РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Харламов Павел Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Калмыков Борис Юрьевич, Заведующий кафедрой "Техника и технологии автомобильного транспорта", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Конструкция и э с т м_Б_23.03.03_во_34_ТМТ_п37016_46369.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Организация автомобильных перевозок и безопасность движения", "Техническая эксплуатация транспортно-технологических машин";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методов и процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Умеет: пользоваться имеющейся нормативно-технической и справочной документацией в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Имеет навыки: способностью к работе в малых инженерных группах в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

ОПК-2 - владением научными основами технологических процессов в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Знает: принципов работы, технических характеристик и основных конструктивных решений узлов и агрегатов ТиТТМО отрасли; принципиальных компоновочных схем; теории движения; рабочих процессов агрегатов и систем,основных показателей эксплуатационных свойств ТиТТМО отрасли

Умеет: выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами

Имеет навыки: способностью к работе в малых инженерных группах в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

ПК-9 - способностью к участию в составе коллектива исполнителей в проведении исследования и моделирования транспортных и транспортно-технологических процессов и их элементов

Знает: принципов работы, технических характеристик и основных конструктивных решений узлов и агрегатов ТиТТМО отрасли; принципиальных компоновочных схем; теории движения; рабочих процессов агрегатов и систем,основных показателей эксплуатационных свойств ТиТТМО отрасли

Умеет: выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами

Имеет навыки: элементами расчета теоретических схем механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

ПК-15 - владением знаниями технических условий и правил рациональной эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, причин и последствий прекращения их работоспособности

Знает: методов и процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Умеет: выполнять стандартные виды компоновочных, кинематических, динамических и прочностных расчетов

Имеет навыки: организации вычислительных экспериментов в области эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

ПК-17 - готовностью выполнять работы по одной или нескольким рабочим профессиям по профилю производственного подразделения

Место дисциплины 1Б.Б "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Силовые агрегаты", "Теоретическая механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 108 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
12 12 9 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 135   78 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 125   78 47
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 108 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 2 10 6
Лекции (Лек) 8 8 2 6  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4  
Практические, семинары (Пр) 6 6     6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10   5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 247     102 145
Контрольная работа (К) 6     6  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 10       10
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 231     96 135
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 28 2 121 165
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Двигатель внутреннего сгорания. Его системы и механизмы. (Компетенция/и ПК-15, ПК-17)

1.1. Двигатель внутреннего сгорания. Его системы и механизмы: Устройство, принципы работы и особенности рабочих процессов систем и механизмов двигателя внутреннего сгорания.

2. Трансмиссия автомобиля. (Компетенция/и ПК-15, ПК-17)

2.1. Трансмиссия автомобиля: Устройство, принципы работы и особенности рабочих процессов узлов, агрегатов и механизмов трансмиссии автомобиля.

3. Системы управления. (Компетенция/и ПК-15, ПК-17)

3.1. Системы управления: Устройство, принципы работы и особенности рабочих процессов узлов, агрегатов и механизмов тормозной системы и рулевого управления автомобиля.

4. Ходовая часть автомобиля. (Компетенция/и ПК-15, ПК-17)

4.1. Ходовая часть автомобиля: Устройство, принципы работы и особенности рабочих процессов агрегатов, узлов и механизмов ходовой части автомобиля.

Семестр № 4

5. Тягово-скоростные свойства автотранспортных средств. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-9)

5.1. Тягово-скоростные свойства автотранспортных средств: Понятие тягово-скоростных свойств автомобиля. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Методики определения и оценки тягово-скоростных свойств автомобиля.

6. Тормозные свойства и топливная экономичность автомобиля. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-9)

6.1. Тормозные свойства и топливная экономичность автомобиля: Понятие тормозных свойств и топливной экономичности автомобиля. Оценочные показатели и методы проверки топливной экономичности и тормозных свойств автомобиля.

7. Анализ процесса криволинейного движения автомобиля. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-9)

7.1. Анализ процесса криволинейного движения автомобиля: Кинематические параметры поворота автомобиля. Виды поворачиваемости автомобиля. Определение критической скорости по боковому скольжению и опрокидыванию.

8. Проходимость и плавность хода автомобиля. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-9)

8.1. Проходимость и плавность хода автомобиля: Виды проходимости автомобиля. Влияние конструктивных особенностей на проходимость автомобиля. Понятие плавности хода автомобиля и способы оценки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4 20
2 4 4 4 20
3 4 4 4 20
4 4 4 4 18
5 8 4   20
6 8 4   7
7 8 4   10
8 8 4   10
Итого 48 32 16 125
В т.ч. по интерактивным формам 30 16 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Особенности конструкции и рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания автомобиля 4
2 Особенности рабочих процессов элементов трансмиссия автомобиля. 4
3 Особенности конструкции систем управления. 4
4 Особенности конструкции элементов ходовой части автомобиля. 2
Определение координат центра масс модели автомобиля. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Анализ конструкций и рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания транспортных средств 4
2 Анализ рабочего процесса фрикционного сцепления 2
Анализ конструкций коробок передач транспортных средств 2
3 Анализ рабочего процесса тормозного управления автомобиля 4
4 Анализ конструкций элементов ходовой части 4
Семестр № 4
5 Построение внешней скоростной характеристики 2
Построение и анализ графика мощностного баланса 2
6 Построение и анализ графика топливной экономичности 4
7 Расчет и распределение нагрузки по осям транспортного средства. 4
8 Определение параметров геометрической проходимости транспортного средства 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Компоновочные схемы грузовых автомобилей. Особенности конструкции систем и механизмов автобусов и специальных автомобилей. 20
2 Оценка компоновочных схем трансмиссий. Сравнительная оценка ступенчатой и бесступенчатой трансмиссии. 20
3 Особенности конструкций рулевых управлений транспортных средств 20
4 Особенности конструкции элементов ходовой части транспортных средств 18
Семестр № 4
5 Основные понятия о тягово-скоростных свойствах 20
6 Анализ процесса торможения транспортного средтва 7
7 Виды поворачиваемости транспортных средств 10
8 Анализ прямолинейного и криволинейного движения АТС. 5
Управляемость и маневренность транспортных средств 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 231 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы конструкции транспортно-технологических машин [Текст] : учеб. пособие / П. В. Харламов, С. Л. Горин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 153 с. : ил. - Библиогр.: 28 назв. - Заказ № 8903 экз. - ISBN 978-5-88814-487-9 : ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-2   +
ПК-9   +
ПК-15 +  
ПК-17 +  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-9 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-15 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-17 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

проектировочный расчет показателей тягово-скоростных свойств автомобиля (по вариантам).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные понятия, определения, анализ и развитие типажа подвижного состава. Общие и специальные требования к конструкции автомобилей.
2) Назначение и классификация транспортных средств. Несущие системы. Кузова и кабины.
3) Общее устройство кузова. Назначение и работа системы вентиляции и отопления кузова. Типы кузовов легковых автомобилей. Мероприятия по повышению безопасности кузовов.
4) Кабины грузовых автомобилей. Варианты размещения кабин на грузовых автомобилях. Опрокидывающаяся кабина. 5) Грузовая платформа. Мероприятия по повышению безопасности кузовов.
5) Специализированный подвижной состав. Классификация и особенности конструкции СПС. Преимущества и недостатки их использования.
6) Основные механизмы двигателя. Назначение КШМ и устройство. Схемы механизмов и расположение цилиндров, конструкция основных деталей и узлов.
7) Назначение, типы и устройство ГРМ. Схемы механизмов, конструкция основных деталей и узлов. Тепловой зазор в механизме. Фазы газораспределения, их влияние на работу двигателя.
8) Система охлаждения. Назначение системы охлаждения. Типы систем охлаждения. 0бшее устройство и работа жидкостей системы охлаждения. Значение постоянства теплового режима двигателя. Устройство насоса системы охлаждения.
9) Подогрев системы перед пуском двигателя. Устройство и работа пускового подогревателя двигателя Преимущества и недостатки жидкостной и воздушной системы охлаждения.
10) Назначение системы смазки. Способы подачи масла к трущимся поверхностям. Общее устройство, схема и работа системы смазки. Способы фильтрация масла.
11) Вентиляция картера двигателя. Назначение и типы вентиляции, устройство и работа. Влияние вентиляции картера двигателя на загрязнение окружающей среды.
12) Режимы работы двигателя и составы смесей на этих режимах.
13) Устройство и работа узлов системы подачи топлива и воздуха горю-чей смеси и отвода отработанных газов.
14) Устройство и работа приборов системы питания дизельных двигателей.
15) Механизмы и узлы магистрали низкого давления системы питания дизеля.
16) Устройство и работа приборов системы питания дизельных двигателей. Механизмы и узлы магистрали высокого давления системы питания дизеля.
17) Назначение ТНВД. Назначение, устройство и работа автоматической муфты опережения впрыска топлива.
18) Назначение, устройство и работа регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля.
19) Назначение, устройство и работа топливной форсунки системы питания дизеля.
20) Общие сведения о системах зажигания. Принципиальная схема батарейной системы зажигания и принцип работы.

21) Назначение, классификация трансмиссий. Требования, предъявляемые к трансмиссиям.
22) Общие сведения о сцеплениях. Схема и работа фрикционного сцепления.
23) Общие сведения о сцеплениях. Схема и работа гидравлического сцепления.
24) Классификация ступенчатых КПП. Схема и работа трехвальных и трехступенчатых КПП.
25) Назначение и классификация дифференциалов. Свойства дифференциала. Требования, предъявляемые к дифференциалу.
26) Привод к ведущим колесам. Назначение и типы полуосей.
27) Общие сведения о мостах. Назначение и типы мостов.
28) Основные элементы подвесок и их назначение.
29) Общие сведения о рулевом управлении. Назначение и устройство рулевого управления. Схемы поворота АТС.
30) Назначение и классификация рулевых механизмов. Устройство и работа рулевых механизмов.
31) Назначение и типы рулевого привода. Устройство и работа рулевого привода.
32) Назначение и типы рулевых усилителей. Устройство и работа рулевого усилителя.
33) Общие сведения о тормозных системах. Назначение и типы тормозных систем. Требования, предъявляемые к тормозным системам.
34) Назначение и типы тормозных усилителей. Устройство и работа тормозного усилителя.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Общие сведения о колесах и шинах. Назначение и устройство шин.
2) Классификация и обозначение шин.
3) Стабилизация управляемых колес. Установочные углы управляемых колес.
4) Типы сцеплений. Их преимущества и недостатки.
5) Назначение, устройство и работа синхронизатора.
6) Схема, устройство и работа карданных шарниров.
7) Схема, устройство и работа шестеренчатого дифференциала.
8) Назначение, устройство и работа приборов электроснабжения (генератор, аккумулятор).
9) Назначение, устройство и работа приборов системы зажигания (катушка, свечи зажигания).
10) Общие сведения о системе электропуска. Принципиальная электрическая схема и принцип
работы стартера.
11) Компоновочные схемы трансмиссий их преимущества и недостатки.
12) Общие введения о системе электроснабжения. Принцип работы системы электроснабжения. Основные требования, предъявляемые к системе.
13) Назначение и тормозных механизмов. Схемы тормозных механизмов, их преимущества и недостатки.
14) Анализ компоновочных схем легковых и грузовых автомобилей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Требования, предъявляемые к рулевому управлению.
2) Назначение и классификация подвесок. Требования, предъявляемые к подвескам.
3) Общие сведения о КПП, их назначение и классификация. Требования, предъявляемые к КПП.
4) Назначение и классификация сцепления. Требования, предъявляемые к сцеплениям.
5) Автомобильные двигатели. Основные понятия и определения. Рабочие процессы ДВС, действительные процессы, индикаторная диаграмма.
6) Общее устройство и работа системы питания. Определение понятий: горючая смесь, составы горючих смесей, коэффициент избытка воздуха.
7) Назначение и классификация карданных передач. Требования, предъявляемые к карданной передаче.
8) Назначение, классификация и схемы главных передач. Требования, предъявляемые к главным передачам.
9) Система питания карбюраторного двигателя. Требования к карбюратору.
10) Система питания газобаллонного двигателя. Схема и работа системы питания работающей на СНГ и СПГ.
11) Общие сведения, назначение системы питания дизеля (принципиальная схема).
12) Система питания дизельного двигателя. Особенности смесеобразования в дизельных двигателях.
13) Типы кузовов автобусов. Требования предъявляемые к автобусным кузовам. Мероприятия по повышению безопасности кузовов.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Условия эксплуатации автомобиля: дорожные, природно-климатические и транспортные.
2) Тягово-скоростные свойства автомобиля. Оценочные показатели.
3) Скоростные характеристики двигателя внутреннего сгорания.
4) Кинематика и динамика автомобильного колеса. Режимы качения колеса; схема действующих сил.
5) Силы, действующие на автомобиль в общем случае прямолинейного движения. Схема действующих сил.
6) Сопротивление качению автомобильного колеса. Мощность, сила и коэффициент сопротивления качению; факторы влияющие
7) Взаимодействие шины с опорной поверхностью. Сила и коэффициент сцепления; факторы влияющие.
8) Сила сопротивления воздуха и ее составляющие. Коэффициент лобовой аэродинамической силы.
9) Сила инерции (сопротивления разгону). Коэффициент учета инерции вращающихся масс.
10) Сила потерь в трансмиссии. КПД трансмиссии.
11) Нормальные реакции, действующие на колеса автомобиля.
12) Уравнение прямолинейного движения автомобиля. Уравнения силового и мощностного балансов.
13) Графический метод решения уравнений силового и мощностного балансов автомобиля.
14) Аналитический метод решения уравнений силового и мощностного балансов автомобиля.
15) Тормозные свойства автомобиля. Оценочные показатели эффективности.
16) Силы, действующие на автомобиль при торможении. Уравнение движения автомобиля при торможении.
17) Три случая торможения: двигателем, тормозной системой и совмест-ное.
18) Фазы процесса торможения. Тормозная диаграмма.
19) Расчетное определение показателей тормозной эффективности авто-мобиля.
20) Оптимальное распределение тормозных сил. Регуляторы тормозных сил.
21) Противобуксовочные и антиблокировочные системы.
22) Методы оценки тормозных свойств автомобиля.
23) Топливная экономичность автомобиля. Оценочные показатели. Методика определения.
24) Уравнение расхода топлива. Топливно-экономическая характеристика автомобиля.
25) Влияние эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля.
26) Влияние конструктивных факторов на топливную экономичность автомобиля.
27) Управляемость автомобиля. Оценочные показатели.
28) Увод автомобильного колеса. Коэффициент сопротивления боковому уводу.
29) Силы, действующие на автомобиль при повороте; схема действующих сил. Уравнение силового баланса при криволинейном движении.
30) Круговое движение автомобиля.
31) Стабилизация управляемых колес. Сущность стабилизирующих условий.
32) Методика экспериментального определения показателей управляемости автомобиля.
33) Устойчивость автомобиля. Основные оценочные показатели. Методика определения.
34) Плавность хода автомобиля. Оценочные показатели. Методика определения.
35) Автоколебания управляемых колес («шимми») автомобиля. Причины возникновения, сущность и способы устранения.
36) Дисбаланс автомобильного колеса. Виды дисбаланса. Причины возникновения.
37) Автомобиль как колебательная система.
38) Вибрация автомобиля и шум; источники возникновения; нормативы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Компоновочные схемы трансмиссий их преимущества и недостатки.
2) Анализ компоновочных схем легковых и грузовых автомобилей.
3) Курсовая устойчивость автомобиля. Критическая скорость по курсовой устойчивости (вывод расчетной зависимости).
4) Действие случайных внешних боковых сил на автомобиль с недоста-точной и избыточной поворачиваемостью.
5) Условие устойчивости автомобиля по боковому опрокидыванию на вираже. Критическая скорость по боковому опрокидыванию автомо-биля на вираже (вывод расчетной зависимости).
6) Условие устойчивости автомобиля по боковому скольжению на вираже. Критическая скорость по боковому скольжению автомобиля на вираже (вывод расчетной зависимости).
7) Схемы, применяемых подвесок, их преимущества и недостатки.
8) Схемы установки управляемых колес. Факторы, влияющие на изме-нение углов установки управляемых колес.
9) Схема поворота двухосного автомобиля на эластичных шинах. Кинематические параметры поворота.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы оценки тормозных свойств автомобиля.

2) Экспериментальное определение показателей тягово-скоростных свойств автомобиля.

3) Маневренность. Основные оценочные показатели. Методика определения.

4) Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на маневренность.

5) Проходимость. Основные оценочные показатели. Методика определения.

6) Оценка профильной и опорной проходимости автомобиля.

7) Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-17 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шаповалов В.В. Теория подъемно-транспортных, дорожных средств и оборудования : учеб. пособие : В 2 ч. Ч. II / В.В. Шаповалов, И.В. Колесников. - 2012. - 203 с. РГУПС НТБ РГУПС
2 Синельников А.Ф. Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования : учебник / А. Ф. Синельников. - 2014 Академия(М.). - 317 с. НТБ РГУПС
3 Основы конструкции транспортно-технологических машин [Текст] : учеб. пособие / П. В. Харламов, С. Л. Горин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 153 с. : ил. - Библиогр.: 28 назв. - Заказ № 8903 экз. - ISBN 978-5-88814-487-9 : ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Вахламов, В. К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей : учеб. для вузов / В.К. Вахламов. - М. : Академия, 2007 НТБ РГУПС
2 Вахламов, В. К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета : учеб. для вузов / В.К. Вахламов. - М. : Академия, 2006. - 479 с НТБ РГУПС
3 Проскурин, А. И. Теория автомобиля. Примеры и задачи : учеб. пособие для вузов / А.И. Проскурин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006 НТБ РГУПС
4 Нарбут, А. Н. Автомобили: Рабочие процессы и расчет механизмов и систем : учебник для вузов / А.Н. Нарбут. - М. : Академия, 2007 НТБ РГУПС
5 Журнал - Мир транспорта НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Харламов П.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Харламов, П. В. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ : в 2 ч. Ч. 1 / П. В. Харламов, С. Л. Горин, А. А. Харламова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 56 с. : ил. - Библиогр.: 8 назв ЭБС РГУПС
3 Харламов, П. В. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ : в 2 ч. Ч. 2 / П. В. Харламов, С. Л. Горин, А. А. Харламова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 50 с. : ил., табл. - Библиогр.: 11 назв. ЭБС РГУПС
4 Харламов, П. В. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. работ / П. В. Харламов, С. Л. Горин, А. А. Харламова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. : ил., прил., табл. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС
5 Харламов, П. В. Конструкция и эксплуатационные свойства транспортно-технологических машин [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для расчет.-граф. работы / П. В. Харламов, С. Л. Горин, А. А. Харламова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 65 с. : ил., прил., табл. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 СПС "Консультант +" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46369.