РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Культурология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Агейкина Светлана Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Культурология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, профессор, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Культурология_С_23.05.05_во_1_ФИО_п38010_44894.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Культурология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Культурология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "История";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: структуру и состав современного культурологического знания; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

Умеет: анализировать культурные ценности и нормы, опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и культурном развитии;

Имеет навыки: навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям;методами культурологических исследований, навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий.

ОК-1 - способностью демонстрировать знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: о культуре в единстве всех ее сторон, общую картину развития культуры от истоков до наших дней, основные закономерности историко-культурных процессов.

Умеет: применять методы и средства познания для интеллектуального развития,повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Имеет навыки: критического восприятия информации, навыки целостного подхода к анализу проблем общества.

ОК-4 - способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умением анализировать и оценивать исторические события и процессы

Знает: общие духовно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие, закономерности историко-культурных процессов.

Умеет: использовать методы философских и социально-культурных исследований; применять методы и средства познания для повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Имеет навыки: публичной речи,аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различногорода суждений.

ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Место дисциплины 1С.Б "Культурология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 22   22
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 22   22
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   29 59
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 76   29 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Культурология в системе научного знания. (Компетенция/и ОК-1)

1.1. Культурология как система знаний: 1. Предмет культурологии. Методы культурологических исследований. 2. Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. 3. Междисциплинарные связи культурологии: культурология и философия культуры, культурология и философия истории. Теоретическая и прикладная культурология.

2. Культура как объект исследования культурологии. (Компетенция/и ОК-4)

2.1. Понятие культуры, функции культуры, подходы к изучению культуры: 1. Язык и символы культуры, культурные коды. 2. Институты трансляции культуры. 3. Особенности социокультурных трансформаций.

2.2. Морфология и динамика культуры: 1. Динамика культуры. 2. Культурные традиции и инновации. 3. Межкультурная коммуникация и диалог культур. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

2.3. Личность в культуре: 1. Инкультурация и социализация. 2. Культурная самоидентификация. 3. Культурные ценности и нормы.

3. Типология культуры. (Компетенция/и ОК-4, ОК-11)

3.1. Основания типологии культуры.

3.2. Прнятие культурогенеза. Основные концепции.

4. Исторические типы культуры. (Компетенция/и ОК-1, ОК-4)

4.1. Основные исторические типы культуры: 1."Культура античности".2."Культура Средневековья".3."Культура Возрождения".4."Культура просвещения". 5."Западноевропейская культура ХIХ века".6."Культура ХХ века".

4.2. Особенности российского типа культуры: 1."Россия как тип культуры" 2. "История российской культуры".


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   4
2 8 4   6
3 8 4   4
4 8 4   8
Итого 32 16   22
В т.ч. по интерактивным формам 10      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Предмет культурологии. Методы культурологических исследований. Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. Междисциплинарные связи культурологии: культурология и философия культуры, культурология и философия истории. Теоретическая и прикладная культурология. Понятие культуры. Функции культуры. Подходы к изучению культуры. 4
2 Культура и общество. Институты трансляции культуры. Особенности социокультурных трансформаций. Личность в культуре. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентификация. Культурные ценности и нормы. 4
3 Основания типологии культуры.Понятие культурогенеза и основные концепции.Закономерности процесса культурогенеза.Первобытная культура.Типологические характеристики культур.Этнические и национальные культуры. 4
4 "Культура Античности"."Культура Средневековья"."Культура Возрождения"."Культура Просвещения"."Западноевропейская культура ХIХ века"."Культура ХХ века". Особенности российского типа культуры.Россия как тип культуры.2.История российской культуры. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Культурология в системе научного знания 4
2 Культура как объект исследования культурологии 6
3 Типология культуры 4
4 Исторические типы культуры 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 76 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Алексеев А.П. Краткий философский словарь/ред.А.П.Алексеев.2-е изд.перераб. и доп. - М. : РГ-Пресс, 2012 -496 с. НТБ РГУПС
2 Социально-гуманитарные знания.Научно-образовательный журнал. НТБ РГУПС
3 Цымбал Е.А. Культурология:учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения/ Е.А.Цымбал;ФГБОУ ВПО РГУПС,-Ростов-на-Дону,2013 -16 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-1 +
ОК-4 +
ОК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-11 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. «Структура и состав современного культурологического знания»;

тема 2. «Основные понятия культурологии»;

тема 3. «Морфология и динамика культуры»;

тема 4. «Культура как социальное явление»;

тема 5. «Культура и личность»;

тема 6. «Культурогенез»;

тема 7. «Типология культуры»;

тема 8. «Культура Востока, ее типологические характеристики»;

тема 9. «Культура античности»;

тема 10. «Культура Средневековья»;

тема 11. «Культура Возрождения»;

тема 12. «Культура Просвещения»;

тема 13. «Западноевропейская культура XIX века»;

тема 14. «Культура XX века»;

тема 15. «Россия как тип культуры»;

тема 16. «История российской культуры»;

тема 17. «Культурная универсализация в современную эпоху»;

тема 18. «Тенденции мировой культуры в эпоху глобализма»;

тема 19. «Закономерности культуры»;

тема 20. «Культура и глобальные проблемы»;

тема 21. «Культурная динамика»;

тема 22. «Мифы и современная культура»;

тема 23. «Религия и культура»;

тема 24. «Нравственная культура»;

тема 25. «Правовая культура»;

тема 26. «Политическая культура»;

тема 27. «Наука как форма культуры»;

тема 28. «Технологическая культура»;

тема 29. «Три типа культуры»;

тема 30. «Культура и современность».

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина.
2) Понятие культуры. Функции культуры. Подходы к изучению культуры.
3) Духовная, материальная, художественная культура.
4) Основные элементы культуры.
5) Культура и общество.
6) Институты трансляции культуры.
7) Культурные ценности и нормы.
8) Этнические и региональные культуры.
9) Типологические характеристики культуры западноевропейского Средневековья.
10) Культура итальянского Возрождения.
11) Культура Северного Возрождения.
12) Культура европейского Просвещения.
13) Типологические характеристики западноевропейской культуры XIX века.
14) Модернизм и постмодернизм как явления культуры.
15) Основные черты современной мировой культуры.
16) Типологические характеристики античной культуры.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать черты сходства и различия подходов Н. Данилевского и О. Шпенглера к пониманию ими развития культурных организмов
2) Дать анализ социокультурных предпосылок появления понятия «цивилизация» в эпоху Просвещения.
3) Показать действие закона культурологии А.Тойнби «Вызов-и-Ответ» применительно к становлению античной цивилизации.
4) Использовать категории культурологи для анализа вклада античной цивилизации в становление и развитие западного цивилизационного пути развития
5) Использовать понятие «карнавальной культуры» М.Бахтина для анализа отдельных проявлений современной западной массовой культуры,
6) Использовать понятие «слом культурной парадигмы» для анализа культурного развития России после петровских преобразований.
7) Использовать знание основных элементов «стиля» субкультуры для характеристики современной молодежной субкультуры.
8) Проводить сопоставление характеристик современной тоталитарной и массовой культуры.
9) Дать анализ наиболее вероятного импульса культурного развития (миграция, культурная диффузия или конвергенция), положившего начало становлению культуры Древней Индии.
10) Сопоставить восточный и западный пути социокультурного развития, выделив в качестве основания для анализа тип хозяйства, положение человека в обществе и характер духовной жизни.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Способностью использовать культурологический закон «Вызов-и-Ответ» для анализа развития цивилизаций доколумбовой Америки.

2) Способностью вскрывать элементы толерантного подхода к культуре в положениях М.Бахтина о том, что культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой.

3) Методологией культурологического анализа с целью обоснованного ответа на вопрос о роли моря в становлении и развитии греческой цивилизации.

4) Способностью анализировать культурологический процесс в Древней Греции и в Древнем Риме с помощью понятий культурологии О. Шпенглера «цивилизация» и «культура».

5) Способностью использовать понятие аккультурация для анализа культурных взаимосвязей между культурами Византии и Древней Руси.

6) Способностью проводить сравнение двух мировых религий (ислама и буддизма), используя характеристики социокультурного процесса на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

7) Способностью использовать знание функций культуры для анализа утверждения Хейзинги: «Человеческая культура возникает и развертывается благодаря игре, как игра».

8) Способностью использовать методологию М.Вебера для анализа культурологического процесса в Западной Европе с помощью категорий «магическое мировосприятие» и «расколдовывание мира».

9) Способностью использовать категории религиозной и светской культуры для анализа культурологического процесса в эпоху западноевропейского Возрождения.

10) Способностью использовать понятие культурологии К.Леонтьева «византизм» для анализа специфических особенностей отечественной культуры.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 1 1, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 1 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-11 1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Щеглова, Л. В. Культурология. Единство и многообразие форм культуры [Электронный ресурс] : учебное пособие / Щеглова Л. В. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 194 с. ЭБС IPRBooks
2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]:Учебное пособие для студентов вузов,обучающихся по направлению "Культурология",по социально-гуманитарным специальностям/Садохин А.П.-Москва:Юнити-Дана,2017.-415 с. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Петкова С.М. История и типология культур : ("осевое" время и становление культуры) / С. М. Петкова, В. Г. Тахтамышев ; Росжелдор, Рост. гос. ун-т путей сообщ. - Ростов-на-Дону : РГУПС, 2014. - 122 с. НТБ РГУПС
2 Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) : учеб. пособие / ред. Г.В. Драч. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 -544 с. НТБ РГУПС
3 Касьянов В.В.Культурология : учеб. пособие / В.В. Касьянов. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 -574 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агейкина С.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Культурология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Игошева, М.А. Культурология: учебно-методическое пособие / М.А. Игошева, С.В. Агейкина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Дону, 2016 ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Не предусмотрено О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44894.