РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 3 Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Бобриков Юрий Викторович, к.т.н., доц. Кротов Владимир Николаевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Материаловедение и т к м_С_23.05.03_во_23_ТМ_п47161_47166.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Материаловедение и технология конструкционных материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Материаловедение и технология конструкционных материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Технологические методы восстановления деталей подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы выбора материалов

Умеет: подбирать необходимые материалы и их свойства для проектируемых деталей машин

Имеет навыки: оценки свойств конструкционных материалов, обработки основных поверхностей, изготовления типовых деталей машин

ОПК-12 - владением методами оценки свойств конструкционных материалов, способами подбора материалов для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Знает: конструкцию, конструкционные материалы и основы технологии изготовления тяговых электрических машин локомотивов

Умеет: организовывать процесс эксплуатации, обслуживания и ремонта тяговых электрических машин локомотивов с использованием современных технологий, конструкционных материалов и передового опыта

Имеет навыки: контроля и диагностики технического состояния подвижного состава, оптимизации вариантов построения технологических процессов и оборудования

ПК-7 - способностью эффективно использовать материалы при техническом обслуживании, ремонте и проектировании подвижного состава, составлять технические задания на проектирование приспособлений и оснастки, владением методами производства деталей подвижного состава и навыками технолога по его контролю

Место дисциплины 1С.Б "Материаловедение и технология конструкционных материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, ЛЭэ, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 109 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 104 104 40 64
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 24 24 8 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 91   50 41
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 61   35 26
Контроль, всего и в т.ч. 52   16 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 16   16  
Общая трудоемкость, часы 252 109 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3 4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 8 4 4 4
Лекции (Лек) 12 12 8   4  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   4   2
Практические, семинары (Пр) 2 2       2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 2 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 211   26 62 36 87
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР) 30     15   15
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 181   26 47 36 72
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 28 36 72 42 102
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Строение металлов. (Компетенция/и ОПК-12)

1.1. Вводная часть. Атомно-кристаллическая структура: 1) Значение и задачи курса 2) Роль русских ученных в развитии материаловедения 3) Типы кристаллических ячеек 4) Аллотропия 5) Дефекты строения 6) Анизотропия 7) Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации 8) Пластическая деформация 9) Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла 10) Механические свойства металлов и сплавов.

1.2. Основы теории сплавов: 1) Металлические сплавы 2) Взаимодействие компонентов в сплавах 3) Строение, кристаллизация и свойства сплавов 4) Термический анализ 5) Принципы построения диаграмм состояния 6) Типы диаграмм состояния 7) Диаграмма Fe - Fe3С, основные характеристики фаз и структур.

2. Конструкционные материалы. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-7)

2.1. Железоуглеродистые сплавы: 1) Кристаллизация углеродистых сталей 2) Кристаллизация белых чугунов 3) Серые чугуны 4) Модифицированные чугуны 5) Легирование стали 6) Влияние легирующих элементов на изотермический распад и превращения при отпуске 7) Классификация и маркировка 8) Конструкционные и инструментальные легированные стали 9) Жаропрочные и износостойкие сплавы.

2.2. Цветные сплавы: 1) Сплавы на основе меди 2) Сплавы на основе алюминия 3) Сплавы на основе титана 4) Баббиты.

2.3. Неметаллические и композиционные материалы: 1) Пластмассы: строение и свойства 2) Основные виды пластмасс 3) Методы изготовления деталей из пластмасс 4) Назначение, строение и свойства резин 5) Методы получения и изготовления изделий из резин 6) Стекла и ситаллы 7) Строение и классификация композиционных материалов 8) Материалы с металлической матрицей 9) Волокнистые материалы 10) Дисперсно-упрочненные материалы 11) Материалы с неметаллической матрицей.

3. Теория и технология термической обработки. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-7)

3.1. Теория термической обработки: 1) Назначение термической обработки 2) Виды термической обработки 3) Понятие критических точек 4) Режимы термической обработки.

3.2. Термическая обработка сталей: 1) Превращения при нагреве сталей 2) Перегрев и пережог 3) Кинетика превращения аустенита 4) Изотермический распад 5) Понятие о критической скорости охлаждения 6) Прокаливаемость стали 7) Превращения при нагреве закаленной стали 8) Отпуск стали 9) Отжиг и нормализация.

3.3. Химико-термическая и термомеханическая обработка: 1) Поверхностная закалка 2) Теория химико-термической обработки 3) Цементация 4) Азотирование 5) Нитроцементация и цианирование 6) Диффузионная металлизация 7) Термомеханическая обработка 8) Поверхностное упрочнение металлов.

4. Металлургическое производство. (Компетенция/и ОПК-12)

4.1. Черная металлургия: 1) Железные руды 2) Доменный процесс 3) Способы переработки чугуна 4) Электросталь 5) Разливка стали.

4.2. Цветная металлургия: 1) Руды цветных металлов 2) Производство меди 3) Производство алюминия 4) Производство титана 5) Производство магния.

Семестр № 3

5. Литейное производство. (Компетенция/и ПК-7)

5.1. Литье в разовые песчаные формы: 1) Способы формовки 2) Комплект модельно-опочной оснастки 3) Технология формовки в парных опоках 4) Формовочные смеси 5) Стержневые смеси.

5.2. Литейные сплавы: 1) Требования к литейным сплавам 2) Серый чугун 3) Стальное литье 4) Цветные литейные сплавы.

5.3. Механизация литейного производства: 1) Формовочные машины 2) Плавильные печи 3) Автоматические линии.

5.4. Специальные способы литья: 1) Литье в кокиль 2) Литье под давлением 3) Центробежное литье 4) Литье по выплавляемым моделям.

6. Обработка металлов давлением. (Компетенция/и ПК-7)

6.1. Основные понятия ОМД: 1) Виды деформации 2) Наклеп и рекристализация 3) Нагрев при ОМД 4) Виды ОМД.

6.2. Прокатное производство: 1) Виды прокатки 2) Прокатные станы 3) Сортамент проката.

6.3. Ковка: 1) Операции при ковке 2) Оборудование для ковки 3) Горячая объемная штамповка 4) Штампы.

6.4. Другие виды ОМД: 1) Прессование 2) Волочение 3) Холодная листовая штамповка.

7. Сварочное производство. (Компетенция/и ПК-7)

7.1. Классы сварки: 1) Термический 2) Термомеханический 3) Механический.

7.2. Электродуговая сварка: 1) Ручная дуговая сварка 2) Автоматическая сварка под флюсом 3) Сварка в углекислом газе 4) Аргоно-дуговая сварка 5) Сварка порошковой проволокой.

7.3. Контактная сварка: 1) Точечная сварка 2) Шовная сварка 3) Стыковая сварка.

7.4. Газовая сварка: 1) Горючие газы и кислород 2) Технология газовой сварки 3) Технология газовой резки.

7.5. Другие способы сварки: 1) Электрошлаковая сварка 2) Электронно-лучевая сварка 3) Лазерная сварка 4) Холодная сварка 5) Сварка взрывом.

8. Обработка металлов резанием. (Компетенция/и ПК-7)

8.1. Основные понятия ОМР: 1) Виды движений 2) Силы резания 3) Тепловые процессы при ОМР 4) Инструмент.

8.2. Металлорежущие станки: 1) Классификация 2) Станки с ЧПУ 3) Станки типа "обрабатывающий центр".

8.3. Точение: 1) Режимы резания 2) Виды резцов 3) Геометрия резцов 4) Порядок проектирования токарной обработки 5) Программирование на станках с ЧПУ.

8.4. Фрезерование и осевая обработка: 1) Виды фрезерования 2) Виды осевой обработки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   4 10
2 4   6 11
3 4 8 6 10
4 4     4
5 8   4 8
6 8   2 6
7 8   4 6
8 8 16 6 6
Итого 48 24 32 61
В т.ч. по интерактивным формам 48 24 32  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Макроструктурный анализ металлов и сплавов 2
Методы определения твердости металлов 2
2 Микроструктура углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии 2
Микроструктура чугунов 2
Микроструктура цветных антифрикционных сплавов 2
3 Термическая обработка стали. Закалка 4
Термическая обработка стали. Отпуск 2
Семестр № 3
5 Расчет шихты 2
Влияние химического состава и скорости ох-лаждения на структуру и свойства чугунов 2
6 Влияние холодной пластической деформации и температуры рекристаллизации на структуру и свойства стали марки 10 2
7 Механизированные способы сварки 2
Технологические свойства порошковых про-волок для наплавки 2
8 Геометрия токарного проходного резца 2
Устройство токарного станка с ЧПУ 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
3 Выбор метода упрочняющей обработки деталей 4
Практика термической обработки стали 4
Семестр № 3
8 Точность обработки деталей машин 4
Выбор заготовки 4
Расчет режимов резания 4
Определение основных параметров точения 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Особенности кристаллизации сплавов 10
2 Стали с особыми свойствами 11
3 Оборудование, применяемое при термообработке сталей 10
4 Черная металлургия 2
Цветная металлургия 2
Семестр № 3
5 Формовка 4
Литейные материалы 4
6 Прокатное производство 3
Волочение, холодная листовая штамповка 3
7 Сварочные материалы 3
Источники питания 3
8 Инструментальные материалы 3
Электро-химикотермические методы обработки 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 181 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бобриков, Ю.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям, расчетно-графической и курсовой работе / Ю.В. Бобриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС
2 Морозкин, И.С. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / И.С. Морозкин, В.Н. Кротов, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2 3
ОПК-12 +  
ПК-7 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

разработка технологического процесса изготовления шестерни;

разработка технологического процесса изготовления фланца;

разработка технологического процесса изготовления втулки;

разработка технологического процесса изготовления втулки зубчатой;

разработка технологического процесса изготовления обоймы;

разработка технологического процесса изготовления обоймы подшипника;

разработка технологического процесса изготовления ступицы;

разработка технологического процесса изготовления ступицы редуктора;

разработка технологического процесса изготовления шестерни редуктора;

разработка технологического процесса изготовления зубчатого колеса;

разработка технологического процесса изготовления крышки;

разработка технологического процесса изготовления крышки редуктора;

разработка технологического процесса изготовления корпуса подшипника;

разработка технологического процесса изготовления ведущего шкива;

разработка технологического процесса изготовления шкива;

выбор режима термообработки зубила из стали У8А;

выбор режима термообработки напильника из стали У13;

выбор режима термообработки вала из стали 20Х;

выбор режима термообработки шестерни из стали 45;

выбор режима термообработки сверла из стали ХВГ;

выбор режима термообработки пружины из стали 70С3А;

выбор режима термообработки рессоры из стали 55Г;

термическая обработка колеса грузового вагона;

термическая обработка колеса пассажирского вагона;

термическая обработка оси колесной пары;

термическая обработка пружины буферного комплекта.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Атомно-кристаллическую структуру металлов.
2) Реальное строение металлических кристаллов.
3) Полиморфные превращения в металлах.
4) Кристаллизацию металлов.
5) Понятие компонента, фазы.
6) Виды взаимодействий компонентов в сплавах.
7) Диаграмму состояния для сплавов, образующих механические смеси компонентов (1 типа).
8) Диаграмму состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии (2 типа).
9) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай эвтектики.
10) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай перитектики.
11) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют стойкие химические соединения (4 типа).
12) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют нестойкие химические соединения (4 типа).
13) Вторичную кристаллизацию в сплавах.
14) Ликвацию в сплавах. Виды и методы борьбы.
15) Механические свойства металлов. Методы определения.
16) Компоненты и фазы в системе «железо – углерод» и их характеристику.
17) Кристаллизацию мягких доэвтектоидных сталей. Понятие о старении стали.
18) Кристаллизацию доэвтектоидных сталей.
19) Кристаллизацию эвтектоидной стали.
20) Кристаллизацию заэвтектоидных сталей.
21) Кристаллизацию доэвтектического белого чугуна.
22) Кристаллизацию заэвтектического белого чугуна.
23) Серый, ковкий, высокопрочный чугуны. Структуру и свойства.
24) Термическую обработку. Основные понятия, виды термической обработки.
25) Превращения в стали при нагреве.
26) Рост аустенитного зерна. Перегрев и пережог стали.
27) Изотермический распад аустенита при охлаждении.
28) Диаграмму изотермического превращения аустенита. Строение и свойства продуктов распада.
29) Превращение аустенита при непрерывном охлаждении. Критическая скорость закалки.
30) Особенности изотермического распада аустенита доэвтектоидных (заэвтектоидных) сталей.
31) Мартенситное превращение. Способы закалки.
32) Закалку стали. Выбор температуры нагрева и скорости охлаждения.
33) Превращения в закаленных сталях при нагреве. Отпуск стали.
34) Отжиг. Назначение и виды.
35) Наклеп и рекристаллизацию.
36) Прокаливаемость. Методы оценки.
37) Цементацию.
38) Азотирование.
39) Цианирование и нитроцементацию.
40) Диффузионную металлизацию.
41) Методы поверхностного упрочнения.
42) Термомеханическую обработку.
43) Влияние углерода и нормальных примесей на свойства стали.
44) Легирующие элементы в стали.
45) Влияние легирующих элементов на изотермический распад аустенита.
46) Классификацию и маркировку углеродистых сталей.
47) Классификацию и маркировку легированных сталей.
48) Конструкционные легированные стали.
49) Инструментальные легированные стали.
50) Быстрорежущие стали.
51) Стали и сплавы с особыми свойствами.
52) Металлокерамические (инструментальные порошковые твердые) сплавы.
53) Медь и ее сплавы.
54) Алюминий и его сплавы.
55) Титан и его сплавы.
56) Антифрикционные сплавы. Баббиты.
57) Полимерные синтетические материалы.
58) Пластмассы.
59) Основные конструкционные материалы и требования к ним.
60) Свойства конструкционных металлов и металлических сплавов. Понятие технологичности материала.
61) Структуру металлургического производства.
62) Материалы для металлургического производства металлов и сплавов.
63) Виды топлива, применяемого в металлургии.
64) Производство чугуна: материалы, плавильные агрегаты, сущность металлургического процесса.
65) Понятие «шихты». Методы расчета шихты. Состав шихты для производства чугуна.
66) Методику аналитического расчета шихты для производства чугуна.
67) Устройство доменной печи.
68) Работу доменной печи и продукцию доменного производства.
69) Металлургию производства стали.
70) Плавильные агрегаты для производства стали.
71) Технологию производства меди.
72) Технологию производства алюминия.
73) Комплект модельно-опочной оснастки.
74) Формовочные и стержневые смеси.
75) Литейные сплавы. Основные литейные свойства металлов и сплавов.
76) Физико-химическое взаимодействие формы с расплавом.
77) Литейную форму и её основные элементы.
78) Технологический цикл получения отливок в песчано-глинистых формах.
79) Влияние химического состава на структуру и свойства отливок из серого чугуна.
80) Влияние скорости охлаждения на структуру и свойства отливок из серого чугуна.
81) Сущность, технологию и области применения литья по выплавляемым моделям.
82) Сущность, технологию и области применения литья в оболочковые формы.
83) Сущность, технологию и области применения литья в металлические формы.
84) Сущность, технологию и области применения центробежного литья.
85) Физические основы ОМД. Упругую и пластическую деформации. Влияние условий деформации на процесс ОМД.
86) Холодную и горячую деформации. Свойства горяче- и холоднодеформированного металла.
87) Горячую обработку металлов давлением. Свойства горячедеформированного металла.
88) Холодную обработку металлов давлением.
89) Влияние холодной пластической деформации на свойства низкоуглеродистой стали.
90) Законы ОМД и основные технологические её виды.
91) Классификацию процессов ОМД по типу формообразования.
92) Прокатное производство: схемы и условия деформирования, типы валков, продукцию прокатного производства.
93) Оборудование прокатного производства.
94) Прессование: схемы, прессуемые материалы, оборудование, преимущества и недостатки, продукцию прессового производства.
95) Волочение. Особенности процесса, применяемое оборудование.
96) Ковку. Сущность процесса и оборудование, применяемое при ковке.
97) Основные технологические операции процесса ковки.
98) Горячую объемную штамповку. Оборудование и технологическую оснастку.
99) Технологический процесс горячей объемной штамповки.
100) Методику и этапы разработки чертежа поковки для горячей объемной штамповки.
101) Листовую штамповку. Сущность процесса, штампуемые материалы и виды разделительных операций.
102) Основные формоизменяющие операции листовой штамповки.
103) Физические основы получения сварного соединения. Металлургию сварочной ванны.
104) Понятие о свариваемости металлов.
105) Понятие технологичности сварных соединений.
106) Классификацию видов сварки.
107) Электродуговую сварку. Её разновидности и особенности физико-химических процессов.
108) Сварочную электрическую дугу. Её особенности и характеристики.
109) Ручную дуговую сварку.
110) Электроды для ручной дуговой сварки.
111) Автоматическую сварку под флюсом.
112) Назначение и классификацию сварочных флюсов.
113) Геометрические параметры сварного шва и их расчет.
114) Электродуговую сварку в среде защитных газов.
115) Лучевые способы сварки.
116) Газовую сварку металлов.
117) Контактную сварку. Её разновидности, оборудование и области применения.
118) Контактную сварку. Особенности физико-химических и электромеханических процессов.
119) Дефекты сварных соединений. Способы их предотвращения.
120) Классификацию технологических методов обработки заготовок резанием.
121) Классификацию и маркировку металлорежущих станков.
122) Виды движений рабочих органов металлорежущих станков.
123) Металлорежущий инструмент. Износ и стойкость инструмента.
124) Физические явления при контакте лезвийного инструмента с заготовкой.
125) Понятие обрабатываемости. Классификацию материалов по их обрабатываемости резанием.
126) Токарную обработку. Общее устройство токарного станка.
127) Токарную обработку. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания при токарной обработке точением.
128) Токарные резцы. Классификацию резцов по виду обрабатываемой поверхности.
129) Конструкцию и геометрические характеристики токарного проходного резца.
130) Сверление. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания.
131) Фрезерование. Оборудование, инструмент, технологическую схему и режим резания.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать типы элементарных кристаллических ячеек.
2) Различать дефекты кристаллической решетки.
3) Построить кривую охлаждения для сплава, содержащего ………% углерода. Описать структурные и фазовые превращения при медленном охлаждении из жидкого состояния.
4) По диаграмме «железо – цементит» определить для сплава с ………% углерода количество, состав фаз и их процентное соотношение при температуре ………
5) Назначить режим термической обработки (указывается деталь), изготовленной из стали (указывается марка), если ее твердость должна быть ………НRC.
6) Выбрать марку стали для изделия и назначить режим термической обработки.
7) Указать состав и назначение сплава по его марке.
8) Уметь пользоваться литературными источниками по дисциплине.
9) Использовать ГОСТы и ТУ при выборе углеродистых и легированных сталей, чугунов, силуминов, дюралюминов, латуней и бронз для изготовления типовых машиностроительных деталей.
10) Использовать справочники термиста для выбора режимов термической обработки сталей и цветных сплавов, обеспечивающих заданные свойства материала.
11) Определять тип, состав и назначение конструкционного материала по его маркировке.
12) Использовать понятие "технологичности" для рационального выбора конструкционных материалов и технологии их обработки:
- в области литейного производства (комплекс литейных свойств);
- ОМД (деформируемость);
- сварки (свариваемость);
- механической обработки (обрабатываемость).
13) Подбирать формовочные, футеровочные, сварочные и инструментальные материалы для соответствующих технологий производства заготовок и деталей.
14) Анализировать заготовки и детали для проектирования технологической оснастки, составления технологических и операционных карт их изготовления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методиками расчета режимов термообработки деталей машин
2) Методикой анализа диаграмм состояния двухкомпонентных систем;
3) Методикой выбора вида термической обработки стали для обеспечения требуемого уровня механических свойств
4) Методикой выбора металлов и сплавов необходимого функционального назначения.
5) Методикой выбора оптимального технологического метода изготовления и ремонта изделий из заданного материала.

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Физическую сущность явлений, происходящих при получении и обработке конструкционных материалов, влияние этих явлений на свойства деталей и узлов машин.
2)Основы металлургического производства, шихтовые материалы, применяемое оборудование.
3)Литейное производство, способы формовки, литейные материалы, оборудование литейных цехов.
4)Обработку металлов давлением (холодную и горячую обработку), основные способы обработки, машиностроительные профили и применяемое оборудование.
5)Сварочное производство, способы сварки, наплавки, термической резки, сварочные материалы, оборудование.
6)Обработку металлов резанием, виды обработки, металлорежущие станки.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Пользоваться литературными источниками по дисциплине "Технология конструкционных материалов".
2)Производить выбор технологической схемы изготовления заготовок и деталей машин.
3)Производить выбор необходимого технологического оборудования.
4)Выбирать рациональные способы получения и обработки конструкционных материалов.
5)Прогнозировать основные эксплуатационные свойства деталей машин в зависимости от способа получения и обработки материалов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой выбора металлорежущих станков.

2)Методикой выбора инструмента для механической обработки.

3)Методиками расчета режимов резания.

4)Методикой оформления нормативно-технологической документации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 2 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 3 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
3 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Солнцев, Ю. П. Технология конструкционных материалов [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Б. С. Ермаков, В. Ю. Пирайнен ; под ред. Ю. П. Солнцев. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017. — 504 c. ЭБС IPRBooks
2 Солнцев, Ю. П. Материаловедение [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017. — 783 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал "Железнодорожный транспорт", 2015-2018 ЭБ public.ru
2 Буслаева, Е. М. Материаловедение [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. М. Буслаева. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 149 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бобриков Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Материаловедение и технология конструкционных материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бобриков, Ю.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям, расчетно-графической и курсовой работе / Ю.В. Бобриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 31 с. ЭБС РГУПС
3 Морозкин, И.С. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / И.С. Морозкин, В.Н. Кротов, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с. ЭБС РГУПС
4 Кротов, В.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.Н. Кротов, И.С. Морозкин, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 62 с. ЭБС РГУПС
5 Бобриков, Ю.В. Материаловедение и технология конструкционных материалов : учебно-методическое пособие к лабораторным работам / Ю.В. Бобриков, Л.А. Кармазина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 50 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47166.