РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Информационные технологии"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Дергачева Ирина Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационные технологии" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Информационные т_Б_23.03.03_во_5_Инф_п35699_44864.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационные технологии" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобили и автомобильное хозяйство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Профессиональные информационные системы";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Глобальные и локальные компьютерные сети с учетом основных требований информационной безопасности

Умеет: Применять информационные технологии для решения практических задач

Имеет навыки: решать стандартные задачи на основе информационно-коммуникационных технологий

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знает: базы данных и программное обеспечение

Умеет: Применять информационные технологии для решения практических задач

Имеет навыки: по информационному обслуживанию и обработке данных в области производственной деятельности

ПК-11 - способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационные технологии" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 57 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 78   78
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 78   78
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 57 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 129     129
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 123     123
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 11 2 142
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Представление информации в компьютере. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Кодирование чисел. Системы счисления: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации. 2) Показатели качества информации. 3) Формы представления информации. 4) Меры и единицы количества и объема информации.

1.2. Представление чисел: 1) Позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах. 2) Основные логические операции и формулы.

2. Технические средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-11)

2.1. Технические средства реализации информационных процессов: 1) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. 2) Принципы работы вычислительной системы. 3) Состав и назначение основных элементов, характеристики.

2.2. Программные средства реализации информационных процессов: 1) Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения. 2) Операционные системы. 3) Файловая структура операционных систем. Операции с файлами.

3. Программное обеспечение компьютера. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-11)

3.1. Программное обеспечение обработки текстовых данных: 1) Классификация текстовых редакторов. 2) Основные функции текстового процессора Word.

3.2. Обработка информации в табличной форме: 1) Структура электронных таблиц. 2) Формы представления информации в электронных таблицах. 3) Оорганизация вычислений в таблицах. 4) Графическое преставление информации в Excel.

3.3. Обработка графической информации: 1) Формы представления графической информации. 2) Обработка векторной графической информации. 3) Обработка растровой графической информации.

3.4. Средства электронных презентаций: 1) Обзор средств создания презентаций. 2) Этапы создания презентаций.

4. Базы данных. (Компетенция/и ПК-11)

4.1. Математические и информационные модели данных: 1) Реляционные базы данных. 2) Ключи. 3) Целостность реляционных баз данных. 4) Нормальные формы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 2 18
2 4 4 4 20
3 4 4 8 20
4 4 4 2 20
Итого 16 16 16 78
В т.ч. по интерактивным формам 16 16 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Операционная система Windows 2
2 Архивация файлов. 1
Форматирование документов. 1
Операции над файлами. 2
3 Создание списков, редактирование таблиц, вставка колонтитулов. 2
Редактор формул, рисунки, шаблоны. 2
Форматирование ячеек в MS Excel, Формулы: относительный, абсолютный адрес. 2
Создание презентации в MS Power Point. 2
4 Создание таблиц в СУБД Access. 1
Создание запросов, формы. 1

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Работа с файлами и папками в оболочке Windows. Основные приемы работы в текстовом редакторе Word. 4
2 Создание и редактирование презентаций с использованием Power Point. 4
3 Ввод данных, форматирование и вычисления с использованием Excel. 4
4 Система управления базами данных MS Access. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Освоение настройки на индивидуального пользователя. Основы операторской работы в WINDOWS. 18
2 Основы работы в MS Word, Excel. Выполнение индивидуальных заданий 20
3 Основы работы в MS Word, Excel. Выполнение индивидуальных заданий 20
4 Освоение специфики работы в InterNet. Выполнение индивидуальных заданий 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 123 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика: учеб. пособие / И.В. Дергачева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. –52 с. ЭБС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 136 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-11 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

измерение количества информации;

информационные процессы;

кодирование чисел. Системы счисления;

представление графической информации;

устройство компьютера;

логическая структура ПК;

системное программное обеспечение;

операционные системы;

классификация компьютерных сетей;

модель взаимодействия открытых систем;

атаки на компьютерную систему;

противодействие нарушению информационной безопасности;

методы шифрования;

служба передачи файлов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Информатику, ее место в развитии современного общества.
2) Информационные процедуры.
3) Три составные части информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительная техника.
4) Основные направления в информатике.
5) Информация. Количество и единицы измерения.
6) Хранение и передача информации.
7) Информационные технологии.
8) системы счисления: десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятичная. Перевод чисел из одной системы в другую и простейшие операции с ними.
9) Поколения ЭВМ. Машина Тьюринга.
10) Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера и принципы его работы.
11) Аппаратную и программную составляющие ЭВМ. Основные понятия и определения.
12) Внешние устройства.
13) Операционные системы. Назначение ОС. Типы ОС.
14) Программы-оболочки.
15) Основы Windows и ее модификации.
16) Основные части ОС: базовая система ввода/вывода, файловая система, командный процессор.
17) Иерархические структуры данных. Примеры: дерево каталогов и др.
18) MS Office.
19) Компьютер как открытая система.
20) Понятие об информационных системах (ИС).

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнять операции с файлами и каталогами.
2) Настраивать оболочку Windows. Рабочий стол Windows. Настройки Windows.
3) MS Word. Форматировать текстовые документы.
4) MS Word. Использовать редактор формул.
5) MS Word. Создавать рисунки (блок–схемы алгоритма).
6) MS Word. Создавать таблицы.
7) MS Excel. Форматировать ячейки таблицы.
8) MS Excel. Создавать диаграммы.
9) MS Excel. Связывать рабочие книги, организовывать совместный доступ к спискам.
10) Создавать электронные документы.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) работы средствами компьютерной техники и информационных технологий.

2) основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

3) перевода чисел из одной системы в другую и простейших операций с ними.

4) работы с системами мультимедиа и гипермедиа.

5) работы с географическими ИС (геосистемами).

6) применения средств криптографии.

7) применения алгебры логики и логических элементов.

8) хранения и передачи информации.

9) работы с программами-оболочками.

10) создания диаграмм.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В. В. Информатика. Теоретический курс : учеб. пособие / В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 153 с. : ил., табл. - Библиогр. : 7 назв. - ISBN 978-5-88814-638-5 ЭБС РГУПС
2 Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 327 с. – (Бакалавр. Прикладной курс). – ISBN 978-5-534-00048-1 ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 383 с. – (Бакалавр. Прикладной курс). – ISBN 978-5-534-00814-2 ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева И.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Доманский В. В. Компьютерные технологии и информатика : учеб.-метод. пособие / В.В. Доманский, Ф.К. Голубев, Т.В. Потанина. - 2014. - 54 с. ЭБС РГУПС
3 Ильичева В.В. Текстовый редактор Microsoft Word 2013 : учеб.-метод. пособие / В. В. Ильичева, Д. С. Мантуров. - 2014. - 57 с. ЭБС РГУПС
4 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 78 с. ЭБС РГУПС
5 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44864.