РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Логика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Баскаков Юрий Васильевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Логика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Бакулов Виктор Дмитриевич, зав. кафедрой "Философия и методология науки", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Логика_Б_40.03.01_во_1_ФИО_п40050_46804.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Логика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Логика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Гражданское и международное транспортное право".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Философия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - предмет логики, ее историю и значение для профессиональной деятельности юриста; - формы, в которых осуществляется и выражается человеческая мысль; - мировоззренческие и логические основы юридической деятельности; - основные законы, приемы и правила логически строгого и доказательного мышления.

Умеет: - проводить логический анализ правовой и другой социально значимой, информации, ее обобщение ограничение и классификацию и на этой основе делать выводы; - применять законы формальной логики, приемы и правила дедуктивного, индуктивного и аналогического выводов; - избегать логических ошибок в рассуждениях и обнаруживать их в рассуждениях оппонентов; - применять понятийно-категориальный аппарат, в профессиональной деятельности

Имеет навыки: - системного подхода к анализу и обработке получаемой информации; - ведения дискуссии по профессиональным вопросам, применяя приемы логического доказательства и опровержения; - публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: правила построения логически верной речи

Умеет: логически верно строить устную и письменную речь

Имеет навыки: аргументированно вести дискуссию

ОПК-5 - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

Знает: логические нормы, позволяющие правильно применять нормативные правовые акты

Умеет: применять нормативные правовые акты, не нарушая логических норм

Имеет навыки: не допускать нарушения логического закона противоречия при применении правовых актов

ПК-5 - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Логика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   31 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   31 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 35 73
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Предмет и значение логики. (Компетенция/и ОК-7)

1.1. Предмет логики, ее значение и место в системе научных знаний: 1) Основные формы познания, их взаимосвязь. 2) Особенности абстрактного мышления. 3) Исторические этапы развития логики. 4) Понятие логической формы и логического закона. 5) Логический и семантический анализ языка и мышления.

2. Понятие. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-5)

2.1. Сущность понятий, их логическая структура; виды понятий по объему и содержанию: 1) Основные логические приемы формирования понятий: анализ, сравнение, обстрагирование, обобщение, синтез. 2) Логические отношения между понятиями, их графическое изображение (круги Эйлера). 3) Отношения сравнимости и несравнимости, совместимости и несовмести-мости понятий. 4) Логические операции над понятиями. 5) Обобщение и ограничение понятия. 6) Определение понятия, его правила и ошибки, вытекающие из их нарушения. 7) Деление понятий, его правила и ошибки, вытекающие из их нарушения.

3. Суждение. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Сущность и логическая структура суждений: 1) Простые и сложные суждения, классификация простых суждений. 2) Логические отношения между суждениями, их виды. 3) Правила определения истинности в логических отношениях между суждениями. 4) Логический квадрат. 5) Логическая характеристика сложных суждений конъюнкции, строгой и нестрогой дизъюнкции, импликации, эквиваленции, таблицы их истинности.

3.2. Совместимые и несовместимые сложные суждения: 1) Виды совместимости сложных суждений: отношения эквивалентности, логического подчинения, частичной совместимости. 2) Виды несовместимости сложных суждений: отношения противоположности и противоречия.

4. Основные законы логики. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-5)

4.1. Понятие логического закона и основные законы формально правильного мышления: 1) Объективный характер и сущность закона тождества. 2) Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения. 3) Законы непротиворечия и исключенного третьего и логические ошибки из-за их нарушения. 4) Объективные предпосылки и смысл закона достаточного основания, логические ошибки, связанные с его нару-шением.

5. Умозаключение. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-5)

5.1. Умозаключение как форма мышления, его основные типы и виды: 1) Сущность умозаключений, их логическая структура. 2) Логические операции превращения, обращения, противопоставления предикату и преобразования по логическому квадрату.

5.2. Типы и виды умозаключений: 1) Дедуктивное умозаключение. 2) Логическая структура простого категорического силлогизма. 3) Аксиома силлогизма. 4) Общие правила посылок и терминов. 5) Фигуры и модусы силлогизма. 6) Особые правила фигур силлогизма. 7) Прогрессивный и регрессивный полисиллогизм. 8) Энтимемы, сориты, и эпихейремы, их логическая характеристика. 9) Виды сложных умозаключений: разделительно-категорические, условно-категорические, чисто условные и условно-разделительные умозаключения, их логическая характеристика и модусы. 10) Вероятностные умозаключения (индуктивные и по аналогии), их виды и требования к ним.

6. Гипотеза. Основы логической аргументации. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-5)

6.1. Гипотеза и ее структура: 1) Понятие гипотезы. 2) Виды гипотез.

6.2. Доказательство, его сущность и структура: 1) Виды доказательства: прямое и косвенное: апагогическое и разделительное. 2) Опровержение, его сущность и логическая структура. 3) Виды опровержения. 4) Правила и ошибки в доказательстве и опровержении. 5) Софизмы и паралогизмы. 6) Понятие логического парадокса. 7) Требование доказательного рассуждения в юридической науке и практике.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   2
2 2 4   8
3 4 8   10
4 2 4   9
5 4 8   10
6 2 4   10
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Логика как наука 4
2 Понятие как форма мысли 4
3 Суждение как форма мысли 8
4 Законы мышления 4
5 Умозаключение как логическая форма 8
6 Основы логической аргументации 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Логика в юриспруденции 2
2 Виды понятия 8
3 Суждение и его виды 10
4 Закон исключения третьего 9
5 Виды умозаключения 10
6 Логическая аргументация в юриспруденции 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баскаков Ю.В., Попова А.В. Логика: Учебно-методическое пособие для самостоятельной и практической работы студентов. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017, 77 с. ( ЭБс РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-7 +
ОПК-5 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

№ 1. Логика как наука. 1. Особенности формальной логики как науки, ее место в ряду наук о мышлении. 2. Взаимосвязь логики и философии. Формальная и диалектическая логика. 3. Исторические этапы развития логической науки;

№ 2. Понятие (часть 1). 1. Понятие и его роль в мышлении. 2. Роль практической деятельности человека и общества в становлении и развитии понятийного человека. 3. Основные логические приемы образования понятий и их последовательность;

№ 3. Понятие (часть 2). 1. Основные логические характеристики понятия. 2. Отношение между понятиями, их изображение в круговых схемах. 3. Логические операции над понятиями: обобщение и ограничение, определение, деление и классификация;

№ 4. Суждение (часть 1). 1. Суждение как форма мысли, его выражение в языке. 2. Простое категорическое суждение, его структура и виды. 3. Классификация суждений по качественным и количественным характеристикам;

№ 5. Суждение (часть 2). 1. Отношения между суждениями, их виды. Логический квадрат. 2. Сложные суждения, их классификация. 3. Определение истинности сложных суждений;

№ 6. Умозаключение. 1. Умозаключение как форма мышления. 2. Типизация умозаключений. 3. Непосредственные и опосредованные умозаключения. Виды непосредственных умозаключений;

№ 7. Дедуктивное умозаключение. 1. Понятие дедуктивного умозаключения. Простой категорический силлогизм, его логическая структура. 2. Общие правила категорического силлогизма. Фигуры и модусы категорического силлогизма. 3. Условные и разделительные силлогизмы. Сокращенные и сложные силлогизмы;

№ 8. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии. 1. Понятие индуктивного умозаключения, его основные виды. 2. Методы научной индукции, ее роль в познании действительности. 3. Аналогия как метод познания и ее основные правила. Аналогия и моделирование;

№ 9. Основные формально-логические законы. 1. Понятие логического закона. Связь логических законов с объективной действительностью. 2. Закон тождества, условия и границы его применимости. 3. Законы не противоречия и исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания, его связь с научным принципом детерминизма;

№ 10. Проблемы логической доказательности мышления. 1. Понятие гипотетического вывода. Основные правила построения гипотезы, ее роль в научном познании. 2. Доказательство в логике, его структура и виды. Доказательство и опровержение. 3. Основные правила доказательства и опровержения и ошибки при их нарушении.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи логики, практическое значение.
2) Основные периоды истории логики. Классическая логика и неклассические типы логик.
3) Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.
4) Понятие как форма мысли, его роль в мыслительной деятельности.
5) Содержание и объем понятия как основные его логические характеристики.
6) Виды понятий по их содержанию и объему.
7) Логические отношения между понятиями по содержанию и объему.
8) Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение. Правила и ошибки обобщения и ограничения понятия.
9) Определение понятий и терминов. Виды определений. Правила и ошибки в определении.
10) Деление понятий. Правила логического деления и ошибки в нем. Классификация и ее роль в науке.
11) Понятие логического закона. Основные законы правильного мышления.
12) Суждение как логическая форма, его структура и виды. Суждение и предложение.
13) Логические отношения между простыми категорическими суждениями и определение истинности суждений в них. Логический квадрат.
14) Образование сложных суждений и построение таблиц истинности.
15) Умозаключение как форма мысли и выводного знания. Типы умозаключений.
16) Простой категорический силлогизм, его структура и правила построения.
17) Понятие фигуры силлогизма. Основные фигуры и их модусы. Понятие правильного и неправильного модуса.
18) Сокращенные и сложные силлогизмы (энтимема, полисиллогизм, сорит).
19) Сложные комбинированные умозаключения, их виды и модусы
20) Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция.
21) Популярная и научная индукция. Методы научных обобщений.
22) Рассуждение по аналогии. Виды аналогий и их логический статус.
23) Основные требования к умозаключению по аналогии. Аналогия и моделирование.
24) Гипотеза как форма научного мышления и ее значение. Основные требования построения гипотезы.
25) Доказательство и опровержение, их структура, правила и ошибки в них.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать логическую характеристику понятия «Ответственность» по его содержанию и объему.
2) Провести логический анализ понятия «Безысходность», определив его принадлежность к видам понятий по содержанию и объему.
3) Определить принадлежность понятия «Студент РГУПС Сергей Лазарев» к различным видам по содержанию и объему.
4) Провести логический анализ понятия «Беспардонность», определив его принадлежность к видам понятий по содержанию и объему.
5) Дать развернутую логическую характеристику понятия «Логист».
6) Определить вид логических отношений между понятиями: А – Высшее учебное заведение; В – Транспортное учебное заведение; С – РГУПС. Изобразить их в кругах Эйлера.
7) Определить вид логических отношений между понятиями: А – Волевой человек; В – Безвольный человек. Изобразить их в кругах Эйлера.
8) В каких логических отношениях друг с другом находятся понятия: А – Русский; В – Житель России; С – Россиянин. Изобразить их в круговых схемах.
9) Подобрать к понятию «Инженер» понятия: а) подчиняющее его, б) подчиненное ему, в) перекрещивающиеся с ним.
10) Проверить правильность проведенного обобщения понятия «Католик»: Католик – Христианин – Верующий. Ответ аргументировать.
11) Проверить, правильно ли проведено ограничение понятия «Кодекс»: Кодекс – Моральный Кодекс – Уголовный Кодекс. Ответ аргументировать.
12) Определить характер определения понятия (номинальное или реальное) и при условии, что определение реальное, провести анализ его логической правильности: «Преступления делятся на умышленные, неосторожные, хозяйственные и совершенные с особой жестокостью».
13) Определить характер определения понятия (номинальное или реальное) и при условии, что определение реальное, провести анализ его логической правильности: «Понятие методологии произошло от греческих слов «методос», что означает «путь, способ», и «логос», что в переводе значит «учение, теория».
14) Проверить правильность проведенного логического деления понятия «Научная литература»: В научной литературе выделяют Введение, Основную часть, Заключение и Список использованных источников. При обнаружении логических ошибок, указать какое правило логического деления нарушено и каким образом.
15) Проверить правильность проведенного логического деления понятия «Суждение»: В формальной логике выделяют суждения существования, атрибутивные, об отношениях, утвердительные и отрицательные. В случае обнаружения логических ошибок, указать какое правило деления нарушено и каким образом.
16) Дать полную логическую характеристику суждения «Некоторые экономисты работают руководителями крупных производственных предприятий», выделив в нем термины и определив его принадлежность к тем или иным видам по всем основаниям классификации суждений.
17) Определить вид сложного суждения, записать его в символическом виде и проанализировать условия его истинности и ложности: «Студент Иванов характеризуется как прилежный и дисциплинированный».
18) Из данных в задании простых суждений сформулировать все возможные виды сложных суждений: «Я успешно окончу вуз»; «Я устроюсь на интересную работу». Запишите их в символическом виде.
19) Из суждения «Некоторые мои друзья являются бизнесменами» вывести подчиняющее его и подконтрарное ему. Определить их истинность или ложность при условии истинности суждения, данного в задании.
20) Определить единую количественно-качественную характеристику суждений, отношения между ними и условия истинности каждого из них: а) Многие сделки фирмы принесли большую прибыль; б) Все сделки фирмы принесли большую прибыль; в) Ряд сделок фирмы не принесли большой прибыли.
21) Приведя суждение в явную логическую форму определить его вид, провести его полный логический анализ и записать в символическом виде: «Вуз вправе уменьшить или увеличить количество изучаемых предметов, если это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов».
22) Установить, сохранит ли тождество суждение в случае замены подчеркнутого понятия другим понятием, взятым в скобки: «За время работы в фирме П.А.Симонов проявил себя инициативным работником (деятельным)».
23) Опираясь на логические законы, установите, какие из приведенных ниже суждений могут быть одновременно ложными: а) Всякая наука имеет особый предмет исследования; б) Ни одна из наук не имеет особого предмета исследования; в) Большинство наук имеют особый предмет исследования.
24) Определить, требования каких логических законов нарушены в следующем рассуждении: «Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако некоторые обвиняемые в особо тяжких преступлениях не вправе отказаться от защитника после начала слушания по делу».
25) Проанализировать на предмет нарушения законов логики следующее рассуждение: «Поскольку в качестве посылок данного умозаключения взяты только истинные суждения, то можно сделать вывод о том что оно построено правильно и заключение в нем будет истинным».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) По указанным ниже посылкам определить тип и вид умозаключения, сделать, по возможности, правильное заключение и восстановить в развернутой форме: «Всякий организм смертен. Каждое живое существо – организм. Всякий человек – живое существо».

2) Сделать структурный разбор силлогизма, приведя его предварительно в явную логическую форму: «Всякая материальная система существует лишь благодаря взаимодействию ее элементов. Атом также существует благодаря такому взаимодействию, поскольку он является материальной системой».

3) Предварительно приведя силлогизм в явную логическую форму, произвести его структурный разбор, построить его фигуру и модус, определить верность заключения: «Законы, изучаемые физикой, имеют объективное содержание, поскольку физика относится к естественным наукам, а естественнонаучные законы имеют объективное содержание».

4) Определить вид сложного суждения, записать его в символическом виде, проанализировать условия его истинности и ложности: «Студент Иванов характеризуется как прилежный и дисциплинированный».

5) Восстановить энтимему в полный силлогизм: «Рост производительности труда ведет к снижению себестоимости продукции. На заводе «Вымпел» выросла производительность труда». Проверить с помощью фигуры данного силлогизма и его модуса достоверность его заключения.

6) По данным в задании посылкам построить фигуру и модус силлогизма, определить следует ли из этих посылок с необходимостью заключение: а) Ни один лентяй не достиг больших успехов; б) Некоторые ученые достигли больших успехов.

7) Сделать структурный разбор силлогизма, определив его термины, большую и меньшую посылки: «Данная доверенность не признается действительной, поскольку в ней не указана дата ее совершения, а доверенности, в которых не указана такая дата не признаются действительными». Проверить логическую верность сделанного в нем заключения.

8) Построив фигуру и модус силлогизма, установить, следует ли из приведенных посылок с необходимостью заключение: «Некоторые экономисты имеют высшее образование. Нина Петровна Фомина работает экономистом». Если следует, сделайте его.

9) Определить вид сложного дедуктивного умозаключения. При возможности сделать заключение и записать в символическом виде: «Чтобы попасть на каникулах в Москву, надо приобрести билет на поезд или на самолет. Однако билет на поезд приобрести не удалось».

10) Определить вид сложного дедуктивного умозаключения. При возможности сделать заключение и записать в символическом виде: «Чтобы попасть на каникулах в Москву, надо приобрести билет на поезд или на самолет. Однако билет на поезд приобрести не удалось».

11) Определить тип и вид сложного дедуктивного умозаключения, при необходимости приведя его в явную логическую форму. Сделав заключение, записать в символическом виде: «В квартиру можно было попасть через дверь, через окно, либо через крышу. Однако возможности попасть в квартиру через дверь и через окно у преступника не было. Следовательно, он проник в квартиру через крышу».

12) Определить тип умозаключения, его вид и модус (или метод): «У человека пять органов чувств, образующих ряд ощущений: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное. Глаз вызывает зрительное ощущение, ухо – слуховое ощущение, язык – вкусовое ощущение, нос – обонятельное ощущение. Значит, пятый орган чувств (кожа) вызывает осязательное ощущение».

13) Определить тип и вид умозаключения: «В течение долгого времени ученые отмечали, что высота и периодичность морских приливов связаны с изменениями положения Луны: наибольшие приливы происходят в дни полнолуний и новолуний, наименьшие же – в дни, когда линии, мысленно проведенные от Земли к Луне, а от Луны к Солнцу, образуют прямой угол. На основе этого было сделано заключение, что изменение положения Луны вызывает изменение морских приливов и отливов».

14) Приведя силлогизм в явную логическую форму, указать его структуру и проверить его логическую правильность: «Большинство древних греков не знали латыни. Следовательно, Аристотель, будучи древним греком, также не знал латыни».

15) Восстановить энтимему в полный силлогизм: «Рост производительности труда ведет к снижению себестоимости продукции. На нашем предприятии производительность труда постоянно растет».

16) В приведенном рассуждениях определить их характер (доказательство или опровержение), тезис (Т), аргументы (а 1), (а 2), (а 3) и т.д., а также форму обоснования (дедукция, индукция или аналогия): «Вы говорите – Писарев был учеником Чернышевского. Вглядитесь в деятельность и убеждения Добролюбова. Так кто же после этого, по-вашему, ученик Чернышевского? Писарев или Добролюбов? Всякий признает, что Добролюбов и ни в коем случае не Писарев. И потом: Вы знаете, что ответил Чернышевский на предложение подать прошение о помиловании? Он гордо отказался. А Писарев?... Он только пожал плечами».

17) В приведенном рассуждениях определить их характер (доказательство или опровержение), тезис (Т), аргументы (а 1), (а 2), (а 3) и т.д., а также форму обоснования (дедукция, индукция или аналогия): «По-твоему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в комнате, где пищит ребенок, которого нельзя посыпать персидским порошком; у меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья». (Рассуждение Пигасова в романе И.С. Тургенева «Рудин»).

18) В приведенном рассуждениях определить их характер (доказательство или опровержение), тезис (Т), аргументы (а 1), (а 2), (а 3) и т.д., а также форму обоснования (дедукция, индукция или аналогия): Выступая по делу Р., прокурор квалифицировал его преступление следующим образом: «Преступления Р. органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 2 ст. 173 и ст. 175 УК РСФСР. Такая правовая оценка его действий является правильной, поскольку Р., будучи должностным лицом и занимая ответственное служебное положение заместителя главного врача областной психиатрической больницы, неоднократно путем вымогательства получал взятки за помещение и содержание больных в клинике, а также в корыстных целях внес заведомо ложные сведения в официальные документы».

19) В приведенном рассуждениях определить их характер (доказательство или опровержение), тезис (Т), аргументы (а 1), (а 2), (а 3) и т.д., а также форму обоснования (дедукция, индукция или аналогия): В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» есть такой эпизод: Бобчинский «А вот он-то и есть этот чиновник». Городничий: «Кто, какой чиновник?» Бобчинский: «Чиновник, о котором изволили получить нотацию, – ревизор». Городничий (в страхе): «Что вы, господь с вами! Это не он.» Добчинский: « Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему. И подорожная прописана в Саратов».

20) В приведенном рассуждениях определить их характер (доказательство или опровержение), тезис (Т), аргументы (а 1), (а 2), (а 3) и т.д., а также форму обоснования (дедукция, индукция или аналогия): Выступая по делу К., обвиняемого в убийстве своей жены, адвокат отрицает его причастность к убийству: «Если бы К. действительно замыслил убийство, да еще столь хитро и долго подготавливаемое, чтобы можно было поверить, что жена его покончила с собой, то позвольте просить вас подумать, а стал бы он накануне убийства давать в руки того, кто жаждет отмщения за дочь, столь грозное оружие против себя? Стал бы он, повторяю, накануне смерти жены писать ее матери, предваряя, что он замыслил убийство ее дочери?».

21) К предложенному ниже тезису подберите аргументы, с помощью которых обоснуйте его, используя любую форму аргументации (индукцию, дедукцию либо аналогию). Определите достоверность вывода: «Мой брат сдает весеннюю сессию».

22) К предложенному ниже тезису подберите аргументы, с помощью которых обоснуйте его, используя любую форму аргументации (индукцию, дедукцию либо аналогию). Определите достоверность вывода: «Многие известные русские писатели–романисты были одновременно и великолепными публицистами».

23) Подобрать аргументы, которые служили бы основанием для выдвижения в качестве гипотезы следующего положения: «Нынешним летом следует ждать большого урожая яблок».

24) Проанализируйте рассуждение на предмет того, чем оно является (доказательством или опровержением). Определите в нем тезис (Т) и аргументы (а 1), а 2) и т.д., а также логическую ошибку, указав к какому классу ошибок (ошибки аргументации или ошибки демонстрации) она принадлежит: «Вы рассуждаете философски: человек не может ни ускорить событий, ни задержать их, как не может он остановить вращение Земли, или, например, этот дождь. Все, что должно быть – обязательно будет, а чего не должно быть – не случится, как вы не прыгайте. Это, батя, доказано Марксом, и – значит – шабаш…» (М. Горький. «Городок Окуров»).

25) Проанализируйте рассуждение и выясните, является оно доказательством или опровержением, установите его состав (тезис и аргументы) и вид. Установите, имеются ли в нем логические ошибки и, если имеются, покажите их» «Какой-то человек сказал, что он солгал. Если это правда, то его надо признать лгуном, но ведь если он сознался в собственной лжи, то он сказал правду и тогда его нельзя обвинить во лжи. Значит человек, который солгал, не является лгуном».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 1 1, 2, 4, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жоль, К. К. Логика [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / К. К. Жоль ; под ред. А. Е. Конверский. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 400 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Егоров, А. Г. Логика : учебник для бакалавриата и специалитета / А. Г. Егоров, Ю. А. Грибер. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 143 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10007-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баскаков Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Логика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Баскаков Ю.В., Попова А.В. Логика. Теория и практика. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2016, 110 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46804.