РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Основы электроники"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Безуглый Андрей Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Основы электроники" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства», ДГТУ АСА.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Основы э_Б_21.03.02_во_4_ТОЭ_п43780_46126.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы электроники".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Геоинформационные системы и технологии на железнодорожном транспорте", "Общий курс железнодорожного транспорта";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: типовые схемы электроснабжения, основы электроники и электротехники.

Умеет: самостоятельно подбирать необходимые электронные устройства по заданным параметрам.

Имеет навыки: самостоятельной работы с электрическими и элетронными схемами.

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Место дисциплины ФТД "Основы электроники" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 31   31
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 31   31
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 72 32 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2   2

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 6 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 4
Лекции (Лек) 2 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 62   62
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 62   62
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 72 6 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 2    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Электронные устройства. Свойства полупроводников. (Компетенция/и ОК-7)

1.1. Электропроводность полупроводников: 1) Явление электропроводности. 2) Основы зонной теории строения вещества. 3) Виды проводности полупроводников.

1.2. Электронно-дырочный переход: 1) Выпрямтельные свойства р-n перехода. 2) Пробой p-n перехода. 3) Емкость p-n перехода.

2. Полупроводниковые приборы. (Компетенция/и ОК-7)

2.1. Полупроводниковые диоды: 1) Классификация и система обозначений полупроводниковых диодов. 2)Характеристики полупроводниковых диодов. 3) Специальные диоды.

2.2. Транзисторы: 1) Классификация и система обозначений транзисторов. 2) Биполярный транзистор. Принцип действия, схемы включения, характеристики. 3) Полевой транзистор. Принцип действия, основные характеристики. 4) МДП транзисторы, принцип действия.

2.3. Тиристоры: 1) Классификация и система обозначений тиристоров. 2) Принцип действия и характеристики тиристоров. 3) Способы управления тиристорами.

3. Транзисторные усилительные каскады. (Компетенция/и ОК-7)

3.1. Аналоговые усилители: 1) Основные характеристики и параметры. 2) Усилительный каскад с ОЭ. 3) Рабочая точка усилительного каскада, амплитудно-частотная характеристика. 4) Классы усиления. 5) Методы стабилизации работы усилителя с ОЭ. 6) Обратная связь в усилительном каскаде. 7) Дифференциальный усилительный каскад. Симметричный и несимметричный каскады. Усилительные свойства каскада. Аналоговый компаратор.

4. Выпрямители и стабилизаторы постоянного тока. (Компетенция/и ОК-7)

4.1. Выпрямление однофазного и трехфазного переменного тока: 1)Неуправляемые выпрямители. 2) Сглаживание выпрямленного напряжения (электрические фильтры). Трехфазные выпрямители (схема Ларионова).


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     6
2 6   8 8
3 4   4 8
4 4   4 9
Итого 16   16 31
В т.ч. по интерактивным формам 16   16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Исследование полупроводниковых выпрямительных диодов 2
Исследование стаблитронов 2
Исследование биполярных транзисторов 2
Исследование тиристора 2
3 Исследование усилительного каскада на биполярном транзисторе 4
4 Исследование различных схем выпрямления 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Виды пробоя p-n перехода. 6
2 Специальные диоды. МДП транзисторы. Принцип действия. 8
3 Дифференциальный усилительный каскад. Симметричный и несимметричный каскады. Усилительные свойства каскада. Аналоговый компаратор. 8
4 Трехфазные выпрямители (схема Ларионова). 9

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 62 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Осипов, В.А. Электроника. Электронные схемы / В.А. Осипов, А.В. Безуглый, П.А. Логунова. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 25 с.: 15 ил. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотренны.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

не предусмотренны.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Электрический сигнал, как носитель информации.
2)Информационные параметры электрического сигнала.
3)Аналоговая и дискретная формы представления информации.
4)Классификация устройств информационной электроники.
5)Электропроводность полупроводников. Виды полупроводников
6)Полупроводниковый р-n переход.
7)Полупроводниковые диоды. Основные параметры. Классификация и применение диодов.
8)Вольтамперная характеристика р-n перехода. Пробой р-n перехода.
9)Транзисторы. Классификация.
10)Принцип действия биполярных транзисторов.
11)Принцип действия полевых транзисторов.
12)Характеристики и схемы включения транзисторов.
13)Усилительный и ключевой режимы работы транзистора.
14)Транзисторные усилители. Способы задания рабочей точки. Режимы усиления.
15)Однотактные усилители.
16)Двухтактные усилители.
17)Дифференциальный усилитель.
18)Электронный ключ на биполярном транзисторе.
19)Электронный ключ на полевом транзисторе.
20)Тиристоры. Классификация. Применение.
21)Структура и принцип действия тиристоров.
22)Структура и принцип действия симисторов.
23)Способы управления тиристорами.
24)Схемы выпрямления переменного электрического тока.
25)Схемы сглаживания выпрямленного напряжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Самостоятельно проводить измерения параметров электронных устройств.
2) Самостоятельно обработать и представить результаты измерений параметров электронных устройств.
3) Анализировать работу электронных устройств в статическом режиме.
4) Анализировать работу электронных устройств в динамическом режиме.
5) Сформулировать словесное описание принципа и алгоритма работы электронного устройства.
6) Определять характеристики транзисторов.
7) Определять характеристики диодов.
8) Определять режимы работы транзисторов.
9) Определять режимы работы усилительного каскада.
10) Определять режимы работы дифференциального каскада.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализа работы электронных устройств на биполярных транзисторах.

2) Анализа работы электронных устройств на и полевых транзисторах.

3) Анализа работы электронных устройств в статическом режиме.

4) Анализа работы электронных устройств динамическом режиме.

5) Анализа работы электронных устройств аналитическим и графо-аналитическими способами.

6) Синтеза электронных устройств.

7) Определения характеристик полевых транзисторов.

8) Определения характеристик силовых диодов.

9) Определения режимов работы биполярных транзисторов.

10) Определения режимов работы усилительного каскада.

11) Определения режимов работы дифференциального каскада.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Водовозов A. M. Основы электроники [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Водовозов A. M. - Москва : Инфра-Инженерия, 2016. - 140 с. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бобровников, Л.З. Электроника в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата . Л.З. Бобровников. - 6-е изд.,испр. и. доп. -Москва : Издательский дом Юрайт, 2019. - 288с.- (Бакалавр. Академический курс). ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безуглый А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы электроники". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Осипов, В.А. Электроника. Основные полупроводниковые элементы электронных устройств / В.А. Осипов, П.А. Логунова. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 25 с.: 23 ил. ЭБС РГУПС
3 Микаэльян, Е.Ю. Исследование различных схем выпрямления: учебно-методическое пособие к лабораторной работе / Е.Ю. Микаэльян, М.А. Трубицин, А.В. Костюков; ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2017. 11 с. ил.4. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46126.