РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Гражданское право и процесс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Маркина Марина Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Гражданское право и процесс".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ю.н., проф. Ванин Виталий Владимирович, судья, Пятнадцатый Арбитражный апелляционный суд.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Правовое о з и к_Б_21.03.02_во_6_ГПП_п39243_46127.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Кадастр недвижимости и мониторинг земель", "Кадастровая оценка недвижимости";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия и положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере землеустройства и кадастрового учета земельных участков и других объектов недвижимости, а также регистрации прав на них

Умеет: использовать основы правовых знаний при осуществлении деятельности в сфере землеустройства и кадастрового учета земельных участков и других объектов недвижимости, а также регистрации прав на них.

Имеет навыки: применения основ правовых знаний при осуществлении деятельности в сфере землеустройства и кадастрового учета земельных участков и других объектов недвижимости, а также регистрации прав на них.

ОК-4 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности

Знает: законы, действующие в сфере земельно-имущественных отношений, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления контроля за использованием земель и недвижимости

Умеет: охарактеризовать, используя знания законов страны, земельно-имущественные отношения,виды, способы, порядок осуществления контроля за использованием земель и недвижимости

Имеет навыки: поиска и практического применения правовых норм, содержащихся в действующих законах, других нормативных правовых актах, регулирующих земельно-имущественные отношения, для решения практических ситуаций

ДПК-4 - способностью применять знание законов страны для правового регулирования земельно-имущественных отношений, контроль за использованием земель и недвижимости

Место дисциплины 1Б.Б "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Основы землеустройства", "Право (гражданское)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 52 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 22 22 22
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   92
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 92   92
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 52 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 155   75 80
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 143   75 68
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 16 81 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Земельное право как отрасль российского права. (Компетенция/и ОК-4, ДПК-4)

1.1. Предмет, метод, система,принципы,источники земельного права. Взаимодействие с другими отраслями российского права.

1.2. Земельные правоотношения.

2. Право собственности и другие права на землю. Гражданский оборот земельных участков. (Компетенция/и ОК-4, ДПК-4)

2.1. Право собственности на землю.

2.2. Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли.

2.3. Гражданский оборот земельных участков.Сделки с землей.

3. Управление использованием и охраной земель. Правовое регулирование землеустройства и государственной регистрации недвижимости. (Компетенция/и ОК-4, ДПК-4)

3.1. Государственное управление земельным фондом. Контроль за использованием и охраной земель. Распределение и перераспределение земель.

3.2. Возмещение убытков собственникам и иным правообладателям земельных участков в связи с изъятием у них земельных участков. Экономический механизм регулирования земельных правоотношений.

3.3. Нормативно-правовое обеспечение и государственное регулирование проведения землеустройства. Государственная регистрация недвижимости.

3.4. Правовая охрана земель. Разрешение земельных споров.

4. Правовой режим отдельных категорий земель. (Компетенция/и ОК-4, ДПК-4)

4.1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель населенных пунктов.

4.2. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения.

4.3. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесногои водного фондов, земель запаса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   10
2 6 6   20
3 8 6 2 32
4 6 6   30
Итого 24 22 2 92
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
3 Составление договора подряда на проведение кадастровых работ. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Понятие, предмет, метод,принципы, источники, система земельного права. Место земельного права в системе права России. 2
Земельные правоотношения. 2
2 Формы и содержание права собственности на землю. Ограниченные вещные права на земельные участки. Правовое регулирование платы за землю. 2
Приобретение и прекращение права собственности и иных вещных прав на земельные участки. 2
Правовое регулирование сделок с земельными участками. 2
3 Государственное управление земельным фондом. Контроль за использованием и охраной земель. Распределение и перераспределение земель. 2
Государственная регистрация недвижимости. Единый государственный реестр недвижимости 2
Юридическая ответственность за земельные правонарушения. Разрешение земельных споров. 2
4 Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель населенных пунктов 2
Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Правовой режим земель лесного фонда, водного фонда и земель запаса. 2
Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Судебная и арбитражная практики регулирования земельных отношений. Нормативность и систематизация источников земельного права. Международные договоры. 10
2 Право государственной собственности. Право муниципальной собственности. Порядок и условия передачи земель в частную собственность. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства в связи с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд. Недействительность сделок с землей. Ответственность за нарушение условий сделок. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в собственности публичных образований, в условиях современной земельной реформы. 20
3 Устойчивое развитие как фактор управления земельными отношениями. Кадастр и мониторинг земель в системе управления земельным фондом. Предоставление земельных участков для строительства. Особенности предоставления сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд. Экономический механизм регулирования земельных правоотношений: льготы по уплате земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога под жилыми домами.Виды и содержание основных землеустроительных действий. Государственный контроль за проведением землеустройства. . Согласование и утверждение землеустроительной документации, создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Правовые основы образования земельных участков. Порядок согласования местоположения границ земельных участков. 32
4 Правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий. Правовой режим земель унитарных государственных и муниципальных сельскохозяйственных предприятий. Правовой режим земель, предоставленных учебным заведениям и научно-исследовательским учреждениям.Управление земельными ресурсами населенных пунктов. Выдача разрешения на строительство и его правовое обеспечение. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и его правовое обеспечение. Земли добывающей промышленности. Земли обрабатывающей промышленности.Ответственность за нарушение водного законодательства. Правовое регулирование воспроизводства лесов и лесоразведения. Особенности правового режима земель, занятых защитными лесами. Ответственность за нарушение лесного законодательства. 30

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 143 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маркина, М. В. Земельное право [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / М. В. Маркина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 39 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОК-4 +
ДПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-4 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ДПК-4 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- понятие и классификация земельных правоотношений;;

- понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ;

- права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли;

- порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- виды сделок в земельном праве;

- общие положения и порядок приватизации земельных участков;

- правовое регулирование отношений при проведении землеустройства;

- кадастровый учет земельных участков и государственная регистрация прав на них;

- понятие и формы ведения кадастровой деятельности;

- понятие и структура Единого государственного реестра недвижимости и история его создания;;

- юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства;

- состав сведений единого государственного реестра недвижимости и порядок их предоставления;;

- правовое регулирование государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в РФ;

- возмещение убытков собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земли в связи с изъятием у них земельных участков.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет, метод, система, принципы земельного права. Взаимодействие с другими отраслями российского права.
2) Источники земельного права. Общая характеристика действующих законов в сфере земельно-имущественных отношений.
3) Понятие, структура и классификация земельных правоотношений.
4) Формы и виды собственности на землю.
5) Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
6) Право аренды земельного участка.
7) Право безвозмездного пользования земельным участком.
8) Ограниченное право пользования земельным участком (земельный сервитут).
9) Гражданский оборот земельных участков.
10) Сделки с землей.
11) Распределение и перераспределение земель.
12) Возмещение убытков собственникам и иным правообладателям земельных участков в связи с изъятием у них земельных участков.
13) Правовая охрана земель.
14) Понятие, виды, задачи государственного мониторинга земель.
15) Структура и содержание Единого государственного реестра недвижимости.
16) Правовой статус кадастрового инженера, условия и порядок его приобретения.
17) Правовое регулирование проведения кадастровых работ. Формы осуществления кадастровой деятельности.
18) Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
19) Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах.
20) Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать структуру и полномочия органов государственной власти в сфере земельно-имущественных отношений.
2) Охарактеризовать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по проведению государственного земельного надзора.
3) Охарактеризовать муниципальный и общественный земельный контроль.
4) Охарактеризовать порядок административного обследования объектов земельных правоотношений.
5) Охарактеризовать порядок проведения проверок в рамках государственного земельного надзора.
6) Охарактеризовать экономический механизм регулирования земельных отношений.
7) Охарактеризовать основания возникновения прав на землю.
8) Охарактеризовать основания прекращения прав на землю.
9) Охарактеризовать порядок разрешения земельных споров.
10) Охарактеризовать порядок постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на объекты недвижимости.
11) Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение и государственное регулирование проведения землеустройства
12) Охарактеризовать виды и основания юридической ответственности за земельные правонарушения.
13) Охарактеризовать правовой режим земель транспорта
14) Охарактеризовать правовой режим земель промышленности и иного специального назначения
15) Охарактеризовать правовой режим земель населенных пунктов
16) Охарактеризовать правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
17) Охарактеризовать правовой режим земель запаса.
18) Охарактеризовать правовой режим земель водного фонда
19) Охарактеризовать правовой режим земель лесного фонда
20) Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) На земельном участке, предоставленном в собственность под индивидуальное жилищное строительство, Сергеев решил пробурить скважину для обеспечения хозяйства водой и установить ветроэлектрогенератор. В рамках благоустройства земельного участка он срубил пять деревьев, произраставших на его земельном участке и затенявших его.

Вправе ли Сергеев как собственник земельного участка совершать вышеуказанные действия? Какими правами обладает собственник земельного участка? Обоснуйте свое мнение.

.

2) Гражданин Аникин получил в собственность за плату земельный участок площадью 1179 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на территории города. В соответствии с решением о предоставлении гражданин принимал на себя обязательство приступить к строительству жилого дома в течение 6 месяцев с даты получения земельного участка и закончить строительство по истечении 2 лет с даты предоставления земельного участка. Гражданин Аникин построил на земельном участке временное строение на фундаменте и сдавал его в аренду для использования под складские нужды различным юридическим лицам.

Определите права и обязанности гражданина Аникина по использованию земельного участка? Являются ли его действия невыполнением возложенных на него обязанностей? Каковы юридические последствия неисполнения Аникиным возложенных на него обязанностей? Обоснуйте свое мнение.

.

3) Помещения в административном здании используются АО "Р", ООО "Т" на праве собственности, а государственным учреждением на праве оперативного управления.

На каком праве могут использовать земельный участок собственники и пользователи помещений в здании? Укажите их земельные права и обязанности. Какими земельными правами будут обладать арендаторы нежилых помещений в здании при аренде их у одного из сособственников? Обоснуйте свое мнение.

.

4) АО "Вика" по результатам аукциона был предоставлен земельный участок для строительства административно-торгового комплекса на условиях аренды, на период строительства. Арендатор по договору субаренды передал часть земельного участка в пользование Фонду "Икар" под размещение временного склада для хранения товара. Уполномоченный орган обратился в суд с требованием о расторжении договора аренды и изъятии земельного участка в виду его нецелевого использования.

Решите дело. Аргументируйте свой ответ.

.

5) Гражданин Рыжиков являлся обладателем права пожизненного наследуемого владения земельным участком для индивидуального жилищного строительства площадью 0,16 га. На земельном участке он построил кирпичный жилой дом, кирпичный гараж, деревянный летний домик с верандой. Летний домик находился на границе земельного участка (фасад летнего домика совпадал с границей участка Рыжикова), из летнего домика были оборудованы отдельные выходы на участок Рыжикова (через веранду) и на улицу. Рыжиков выделил путем огораживания частоколом из своего участка часть огорода площадью 200 кв.м. и сдавал домик с огородом в аренду на летний период по договору.

Правомерны ли действия Рыжикова? Обоснуйте свое мнение.

.

6) Гражданин Кравченко получил по наследству жилой дом и земельный участок площадью 0,20 га, на котором располагался такой дом. Однако при оформлении наследства выяснилось, что площадь земельного участка, на котором располагался жилой дом, составляла 0,15 га. Участок 0,05 га использовался наследодателем по договору аренды сроком на 5 лет под огород. Срок договора не истек. Администрация поселка предложила Кравченко освободить участок площадью 0,05 га после сбора урожая. Гражданин не согласился с таким требованием, полагая, что в соответствии с законодательством не допустимо изъятие такого земельного участка.

Правомерны ли требования Кравченко? Аргументируйте свой ответ.

.

7) Гражданка Грицацуева является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Администрация поселка известила Грицацуеву, что часть ее земельного участка попадает в зону прокладки магистрали трубопровода и подлежит изъятию для государственных нужд, а ей будет предоставлена квартира в соответствии с нормами жилищного законодательства Гражданка не согласилась с изъятием участка и предоставлением ей квартиры, а требовала возмещения стоимости жилого дома и земельного участка по рыночной цене или предоставления ей нового земельного участка равной площади и равной стоимости.

Какие обстоятельства понимаются под государственными или муниципальными нуждами? Решите дело, аргументируйте свой ответ.

.

8) Гражданка Журикова , являясь собственником земельного участка в дачно-строительном кооперативе "Рассвет", обратилась с иском в суд к гражданину Сидорову, требуя перенести, расположенные на его земельном участке хозяйственные постройки, баню и туалет, расположенные в метре от границы с участком истицы, мотивируя это тем, что они затеняют ее земельный участок, а бытовые стоки заливают ее участок и причиняют ей иные неудобства.

Какое решение должен принять суд? Аргументируйте свой ответ.

.

9) Гражданин Рыськин являлся собственником земельного участка площадью 25800 кв.м. в квартале малоэтажной застройки города Энск. Норма предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства 1500 кв.м. Гражданин Рыськин решил разделить свой земельный участок на два: площадью 1200 кв.м. и 13800 кв.м. Земельный участок площадью 1200 кв.м. гражданин Рыськин решил продать.

В каком порядке и при каких условиях собственник может разделить свой земельный участок? Сформулируйте закрепленные в законодательстве правила раздела земельного участка. Правомерны ли решения гр. Рыськина? Обоснуйте свое мнение.

.

10) ООО являясь собственником здания, приобретенного до 30 октября 2001 года имело право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под таким зданием. В выкупе земельного участка под зданием ООО было отказано на том основании, что земельные участки в населенном пункте могут быть переданы только на праве аренды в соответствии с правилами землепользования и застройки, принятыми органами местного самоуправления.

Правомерен ли отказ ООО? Какие обстоятельства имеют значение (должны быть доказаны) при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами документов о правах на земельные участки под объектами недвижимости? Какие права могут быть переоформлены и оформлены юридическими лицами, имеющими на праве собственности здания и/или помещения ? Обоснуйте свое мнение.

.

11) Из-за неправильного применения ядохимикатов на полях фермерского хозяйства погибло 169 диких перелетных гусей. Обработку полей по договору проводила специализированная организация. Судебно-химическая экспертиза установила, что гибель гусей произошла в результате попадания в организм птиц фосфида цинка, которым производилась обработка полей, в том числе, и на расстоянии ближе, чем 500 м от водоема, где остановились дикие гуси.

Какие земельные правонарушения и кем были совершены? Какая предусмотрена ответственность за причинение вреда? Решите дело.

.

12) Гражданин Смирнов приобрел в собственность у гражданина Петрова земельный участок площадью 0,12 га для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок располагался на берегу озера. Гражданин построил жилой дом и установил железобетонный забор, отделяющий границы его земельного участка. Забор был установлен по границе земельного участка и до уреза воды, тем самым был перекрыт свободный проход по берегу озера гражданам, отдыхающим на озере. Жители поселка лишились возможности прогона скота на водопой.

При осмотре земельного участка выяснилось, что:.

- исчезли межевые знаки, определяющие границы земельного участка.

( по документам граница земельного участка проходила в трех метрах от уреза воды),.

- разрешения на строительство забора и каменного строения на расстоянии 1,5 метров от уреза воды получено не было,.

- срублены деревья по берегу озера.

Какие нарушения допущены гражданином Смирновым? Какая ответственность предусмотрена за совершение данных правонарушений? Аргументируйте свой ответ.

.

13) Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.

Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка? Каковы правовые последствия несоответствия земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны? Решите дело.

.

14) Сельскохозяйственный кооператив передал в аренду промышленному предприятию 50 га пашни из состава принадлежащих ему на праве собственности земель для ведения подсобного хозяйства сроком на 10 лет. 80 га сельскохозяйственных угодий, принадлежащих на праве аренды сроком на 49 лет с правом продления, были внесены в качестве вклада в уставной капитал совместного предприятия, которое было создано для строительства и последующей эксплуатации туристического комплекса.

Оцените правомерность передачи земель Кооперативом в аренду и в уставный капитал.

Назовите особенности правового режима земельного участка подсобного хозяйства промышленного предприятия и земельного участка сельскохозяйственных угодий?.

.

15) Максимов, постоянный житель г.Кировска, 42 лет, имеет квалификацию тракториста, обратился в администрацию Кировского района о передаче в собственность земельного участка, расположенного у деревни Захолустье, используемого им для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве аренды. Земельный участок является объектом государственной собственности. Решением администрации ему было отказано, поскольку он, по мнению администрации не проявил себя при использовании земельного участка, пытается избавиться от выполнения обязательств по договору аренды, имеются местные жители, желающие образовать крестьянское хозяйство.

На каком праве, по какому основанию и кому может предоставляться земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства? Решите спор.

.

16) Гражданин Фикусов получил на основании распоряжения главы администрации в собственность за плату земельный участок площадью 1200 кв.м. для жилищного строительства на территории города. Стоимость земельного участка внесена гражданином полностью. Право собственности на землю зарегистрировано. По распоряжению гражданин принимал на себя обязательства приступить к строительству жилого дома в течение 6 месяцев с даты получения земельного участка и закончить строительство по истечении 2 лет с даты предоставления земельного участка.

Гражданин построил на части земельного участка площадью временное строение на фундаменте и сдавал его в аренду по договору ООО «Момент» для использования под складские нужды. В соответствии с договором ООО «Момент» обязалось построить для гражданина жилой дом на участке. На оставшейся части земельного участка площадью ООО «Момент» начало строительство жилого дома для гражданина в соответствии с договором на производство строительных работ. Органами государственного контроля были составлены протоколы о нарушениях земельного законодательства, выразившихся в:.

использовании гражданином Фикусовым части земельного участка с нарушением целевого назначения, самовольном занятии земельного участка ООО «Момент» и самовольном строительстве на земельном участке.

Какие нарушения земельного законодательства имеются в действиях гражданина Фикусова? Дайте характеристику каждому выделенному составу.

.

17) Из городских земель предприятию был предоставлен земельный участок для жилищного строительства. При строительстве один жилой дом был выдвинут за красную линию в сторону переулка на 1 м, что обнаружил орган архитектурно-строительного надзора и предложил разобрать воздвигнутую часть строения и начать строительство заново, не нарушая красной линии. Инвестор не выполнил требований, и по окончании строительства обратился в городскую администрацию с заявлением о признании дома готовым к эксплуатации.

Каковы юридические последствия нарушения красной линии при строительстве в городах?.

Кто и в каком порядке устанавливает и изменяет красные линии застройки в городах и иных поселениях? Решите дело.

.

18) В результате аварии на ГЭС были затоплены полевые угодья личных подсобных хозяйств граждан С., М., Г., сельскохозяйств6енные угодья крестьянских фермерских хозяйств граждан Ш., Т., Д. Кроме того затопленными оказались земельные участки граждан П., Б., В., занятые жилыми домами и хозяйственными постройками в деревне Холохольня. Земельные участки находились в собственности у граждан С., М., П., Б., Т., Д. Земельные участки находились на праве пожизненного наследуемого владения у граждан Г., В., Ш.

Собственник ГЭС полагал, что обязан возмещать ущерб только собственникам земельных участков, обладателям других прав на земельные участки должны быть возмещена только стоимость утраченного имущества.

В каком порядке возмещается ущерб имуществу граждан в связи с аварией на гидротехническом сооружении? К какой категории земель относятся земельные участки, занятые ГЭС?.

.

19) По договору выкупа, заключенного с Фондом имущества, АО «Березка» приобрело земельный участок. Оно обратилось с заявлением о регистрации перехода права собственности на земельный участок. В государственной регистрации было отказано на том основании, что земельный участок, являющийся предметом купли-продажи по договору, по данным государственного земельного кадастра относится к землям лесного фонда (леса 1-й группы). Согласно информации Росреестра, сведений о таком земельном участке в кадастре недвижимости не содержится. Кроме того, выяснилось, что участок расположен в уникальном месте с оригинальными природно-климатическими условиями, относится к землям оздоровительного назначения. АО обжаловало отказ в государственной регистрации в арбитражный суд.

В каком реестре содержатся сведения о категории земель особо охраняемых территорий?.

Каковы особенности правового режима и оборота земель лесного фонда и земель оздоровительного назначения? Определите целевое назначение земельного участка, являющегося предметом данной сделки. Решите дело.

.

20) В связи с организацией охранных зон государственного заповедника расположенным в этих зонах коллективным и крестьянским (фермерским) хозяйствам было запрещено применение на полях минеральных удобрений и агрохимикатов. Хозяйства обратились в суд и арбитражный суд с иском о возмещении им убытков в связи со снижением урожайности полей.

Решите дело.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-4 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чешев, А. С. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. С. Чешев, О. В. Погребная, К. В. Тихонова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 429 с. - (Высшее образование). - Библиогр. - ISBN 978-5-222-24085-4 НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Анисимов А. П. Земельное право России : учеб. для акад. бакалавриата/ А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ;К.А. Селиванова./ ред. А. П. Анисимов; -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2019. -333 с. ЭБС Юрайт
2 Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для академического бакалавриата - 8-е изд, перераб. и дополн.- М.: Юрайт, 2019. - 255 с. ЭБС Юрайт
3 Ерофеев Б.В., Братковская Л.Б. Земельное право России. Учебник для академического бакалавриата. -15-е изд, перераб. и дополн. -М.: Юрайт, 2019.- 496 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маркина М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Маркина, М. В. Земельное право [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / М. В. Маркина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 39 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 СПС "КонсультантПлюс" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46127.