РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Почвоведение и инженерная геология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Окунцов Анатолий Иванович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Почвоведение и инженерная геология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Цвылев Евгений Михайлович, директор, ОАО "ЮЖГИПРОЗЕМ".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Почвоведение и и г_Б_21.03.02_во_1_ИПС_п38207_44842.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Почвоведение и инженерная геология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Почвоведение и инженерная геология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Землеустройство", "Кадастр недвижимости и мониторинг земель", "Основы кадастра недвижимости";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные положения почвенно-геоботанических,геологических и гидрологических изысканий и съемок для целей бонитировки и кадастровой оценки земель

Умеет: проводить почвенно-экологическое обследование и использовать его результаты

Имеет навыки: использования зарубежного и отечественного опыта почвенно-экологического обеспечения землеустройства и кадастров

ПК-7 - способностью изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости

Знает: экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

Умеет: анализировать массивы нормативных, статистических и других данных, проводить статистическую обработку их и выявлять факторы, влияющие на показатели эффективности использования земли и иной недвижимости

Имеет навыки: использования методов почвенного и геоботанического обследования почв

ДПК-2 - способностью учитывать качество земель при определении их целевого назначения

Место дисциплины 1Б.Б "Почвоведение и инженерная геология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "История геодезии и кадастра", "Математика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   41
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 41   41
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 67 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 10 4
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 4  
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   65 52
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 105   65 40
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 18 76 68
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Образование почв. (Компетенция/и ПК-7, ДПК-2)

1.1. Факторы почвообразования: 1)Климат, как фактор почвообразования; 2) Рельеф , как фактор почвообразования; 3) Почвообразующие породы, как фактор почвообразования; 4) Организмы, как фактор почвообразования; 5) Возраст почв и антропогенное влияние на почвообразование.

1.2. Процессы почвообразования: 1) Генезис почв; 2) Преобразование и накопление органического вещества в почвах; 3) Преобразование почвенной массы.

1.3. Состав и свойства почвы: 1) Морфология и структура почв; 2) Гранулометрический состав; 3) Водный и воздушный режим почв; 4) Органическое вещество почв; 5) Кислотность и щелочность почв.

2. Классификация, география и использование почв. (Компетенция/и ПК-7, ДПК-2)

2.1. Почвы полярного бореального поясов: 1) Почвы тундр; 2) Подзолистые почвы; 3) Дерново-подзолистые почвы; 4) Болотные почвы; 5) Использование почв земельного фонда таежно- лесной зоны.

2.2. Почвы суббореального пояса: 1) Серые лесные почвы; 2) Черноземы; 3) Каштановые почвы; 4) Бурые почвы полупустынь.

2.3. Засоленные почвы: 1) Солончаки; 2) Солонцы; 3) Солоди.

2.4. Гидроморфные почвы: 1) Аллювиальные почвы; 2) Рисовые почвы; 3) Могары; 4) Использование земельного фонда гидроморфных почв.

3. Плодородие почв и охрана почв. (Компетенция/и ПК-7, ДПК-2)

3.1. Плодородие почв: 1) Виды и формы плодородия; 2) Понятие о плодородии почв; 3) Плодородие почв и продуктивность сельхозпродукции.

3.2. Оценка плодородия почв: 1) Земельный кадастр и земельный фонд РФ; 2) Агропроизводственная группировка почв; 3) Бонитировка почв; 4) Экономическая оценка земли.

3.3. Деградация почв: 1) Классификация деградационных процессов; 2) Водная и ветровая эрозия почв; 3) Дегумификация почв; 4) Загрязнение почв при использовании удобрений; 5) Вторичное засоление, осолонцевание почв.

4. Бонитировка почв и экономическая оценка земель. (Компетенция/и ПК-7, ДПК-2)

4.1. Бонитировка почв.

4.2. Экономическая оценка земель.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4 4 10
2 8 4 4 10
3 8 4 4 10
4 8 4 4 11
Итого 32 16 16 41
В т.ч. по интерактивным формам 16 8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Построение геоморфологического профиля 4
2 Определение засоленности почв 4
3 Агрохимическое картирование 4
4 Экономическая оценка земель и бонитет почв 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Геоморфологическое дифференцирование заданной территории 4
2 Влияние рельефа на формирование почв 4
3 Механический состав и плодородие почв 4
4 Расчет бонитета почв 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Влияние почвообразующих работ на образование почв 10
2 Классификация географии почв 10
3 Изучение почвенных, агрохимических карт 10
4 Растительность как фактор почвообразования 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 105 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Окунцов, А. И. Почвоведение и инженерная геология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ / А. И. Окунцов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-7 +
ДПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-7 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ДПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- предусмотрена контрольная работа для студентов заочной формы обучения: "Составление картограмм по содержанию подвижного фосфора и обменного калия в почвах".

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предметы и задачи почвоведения;
2) Факторы почвообразования;
3) Минералогический состав почв;
4) Классификацию почв Росиии;
5) О плодородии почв России;
6) Об эрозионных процессах почв;
7) О почвенных ресурсах региона;
8) Классификацию механического состава почв;
9) Общую схему почвообразовательного процесса;
10) Морфологические признаки почв;
11) Структуру почв;
12) Условия почвообразования;
13) Роль гумуса в почвообразовании
14) Что такое почвенный профиль
15) Что такое морфология почв
16) Что такое почвенный генетический горизонт
17) Какие встречаются почвенные генетические горизонты
18) Что такое почвообразующая порода
19) Что определяется окраска почв
20) Процесс почвообразования

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разделить гумусовые горизонты;
2) Рассчитать засоленность почв;
3) Выделить тип засоления почв;
4) Составить картограммы обеспеченности почв фосфором;
5) Составить картограммы обеспеченности почв калием;
6) Рассчитать дозу применения минеральных удобрений на 1 га;
7) Составить отчет по почвенному обследованию;
8) Выделять районы опустынивания Ростовской области;
9) Выделять эрозионно-опасные почвы;
10) Составлять картограмму ветровой эрозии почв;
11) Составлять картограмму смытых почв;
12) Выделять почвенные горизонты;
13) Классифицировать почвы России
14) Выделят автоморфные почвы
15) Выделять гидроморфные почвы
16) Выделять тип почвы
17) Выделять таксономические единицы почвенного покрова
18) Выделить почвенный ареал
19) Выделять солонцовые почвы
20) Выделять солончаковые почвы

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения методов оценки бонитировки почв.

2) Применения методов экономической оценки почв.

3) Составления почвенных карт.

4) Составления агропроизводственных картограмм.

5) Расчета внесения фосфогипса на солонцеватых почвах.

6) Расчета внесения извести на кислых почвах.

7) Применения методов почвенного картирования.

8) Определения номенклатуры почв.

9) применения диагностики почв.

10) Пользования современной классификацией почв.

11) Определения эродированных почв.

12) Применения методов борьбы с эрозией.

13) Применения факторов, влияющими на плодородие почв.

14) Выделения типов водного режима почв.

15) Выделения почвенной зоны.

16) Определения почвенной провинции.

17) Определения почвенной кислотности.

18) Определения щёлочности почв.

19) Определения кислотности почв.

20) Определения гранулометрического состава почв.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-2 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ващенко И.М. Основы почвоведения, земледелия и агрохимии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ващенко И.М., Миронычев К.А., Коничев В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 174 c.[ЭБС IPRbooks] ЭБС IPRBooks
2 Окунцов, А. И. Почвоведение и инженерная геология [Текст] : учеб. пособие / А. И. Окунцов, О. В. Дудукалова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 102 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Землеустройство, кадастр и мониторинг земель : научно-практ. журнал/ учредитель Некоммерческое партнерство ИД "Просвещение" - М.: ИД "Панорама", изд-во "Политэкономиздат". - Выходит ежемесячно. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС
2 Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин; ред. В.П. Белобров. - М. : Академия, 2004. - 352 с. : ил., табл., прил. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Окунцов А.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Почвоведение и инженерная геология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Окунцов, А. И. Почвоведение и инженерная геология [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к выполнению практических, лабораторных и самостоятельных работ / А. И. Окунцов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44842.