РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электромагнитная совместимость и средства защиты"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., доц. Семенов Юрий Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электромагнитная совместимость и средства защиты" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электромагнитная с и с з_С_23.05.05_во_78_АСЭЛ_п35734_44804.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электромагнитная совместимость и средства защиты".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электромагнитная совместимость и средства защиты" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (часть 1, часть 2)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Терминологию в области электромагнитной совместимости. 2. Перечень основных нормативных документов (стандарты) в области электромагнитной совместимости системы тягового электроснабжения с внешней инфраструктурой. 3. Физические принципы влияний. 4.Нормы опасных и мешающих влияний. 5. Последствия электромагнитных и гальванических влияний на внешнюю инфраструктуру. 6. Вопросы рационального экономического выбора средств защиты от влияний системы тягового электроснабжения.

Умеет: 1. Пользоваться нормативными источниками в области электромагнитной совместимости системы тягового электроснабжения с внешней инфраструктурой. 2. Проводить сравнение полученных результатов расчета уровней влияний с нормируемыми значениями, определенные в правилах технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта элементов систем электроснабжения. 3. Экономически обосновывать принятия решений по выбору средств защиты от опасных и мешающих влияний.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего прохождения производственных практик: 1. Использовать современные способы и технические средства для определения опасных электромагнитных и гальванических влияний тяговых сетей на внутреннюю и внешнюю инфраструктуру. 2. Использования нормативно-технической документации по своевременному обслуживанию конкретных типов элементов и технических систем.

ПК-2 - способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации, сертификации и правилам технической эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и производства систем обеспечения движения поездов, использовать технические средства для диагностики технического состояния систем, использовать элементы экономического анализа в практической деятельности

Знает: 1. Расчетные режимы и методы расчета электромагнитных и гальванических влияний на смежную инфраструктуру и внутрисистемные элементы. 2. Новые технические решения по снижению опасных и мешающих влияний. 3. Методы математического и имитационного моделирования электромагнитных и гальванических влияний тяговых сетей. 4. Варианты технико-экономического обоснования принимаемых мер и применяемых средств защиты от влияний тяговых сетей.

Умеет: 1. Составлять электрические схемы замещения при моделировании электромагнитных влияний. 2. Использовать методы расчета влияний для получения оценок их уровней. 3. Использовать полученные оценки степени и вида влияний для принятия обоснованного технического решения по снижению влияний.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего прохождения производственных практик и практической деятельности: 1. Осуществлять экспертизу технической документации (протоколы испытаний, измерений, результаты технико-экономического анализа и др.). 2. Соблюдать правила безопасного производства работ при техническом обслуживании и ремонте систем обеспечения движения поездов в условиях влияний тяговых сетей.

ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации

Место дисциплины 1С.Б "Электромагнитная совместимость и средства защиты" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Контактные сети и линии электропередачи", "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 7, 8 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 40 40 16 24
Лабораторные работы (Лаб) 28 28 16 12
Практические, семинары (Пр) 28 28 16 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 142   85 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 132   85 47
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 101 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 26 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 10 6
Лекции (Лек) 8 8 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   4 4
Практические, семинары (Пр) 4 4   2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 249   43 130 76
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР) 10       10
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 227   43 118 66
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 26 48 146 94
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Проблема электромагнитной совместимости в системе электроснабжения железных дорог. (Компетенция/и ПК-2)

1.1. Основные положения: 1) Терминология, система стандартов. 2) Виды влияющих и подверженных влиянию объектов. 3) Источники и приемники влияний. 4) Опасные и мешающие влияния. 5) Расчетные режимы влияний. 6) Характеристики сближений. 7) Нормирование влияний. 8) Понятие критической трассы сближения.

1.2. Источники импульсных электромагнитных помех в электротяговых сетях: 1) Нарушения токосъема. 2) Частичные разряды в изоляции. 3) Переходные процессы при коммутации электрических цепей. 4) Помехи от коронирующих линий. 5) Помехи от электроподвижного состава.

2. Физические основы электромагнитных влияний. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Электрические влияния: 1) Свойства электрических индукционных полей. 2) Электрическая индукция. 3) Взаимные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства электрических влияний и опасные режимы.

2.2. Магнитные влияния: 1) Свойства магнитных индукционных полей. 2) Магнитная индукция. 3) Взаимные магнитные связи между протяженными проводящими объектами. 4) Свойства магнитных влияний, опасные режимы.

3. Основы теории электромагнитных влияний. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Электромагнитные влияния тяговых сетей на смежные линии: 1) Основные уравнения электромагнитных влияний. 2) Уравнения электрических влияний. 3) Уравнения магнитных влияний. 4) Допустимые уровни электромагнитных влияний. 5) Влияние фидерных зон тяговой сети на электрически короткие и длинные линии.

3.2. Экранирование смежных линий: 1) Эффект экранирования. 2) Экранирование системой с экранирующим проводом. 3) Экранирование рельсами. 4) Экранирование оболочкой кабеля. 5) Улучшение экранирующих свойств экранов.

4. Мешающие магнитные влияния тяговых сетей. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Мешающие магнитные влияния тяговых сетей постоянного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав тягового тока и мешающих влияний. 3) Определение напряжения шума в линиях связи. 4) Допустимые уровни мешающих влияний.

4.2. Мешающие магнитные влияния тяговых сетей постоянного тока: 1) Источники и причины возникновения мешающих влияний. 2) Гармонический состав влияющего тока и мешающих влияний. 3) Расчет напряжения шума в линиях связи.

Семестр № 8

5. Внутрисистемная электромагнитная совместимость элементов системы электроснабжения. (Компетенция/и ПК-2)

5.1. Влияния тяговой сети на смежные линии: 1) Влияния на воздушные линии 6 - 10 кВ. 2) Влияния на линии ДПР. 3) Влияния на линии продольного электроснабжения низкого напряжения.

5.2. Электромагнитная совместимость внутри подстанций: 1) Индуктивные и кондуктивные помехи. 2) Несимметрия питающих напряжений. 3) Обратная трансформация напряжения. 4) Переходные процессы при коммутации электрического оборудования, импульсные и апериодические процессы.

6. Способы защиты от электромагнитных влияний. (Компетенция/и ПК-2, ПК-5)

6.1. Способы снижения электромагнитных влияний: 1) Новые системы электроснабжения с пониженным уровнем электромагнитных влияний. 2) Способы защиты, применяемые в линиях низкого напряжения. 3) Способы, применяемые на тяговых подстанциях. 4) Способы, применяемые в линиях связи.

6.2. Способы защиты персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний: 1) Защита персонала при обслуживании линий в условиях наведенных напряжений. 2) Защита окружающей среды от электромагнитных влияний.

7. Основы теории гальванических влияний. (Компетенция/и ПК-2)

7.1. Гальванические влияния: 1) Источники гальванические влияний. 2) Гальванические связи между объектами. 3) Гальванические влияния систем электроснабжения постоянного и переменного тока. 4) Свойства гальванических влияний.

7.2. Гальванические влияния тяговых сетей на подземные сооружения: 1) Потенциалы, токи в рельсовой цепи и токи в земле. 2) Потенциальные диаграммы и их построение. 3) Анодная и катодная зоны. 4) Коррозия подземных сооружений. 3.3. Гальванические влияния тяговых сетей и линий ДПР на смежные линии: 1) Причины возникновения. 2) Влияние гармоник тягового тока. 3) Влияние на рельсовые цепи автоблокировки. 4) Коррозия фундаментов опор контактной сети.

8. Мероприятия по борьбе с гальваническими влияниями. (Компетенция/и ПК-2, ПК-5)

8.1. Меры по снижению гальванических влияний и защита подземных сооружений от коррозии: 1) Усиление изоляции элементов контактной сети и рельсов от заземленных частей. 2) Дренажная защита. 3) Катодная защита. 4) Протекторная защита. 5) Вентильное секционирование рельсовых цепей.

8.2. Защита фундаментов опор контактной сети от коррозии: 1) Условия и правила и защиты фундаментов опор. 2) Защита искровыми промежутками, диодными и тиристорными заземлителями. 3) Контроль технического состояния фундаментов опор контактной сети.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     10
2 4 8 10 20
3 4 4 4 37
4 4 4 2 18
5 4     10
6 8 6 6 16
7 8 4 4 13
8 4 2 2 8
Итого 40 28 28 132
В т.ч. по интерактивным формам   12 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Электрические влияния тяговой сети. 2
Магнитные влияния тяговой сети в вынужденном режиме работы. 4
Магнитные влияния тяговой сети в режиме короткого замыкания. 4
3 Эффект экранирования смежных линий 4
4 Гармонический состав тягового тока. 2
Семестр № 8
6 Электрические влияния системы с 2х25 кВ 2
Магнитные влияния системы с 2х25 кВ 2
Магнитные влияния системы с экранирующим проводом 2
7 Исследование потенциалов и токов в рельсах и токов в земле. 4
8 Токи коррозии фундаментов опор 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Расчет электрических влияний тяговой сети. 2
Расчет электрического влияния на линию с защитными сопротивлениями. 2
Расчет магнитных влияний в вынужденном режиме работы тяговой сети. 2
Расчет магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети. 2
3 Расчет совместного электрического и магнитного влияний. 2
Расчет экранирующего действия экранов. 2
4 Расчет гармонического состава тягового тока. 2
Расчет напряжения шума в воздушной и кабельной линии. 2
Семестр № 8
6 Расчет электрических влияний системы 2х25 кВ 2
Расчет магнитных влияний системы 2х25 кВ 2
Расчет магнитных влияний системы с экранирующим проводом. 2
7 Расчет распределения потенциалов и токов в рельсах и токов в земле. 4
8 Расчет токов и предельного сопротивления утечки через опоры по условиям коррозии фундаментов 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Источники импульсных электромагнитных помех в электротяговых сетях. 10
2 Электрическая и магнитная индукция 20
3 Магнитные влияния фидерных зон тяговой сети на электрически короткие и длинные линии. 37
4 Мешающие влияния в системе постоянного тока. 18
Семестр № 8
5 Электромагнитная совместимость внутри подстанций 10
6 Способы защиты персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний. 16
7 Влияние на рельсовые цепи автоблокировки. 13
8 Контроль технического состояния фундаментов опор контактной сети. 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 227 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электромагнитная совместимость устройств электроснабжения: Методические указания к учебно-исследовательским лабораторным работам [Электронный ресурс]/ Ю.Г. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 41 с. ЭБС РГУПС
2 Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока на смежные линии: учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] / Ю.Г. Семенов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 26 c. ЭБС РГУПС
3 Бадер М.П. Электромагнитная совместимость: Учебник для вузов железнодорожного транспорта [Текст] – М.: УМК МПС, 2002. – 638 с. 2002 ОМ 121 5 НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7 8
ПК-2 + +
ПК-5   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-5 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

курсовая работа «Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока» (предусмотрена в семестре №8 для групп ЭЖС очной формы обучения и в 12 заезде – для группы ЗЖС заочной формы обучения).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет опасных электрических и магнитных влияний на воздушную линию низкого напряжения.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет изучения. Основная терминология.
2) Источники импульсных электромагнитных помех в электротяговых сетях.
3) Электромагнитные помехи от нарушений токосъема.
4) Электромагнитные помехи от частичных разрядов в изоляции.
5) Электромагнитные помехи от переходных процессов при коммутации электрических цепей.
6) Электромагнитные помехи от коронирующих линий.
7) Помехи от электроподвижного состава.
8) Виды влияний тяговых сетей.
9) Опасные и мешающие влияния. Нормы опасных и мешающих влияний.
10) Характеристики сближений и расчетные режимы электромагнитных влияний.
11) Физические основы электрических влияний тяговых сетей. Опасные режимы.
12) Физические основы магнитных влияний тяговых сетей. Опасные режимы.
13) Критическая трасса сближения.
14) Основные уравнения электромагнитных влияний.
15) Уравнения электрических влияний.
16) Уравнения магнитных влияний.
17) Электромагнитные влияния от нескольких фидерных зон тяговой сети.
18) Эффект экранирования смежных линий.
19) Экранирование системой с экранирующим проводом.
20) Экранирующее действие рельсов.
21) Экранирование оболочкой кабеля.
22) Источники возникновения мешающих влияний в системе переменного тока.
23) Гармонический состав мешающих влияний от системы переменного тока.
24) Напряжение шума в линиях связи от влияний системы переменного тока.
25) Напряжение шума в линиях связи от влияний системы переменного тока.
26) Источники мешающих влияний в системе постоянного тока.
27) Гармонический состав мешающих влияний в системе постоянного тока.
28) Напряжение шума в линиях связи от влияний системы постоянного тока.
29) Нормы мешающих влияний.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Математический аппарат для оценки уровня электрических влияний.
2) Математический аппарат для оценки уровня магнитных влияний.
3) Математический аппарат для оценки уровня мешающих влияний.
4) Математический аппарат для оценки экранирующего действия
5) Имитационное моделирование электромагнитных влияний.
6) Различие в физических основах электрических и магнитных влияний.
7) Составление электрических схем замещения влияющих и подверженных влиянию объектов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы математического и имитационного моделирования электрических влияний тяговой сети.
2) Методы математического и имитационного моделирования магнитных влияний тяговой сети.
3) Методология определения мешающих влияний тяговых сетей на воздушные и кабельные линии связи.

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электромагнитные влияния на воздушные линии 6 - 10 кВ.
2) Электромагнитные влияния на линии «два провода – рельс».
3) Электромагнитные влияния на линии продольного электроснабжения низкого напряжения.
4) Электромагнитная совместимость внутри подстанций.
5) Индуктивные и кондуктивные помехи в силовых и вторичных цепях.
6) Влияние несимметрии питающих напряжений.
7) Электромагнитные влияния от обратной трансформации напряжения на подстанциях.
8) Влияния переходных процессов от коммутации электрического оборудования.
9) Принцип снижения влияний системой с отсасывающими трансформаторами.
10) Принцип снижения влияний системой 2х25кВ.
11) Принцип снижения влияний системой с ЭП.
12) Причины и последствия влияний тяговой сети на линии ВЛ СЦБ.
13) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые в линиях низкого напряжения.
14) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые на тяговых подстанциях.
15) Способы снижения электромагнитных влияний, применяемые в линиях связи.
16) Способы защиты персонала и окружающей среды от воздействия электромагнитных влияний.
17) Причины возникновения гальванических влияний.
18) Причины возникновения потенциалов и токов в рельсах, подземных сооружениях и земле.
19) Различие и степень опасности анодной и катодной зоны, знакопеременных зон.
20) Причины и последствия коррозии подземных сооружений.
21) Факторы, влияющие на степень коррозии подземных сооружений.
22) Принцип работы электрического дренажа, усиленного дренажа.
23) Принцип работы катодной защиты.
24) Принцип работы протекторной защиты.
25) Принцип работы и назначение путевых источников тока.
26) Мероприятия по борьбе с коррозией, применяемые на трубопроводах, оболочках кабелей, в рельсовых цепях.
27) Причины коррозии фундаментов опор контактной сети.
28) Нормирование токов коррозии фундаментов опор контактной сети.
29) Факторы влияния тяговой сети на рельсовые цепи автоблокировки.
30) Условия и правила и защиты фундаментов опор.
31) Устройства для защиты фундаментов опор от коррозии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Расчет уровней электрических влияний на провода воздушных линий.
2) Расчет уровней магнитных влияний в вынужденном режиме работы тяговой сети.
3) Расчет уровней магнитных влияний в режиме короткого замыкания в тяговой сети.
4) Расчет результирующих напряжений магнитных влияний в фазах линии низкого напряжения.
5) Расчет напряжений в проводах линий при совместном электрическом и магнитном влияниях.
6) Расчет коэффициента экранирующего действия.
7) Расчет гармонического состава тягового переменного тока.
8) Расчет напряжения шума в смежных линиях связи, имеющих сближение с тяговой сетью переменного тока.
9) Расчет гармонического состава влияющего тока на фидерных зонах постоянного тока.
10) Расчет напряжения шума в смежных линиях связи, имеющих сближение с тяговой сетью постоянного тока.
11) Расчет мешающих влияний с учетом волновых процессов в линиях связи.
12) Расчет потенциалов, токов рельсов и токов в земле.
13) Выбор рациональных способов защиты фундаментов опор контактной сети.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Нормативные документы по обеспечению электромагнитной совместимости элементов системы электроснабжения.

2) Нормативные документы, по обеспечению электромагнитной совместимости системы электроснабжения и элементов внешней инфраструктуры.

3) Выбор рациональных способов защиты линий связи от опасных и мешающих влияний.

4) Выбор рациональных способов снижения коррозии подземных сооружений.

5) Выбор рациональных способов снижения опасных электрических и магнитных влияний тяговых сетей.

6) Методология выбора технически и экономически обоснованных методов и средств обеспечения электромагнитной совместимости.

7) Методы моделирования электромагнитных и гальванических влияний.

8) Мероприятия по обеспечению безопасного выполнения работ и защиты персонала от опасных влияний.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 8 6, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бадер М.П. Электромагнитная совместимость: Учебник для вузов железнодорожного транспорта. – М.: УМК МПС, 2002. – 638 с. НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал Железнодорожный транспорт [Текст]: научно-теоретический технико-экономический журнал/учредитель: ОАО "Российские железные дороги".2019 НТБ РГУПС
2 Правила защиты устройств проводной связи и проводного вещания от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока [Текст]: утв.: 21.10.87 / МПС СССР; Ред. Н.Л. Немцова. - М. : Транспорт, 1989. - 134 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Семенов Ю.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электромагнитная совместимость и средства защиты". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Электромагнитная совместимость устройств электроснабжения: Методические указания к учебно-исследовательским лабораторным работам[Электронный ресурс]/ / Ю.Г. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 41 с. ЭБС РГУПС
3 Расчет опасных и мешающих влияний тяговой сети переменного тока на смежные линии: учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] / Ю.Г. Семенов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 26 c. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстраци-онных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И
3 Adobe Reader при подготовке материалов для представления информации на лекцион-ных и практических занятиях И
4 Программный комплекс расчетов тягового электроснабжения "КОРТЭС" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44804.