РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Информатика (практикум)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Нечитайло Николай Маркович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Информатика (практикум)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Информатика (_С_23.05.05_во_2_Инф_п46801_46805.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика (практикум)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика (практикум)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Теория автоматического управления";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - основы теории информации; - сущность и значение информации в развитии современного информационного общества. - опасности и угрозы информационной безопасности. - основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов; - глобальные и локальные компьютерные сети.

Умеет: использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: - технические и программные средства реализации информационных технологий; - современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования

Умеет: использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: -современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования - глобальные и локальные компьютерные сети

Умеет: использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения

Имеет навыки: работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Место дисциплины 1С.В.ОД "Информатика (практикум)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   31 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   31 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Введение в алгоритмизацию и программирование. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-1)

1.1. Понятие алгоритма: Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические.

1.2. Программирование: Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа как представление алгоритма. Классификация языков программирования. Трансляция и компоновка. Исходные и объектные модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Данные как объект обработки.

2. Язык Lazarus как бесплатный клон Delphi. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-1)

2.1. Алфавит, идентификаторы: Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы.

2.2. Интегрированная среда разработки Lazarus: Установка Lazarus и настройка среды.

3. Линейный и разветвляющийся алгоритмы. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-1)

3.1. Линейный и разветвляющийся алгоритмы: Линейный алгоритм. Операторы ввода-вывода данных. Разветвляющийся алгоритм. Встроенные функции Lazarus (Delphi).

4. Организация циклических вычислений. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-1)

4.1. Цикл FOR.

4.2. Циклы с пред- и постусловием.

5. Массивы и записи. (Компетенция/и ОПК-4, ОПК-5)

5.1. Объявление массивов: Способы ввода (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода).

5.2. Обработка массивов: Поиск наибольшего и наименьшего значений в неупорядоченном числовом массиве. Сумма элементов массива по условию. Способы сортировки массивов.

5.3. Объявление записей.

5.4. Ввод-вывод записей в/из объекта Grid.

6. Процедуры и функции. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-1)

6.1. Встроенные функции Lazarus (Delphi).

6.2. Процедуры и функции, определяемые пользователем.

7. Файлы. (Компетенция/и ОПК-4, ОПК-5)

7.1. Файлы последовательного доступа.

7.2. Файлы с произвольным доступом.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     4
2 2   4 4
3 2   2 5
4 2   2 10
5 4   4 16
6 2   2 14
7 2   2 12
Итого 16   16 65
В т.ч. по интерактивным формам 16   16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Структура проекта Lazarus. 2
Редактор Lazarus. Стандартные функции. 2
3 Линейный и разветвляющийся алгоритмы 2
4 Цикл FOR. Циклы с пред- и постусловием 2
5 Одномерные массивы. Генерация функцией RND. Ввод с клавиатуры. Упорядочение массивов. Многомерные массивы. 4
6 Процедуры, функции, модули. 2
7 Файлы с последовательным и произвольным доступом 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Понятие алгоритма. Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические 4
2 Алфавит, идентификаторы. Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы. Установка Lazarus и настройка среды 4
3 Линейный алгоритм. Операторы ввода-вывода данных. Разветвляющийся алгоритм. Встроенные функции Lazarus (Delphi) 5
4 Цикл FOR. Циклы с пред- и постусловием 10
5 Объявление массивов. Способы ввода (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода). Поиск наибольшего и наименьшего значений в неупорядоченном числовом массиве. Сумма элементов массива по условию. Способы сортировки массивов. 16
6 Встроенные функции Lazarus (Delphi). Процедуры и функции, определяемые пользователем. Рекурсия 14
7 Файлы с последовательным и произвольным доступом 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 83 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика и программирование: компьютерный практикум : учеб. пособие для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - М. : Дашков и К°, 2009. - 238 с. НТБ РГУПС 102 экз. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-4 +
ОПК-5 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие алгоритма. Две формы представления алгоритмов: визуальная и текстовая. Типовые алгоритмы: линейные, разветвлённые и циклические. (ОПК-4, ПК-1)
2) Программирование. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа как представление алгоритма. Классификация языков программирования. Трансляция и компоновка. Исходные и объектные модули, исполняемая программа. Компиляция и интерпретация. Данные как объект обработки. (ОПК-4, ПК-1)
4) Алфавит, идентификаторы. Данные, типы данных. Переменные, типы переменных. Операторы. (ОПК-4, ПК-1)
5) Интегрированная среда разработки Lazarus. Установка Lazarus и настройка среды. (ОПК-5, ПК-1)
6) Линейный алгоритм. Операторы ввода-вывода данных. (ОПК-5)
7) Разветвляющийся алгоритм. (ОПК-5)
8) Встроенные функции Lazarus (Delphi). (ОПК-5, ПК-1)
9) Цикл FOR. (ОПК-5)
10) Циклы с пред- и постусловием. (ОПК-5)
11) Объявление массивов. (ОПК-5, ПК-1)
12) Способы ввода массива (текстовое окно, метка, диалоговое окно ввода). (ОПК-5, ПК-1)
13) Поиск наибольшего и наименьшего значений в неупорядоченном числовом массиве. Сумма элементов массива по условию. (ОПК-5, ПК-1)
14) Способы сортировки массивов. (ОПК-5, ПК-1)
15) Объявление записей. (ОПК-5, ПК-1)
16) Ввод-вывод записей в/из объекта Grid. (ОПК-5, ПК-1)
17) Процедуры и функции, определяемые пользователем. (ОПК-5, ПК-1)
18) Рекурсия. (ОПК-5, ПК-1)
19) Типы файлов. (ОПК-4, ОПК-5)
20) Файлы последовательного доступа. (ОПК-4, ОПК-5)
21) Файлы с произвольным доступом. (ОПК-4, ОПК-5)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Настройки Lazarus. (ОПК-5, ПК-1)
2) Встроенные функции Lazarus. (ОПК-5, ПК-1)
3) Реализация на языке программирования высокого уровня линейных и разветвляющихся алгоритмов. (ОПК-5)
4) Реализация на языке программирования высокого уровня циклических алгоритмов. (ОПК-5)
5) Создание одномерных массивов.(генерация функцией RND; ввод с клавиатуры). (ОПК-5, ПК-1)
6) Упорядочение массивов. (ОПК-5, ПК-1)
7) Обработка многомерных массивов. (ОПК-5, ПК-1)
8) Использование процедур, функций, модулей. (ОПК-5, ПК-1)
9) Обработка файлов. (ОПК-4, ОПК-5)
10)Создание простых программ на языках VBScript и JavaScript. (ОПК-5, ПК-1)

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Команды ПОДБОР ПАРАМЕТРА и ПОИСК РЕШЕНИЯ в MS Excel. (ОПК-5, ПК-1).

2) Применение MS Excel в качестве БД. (ОПК-4, ОПК-5).

3) Создание электронных документов. (ОПК-5, ПК-1).

4) Настройка проектов Lazarus, Delphi, VisualBasic. (ОПК-5, ПК-1).

5) Применение стандартных функций в языках программирования высокого уровня. (ОПК-5, ПК-1).

6) Методика разработки алгоритмов решения расчётных задач. (ОПК-4, ПК-1).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 5, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 2 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 2 1, 2, 3, 4, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика. Общий курс: учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с. : НТБ РГУПС 90 экз. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика и программирование: компьютерный практикум : учеб. пособие для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - М. : Дашков и К°, 2009. - 238 с. НТБ РГУПС 102 экз. ЭБС РГУПС
2 Информатика : учеб. пособие для вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; ред. Е.К. Хеннер. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 841 с. НТБ РГУПС 60 экз. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нечитайло Н.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика (практикум)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бутакова, М.А. Программирование в среде Lazarus: учеб. пособие // М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, В.В. Ильичёва ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д:, 2016. – 232 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Сарьян А.С., Бутакова М.А., Доманский В.В. Задания к лабораторным работам по Информатике /учебно - методическое пособие к лабораторным работам. РГУПС, Ростов на Дону, 2009. – 88 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office. Офисные приложения И
3 Lazarus. Delphi – подобный язык программирования (бесплатный). И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46805.