РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Психология и педагогика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.п.н., доц. Задорожная Оксана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Психология и педагогика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Минасян Лариса Артуровна, профессор, филиал ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Психология и п_С_23.05.06_во_7_СТ_п37797_45456.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Психология и педагогика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Психология и педагогика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Понятийный аппарат психологии, основные методы изучения психологического знания

Умеет: аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

Имеет навыки: отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений

ОК-2 - способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, создавать тексты профессионального назначения, отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений

Знает: алгоритмы саморегуляции

Умеет: находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации

Имеет навыки: владением навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции

ОК-5 - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность, владением навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции

Знает: Понятийный аппарат психологии, основные методы изучения психологического знания

Умеет: применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности совместной деятельности

Имеет навыки: навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, проведения индивидуальной воспитательной работы, приемами психической саморегуляции

ОК-7 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе для достижения общего результата, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других

Место дисциплины 1С.Б "Психология и педагогика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Социология", "Философия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 42   42
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 42   42
Контроль, всего и в т.ч. 16   16
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 16   16
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Психология и педагогика как социальные науки. (Компетенция/и ОК-2)

1.1. Методологические основы дисциплины «Психология и педагогика»: Психология как наука о внутреннем мире человека. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Житейская и научная психология (формы их существования, различия). История предмета психологии. Этапы развития психологии. Структура современной психологии. Понятие и виды прикладной психологии. Понятие теоретической и практической психологии. Основные задачи психологии и конкретных отраслей психологической науки.

1.2. Психика и сознание: Психика человека как основной предмет психологического исследования. Развитие психики животных и человека. Учение Э.Фабри и А.Н. Леонтьева о стадиях развития психики в филогенезе. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальный уровень развития психики. Уровни психики человека: сознание и бессознательное. Понятие о сознании. Психологическая структура сознания. Самосознание человека. Образ Я. Самопознание и самооценка.

2. Познавательная сфера личности. (Компетенция/и ОК-2, ОК-5, ОК-7)

2.1. Чувственный уровень отражения действительности: Чувственный уровень отражения действительности: ощущение и восприятие. Ощущения. Сущность ощущений, их свойства. Виды ощущений. Восприятие и его свойства. Психологические механизмы восприятия.

2.2. Рациональные формы отражения действительности: . Рациональные формы отражения действительности: память, мышление, воображение, речь. Память человека: определение, типы, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. Представления. Мнемотехника. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Интеллектуальные особенности личности. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Творчество и интуиция. Внимание: определение, функции, виды, свойства.

2.3. Психология внимания: Внимание как интегративный процесс. Теории внимания. Механизмы внимания. Формы, виды, функции внимания. Роль внимания в социальной жизни.

3. Деятельность и личность. (Компетенция/и ОК-2, ОК-5, ОК-7)

3.1. Деятельность: Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, программирование, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека.

3.2. Личность: Общее представление о личности в психологии. Психологические образования личности. Движущие силы психического развития личности. Психологическая структура личности. Направленность личности. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека. Индивидуально-типологические особенности личности. Учения о темпераменте и его типах в философии и психологии (Гиппократ, И. Кант, Кречмер Э., Шелдон У., И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Понятие человеческой индивидуальности. Психологические образования индивидуальности человека (система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера). Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера (Л. Леонгард). Типология характеров. Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Уровни развития способностей. Формирование способностей. Способности и деятельность.

3.3. Эмоционально-волевая сфера личности: Эмоционально-волевые психические процессы человека. Побуждения и желания субъекта. Потребности, мотивы, цели человека. Мотивация поведения. Чувства и эмоции человека, их функции в поведении. Формы переживания чувств: эмоции, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли.

3.4. Межличностные отношения: Понятие отношений. Дружба, любовь. Семейные отношения. Национальные и межнациональные отношения.

4. Методологические основы и основные категории педагогики. (Компетенция/и ОК-2, ОК-5, ОК-7)

4.1. Предмет, объект, методы, принципы педагогики: Историческое становление педагогической науки. Предметная область педагогики. Отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики: развитие, образование, обучение, воспитание. Методология педагогики и методы педагогических исследований. Методы педагогики: наблюдение; беседа и интервью; изучение документации и продуктов деятельности учащихся; анкетирование; опросы; тестирование (тесты достижений, личностные тесты, интеллектуальные тесты, тесты креативности и др.); метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественные методы статистического анализа; контент-анализ; организационно-деятельностные игры. Целеполагание в педагогике. Педагогический процесс. Критерии технологичности педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Методика и технология.

4.2. Категория образования: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как система. Тенденции развития современного образования.

4.3. Категория обучения: Теории обучения. Сущность, структура и функции процесса обучения. Общие основания современных направлений образования. Основные типы обучения. Цели обучения и цели образования. Таксономия целей образования Б.С. Блума. Общие принципы дидактики. Цели, содержание и структура непрерывного образования. Содержание и принципы непрерывного образования. Теоретические основания принципов непрерывного образования. Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования. Методы и формы организации учебной деятельности. Методы обучения и их классификация. Приемы и средства обучения. Формы обучения. Способы обучения. Системы обучения.

4.4. Теория воспитания: Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Средства и методы педагогического воздействия на личность. Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций. Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды. Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций. Моделирование ситуации успеха. Коллектив как объект и субъект воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. Сферы семейной жизни как среда воспитания. Задачи воспитания в семье.

5. Управление образовательными системами. (Компетенция/и ОК-2, ОК-5, ОК-7)

5.1. Система образования в РФ: Исторический анализ развития образовательной системы в России. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути. Управление образованием в России. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Федеральная программа развития образования. Характеристика свойств современного образования в России.

5.2. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура: Принципы управления образовательными системами. Органы управления образованием в Российской Федерации. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

5.3. Управление образовательными системами: Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Различное понимание качества образования. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 3   9
2 6 3   8
3 8 4   8
4 8 3   9
5 6 3   8
Итого 32 16   42
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления психологии 3
2 основные психические процессы; познавательные процессы; ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; психическая регуляция поведения и деятельности 3
3 структура сознания; психическая регуляция поведения и деятельности; Я-концепция личности; типологические и характерологические особенности личности; мотивация личности 4
4 объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; 3
5 методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием 3

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Структура современной психологии. Понятие и виды прикладной психологии. Понятие теоретической и практической психологии. Основные задачи психологии и конкретных отраслей психологической науки 9
2 Психологические механизмы работы памяти. Представления. Мнемотехника. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Интеллектуальные особенности личности. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Творчество и интуиция. 8
3 Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека. Учения о темпераменте и его типах в философии и психологии (Гиппократ, И. Кант, Кречмер Э., Шелдон У., И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Уровни развития способностей. Формирование способностей. Способности и деятельность. 8
4 Целеполагание в педагогике. Педагогический процесс. Критерии технологичности педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Методика и технология. 9
5 Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Различное понимание качества образования. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности 8

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Задорожная, О.В. Психология: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОК-2 +
ОК-5 +
ОК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-5 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

развитие психики животных и человека;

психологическая структура сознания;

чувственный уровень отражения действительности;

рациональные формы отражения действительности;

психологическое строение деятельности;

способности и деятельность;

национальные и межнациональные отношения;

историческое становление педагогической науки;

тенденции развития современного образования;

таксономия целей образования Б.С. Блума.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Характеристика основных разделов психологии.
2) Предмет, задачи и методы психологии.
3) Понятие о способностях. Виды, структура способностей. Задатки и способности.
4) Психология групп: понятие, типология, классификации.
5) Групповая дифференциация, механизмы групповой динамики, модели развития малой группы.
6)Категорию воспитания: цели, методы, средства. Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций.
7)Категория образования в педагогике. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
8)Феноменология общения: компоненты, средства, виды и структура общения.
9)Я-концепция личности: структура, компоненты.
10) Психологическая характеристика внимания и памяти. Механизмы памяти. Процессы, свойства памяти, виды памяти и их характеристика.
11)Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
12)Понятие о сознании. Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное.
13)Структура и виды человеческой деятельности.
14)Психические процессы ощущение и восприятие: свойства, классификация видов, функции.
15)Общая характеристика восприятия. Свойства, классификация видов, функции восприятия.
16)Психологическую характеристику эмоций и чувств. Понятие о воле. Волевой акт и его структура.
17)Характеристику категории обучения: цели, формы, методы, факторы, влияющие на процесс обучения. Общие принципы дидактики.
18)Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
19)Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции.
20)Психология сознания: понятие, структура и функции. Уровни психики человека: сознание и бессознательное.
21)Феноменология общения. Компоненты, средства, виды и структура общения.
22)Характеристика основных сторон общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
23) Понятие о способностях. Виды, структура способностей. Задатки и способности.
24)Психология групп: понятие, типология, классификации.
25)Групповая дифференциация, механизмы групповой динамики, модели развития малой группы.
26)Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности, виды.
27)Категория образования в педагогике.
28) Феноменология общения: компоненты, средства, виды и структура общения.
29)Я-концепция личности: структура, компоненты.
30)Характеристика мыслительных процессов. Мышление и речь. Понятие о воображении: свойства, классификация видов, функции

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Видеть психологические явления в обыденной жизни, уметь их определять и регулировать в связи с этим своё поведение и деятельность.
2) Охарактеризовать методы формирования сознания и стимулирования.
3)Охарактеризовать формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная
4)Охарактеризовать дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельностью
5)Охарактеризовать учебную деятельность: психолого-педагогические аспекты организации и структура
6)Охарактеризовать высшие психические функции: генезис, строение и свойства.
7)Охарактеризовать мотивационно-потребностную сферу личности: основные понятия, функции, подходы к объяснению.
8)Дать характеристику понятию «содержание образования», виды образования. Документы, определяющие содержание образования.
9)Охарактеризовать стили воспитательной деятельности и их проявления.
10)Охарактеризовать процесс воспитания, принципы и их реализацию в воспитательной деятельности.
11)Раскрыть содержание управления образовательными системами.
12)Дать характеристику перцептивной стороны общения: феномены, эффекты при восприятии другого человека, установки, стереотипы и др.
13)Выявлять механизмы групповой динамики, основные параметры и модели развития малой группы.
14)Охарактеризовать методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
15)Охарактеризовать средства и методы воздействия на личность.
16)Охарактеризовать методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
17) Раскрыть подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования.
18)Раскрыть возможности применения знаний о психологической структуре сознания в профессиональной деятельности и личностном саморазвитии.
19)Охарактеризовать образовательную систему России и инновационные процессы в педагогике.
20) Характеристика процесса самовоспитания и самообразования: сущность, содержание и формы.
21)Продуктивные методы обучения их дидактическое значение и особенности применения
22)Охарактеризовать формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная
23)Охарактеризовать дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельностью
24)Охарактеризовать учебную деятельность: психолого-педагогические аспекты организации и структура
25)Охарактеризовать высшие психические функции: генезис, строение и свойства.
26)Охарактеризовать эмоционально-потребностную сферу личности
27)Дать характеристику понятию «содержание образования», виды образования. Документы, определяющие содержание образования.
28)Охарактеризовать стили воспитательной деятельности и их проявления.
29)Охарактеризовать процесс воспитания, принципы и их реализацию в воспитательной деятельности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Практическими навыками оценки педагогических ситуаций.

Какими педагогическими мотивами руководствовалась учительница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Розова? Какие психологические особенности детского мировоззрения увидела учительница в «откровении» учащихся по случаю пожара школы?.

Докажите, что педагогический такт в общении с учащимися является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

«У каждого человека связана с учителями масса воспоминаний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна дает тему сочинения: "Самый памятный день в школе". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость. Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:.

– Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горящей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

Я сказал, что написал правду.

Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безыдейное" содержание...".

2) Демонстрации упражнений для расширения объёма памяти и ее тренировки.

3)Охарактеризовать варианты сбора информации для анализа характера.

4) Раскройте подходы к пониманию, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

5) Перечислите психолого – педагогические основы проблемного обучения и назовите способы их использования в учебном процессе.

6)Приведите примеры упражнений для расширения объёма внимания.

7) Практическими навыками оценки педагогических ситуаций.

Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный ответ.

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне, – говорит ученик учителю и добавляет: – Я вообще думаю бросить занятия». Как на это должен отреагировать учитель?.

а) «Перестань говорить глупости!».

б) «Ничего себе, додумался!».

в) «Может быть, тебе найти другого учителя?».

г) «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?».

д) «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?».

е) «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?».

ж) __________________________________________.

8) Приведите примеры упражнений для улучшения запоминания.

9) Продемонстрируйте или опишите способы вступления в контакт: с приятелем, с преподавателем, с начальником, с родственником, с незнакомцем.

10) Практические навыки оценки профессиональных ситуаций.

Рабочий, производя по 20 деталей за смену постепенно начал производить меньшее количество деталей и к концу месяца стал производить всего 8 деталей при норме 10 деталей. У него появилась скованность, движения стали медленные, появилась рассеянность, безразличие к тому, что он выполнит план или нет, на замечание руководителей не реагирует. Какое психическое состояние возникло у рабочего?.

11) Практические навыками оценки профессиональных ситуаций.

Рабочий, производя по 20 деталей за смену постепенно начал производить меньшее количество деталей и к концу месяца стал производить всего 8 деталей при норме 10 деталей. У него появилась скованность, движения стали медленные, появилась рассеянность, безразличие к тому, что он выполнит план или нет, на замечание руководителей не реагирует. Какой тип психического напряжения возник у рабочего?.

12) Практическими навыками составления плана подготовки к публичному выступлению.

13) Практическими навыками оценки профессиональных ситуаций.

Рабочему дали задание сделать деталь в количестве 10 штук за смену. Работа увлекла рабочего и он сделал 12 деталей за смену. Планку увеличили до 15 деталей. Рабочий выполнил и это задание. Повысили до 20 деталей. Он выполнил и это задание, но с большим напряжением как физических, так и психических сил. Какое психическое состояние возникло у рабочего, когда ему повысили задание до 15 деталей?.

14) Практическими навыками оценки профессиональных ситуаций.

Рабочему дали задание сделать деталь в количестве 10 штук за смену. Работа увлекла рабочего и он сделал 12 деталей за смену. Планку увеличили до 15 деталей. Рабочий выполнил и это задание. Повысили до 20 деталей. Он выполнил и это задание, но с большим напряжением как физических, так и психических сил. Какой процесс возник у рабочего при повышении задания до 20 деталей?.

15) Практическими навыками оценки профессиональных ситуаций.

Рабочему дали задание сделать деталь в количестве 10 штук за смену. Работа увлекла рабочего и он сделал 12 деталей за смену. Планку увеличили до 15 деталей. Рабочий выполнил и это задание. Повысили до 20 деталей. Он выполнил и это задание, но с большим напряжением как физических, так и психических сил. Какой процесс может возникнуть если ему поставят задачу производить по 20 деталей в течение длительного времени?.

16) Перечислите признаки, говорящие о неготовности партнёра к общению.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 7 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 7 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 7 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Задорожная, О.В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / О.В. Задорожная, С.М. Гаргацова; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 117 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 292 с. – (Бакалавр. Академический курс). ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Задорожная О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Психология и педагогика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Задорожная, О.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Психология и педагогика". – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45456.