РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Локомотивные энергетические установки"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 1 Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Богославский Александр Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Локомотивные энергетические установки" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессорр, ЮРГТУ (НПИ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Локомотивные э у_С_23.05.03_во_5_ТПС_п36654_45440.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Локомотивные энергетические установки".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Локомотивные энергетические установки" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Теория и конструкция локомотивов", "Теория тяги поездов", "Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (часть 2)";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: принципиальные основы работы, конструкцию и технико-экономические показатели ЛЭУ; режимы эксплуатации ЛЭУ, методы повышения топливной экономичности и экологической безопасности ЛЭУ; системы автоматического регулирования и защиты ЛЭУ; типы энергетических установок автономных локомотивов и требования, предъявляемые к локомотивным энергетическим установкам (ЛЭУ); условия эксплуатации и особенности проектирования ЛЭУ

Умеет: ориентироваться в технических характеристиках ЛЭУ; использовать основные положения расчета параметров рабочего процесса локомотивных энергетических установок (ЛЭУ) и методы моделирования работы ЛЭУ, теоретические и экспериментальные методы оценки топливной экономичности ЛЭУ и параметров экологической безопасности; оценивать уравновешенность поршневых двигателей различной компоновки, определять конструктивную схему и параметры уравновешивающих устройств

Имеет навыки: оценки конструктивных особенностей и технического уровня ЛЭУ; чтения сборочных чертежей ЛЭУ и их агрегатов;

ПК-1 - владением основами устройства железных дорог, организации движения и перевозок, умением различать типы подвижного состава и его узлы, определять требования к конструкции подвижного состава, владением правилами технической эксплуатации железных дорог, основными методами организации работы железнодорожного транспорта, его структурных подразделений, основами правового регулирования деятельности железных дорог, владением методами расчета организационно-технологической надежности производства, расчета продолжительности производственного цикла, методами оптимизации структуры управления производством, методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов, применяемых на железнодорожном транспорте, способностью ориентироваться в технических характеристиках, конструктивных особенностях и правилах ремонта подвижного состава, способностью оценивать его технический уровень

Знает: термодинамические основы и принципы организации рабочего процесса ЛЭУ; физическую сущность и математическое описание основных рабочих процессов ЛЭУ и их агрегатов; конструктивные особенности узлов и агрегатов ЛЭУ; методы уравновешивания поршневых двигателей; особенности эксплуатации ЛЭУ; технологию настройки и испытаний ЛЭУ;

Умеет: выбирать исходные данные для расчета рабочего процесса ЛЭУ и их агрегатов; рассчитывать рабочие процессы ЛЭУ и их агрегатов,технико-экономические показатели работы ЛЭУ; определять показатели эксплуатации ЛЭУ; выбирать эксплуатационные материалы для ЛЭУ;

Имеет навыки: проектирования основныхь узлов ЛЭУ; расчета уравновешенности и определения параметров уравновешмвающих механизмов поршневых двигателей;

ПСК-1.2 - способностью демонстрировать знания локомотивных энергетических установок и условия их эксплуатации, владением методами выбора параметров, методами проектирования, моделирования и ЛЭУ, принципами проведения испытаний и настройки ЛЭУ при изготовлении и эксплуатации, основами расчета технико-экономических параметров основных и вспомогательных систем ЛЭУ

Место дисциплины 1С.Б "Локомотивные энергетические установки" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Подвижной состав железных дорог (часть 3)", "Теоретическая механика", "Термодинамика и теплопередача".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, ЗТэ, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 40   40
Самоподготовка 9   9
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 56   32 24
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общие сведения, классификация и технические характеристики локомотивных энергетических установок. (Компетенция/и ПК-1, ПСК-1.2)

1.1. Энергетические основы работы локомотивов: 1) Типы локомотивных энергетических установок 2) История развития локомотивных энергетических установок 3) Основы работы локомотивных энергетических установок.

1.2. Тенденции развития современных дизелей: 1) Альтернативные виды топлива 2) Использование природного газа на тепловозах 3) Нетрадиционные энергетические установки.

1.3. Общие положения о рабочем цикле: 1) Принцип действия четырехтактного двигателя 2) Принцип действия двухтактного двигателя 3) Процесс наполнения 4) Процесс сжатия 5) Процесс сгорания 6) Процесс расширения.

2. Основы теории двигателей. (Компетенция/и ПК-1, ПСК-1.2)

2.1. Индикаторные и эффективные показатели работы дизелей: 1) Индикаторная диаграмма 2) Индикаторная мощность 3) Индикаторный КПД 4) Эффективная мощность 5) Эффективный КПД.

2.2. Топлива, применяемые в дизелях: 1) Требования, предъявляемые к топливу 2) Физико-химические свойства топлива 3) Сорта топлива и их характеристики.

2.3. Смесеобразование, наддув и сгорание в дизелях: 1) Процесс подачи топлива 2) Процесс смесеобразования 3) Сгорание топлива 4) Способы наддува.

2.4. Принципиальные схемы и основы расчета локомотивных газотурбинных установок: 1) Схемы и циклы установок 2) Термодинамических расчет 3) Особенности работы локомотивных тяговых турбин 4) Переходные режимы.

2.5. Динамика поршневых и комбинированных ДВС: 1) Кинематика и динамика КШМ 2) Силы и моменты, действующие в КШМ 3) Уравновешивание двигателя.

3. Эксплуатация локомотивных энергетических установок. (Компетенция/и ПК-1, ПСК-1.2)

3.1. Режимы работы дизелей: 1) Эксплуатационные характеристики дизелей 2) Внешняя характеристика. Нагрузочная характеристика. 3) Регуляторная характеристика. Тепловозная характеристика. 4) Винтовая характеристика. Ограничительная характеристика.

3.2. Неустановившиеся режимы и переходные процессы: 1) Режим пуска двигателя 2) Процесс разгона 3) Процесс набора нагрузки 4) Сброс нагрузки.

3.3. Тепловой баланс дизеля: 1) Тепловой баланс двигателя 2) Теплонапряженность двигателя 3) Показатели теплонапряженности.

4. Технико-экономические показатели работы локомотивных энергетических установок. (Компетенция/и ПК-1, ПСК-1.2)

4.1. Технические показатели работы ЛЭУ: 1) Надежность тепловозных дизелей 2) Методы оценки экологического воздействия на окружающую среду 3) Испытание локомотивных установок.

4.2. Экономические показатели работы ЛЭУ: 1) Оценка расхода горюче-смазочных материалов 2) Универсальные и экономические характеристики.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6 2 3
2 14 4   2
3 8 2   2
4 4 2   2
Итого 32 14 2 9
В т.ч. по интерактивным формам 10 6 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Определение характеристик тепловозных дизелей 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Технические требования и основные характеристики тепловозных дизелей 2
Устройство и кинематические схемы дизелей 2
Системы автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала 2
2 Системы охлаждения ЛЭУ 1
Системы смазки ЛЭУ 1
Процессы газообмена дизелей 1
Системы автоматической защиты дизелей 1
3 Методы и приборы для испытания дизелей 2
4 Технико-экономические показатели работы ЛЭУ 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Локомотивы на твердом топливе 3
2 Переходные процессы в дизелях 2
3 Техника безопасности при испытаниях дизелей 2
4 Экономические характеристики ЛЭУ 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 56 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ПК-1 +
ПСК-1.2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.2 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет основных параметров дизеля маневрового тепловоза;

расчет основных параметров дизеля грузового тепловоза;

расчет основных параметров дизеля пассажирского тепловоза;

расчет основных параметров двухтактного дизеля;

расчет основных параметров четырехтактного дизеля;

расчет основных параметров рядного дизеля;

расчет основных параметров V- образного дизеля.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Особенности применения различных тепловых двигателей в современной энергетике. Преимущества и недостатки ДВС, области их применения и перспективы развития.
2) Схема и принцип действия 2-х тактных и 4-х тактных ДВС.
3) Процесс впуска в 4-х тактных поршневых ДВС.
4) Процесс сжатия в поршневых ДВС.
5) Внешнее смесеобразование. Принцип работы и характеристика элементарного карбюратора. Наивыгоднейшая (идеальная) характеристика карбюратора и ее сравнение с характеристикой элементарного карбюратора.
6) Структура топливного факела в дизелях.
7) Однокамерное смесеобразование в дизелях. Особенности смесеобразования в открытых камерах, достоинства и недостатки.
8) Двухкамерное смесеобразование (разделенные и полуразделенные камеры сгорания). Достоинства и недостатки.
9) Особенности реального процесса сгорания в двигателе с внешним смесеобразованием. Явление детонации и методы борьбы с ним.
10) Особенности реального процесса сгорания в дизелях.
11) Процесс расширения в поршневых ДВС.
12) Особенности процесса выпуска в 4-х тактных ДВС.
13) Физический смысл и геометрическая интерпретация среднего индикаторного давления цикла.
14) Особенности определения расчетных индикаторных показателей 2-х тактных ДВС.
15) Механические потери и механический КПД ДВС.
16) Виды продувок 2-х тактных ДВС, их преимущества и недостатки.
17) Основные этапы (фазы) процесса продувки двухтактных ДВС.
18) Обоснование эффективности наддува как средства форсирования ДВС. Виды наддува.
19) Газотурбинный наддув ДВС. Виды газотурбинного наддува, сравнение их эффективности. Расчет мощности турбины и компрессора.
20) Сравнение эффективности газотурбинного и механического наддува.
21) Скоростные характеристики ДВС и потребителей энергии. Особенности применения ДВС в качестве силовых установок наземных транспортных средств.
22) Нагрузочные и универсальные характеристики ДВС, оценка эксплуатационной экономичности транспортного двигателя по этим характеристикам.
23) Качественное, количественное и смешанное регулирование ДВС. Влияние вида регулирования на напряженность работы и экономические показатели работы двигателя на частичных нагрузках.
24) Токсичные компоненты отработавших газов ДВС. Факторы, влияющие на образование токсичных компонентов.
25) Рабочий процесс топливной аппаратуры дизелей.
26) Конструкция и работа дизельных форсунок.
27) Конструкция и работа топливных насосов дизелей.
28) Конструкция механизма газораспределения 4-х тактных ДВС. Фазовая диаграмма газораспределения.
29) Особенности конструкции корпусных элементов (остова)поршневых ДВС.
30) Конструкция цилиндровых втулок тепловозных дизелей.
31) Конструкция шатунов рядных и V-образных тепловозных дизелей.
32) Особенности конструкции поршней четырехтактных тепловозных дизелей.
33) Особенности конструкции поршней двухтактных тепловозных дизелей.
34) Конструкция вкладышей коренных и шатунных подшипников тепловозных дизелей. Применяемые антифрикционные материалы.
35) Особенности конструкции коленчатых валов тепловозных дизелей.
36) Принцип действия и особенности конструкции агрегатов наддува тепловозных дизелей.
37) Работа регулятора частоты вращения при снижении нагрузки дизеля.
38) Основные узлы регулятора как составляющие системы автоматического регулирования. Принципы управления дизель-генератором с помощью регулятора частоты вращения и объединенного регулятора.
39) Работа регулятора частоты вращения при увеличении нагрузки дизеля.
40) Физико-химические и моторные свойства топлив для ДВС. Сортамент моторных топлив.
41) Химмотологические свойства моторных масел. Сортамент моторных масел.
42) Влияние изменения атмосферных условий на работу ДВС.
43) Особенности пуска ДВС. Системы пуска.
44) Основные направления и перспективы развития ДВС.
45) Силы, действующие в механизме поршневого ДВС и моменты от этих сил.
46) Причины, вызывающие неуравновешенность поршневых ДВС.
47) Уравновешивание одноцилиндрового двигателя. Кинематические схемы и расчет механизмов для уравновешивания сил инерции вращающихся и поступательно движущихся масс.
48) Оптимальная с точки зрения уравновешенности конфигурация коленчатого вала 4-х цилиндрового 4-х тактного двигателя. Анализ уравновешенности такого двигателя.
49) Оптимальная с точки зрения уравновешенности конфигурация коленчатого вала 6-ти цилиндрового 4-х тактного двигателя. Анализ уравновешенности такого двигателя.
50) Виды газотурбинных установок. Термодинамические циклы ГТУ в координатах P-V и T-S.
51) Факторы, определяющие КПД ГТУ. Пути повышения КПД ГТУ.
52) Треугольники скоростей газа на входной и выходной кромках рабочих лопаток активной ступени турбины.
53) Треугольники скоростей газа на входной и выходной кромках рабочих лопаток реактивной ступени турбины.
54) Влияние отношения окружной скорости рабочих лопаток к скорости газа на выходе из соплового аппарата на КПД и работу ступени.
55) Зависимость крутящего момента ступени турбины от частоты вращения. Влияние увеличения числа ступеней на моментную характеристику турбины.
56) Устройство ступени осевого компрессора и треугольники скоростей на входной и выходной кромках рабочих лопаток.
57) Причины "помпажа" в ступени лопаточного компрессора и методы его предотвращения.
58) Устройство ступени центробежного компрессора и треугольники скоростей на входной и выходной кромках рабочих лопаток.
59) Представление кинематичских характеристик кривошипно-шатунного механизма в виде суммы членов бесконечного гармонического ряда.
60) Силы, действующие в механизме поршневого ДВС и моменты от этих сил.
61) Причины, вызывающие неуравновешенность поршневых ДВС.
62) Уравновешивание одноцилиндрового двигателя. Кинематические схемы и расчет механизмов для уравновешивания сил инерции вращающихся и поступательно движущихся масс.
63) Оптимальная с точки зрения уравновешенности конфигурация коленчатого вала 6-ти цилиндрового 4-х тактного двигателя. Анализ уравновешенности такого двигателя.
64) Виды газотурбинных установок. Термодинамические циклы ГТУ в координатах P-V и T-S.
65) Факторы, определяющие КПД ГТУ. Пути повышения КПД ГТУ.
66) Треугольники скоростей газа на входной и выходной кромках рабочих лопаток активной ступени турбины.
67) Треугольники скоростей газа на входной и выходной кромках рабочих лопаток реактивной ступени турбины.
68) Влияние отношения окружной скорости рабочих лопаток к скорости газа на выходе из соплового аппарата на КПД и работу ступени.
69) Устройство ступени центробежного компрессора и треугольники скоростей на входной и выходной кромках рабочих лопаток.
70) Устройство ступени осевого компрессора и треугольники скоростей на входной и выходной кромках рабочих лопаток.
71) Причины "помпажа" в ступени лопаточного компрессора и методы его предотвращения.
72) Виды ЭХГ и основные токообразующие реакции. Свойства и область применения различных ЭХГ.
73) Тяговая характеристика ГТУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять теоретически необходимое количество воздуха для сжигания 1кг топлива. Коэффициент избытка воздуха.
2) Определять количество продуктов сгорания топлива в ДВС. Коэффициент молекулярного изменения.
3) Рассчитывать параметры конца сгорания (подвода тепла) в теоретическом цикле ДВС.
4) Выводить уравнения сгорания и определение температуры конца сгорания.
5) Рассчитывать среднее индикаторное давления в цилиндре ДВС.
6) Рассчитывать мощность, КПД и удельный расход топлива ДВС.
7) Определять путь, скорость и ускорение поршня. Представление кинематических характеристик кривошипно-шатунного механизма в виде суммы членов бесконечного гармонического ряда.
8) Рассчитывать мощность турбины и компрессора ГТУ.
9) Определять путь, скорость и ускорения поршня.
10) Рассчитывать мощность турбины и компрессора ГТУ.
11) Рассчитывать основные параметры гибридной ЭУ. Основные виды накопителей энергии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методом построения расчетной индикаторной диаграммы.

2) Методом построения диаграммы время-сечения для прямоточно-щелевой продувки.

3) Методом расчета снижения токсичности и дымности отработавших газов ДВС.

4) Графическим методом профессора Брикса построения зависимости пути поршня от угла поворота кривошипа. Физический смысл метода.

5) Методом уравновешивания и условий уравновешенности ДВС.

6) Графическим методом построения диаграмм суммарных сил, действующих на поршень двигателя.

7) Методом анализа уравновешенности 2-х цилиндрового двигателя.

8) Графическим методом профессора Брикса построения зависимости пути поршня от угла поворота кривошипа. Физический смысл метода.

9) Методом анализа уравновешенности 3-х цилиндрового двигателя.

10) Методом управления напором центробежного компрессора.

11) Графическим методом построения диаграммы суммарных сил, действующих на поршень двигателя.

12) Методом анализа уравновешенности 2-х цилиндрового двигателя.

13) Методом анализа уравновешенности 3-х цилиндрового двигателя.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.2 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 2 / А. Е. Богославский, А. В. Донченко, А. А. Зарифьян [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 159 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
2 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. I / А. С. Шапшал [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 117 с. : ил., табл. - Библиогр. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богославский А.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Локомотивные энергетические установки". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Пакет прикладных программ AutoCad И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45440.