РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Информационное обеспечение автотранспортных систем"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Харламов Павел Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационное обеспечение автотранспортных систем" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Калмыков Борис Юрьевич, Заведующий кафедрой "Техника и технологии автомобильного транспорта", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Информационное о а с_Б_23.03.03_во_8_ТМТ_п37042_46467.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационное обеспечение автотранспортных систем".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационное обеспечение автотранспортных систем" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Информационные технологии", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобили и автомобильное хозяйство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы и процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Умеет: Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Имеет навыки: использования пользовательскими вычислительными системами и системами программирования в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

ПК-9 - способностью к участию в составе коллектива исполнителей в проведении исследования и моделирования транспортных и транспортно-технологических процессов и их элементов

Знает: программные средства реализации информационных технологий в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Умеет: Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Имеет навыки: владения основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

ПК-11 - способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационное обеспечение автотранспортных систем" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Информатика", "Информационные технологии", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб) 6 6 6
Практические, семинары (Пр) 6 6 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
12 12 12
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 99   99
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 99   99
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 36 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 17 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 118     118
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 112     112
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 144 17 2 142
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Понятие информационной технологии. (Компетенция/и ПК-9, ПК-11)

2. Системы управления базами данных. (Компетенция/и ПК-9, ПК-11)

3. Применение информационных и телекоммуникационных технологий на автомобильном транспорте. (Компетенция/и ПК-9, ПК-11)

4. Cистемs оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава. (Компетенция/и ПК-9, ПК-11)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 20
2 2   2 20
3 4 2 2 29
4 4 2   30
Итого 12 6 6 99
В т.ч. по интерактивным формам 12 3 3  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Комплексные информационные системы управления перевозками регионального уровня 2
2 Системы управления базами данных. Типы и структуры данных. 2
3 Автоматизация учета расхода топлива, расчет затрат на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение 2
3 Определение местоположения транспортного средства 2
4 Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Проектирование реляционной базы данных в среде Access. 20
2 Использование WEB и NET технологий в региональных информационных системах 20
3 Определение заданного маршрута, средней скорости, время движения и остановки объекта, продольного профиля маршрута средствами навигационного GPS-приемника 29
4 Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава. 30

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 112 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хотинская, Г. И. Информационные технологии управления : учеб. пособие / Г.И. Хотинская ; Моск. гос. ун-т сервиса. - М. : Дело и Сервис, 2003. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-9 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-9 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-11 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие информационной технологии (ИТ).
2)Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение.
3)Значение и взаимосвязь компонентов ИТ.
4)Способы автоматической идентификации объектов.
5)Базовые составляющие современных информационных технологий.
6)Системы обработки данных, варианты организации систем обработки данных: пакетная обработка, интерактивная, ЛВС, распределенная обработка.
7)Средства автоматической идентификации объектов, автоматизация ввода первичных данных и обеспечение их достоверности.
8)Системы управления базами данных Типы и структуры данных. Архитектура банка данных.
9)Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
10)Логическое и концептуальное проектирование баз данных.
11)Сетевая, иерархическая и реляционная модель данных.
12)Промышленные системы управления базами данных.
13)Направления развития АСУ на автомобильном транспорте.
14)Внедрение персональных ЭВМ и АРМ в АСУ.
15) Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
16)Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
17)Степень автоматизации функций и задач управления АСУ различных уровней управления. Направления развития АСУ на автомобильном транспорте.
18)Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.
19)Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
20)Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления.
21)Системы автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением.
22) Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
23) Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления.
24)Учет транспортной работы на базе навигационных систем.
25)Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
26)Автоматизированная система технико-экономического планирования и учета на АТП.
27) Проектирование и внедрение АСУ. Системный подход к разработке АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Обработка путевой документации.
2) Автоматизация учета расхода топлива, расчет затрат на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы.
3)Особенности организации технико-экономического планирования в условиях АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.

2)Системы автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением.

3)Комплексные информационные системы управления перевозками регионального уровня.

4)Использование WEB и NET технологий в региональных информационных системах.

5)Определение заданного маршрута, средней скорости, время движения и остановки объекта, продольного профиля маршрута средствами навигационного GPS-приемника.

6) Способы определения местоположения транспортного средства.

7)Система глобального позиционирования GPS.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика и информационные технологии : учеб. пособие / Ю.Д. Романова, П.А. Музычкин, И.Г. Лесничая и др; ред. Ю.Д. Романова. - Эксмо, 2011. - 704 с. НТБ РГУПС
2 Информационные технологии в управлении : учеб. пособие / М. А. Бутакова, В. В. Доманский, Т. В. Потанина [и др.]. - 2014. - 100 с. РГУПС ЭБС РГУПС
3 Информационный менеджмент и электронная коммерция на транспорте : учеб. пособие / Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. - 2013. - 462 с. УМЦ ЖДТ
4 Дружинин Г.В. Эксплуатационное обслуживание информационных систем : учеб. для бакалавров / Г. В. Дружинин, И. В. Сергеева. - 2013. - 219 с. УМЦ ЖДТ УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хотинская, Г. И. Информационные технологии управления : учеб. пособие / Г.И. Хотинская ; Моск. гос. ун-т сервиса. - М. : Дело и Сервис, 2003. НТБ РГУПС
2 Информатика. Общий курс : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. НТБ РГУПС
3 Никифоров, С. В. Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей : учеб. пособ. для вузов / С.В. Никифоров. - М. : Финансы и статистика, 2003. НТБ РГУПС
4 Журнал - Мир транспорта ЭБ public.ru
5 Журнал - Транспорт: Наука, техника, управление ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Харламов П.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационное обеспечение автотранспортных систем". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Методические указания к практическим и лабораторным работам по дисциплине "Информационное обеспечение автотранспортных систем"/ П.В. Харламов. РГУПС: - Ростовн/Д, 2017 ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 СПС "Консультант +" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46467.