РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Административное право и уголовно-правовые дисциплины"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Судебная медицина"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Донченко Елизавета Георгиевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Судебная медицина" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Административное право и уголовно-правовые дисциплины".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.м.н., доц. Березовский Дмитрий Павлович, зав. кафедрой "Судебной медицины", ГОУ ВПО Рост ГМУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Судебная м_Б_40.03.01_во_3_АУП_п40641_45803.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Судебная медицина".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Судебная медицина" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Гражданское и международное транспортное право".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Правоохранительные органы", "Уголовный процесс";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: требования законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов при проведении следственных действий: осмотр трупа, осмотр места происшествия, освидетельствование живого лица

Умеет: соблюдать требования законодательства Российской Федерации и норм международного права

Имеет навыки: соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации

ОПК-2 - способностью работать на благо общества и государства

Знает: особенности юридической квалификации фактов и событий при расследований правонарушений и преступлений причинением вреда здоровью, жизни

Умеет: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства при расследований правонарушений и преступлений причинением вреда здоровью, жизни

Имеет навыки: квалификации фактов и обстоятельств при расследований правонарушений и преступлений причинением вреда здоровью, жизни

ПК-6 - способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Судебная медицина" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Административное право", "Профессиональная этика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   33 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   33 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Предмет и содержание судебной медицины. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Понятие, методы, задачи.

1.2. Историческая справка, основные направления.

1.3. Профессиональная этика.

2. Организация судебно-медицинской экспертизы. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Процессуальные основы.

2.2. Структура, функции Бюро СМЭ.

2.3. Эксперт и специалист.

2.4. Виды экспертизы.

2.5. Объекты исследования.

2.6. Работа на месте происшествия.

2.7. Документирование экспертной деятельности.

3. Экспертиза трупа. (Компетенция/и ПК-6)

3.1. Организация проведения экспертизы (исследования): 1)Поводы к назначению 2) Танатология как наука.

3.2. Давность наступления смерти.

3.3. Заключение эксперта: 1) Составление диагноза 2) Формулирование и оформление выводов.

3.4. Вопросы, разрешаемые в ходе экспертизы.

4. Экспертиза живых лиц. (Компетенция/и ПК-6)

4.1. Организация проведения экспертизы (освидетельствования): 1) Поводы к назначению 2) Общие принципы медицинской диагностики.

4.2. Определение степени тяжести вреда здоровью.

4.3. Разновидности экспертиз: 1) Определение состояния здоровья 2) Определение потери трудоспособности 3) Экспертиза заражения венерическими заболеваниями 4) Определения половой зрелости и неприкосновенности 5) Определение возраста.

5. Специальные вопросы. (Компетенция/и ПК-6)

5.1. Судебно-медицинская травматология: 1) Классификация повреждений 2) Определение прижизненности и давности образования 3) Травматизм, механические повреждения 4) Травмы от действия тупого твердого предмета 5) Травма от действия острого предмета 6) Транспортная травма 7) Падение 8) Огнестрельная травма 9) Действие факторов окружающей среды 10) Отравление.

5.2. Экспертиза вещественных доказательств: 1) Отбор и выемка 2) Порядок назначения экспертизы (исследования) 3) Оценка результатов.

6. Экспертиза по материалам дела. (Компетенция/и ПК-6)

6.1. Комиссионые и комплексные экспертизы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   8
2 2 6   8
3 4 8   9
4 4 6   8
5 2 4   8
6 2 4   8
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Понятие, методы, задачи 4
2 Структура, функции Бюро СМЭ 6
3 Организация проведения экспертизы (исследования) 8
4 1) Поводы к назначению 2) Общие принципы медицинской диагностики 6
5 1) Классификация повреждений 2) Определение прижизненности и давности образования 3) Травматизм, механические повреждения 8 4
6 Комиссионые и комплексные экспертизы 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Профессиональная этика 8
2 Работа на месте происшествия 8
3 Вопросы, разрешаемые в ходе экспертизы 9
4 1) Определение состояния здоровья 2) Определение потери трудоспособности 3) Экспертиза заражения венерическими заболеваниями 4) Определения половой зрелости и неприкосновенности 5) Определение возраста 8
5 10Экспертиза вещественных доказательств 8
6 Комиссионые и комплексные экспертизы 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 83 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Е.Г.Донченко Судебная медицина. Краткий справочник основных терминов и понятий/Ростов-на-Дону, РГУПС. 2013 (НТБ, РГУРС) НТБ РГУПС
2 Донченко Е.Г. Судебная медицина. Учебно-методическое пособие для практической и самостоятельной работы студента / Ростов-на-Дону, РГУПС, 2017 (ЭБС РГУПС) НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-2 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тест-контроль для сомоподготовки через систему Образователдьный портал РГУПС.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Разницу между судебной медициной и судебно-медицинской экспертизой
2)Задачи судебной медицины
3)Структуру Бюро судебно-медицинской экспертизы
4)Организацию работы Бюро СМЭ, подготовку и обязанности штатных сотрудников Бюро СМЭ
5)Нормативно-правовую базу судебно-медицинской деятельности
6)Документирование деятельности судебно-медицинского эксперта
7)Структуру Акта судебно-медицинского исследования и Заключения эксперта
8)Основания и порядок назначения СМЭ
9)Виды экспертиз
10)Основные вопросы судебно-медицинской танатологии
11)Основные направления судебно-медицинской травматологии
12)Механизм образования огнестрельного повреждения
13)Признаки механической асфиксии
14)Классификацию и характеристики острых предметов
15)Основные понятия судебно-медицинской токсикологии

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Характеризовать виды суправитальных реакций и их использование
2)Назначать Экспертизу (исследование) трупа
3)Различать виды повреждений, их классификации
4)Характеризовать повреждающие факторы, виды
5)Формулировать вопросы, разрешаемые при производстве экспертизы повреждений, причиненных тупыми твердыми предметами
6)Дифференцировать виды повреждений в результате падения с высоты
7)Характеризовать транспортную травму, ее классификации
8)Различать виды автомобильной травмы
9)Сравнивать характеристики повреждений, образованных от действия острых предметов
10)Устанавливать дистанции выстрела
11)Организовывать судебно-медицинскую экспертизу в отношении живого лица
12)Устанавливать степень тяжести вреда здоровью
13)Применять основы медицинской деонтологии
14)Назначать судебно-медицинскую экспертизу по материалам следственных и судебных дел
15)Назначать судебно-медицинскую экспертиза вещественных доказательств

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Отличия травматизм по его классификациям.

2)Определения разновидности повреждений, явившихся результатом транспортных травм.

3)Назначения судебно-медицинского освидетельствования.

4)Трактовки содержания судебно-медицинской экспертизы.

5)Установления направления раневого канала и расстояния выстрела.

6)Понимания критериев оценки тяжести вреда здоровью.

7)Определения видов опасности для жизни вреда здоровью.

8)В каких случаях тяжесть вреда здоровью не может быть установлена.

9)Установления, что выстрел произведен собственной рукой.

10)Отличия резаной раны от рубленной.

11)Определения времени после наступления смерти, если окоченение умеренно выражено только в мышцах ног, какие другие трупные явления отмечаются при этом.

12)Определения этапов при доказательстве отравления при исследовании трупа.

13)Изъятия, упаковки и направления вещественных доказательств с места происшествия в СМ лабораторию для исследования.

14)Определения характерных особенностей для разных видов странгуляционной асфиксии.

15)Дифференциации правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 3 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хохлов, В. В. Судебная медицина : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. В. Хохлов, А. Б. Андрейкин. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06261-8 ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ромодановский, П. О. Судебная медицина. Практикум для внеаудиторной работы : учебное пособие для вузов / П. О. Ромодановский, Е. Х. Баринов, В. А. Спиридонов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08392-7 ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Донченко Е.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Судебная медицина". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Донченко Е.Г. Судебная медицина. Учебно-методическое пособие для практической и самостоятельной работы студента / Ростов-на-Дону, РГУПС, 2017 (ЭБС РГУПС) НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45803.