстружечной обработки.

Умеет: Выбирать метод обработки и режимы в соответствии с параметрами детали; области рациональной применимости методов физико-технической обработки; выбирать режущий инструмент в соответствии с маркой обрабатываемого материала; комбинировать черновые, получистовые и чистовые технологические методы

Имеет навыки: Методикой выбора геометрии лезвийных инструментов и расчет режимов резания; расчетом сил резания и эффективной мощности резания; оценкой стойкости инструмента; выбором инструментов и режимов упрочняюще колибрующих технологий обработки; рациональным использованием физико-технических методов обработки; сочетать отдельные методы обработки для получения наивысшего качества детали

ПСК-4.3 - способностью демонстрировать знания процессов механической и физико-технической обработки поверхностей, проектировать и выбирать оптимальные параметры процессов механической и физико-технической обработки, владением методами расчета и проектирования режущего инструмента различного технологического назначения при обработке деталей подвижного состава

Место дисциплины 1С.Б "Процессы механической и физико-технической обработки" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение на железнодорожном транспорте", "Сопротивление материалов и строительная механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Общая характеристика методов обработки деталей транспортных машин. (Компетенция/и ПСК-4.3)

1.1. Требования к технологии обработки поверхности деталей и ее качество: 1) Понятие о технологичности обработки; 2) Параметры, определяющие качество обработки.

1.2. Классификация методов обработки: 1) Методы формообразования; 2) Классификация стадий обработки.

1.3. Системы станки,приспособление,инструмент, деталь (СПИД) и ее назначение: 1) Вклад элементов системы СПИД в качество обработки; 2) Методы повышения точности и качества поверхности деталей.

2. Технология обработки резанием. (Компетенция/и ПСК-4.3)

2.1. Конструкция и геометрия режущих инструментов: 1) Типы конструкция режущих инструментов; 2) Геометрия режущих инструментов; 3) Материалы для изготовления режущего инструмента.

2.2. Физические основы процесса резания: 1) Процессы, сопроыождающие резание; 2) Стойкость и красностойкость инструмента.

2.3. Режимы и динамики обработки резанием: 1) Режимы для обработки на станках основных групп; 2) Силы и мощность резания.

2.4. Обработка абразивным инструментом: 1) Типы абразивных инструментов 2) Принцип самозатачиваемости абразивных инструментов.

3. Технология бесстружечной обработки. (Компетенция/и ПСК-4.3)

3.1. Технология упрочняющей обратки: 1) История применения методов поверхностного пластического деформирования (ППД) ; 2) Общая характеристика сетодов ППД.

3.2. Технология колибрующей обработки: 1)Дорнование и редуцирование; 2) Обкатывание и раскатывание поверхности.

3.3. Технология формообразующей обработки: 1) Накатывание и раскатывание резьбы; 2) Накатывание мелкозубых шлицев и зубчатых колес..

4. Физико-технические методы обработки. (Компетенция/и ПСК-4.3)

4.1. Электро-эрозионная обработка: 1) Принцим и история электро-искровой обработки 2) Элетро-эрозионные методы.

4.2. Ультрозвуковая обработка: 1) Принцип ультрозвуковых методов обработки; 2) Технология ультрозыуковой обработки.

4.3. Методы обработки с комплексным воздействием: 1) Анодно-механическая обработка 2) Электро-химическое виброабразивное шлифование.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     12
2 10   16 12
3 10     12
4 8     12
Итого 32   16 48
В т.ч. по интерактивным формам 16   2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Геометрия токарного проходного резца 2
Обработка на токарных станках 4
Обработка на сверлильных станках 2
Обработка на консольно-фрезерных станках 2
Обработка на шлифовальных станках 2
Устройство токарного станка с ЧПУ 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Анализ поверхностей деталей и выбор методов их обработки 12
2 Рассчет режимов резания лезвийным и абразивным инструментом 12
3 Методы обработки поверхностным пласстическим деформированием 12
4 Технология физико-технической обработки. 12

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кохановский, В.А. Процессы механической и физико-технической обработки : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / В.А. Кохановский; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 39 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПСК-4.3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-4.3 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Матрица для вырубки листовых деталей (размер d = 30 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 30 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Матрица для вырубки листовых деталей (размер d = 20 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Матрица для вырубки листовых деталей (размер d = 40 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Матрица для вырубки листовых деталей (размер d = 50 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 10 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 12 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 15 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 18 мм);

выбор физико-технического метода обработки в зависимости от требуемого квалитета точности и класса шероховатости. Коккильная полуформа для алюминиевого литья (размер d = 25 мм).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теоретические основы процессов формообразования.
2) Теорию резания материалов.
3) Геометрические параметры режущего инструмента.
4) Методику расчета режимов резания.
5) Методику расчета сил резания.
6) Методику проектирования инструмента для процессов механической и физико-технической обработки.
7) Методы и технологические возможности физико-технической обработки.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проектировать и выбирать оптимальные параметры режущего инструмента.
2) Производить расчеты режимов и сил резания.
3) Оценивать тепловые процессы и температурные режимы в зоне обработки прогнозировать стойкость инструмента.
4) Ориентироваться в выборе стандартного инструмента.
5) Выбирать оптимальный метод механической и физико-технической обработки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета режимов резания и геометрии режущего инструмента.

2) Оптимизации выбора материалов режущей части инструментов.

3) Расчета сил и температуры в зоне резания.

4) Оценки стойкости инструмента.

5) Расчета и проектирования режущего инструмента различного назначения.

5) Определения технологического назначения при обработке деталей подвижного состава.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-4.3 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кохановский, В.А. Процессы механической и физико-технической обработки: учебное пособие/ В.А. Кохановский; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 64 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал "Железнодорожный транспорт", 2015-2018 ЭБ public.ru
2 Рахимянов, Х.М. Современная технологическая оснастка [Электронный ресурс] : учебное пособие / Х. М. Рахимянов, Б. А. Красильников, Э. З. Мартынов, В. В. Янпольский. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2013. — 266 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кохановский В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Процессы механической и физико-технической обработки". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кохановский, В.А. Процессы механической и физико-технической обработки : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Кохановский; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 50 с. ЭБС РГУПС
3 Кохановский, В.А. Процессы механической и физико-технической обработки : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / В.А. Кохановский; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 39 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47216.