РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Транспортные средства на альтернативных источниках"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Горин Станислав Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Транспортные средства на альтернативных источниках" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Калмыков Борис Юрьевич, Заведующий кафедрой "Техника и технологии автомобильного транспорта", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Транспортные с н а и_Б_23.03.03_во_7_ТМТ_п38918_46459.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Транспортные средства на альтернативных источниках".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Транспортные средства на альтернативных источниках" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобили и автомобильное хозяйство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификации, устройства и принципов действия гидравлических, электрических, электронных и теплотехнических систем ТиТТМО отрасли; характеристик функциональных узлов и элементов; типовых узлов и устройств, их унификации и взаимозаменяемости

Умеет: Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения; находить пути повышения качества и эффективности деятельности предприятий по техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и технологических машин и оборудования отрасли

Имеет навыки: навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов; навыками расчета нормативов по защите окружающей среды; навыками рационального природопользования

ОПК-4 - готовностью применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

Знает: о базовом технологическом и диагностическом оборудовании и оснастке для проведения работ по ТО и ТР, об оснащении рабочих постов и рабочих мест; классификации и назначения технологического оборудования, используемого при ТО и ТР ТиТТМО отрасли; принципиальные схемы, устройство, технический уровень и характеристики оборудования, входящего в каждую классификационную группу(ремонтное, шиноремонтное, специальный инструмент для ТО и ТР); основы и методы проектирования гидравлических, пневматических, механических, энергетических и электронных узлов для технологического оборудования и оснастки; обеспечения экологической безопасности оборудования на эксплуатационных предприятиях; о методах поддержания оборудования в технически исправном состоянии; метрологического обеспечения; технологии метрологической поверки диагностического оборудования и приборов, используемых на эксплуатационных предприятиях отрасли

Умеет: выполнять диагностику и анализ причин неисправностей, отказов и поломок деталей и узлов ТиТТМО

Имеет навыки: использования природных ресурсов и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

ПК-12 - владением знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения, их агрегатов, систем и элементов

Знает: нормативы и государственные стандарты, регламентирующие выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду автотранспортом

Умеет: находить пути повышения качества и эффективности деятельности предприятий по техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и технологических машин и оборудования отрасли

Имеет навыки: навыками организации технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов; навыками рационального природопользования

ПК-14 - способностью к освоению особенностей обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин, технического и технологического оборудования и транспортных коммуникаций

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Транспортные средства на альтернативных источниках" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Производственно-техническая инфраструктура", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 75 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 160   65 95
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 154   65 89
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 180 16 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Сведения о применении альтернативных топлив на автьомобильном транспорте, а также перспективы развития газовых систем на автомобильном транспорте. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-12, ПК-14)

2. Классификация газобаллонного оборудования, применяемого на автомобильном транспорте. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-12, ПК-14)

3. Техническое обслуживание и текущий ремонт ГБО. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-12, ПК-14)

4. Особенности организации ТО и ТР газобаллонных автомобилей. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-12, ПК-14)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   20
2 8 8   20
3 8 8   30
4 8 8   26
Итого 32 32   96
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные неисправности газотопливной аппаратуры 8
2 Технологическое оборудование для тпереоборудования автомобилей, ТО и Р газовой топливной аппаратуры 8
3 Текущий ремонт расходного вентиля, электромагнитного газового клапана 8
4 Текущий ремонт РВД,РНД 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Преимущества и недостатки использования альтернативных источников энергии. Перспективы развития конструкций автомобилей на альтернативных источниках энергии 20
2 Особенности производственно-технической базы. Общие положения о переоборудовании автомобилей. Технологический процесс установки ГБО на автомобиль.Общие вопросы техники безопасности при эксплуатации ГБО 20
3 Особенности ТО и ТР газовых редукторов 30
4 Особенности организации ТО и ТР в условиях сервисного предприятия 26

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 154 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Техническая эксплуатация автомобилей с газобаллонным оборудованием: учеб. пособие / С.Л. Горин, П.В. Харламов, С.А. Вялов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 59. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-4 +
ПК-12 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-12 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-14 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрена.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Перечислите основные элементы газовой системы питания.
2) Назовите основные компоненты углеводородных топлив.
3) От чего зависит агрегатное состояние газа?
4) Назовите преимущества и недостатки использования газобаллонного оборудования.
5) Назовите основные агрегаты и узлы газобаллонной аппаратуры.
6) Назначение клапанов и фильтров в работе газобаллонного оборудования.
7) Виды газообразных топлив, применяемые в настоящее время. Пре-имущества и недостатки применения.
8) Физико-химические свойства газообразных топлив.
9)Назначение и устройство редуктора высокого давления.
10)Запорно-предохранительная аппаратура – назначение и устройство.
11)Баллоны для хранения ГСН и КПГ, устройство и требования предъ-являемые к ним.
12)Назначение и устройство клапанов и фильтров в системе питания ГБА.
13)Общие положения о переоборудовании автомобиля работающего на газообразном топливе.
14)Преимущества и недостатки ГБА работающего на КПГ.
15)Общие принципы устройства и работы редукторов.
16)Устройство одноступенчатого редуктора высокого давления.
17)Причины и способы обнаружения неисправностей ГБА.
18)Принципиальные схемы газовых систем питания ГБА.
19)Газодизельные системы питания.
20)Инжекторные системы подачи топлива.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять технологический процесс установки ГБА на автомобили.
2) Применять ТР газового оборудования.
3) Определять отказы и неисправности ГБА.
4) Применять ТО газового обслуживания.
5) Испольлзовать производственно-технической базы.
6) Особенности переоборудования инжекторных бензиновых двигателей.
7) Перечислите этапы переоборудования газобаллонного автомобиля

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Требования, предъявляемые к газобаллонной аппаратуре.

2) Поясните общие принципы устройства и работы редукторов низкого давления.

3) Поясните общие принципы устройства и работы редукторов высокого давления.

4) Особенности организации ТО и ТР ГБА.

5) Требования безопасности при ремонте ГБА.

6) Требования техники безопасности при хранении ГБА.

7) Требования безопасности при проведении работ по переоборудованию газобаллонных автомобилей.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Техническая эксплуатация автомобилей с газобаллонным оборудованием: учеб. пособие / С.Л. Горин, П.В. Харламов, С.А. Вялов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 60 с.: ил. - Библиогр.: с. 59. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Синельников А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования : учебник / А. Ф. Синельников. - 2014 Академия(М.). - 317 с. НТБ РГУПС
2 Шаповалов В.В. Теория подъемно-транспортных, дорожных средств и оборудования : учеб. пособие : В 2 ч. Ч. II / В.В. Шаповалов, И.В. Колесников. - 2012. - 203 с. РГУПС НТБ РГУПС
3 Шаповалов В.В. Теория подъемно-транспортных, дорожных средств и оборудования : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. I / В.В. Шаповалов, И.В. Колесников. - 2012. - 368 с. РГУПС НТБ РГУПС
4 Журнал Транспорт: Наука, техника, управление ЭБ public.ru
5 Газета "Транспорт России" ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горин С.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Транспортные средства на альтернативных источниках". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Горин, С. Л. Транспортные средства на альтернативных источниках [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. и работ / С. Л. Горин, П. В. Харламов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 13 с. : табл. - Библиогр.: 5 назв ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 СПС "Консультант +" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46459.