РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Гражданское право и процесс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Земельное право"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Маркина Марина Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Земельное право" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Гражданское право и процесс".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ю.н., проф. Позднышов Алексей Николаевич, декан, ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Земельное п_Б_40.03.01_во_5_ГПП_п37017_45347.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Земельное право".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Земельное право" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Международное частное право", "Предпринимательское право";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности.

Умеет: ставить цели и достигать их,планировать свою деятельность,своевременно выполнять необходимые задания

Имеет навыки: поиска необходимой информации и выбора источников информации;поиска способов решения конкретных практических ситуаций в сфере земельного права

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: требования законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов в сфере регулирования земельных отношений, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области земельных отношений.

Умеет: применять нормы земельного законодательства Российской Федерации, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации для решения конкретных практических ситуаций в области земельных отношений.

Имеет навыки: работы с нормативными правовыми актами,составляющими земельное законодательство Российской Федерации; поиска подлежащей применению правовой нормы; принятия решения на основании действующего земельного законодательства, а также общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

ОПК-1 - способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Знает: имеет основы профессиональных знаний и компетентен в вопросах правовой регламентации земельных отношений

Умеет: реализовывать профессиональные знания в вопросах правовой регламентации земельных отношений и повышать свою профессиональную компетенцию

Имеет навыки: повышения уровня своей профессиональной компетенции в области земельного права

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Место дисциплины 1Б.Б "Земельное право" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История государства и права России", "Конституционное право", "Теория государства и права".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 65 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 48 48 48
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 43   43
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 43   43
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 65 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8 2 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 120   43 77
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 108   43 65
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 15 47 97
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Предмет земельного права. (Компетенция/и ОК-7)

1.1. Понятие, предмет, метод, система, принципы, источники земельного права. Место земельного права в системе российского права.Земельные правоотношения.

2. Система органов управления земельным фондом. Земельный надзор и контроль. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Понятие и система органов управления земельным фондом, их компетенция.

2.2. Понятие, виды и содержание земельного надзора и контроля. Правовое регулирование охраны земель.

3. Право собственности и ограниченные вещные права на земельные участки. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Формы и содержание собственности на землю. Ограниченные вещные права на землю.Правовое регулирование платы за землю.

3.2. Приобретение и прекращение прав на земельные участки. Правовое регулирование сделок с земельными участками.

3.3. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров. Ответственность за земельные правонарушения.

4. Правовой режим отдельных категорий земель. Общая характеристика земельного законодательства зарубежных стран. (Компетенция/и ОПК-6)

4.1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения.

4.2. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда; водного фонда; земель запаса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 12   10
2 4 12   10
3 6 12   9
4 4 12   14
Итого 16 48   43
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1. Понятие, предмет, метод,принципы, система земельного права. Место земельного права в системе права России. 2. Земельные правоотношения. 3. Источники земельного права. 12
2 1. Система органов управления земельным фондом. 2. Понятие и содержание землеустройства. Государственный кадастр недвижимости. 3.Земельный надзор и контроль. 4.Правовое регулирование охраны земель. 12
3 1. Формы и содержание права собственности на земелю. Ограниченные вещные права на земельные участки.Правовое регулирование платы за землю. 2.Приобретение и прекращение права собственности и иных вещных прав на земельные участки. 3. Правовое регулирование сделок с земельными участками. 4.Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров. Ответственность за земельные правонарушения. 12
4 1. 1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.2. Правовой режим земель населенных пунктов. 3. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Правовой режим земель лесного фонда,водного фонда и земель запаса. 4. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения. 5. Общая характеристика земельного права зарубежных стран. 12

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1. Проблемы правового регулирования земельных отношений в современных условиях. 2. Роль земли в общественных отношениях. 3. Понятие целевого использования земель. Правовое значение категорий земель. 4. Правовое регулирования назначения и изменение категории земель. 5. Система земельного права. Институты общей и особенной части земельного права. 6. История земельных правоотношений в России. 7. Земельное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. 8. Земельно-правовые нормы. 9. Проблема соотношения гражданско-правовых и земельно-правовых норм в регулировании земельных отношений. 10
2 1. Принципы государственного управления земельным фондом. 2. Роль органов местного самоуправления в управлении земельным фондом. 4. Содержание землеустройства. Землеустроительные действия и землеустроительный процесс. 5. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.6. Государственная регистрация прав на земельные участки. 7. Методы стимулирования охраны земель. 8.Требования к проектированию и строительству зданий и сооружений, связанные с охраной земель. 10
3 1.Общая характеристика оборота земельных участков с находящейся на ней недвижимостью. 2.Приватизация земли: значение, содержание, субъект и объект приватизации. 3. История земельного сервитута в России. 9
4 1. Управление землями населенных пунктов. Полномочия государственных органов управления и органов местного самоуправления.2. Общая характеристика правового регулирования застройки земель населенных пунктов. Понятие градостроительных документов. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах архитектуры и градостроительства.3. Ограничение деятельности землепользователей в населенных пунктах. Общая характеристика и назначение ограничений.4. Особенности правового режима земель, предназначенных для разработки недр. 5. Земельное судопроизводство зарубежных стран 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 108 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Земельное право [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / М. В. Маркина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-7 +
ОПК-1 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

земельный участок как объект земельных правоотношений;

понятие и система источников земельного права;

сделки с земельными участками; оборот земельных участков;

государственный кадастр недвижимости;

государственный контроль (надзор) за использованием и охраной земель;

изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

защита прав субъектов земельных правоотношений;

состав земель Российской Федерации. Перевод земель из одной категории в другую;

правовой режим земель, предоставленных для ведения садоводства, огородничества,дачного хозяйства;

правовое регулирование государственной кадастровой оценки земельных участков в Российской Федерации;

правовой режим земель транспорта;

правовой режим общей долевой и совместной собственности на земельные участки.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие, предмет и метод земельного права. Место земельного права в российской правовой системе.
2) Понятие и характеристика принципов земельного права.
3) Понятие, структура, виды земельных правоотношений. Участники земельных правоотношений.
4) Объекты земельных правоотношений. Понятие земли, земельного участка, части земельного участка.
5) Понятие и система источников земельного права.
6) Категории земель. Порядок перевода земель из одной категории в другую.
7) Формы собственности на землю.
8) Виды оснований возникновения права собственности на землю.
9) Виды оснований прекращения права собственности на землю.
10) Оборотоспособность земельных участков.
11) Система государственных органов, уполномоченных в области использования и охраны земель, и их компетенция.
12) Способы защиты прав на землю.
13) Виды земельного контроля.
14) Понятие и сущность землеустройства.
15) Понятие и структура Единого государственного реестра недвижимости. Порядок государственного кадастрового учета недвижимого имущества и регистрации прав на недвижимое имущество.
16) Понятие кадастрового номера земельного участка. Кадастровое деление территории РФ.
17) Понятие рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.Государственная кадастровая оценка земли.
18) Понятие, виды, задачи государственного мониторинга земель.
19) Понятие личного подсобного хозяйства. Понятие полевого и приусадебного земельного участка.
20) Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенности правового режима земельного участка, предоставленного для ведения КФХ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Охарактеризовать порядок приобретения земельных участков на торгах.
2)Охарактеризовать порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3)Охарактеризовать земельный сервитут, основания и порядок его установления, правомочия обладателей сервитута.
4)Охарактеризовать право аренды земельного участка, правомочия арендаторов и арендодателей.
5)Охарактеризовать право частной собственности на землю. Перечислить земельные участки, не подлежащие приватизации.
6)Охарактеризовать основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
7)Охарактеризовать основания и порядок реквизиции земельного участка. Указать гарантии правообладателям при реквизиции земельного участка.
8)Охарактеризовать порядок отказа от прав на земельный участок.
9)Охарактеризовать основания, порядок и особенности наследования земельного участка.
10) Охарактеризовать основания и порядок проведения проверок уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по соблюдению требований земельного законодательства субъектами земельных правоотношений.
11) Охарактеризовать порядок постановки земельного участка на кадастровый учет и порядок регистрации прав на земельные участки.
12) Охарактеризовать виды платы за землю.
13) Охарактеризовать виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
14) Дать общую характеристику земель лесного фонда.
15) Дать общую характеристику земель водного фонда.
16) Дать общую характеристику земель запаса.
17) Дать общую характеристику земель промышленности. Охарактеризовать правовой режим земель, предоставленных для разработки недр.
18) Дать общую характеристику правового режима земель транспорта.
19) Дать общую характеристику правового режима земель населенных пунктов.
20) Дать общую характеристику правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Общество с ограниченной ответственностью «Летние рассветы» заключило договор аренды земельного участка с администрацией Заветинского района Ростовской области для строительства летних домиков. По территории данного земельного участка протекала небольшая река. Спустя некоторое время ООО «Летние рассветы» вычистило дно части водоёма по границам арендованного земельного участка, наполнило его песком, оборудовало песчаный пляж шириной 100 м и организовало продажу билетов. Граждане, не желающие оплачивать отдых на оборудованном пляже, обратились в прокуратуру Заветинского района с жалобой, так как считали, что имеют право пользоваться пляжем бесплатно.

Обоснована ли жалоба граждан? Аргументируйте свой ответ.

.

2) Администрация Багаевского района Ростовской области уведомила гражданина Иванова об изъятии земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для муниципальных нужд (строительство автодороги) и предложила взамен другой земельный участок аналогичной площади. Иванов направил в администрацию заявление, в котором указал, что его не устраивает месторасположение предложенного земельного участка, поэтому или ему предоставят земельный участок по его выбору, или он отказывается освобождать земельный участок. Земельный участок принадлежит ему на праве собственности, и, согласно Конституции РФ, он не может быть лишен своего имущества.

Обосновано ли заявление гр. Иванова? Аргументируйте свой ответ.

.

3) ООО «Мечтатель» в лице директора Ярушкина Р.С. заключило договор купли-продажи земельного участка с ООО «Калейдоскоп» в лице директора Краснова А.В,. В договоре прописывалось, что ООО «Мечтатель» обязуется уплатить за данный земельный участок денежную сумму в размере 3 млн 850 тыс. рублей. В случае, если ООО «Мечтатель в течение года не будет использовать земельный участок по назначению», ООО «Калейдоскоп вправе выкупить земельный участок назад по той же цене. ООО «Калейдоскоп» гарантирует, что на момент заключения договора каких-либо обременений участка нет и о каких-либо претензиях на земельный участок ему не известно. ООО «Калейдоскоп» освобождается от ответственности в случае, если после заключения договора на данный земельный участок третьими лицами будут предъявлены права, о которых на момент заключения договора ООО «Калейдоскоп» не знало и не могло знать.

Соответствуют ли условия договора действующему законодательству? Аргументируйте свой ответ.

.

4) Гр. Кротов заключил с ООО «Быстроденьги» договор ипотеки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в качестве обеспечения выданной ему в кредит денежной суммы в размере 600 тысяч рублей сроком на 1 год. В договоре прописывались следующие условия: Гр. Кротов без согласия ООО «Быстроденьги» не вправе возводить на заложенном земельном участке здания и строения. В случае согласия на возведение строения, они автоматически становятся предметом ипотеки.

Соответствуют ли условия договора действующему законодательству? Аргументируйте свой ответ.

.

5) Гр. Матёкина И.К. заключила со своим сыном гр. Матёкиным О.В. договор дарения принадлежавшего ей на праве собственности земельного участка для ведения дачного хозяйства. В договоре были прописаны следующие условия: Матекин О.В. не вправе при жизни матери подарить данный земельный участок, заложить его или сдать в аренду. Гр. Матёкин обязуется лично вместе со своей семьей вести хозяйство на данном земельном участке и часть урожая отдавать матери. Все постройки на данном земельном участке могут осуществляться только с согласия дарителя.

Соответствуют ли условия договора действующему законодательству? Аргументируйте свой ответ.

.

6) Гр. Алексеев был за год уведомлен об изъятии дачного земельного участка для государственных нужд. В течение следующего года он возвел на участке дачный домик, хозяйственные постройки, выложил дорожку плиткой. После этого гр. Алексеев обратился в администрацию Ростовской области с заявлением о компенсации ему не только рыночной стоимости земельного участка, но и произведенных им улучшений.

Подлежит ли заявление гр. Алексеева удовлетворению? Аргументируйте свой ответ.

.

7) Гражданин Русаков, имея на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, предоставленный ему для ведения дачного хозяйства, обратился в местную администрацию с заявлением о перерегистрации земельного участка на праве собственности. Решением местной администрации ему в этом было отказано и предложено заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Гражданин Русаков решил обжаловать решение местной администрации в суд.

Должен ли суд удовлетворить требования гр. Русакова? Аргументируйте свой ответ.

.

8) Гражданин Рыжиков продал земельный участок из земель сельхозназначения, расположенный в Семикаракорском районе Ростовской области своему однокласснику гр. Юрченко. Однако территориальное отделение Росреестра отказалось перерегистрировать право собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что заключенный договор купли- продажи является недействительным.

Является ли отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок в отношении гр. Юрченко законным и обоснованным? Аргументируйте свой ответ.

.

9) Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону провела проверку в отношении ООО «Донские зори» на предмет соблюдения действующего земельного законодательства. Земельный участок был предоставлен обществу в аренду под строительство торгового центра с подземной автостоянкой. Было выявлено, что на части земельного участка площадью 1401 кв. м находится будка охранника с вывеской "Платная круглосуточная автостоянка" с указанием графика работы автостоянки и расценками за указанные услуги. В момент осмотра на данной части земельного участка осуществлялась стоянка автомобильного транспорта. Указанная часть земельного участка заасфальтирована.

Соответствуют ли действия ООО «Донские зори» действующему земельному законодательству? Если нет, то к какому виду юридической ответственности может быть привлечено общество? Аргументируйте свой ответ.

.

10) Гражданин Сушков решил продать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок из земель сельхозназначения за 1 млн 800 тыс. рублей. Обратившись в местную администрацию с предложением выкупить данный земельный участок за указанную сумму, он получил официальный отказ от преимущественного права покупки. Тогда он продал земельный участок гражданину Ильину, который согласился купить его за 1 млн 200 тыс рублей. Собрав необходимые документы, Ильин и Сушков обратились в Росреестр для регистрации перехода права собственности на данный земельный участок, в чем им, однако, было отказано.

Правомерен ли отказ в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок? Аргументируйте свой ответ.

.

11) Гр. Петров и гр. Иванов имеют смежные земельные участки в г. Аксае (предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства ). Гр. Петров возвел на меже деревянный сарай для домашних животных. Во время дождя навоз стекает на участок Иванова, причиняя вред растениям. Иванов обратился с исковым заявлением в суд, где потребовал сноса деревянного сарая.

Какое решение по иску Иванова должен принять суд? Аргументируйте свой ответ.

.

12) Гражданин Ковалев С.Т. и гражданин Курицин П.Л. имеют смежные земельные участки. При этом гражданин Ковалев может попасть на свой участок только через участок гр. Курицина. Гражданин Курицин стал всячески препятствовать Ковалеву в проходе на его земельный участок: огораживать проволокой, располагать близко к проходу собачью будку и т.п.

Каким образом гр. Ковалев может законным способом защитить свои права? Аргументируйте свой ответ.

.

13) Гр. Нарышкин обратился в Департамент имущественных и земельных отношений г. Ростова-на-Дону с требованием вернуть ему земельные участки, конфискованные и национализированные у его дедушки, купца Нарышкина в 1918 г.

Должно ли быть удовлетворено требование гр. Нарышкина? Аргументируйте свой ответ.

.

14) При разделе наследственного имущества, в состав которого входил земельный участок, предоставленный для ведения личного (подсобного) хозяйства, возник спор между наследниками. На участок претендует старший сын умершего, пользующийся земельным участком при жизни отца, вдова умершего, проживавшая совместно с ним, но не использующая данный участок, а также дочь умершего, проживающая в другом городе, но желающая вернуться, получить данный участок и осуществлять на нем ведение ЛПХ.

Каким образом на основе действующего земельного законодательства можно разрешить данный спор? Аргументируйте свой ответ.

.

15) Крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве собственности принадлежало 50 га земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку глава хозяйства заболел, а его сын не занимался земледелием, он, договорившись со своим знакомым, вошел в состав учредителей общества с ограниченной ответственностью «Ивушка» , занимающегося строительством коттеджей, и передал в качестве вклада в Уставный капитал земельный участок под застройку. Однако в регистрации изменений учредительных документов ООО было отказано.

Правомерен ли отказ в регистрации изменений учредительных документов ООО «Ивушка»? Аргументируйте свой ответ.

.

16) В 2002 г. гр. Ерёмин как член товарищества садоводов получил в собственность земельный участок. В 2013 г. он умер. Наследниками данного земельного участка являлись две его взрослые дочери, причем одна из дочерей вышла замуж за иностранного гражданина и переехала жить за границу, а затем приобрела гражданство другого государства, предварительно выйдя из гражданства РФ.

С момента открытия наследства обе дочери подали заявления в нотариальную контору по месту открытия наследства о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство (включая земельный участок). Нотариус отказался выдать свидетельство дочери Ерёмина, являющейся гражданкой другого государства. Тогда она обратилась в правление товарищества садоводов с заявлением о вступлении в члены товарищества с переводом на неё прав на земельный участок. Но также получила отказ, мотивированный тем, что она является гражданкой другого государства, и поэтому не может быть членом товарищества. Дочь Еремина обжаловала отказ нотариуса и отказ правления товарищества в суд.

Какое решение примет суд? Аргументируйте свой ответ.

.

17) Администрация г. Ельца обратила в суд с иском к гр. Куницыну о выселении из принадлежавшего ему дома, подлежащего сносу в связи с изъятием земельного участка для строительства автодорожной эстакады через ручей Ельчик, во вновь возведенный жилой дом в другом районе города. Куницын иск не признал, ссылаясь на то, что его не устраивает месторасположение предлагаемого администрацией земельного участка, и предъявил встречное требование о выделении ему других участков по его выбору.

Решением суда иск администрации о выселении гр. К. во вновь возведенный дом на выделенном для этого по усмотрению адми¬нистрации земельном участке был удовлетворен, а требования ответчика выделить ему один из нескольких участков по его желанию были оставлены без удовлетворения.

Правомерно ли решение суда? Аргументируйте свой ответ.

.

18) Директор Агропромышленного комплекса «Урожайный» обратился с просьбой к администра¬ции железнодорожной станции разрешить засеять прилегающий к станци¬ям участок земли площадью в 18 га. Последний был выделен станции для строительства новых подъездных путей, но из-за прекращения финанси¬рования станция так и не приступила к строительству. В течение двух лет земли, ранее используемые АПК для выращивания зерновых культур, не засевались. Администрация станции ответила отказом. После этого дирек¬тор обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Председатель Комитета ответил директору АПК, что по этому вопросу ему следует обратиться к главе администрации. Глава администрации ответил отказом. Названный участок земли продолжал зарастать сорными травами. Считая сложившееся положение ненормальным, директор АПК обратился с письмом к прокурору области.

Каковы полномочия прокурора по проведению государственного земельного надзора? Каковы должны быть действия прокурора в данном случае? Аргументируйте свой ответ.

.

19) На общем собрании садоводческого товарищества «Дружба» рассматривался вопрос о возможности привлечения к ответственности члена товарищества гр. Курочкина, который не использовал свой участок, в результате чего он зарос сорняками, распространившимися на соседние участки. Гр. Курочкин заявил, что он использует свой участок для отдыха и, кроме того, является собственником данного земельного участка, а значит, может использовать его по своему усмотрению.

Каковы обязанности землепользователей по охране земель? Какие меры может принять садоводческое товарищество в подобных случаях? Аргументируйте свой ответ.

.

20) Гражданин Иванов приобрёл у гр. Курочкина земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Он построил на земельном участке жилой дом, бытовые постройки, произвёл ландшафтные работы, устроил небольшой огород.

При проведении проверки контролирующими органами было заявлено, что Иванов не имел права возводить на земельном участке жилой дом, бытовые постройки, так как указанный земельный участок является полевым. В своё оправдание Иванов заявил, что ведёт на земельном участке личное подсобное хозяйство, а благодаря ландшафтным работам на нём прижились и произрастают редкие виды растений, завезённых из Австралии, Индонезии, новой Зеландии, которые он сам не продаёт, а использует для личных нужд.

Видите ли вы нарушения земельного законодательства РФ в действиях гражданина Иванова? Аргументируйте свой ответ.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Анисимов А. П. Земельное право России : учеб. для акад. бакалавриата/ А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ;К.А. Селиванова./ ред. А. П. Анисимов; -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2019. -333 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для академического бакалавриата - 8-е изд, перераб. и дополн.- М.: Юрайт, 2019. ЭБС Юрайт
2 Липски, С.А. Земельная политика: учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. -236 с. ЭБС Юрайт
3 Земельное право России. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата./ А.П. Анисимов, Н.Н. Мельников. - 2 изд, перераб. и дополн., - М.: Юрайт, 2019. - 259 с. ЭБС Юрайт
4 Позднякова Е.А. Земельное право. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. и предисл. С.А. Боголюбова. - М.: Юрайт, 2019. - 129 с. ЭБС Юрайт
5 Гладун Е.Ф. Управление земельными ресурсами. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Е.Ф. Гладун. Тюменский государственный университет. – 2-е изд, исправл. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 159 с. ЭБС Юрайт
6 Ерофеев Б.В., Братковская Л.Б. Земельное право России. Учебник для академического бакалавриата. -15-е изд, перераб. и дополн. -М.: Юрайт, 2019. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маркина М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Земельное право". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Земельное право [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / М. В. Маркина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45347.