РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Замыцкий Александр Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Хлебунов Анатолий Федорович, доцент кафедры "Управление качеством", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Метрология, с и с_С_23.05.03_во_5_ОПМ_п38985_44895.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Основы механики подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: технические средства измерений

Умеет: применять методы и средства технических измерений, стандарты, технические регламенты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации продукции

Имеет навыки: навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативно-технической документацией

Умеет: применять методы и средства технических измерений, стандарты, технические регламенты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации продукции

Имеет навыки: навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ОПК-9 - способностью использовать навыки проведения измерительного эксперимента и оценки его результатов на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации

Комментарии кафедры:

способностью применять методы математической статистики и теоретико-моделирования.


Место дисциплины 1С.Б "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Начертательная геометрия", "Сопротивление материалов", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   41
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 26   26
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 67 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основные понятия и определения метрологии. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-9)

1.1. Физические величины и единицы их измерения.

1.2. Измерения физической величины – основные понятия и определения.

1.3. Погрешности измерения.

1.4. Обработка и оценка результатов и погрешностей измерений.

1.5. Средства измерений.

1.6. Государственная метрологическая служба Российской Федерации.

2. Основные понятия и определения стандартизации. (Компетенция/и ОПК-9)

2.1. Национальная система стандартизации (НСС).

2.2. Основные методы стандартизации.

2.3. Основные понятия, определения и виды взаимозаменяемости.

2.4. Единые принципы построения систем допусков и посадок.

2.5. Типы посадок для гладких цилиндрических соединений деталей.

3. Международные организации по стандартизации и качеству. (Компетенция/и ОПК-9)

3.1. Международные организации по стандартизации.

3.2. Международная организация по качеству продукции.

4. Основы сертификации (подтверждения соответствия). (Компетенция/и ОПК-9)

4.1. Понятия и определения сертификации.

4.2. Особенности сертификации работ и услуг.

4.3. Система аккредитации в Российской Федерации (РОСА).


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 12 8 2 6
2 10 6 14 8
3 4 2   6
4 6     6
Итого 32 16 16 26
В т.ч. по интерактивным формам 10   2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Лабораторная работа № 1 Определение допусков размеров деталей, используя таблицы предельных отклонений 2
2 Лабораторная работа № 2 Построение полей допусков и определение предельных размеров деталей 2
Лабораторная работа № 3 Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи штангенинструментов 2
Лабораторная работа № 4 Измерение цилиндрических деталей методом непосредственной оценки при помощи микрометрических инструментов 2
Лабораторная работа № 5 Измерение цилиндрических деталей методом сравнения с мерой при помощи инструментов с индикатором часового типа 2
Лабораторная работа № 6 Измерение цилиндрических деталей методом сравнения с мерой при помощи оптиметра 2
Лабораторная работа № 7 Измерение величины смещения исходного контура зубчатого цилиндрического колеса с помощью тангенциального зубомера 2
Лабораторная работа № 8 Измерение длины общей нормали зубчатого колеса 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Практическое занятие № 1 Инструменты для контроля внутренних размеров деталей 2
Практическое занятие № 2 Инструменты для контроля наружных размеров 2
Практическое занятие № 3 Выбор средств измерения, используя погрешность измерения 2
Практическое занятие № 4 Метрологические характеристики средств измерения 2
2 Практическое занятие № 5 Типы посадок гладких цилиндрических соединений 2
Практическое занятие № 6 Построение схем полей допусков для разных типов посадок гладких цилиндрических соединений 2
Практическое занятие № 7 Задачи параметрической стандартизации 2
3 Практическое занятие № 8 Проведение разбраковки деталей и определение приёмочных границ 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Выбор рядов предпочтительных чисел для величин, связанных между собой определенной математической зависимостью 2
Понятия погрешности измерения, нормативный закон распределения погрешности, доверительная вероятность и доверительный интервал. Формы представления результатов измерения 4
2 Современные методы стандартизации, используемые в машиностроении 1
Применение методов стандартизации при проектировании шпоночных, зубчатых (шлицевых) соединений 1
Применение методов стандартизации при проектировании подшипников качения 1
Методы расчета размерных цепей 4
Работа с нормативными документами (стандартами) 1
3 Система менеджмента качества продукции, работ и услуг 6
4 Изучение нормативных документов по подтверждению соответствия продукции, работ и услуг 4
Изучение нормативной документации по аккредитации 2

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова, М.А.Взаимозаменяемость резьбовых соединений : учебно-метод. пособие [ для студентов, изучающих дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" и "Основы взаимозаменяемости"] / М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2008. - 28 с. ЭБС РГУПС
2 Буракова, М.А.Стандартизация точности шпоночных соединений. Допуски и посадки : учебно-метод. пособие [ для студентов, изучающих дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" и "Основы взаимозаменяемости"] / М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 22 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова, М.А.Средства измерения и их метрологические характеристики : учеб. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 63 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-9 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

определение метрологических характеристик заданного соединения деталей и выбор средств измерения.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность стандартизации, сертификации и метрологии и их роль в современном машиностроении. Задачи повышения качества изделий машиностроения.
2) Исторические основы развития стандартизации, сертификации и метрологии
3) Метрология и ее разделы. Основные понятия, связанные с объектами измерений.
4) Единицы физических величин и шкалы измерений.
5) Международная система единиц SI. Принципы ее построения. Основные, производные, дольные и кратные единицы.
6) Виды измерений.
7) Методы измерений.
8) Общие сведения о средствах измерений. Их классификация.
9) Метрологические характеристики и погрешности средств измерений.
10) Классы точности средств измерений.
11) Специальные методы и средства контроля. Основные требования, предъявляемые к калибрам. Маркировка калибров для гладких цилиндрических соединений.
12) Достоинства и недостатки калибров, их назначение и принципы использования. Классификации калибров для гладких цилиндрических соединений.
13) Допуски калибров для гладких цилиндрических соединений. Примерные схемы расположения полей допусков калибров-пробок.
14) Допуски калибров для гладких цилиндрических соединений. Примерные схемы расположения полей допусков калибров-скоб.
15) Закономерности формирования результата измерения. Погрешности измерений. Их классификация.
16) Погрешности измерения грубые, систематические и случайные. Исключение систематических погрешностей.
17) Обработка результатов наблюдений и оценка погрешностей измерений..
18) Выбор средств измерений линейных величин. Требования к выбору средств измерений.
19 )Влияние погрешностей измерений на результаты разбраковки деталей. Варианты установления приемочных границ и их обоснование.
20) Основы обеспечения единства измерений. Основные положения Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
21) Нормативно-правовые основы обеспечения единства измерений.
22) Технические основы обеспечения единства измерений.
23) Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.
24) Поверка и калибровка средств измерений.
25) Методы поверки (калибровки)и поверочные схемы.
26) Аккредитация в области обеспечения единства измерений.
27) Государственный метрологический надзор и контроль.
28) Организационные основы обеспечения единства измерений.
29) Стандартизация в РФ. Правовые основы стандартизации. Федеральный Закон РФ “ О техническом регулировании”.
30) Цели и принципы стандартизации. Документы в области стандартизации. Виды стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
31) Техническое регулирование. Технические регламенты. Правила разработки и утверждения технических регламентов.
32) Основные положения национальной системы стандартизации (ГСС). Национальный орган РФ по стандартизации и технические комитеты.
33) Теоретическая база стандартизации. Методы стандартизации. Упорядочение объектов (систематизация, селекция, симплификация, типизация объектов стандартизации) .
34) Параметрическая стандартизация. Выбор и обоснование параметрических рядов. Система предпочтительных чисел.
35) Унификация продукции. Уровни унификации, общие положения методики унификации.
36) Агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизации.
37) Органы и службы стандартизации. Стандартизация на железнодорожном транспорте. Задачи и цели. Службы стандартизации на железнодорожном транспорте.
38) Качество продукции. Методы оценки качества продукции. Управление качеством.
39) Международная стандартизация. Международные организации по стандартизации и качеству продукции: ИСО, МЭК, МОМВ, МОЗМ, СЕН, СЕНЭЛЕК и др. Международное сотрудничество РФ в области стандартизации.
40) Подтверждение соответствия. Основные понятия. Цели, принципы и правовые основы подтверждения соответствия.
41) Формы подтверждения соответствия. Знаки соответствия.
42) Обязательная сертификация. Декларирование соответствия. Организация обязательной сертификации. Участники процедуры сертификации. Права и обязанности заявителя.
43) Декларирование соответствия. Схемы декларирования соответствия. Требования к технической документации.
44) Добровольное подтверждение соответствия. Функции органа по сертификации в системе добровольной сертификации.
45) Структура взаимодействия участников системы сертификации. Национальные органы по сертификации и аккредитации. Совет по сертификации. Комиссия по апелляциям.
46) Схемы сертификации. Проверка производства и инспекционный контроль. Сертификация продовольственных товаров. Сертификация непродовольственных товаров. Сертификация работ и услуг.
47) Порядок проведения сертификации. Этапы сертификации. Сертификация систем качества.
48) Сертификация на железнодорожном транспорте. Сертификация персонала. Основные критерии. Отличие аттестации и сертификации. Обеспечение качества сертификации. Аккредитация и взаимное признание сертификации.
49) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Критерии и порядок аккредитации.
50) Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях. Национальные системы сертификации зарубежных стран.
51) Сопряжения и сопрягаемые поверхности. Понятие о размерах (номинальный, действительный, предельные).
52) Основные понятия о сопряжениях и посадках. Предельные отклонения и допуски размеров. Зависимость между допуском посадки и допуском отверстия и вала.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) ЕСДП. Диапазоны и интервалы размеров. Формула допуска и единица допуска. Нормирование точности. Основные отклонения.
2) ЕСДП. Принципы образования посадок. Система отверстия и система вала. Основные рекомендации по образованию посадок. Положение о нормальной температуре измерений.
3) Основные типы посадок. Методы расчета и выбора посадок для различных типов соединений.
4) ЕСДП. Принципы образования посадок. Обозначение полей допусков и посадок для гладких сопряжений на чертежах.
5) ЕСКД. Основные положения и принципы.
6) ЕСТД. Основные положения и принципы
7) Испытательные лаборатории. Принципы их работы.
8) Шероховатость поверхности деталей. Обозначение шероховатости поверхности на рабочих чертежах деталей.
9) Отклонения формы цилиндрических деталей. Допуски на отклонения формы. Их условное обозначение на чертежах.
10) Отклонения формы плоских поверхностей деталей. Допуски на отклонение формы. Их условное обозначение на чертежах.
11) Отклонения взаимного расположения осей и поверхностей деталей. Допуски на них. Их условное обозначение на чертежах.
12) Посадки в системе отверстия. Привести примеры.
13) Посадки в системе вала. Привести примеры.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 125Н7/р6.

2) Рассчитать исполнительные и предельные размеры проходной стороны рабочего калибра-скобы для контроля вала 16k7.

3) Выбрать средство измерения для отверстия 100H8 и оценить результаты разбраковки деталей.

4) Определить доверительные границы истинного значения длины с вероятностью Р=0,98 (t=3,143)по результатам многократного измерения штангенциркулем действительных значений диаметра вала в мм: 60,2; 60,0; 60,4; 59,7;60,3; 59,9; 60,2.

5) Определить доверительные границы для истинного значения усилия с вероятностью Р=0,9544 (t=2)по показаниям динамометра 150 Н (погрешность градуировки шкалы динамометра составляет 5 Н; среднеквадратическое отклонение равно 1Н).

6) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 100Н8/k7.

7) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 60 G7/h7.

8) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 25 Н7/s7.

9) Выбрать средство измерения для вала 60n6 и оценить результаты разбраковки деталей.

10) Выбрать средство измерения для вала 88 k6 и оценить результаты разбраковки деталей.

11) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 50Н7/f7.

12) Выбрать средство измерения для вала 25 n6 и оценить результаты разбраковки деталей.

13) Выбрать средство измерения для вала 100 k6 и оценить результаты разбраковки деталей.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова, М.А. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества: учеб. пособие/ М.А. Буракова,Ю.А. Проскорякова; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2016. - 166 с. ЭБС РГУПС
2 Третьяк, Л.Н. Взаимозаменяемость и нормирование точности : учеб. пособие для вузов / Л.Н. Третьяк, А.С. Вольнов; под общ. ред. Л.Н. Третьяк. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. – (Серия: Университеты России). ЭБС Юрайт
3 Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.М. Лифиц. – 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 362 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ким, К. К. Метрология и техническое регулирование : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / К.К. Ким, В.Ю. Барбарович, Б.Я. Литвинов; ред. К.К. Ким ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2006. - 256 с. : ил., УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Замыцкий А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Буракова, М. А. Выбор средств измерения и проведение разбраковки деталей [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 18 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 9 назв. - 07.70 р. ЭБС РГУПС
3 Буракова, М. А. Измерение цилиндрической детали. Непосредственный метод [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Буракова, А. А. Замыцкий, Ю. А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 27 с. : ил., табл., прил. - Библиогр. : 7 назв. - 10.23 р. ЭБС РГУПС
4 Замыцкий, А.А. Контроль зубчатых колес. Измерение толщины зуба зубчатого колеса по постоянной хорде : учебно-методическое пособие / А.А. Замыцкий, М.А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012 - 26 с. ЭБС РГУПС
5 Замыцкий, А.А. Контроль зубчатых колес. Измерение общей длины нормали зубчатого колеса : учебно-методическое пособие / А.А. Замыцкий, М.А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012 - 28 с ЭБС РГУПС
6 Проскорякова Ю. А. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений : учеб.-метод. пособие/ Ю. А. Проскорякова, М. А. Буракова, М. М. Чаава; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -20 с.: ил., прил., схемы, табл. Заказ № 7519, 136 экз. ЭБС РГУПС
7 Выявление систематических погрешностей: учеб.-метод. пособие/М.А.Буракова, В.А.Бондаренко, Г.В.Рядченко. - Ростов-н/Д, РГУПС, 2015. 16 с ЭБС РГУПС
8 Буракова М.А. Размеры деталей и сопряжения в машиностроении. Основные термины и определения: уч.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Ю.А. Проскорякова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 24 с. ЭБС РГУПС
9 Рядченко, Г.В. Статистические оценки точности результатов неравноточных измерений: уч.-метод. пособие к лаборатор. работам / Г.В. Рядченко, М.А. Буракова, В.А. Бондаренко, А.А. Замыцкий; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Росоов н/Д, 2015. - 20 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Windows 8.1 И
3 Office Standard 2010 И
4 Luidia eBeam Capture И
5 Luidia eBeam Device Service И
6 Luidia eBeam Education Suite И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44895.