РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электрические машины"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 3 Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Трубицина Надежда Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова..





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электрические м_С_23.05.05_во_4_ЭМА_п35663_44799.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электрические машины".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электрические машины" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Теоретические основы электротехники";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - основы теории электромеханического преобразования энергии и электромагнитных процессов в различных режимах работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ; - эксплуатационные требования к различным видам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторам

Умеет: - анализировать достоинства и недостатки различных видов электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов ; - применять, эксплуатировать и производить выбор по справочным материалам электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов для заданных условий эксплуатации

Имеет навыки: - анализа режимов работы электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: - основные элементы конструкции и принципы действия электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, их технические параметры

Умеет: - определять параметры электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов, проводить измерения, анализировать результаты измерения

Имеет навыки: - расчета характеристик электрических машин постоянного и переменного тока и трансформаторов

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Место дисциплины 1С.Б "Электрические машины" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 69   69
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 59   59
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 120   58 62
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 105   58 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 15 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Трансформаторы. (Компетенция/и ОПК-10, ОПК-12)

1.1. Конструкция и принцип действия трансформаторов (ТР): 1)Виды ТР и принцип действия. 2)Магнитопроводы и обмотки ТР. 3)Элементы конструкции трехфазных ТР. 4)Схемы и группы соединений обмоток ТР. 5)Понятие об идеальном ТР.

1.2. Режимы работы ТР: 1)Процессы в ТР при холостом ходе (х.х.) и при нагрузке. 2)Опыты х.х. и короткого замыкания (к.з.), определение параметров схемы замещения ТР из опытов х.х. и к.з. 3)Уравнения магнитодвижущих (МДС) и электродвижущих сил (ЭДС) ТР при нагрузке. 4)Внешние характеристики ТР.

1.3. Приведенный ТР: 1)Приведение параметров вторичной обмотки ТР к числу витков первичной. 2)Т-образная схема замещения приведённого ТР. 3)Уравнения и векторная диаграмма приведённого ТР. 4)Основные потери и коэффициент полезного действия (КПД) ТР, энергетическая диаграмма.

1.4. Параллельная работа ТР: 1)Условия включения ТР на параллельную работу. 2)Параллельная работа ТР при неодинаковых коэффициентах трансформации. 3)Параллельная работа ТР при неодинаковых группах соединений. 4)Параллельная работа ТР с неодинаковыми напряжениями к.з. 5). Автотрансформаторы.

2. Машины постоянного тока. (Компетенция/и ОПК-10, ОПК-12)

2.1. Конструкция и принцип действия машин постоянного тока (МПТ): 1) Тенденции развития МПТ и их классификация. 2)Конструкция МПТ. 3) Обмотки якоря – простые петлевые и простые волновые. 4) Принцип действия генератора и двигателя постоянного тока (ГПТ и ДПТ).

2.2. Магнитная цепь МПТ и реакция якоря: 1)Основные участки магнитной цепи МПТ. 2)Магнитная характеристика МПТ и коэффициент насыщения магнитной цепи. 3)Реакция якоря и ее виды. 4)Влияние реакции якоря на работу МПТ. 5) Компенсационная обмотка.

2.3. Коммутация МПТ: 1)Проводимость щеточного контакта. 2) Причины и степень искрения, потенциальное искрение, круговой огонь. 3)Процесс коммутации. 4)ЭДС в коммутируемой секции. 5)Способы улучшения коммутации.

2.4. Генераторы и двигатели постоянного тока: 1)Классификация и электрические схемы ГПТ и ДПТ. 2)Основные электромагнитные соотношения в ГПТ и ДПТ. 3)Генераторы независимого и параллельного возбуждения, их характеристики. 4)Основные характеристики ДПТ последовательного возбуждения. 5)Способы пуска, регулирования и торможения ДПТ.

3. Асинхронные машины. (Компетенция/и ОПК-10, ОПК-12)

3.1. Конструкция и принцип действия асинхронных машин (АМ): 1)Условия возникновения вращающегося магнитного поля. 2)Обмотки статоров машин переменного тока. 3)Конструкция АМ. 4)Принцип действия АМ – двигательный, генераторный режимы и режим электромагнитного тормоза.

3.2. Приведение рабочего процесса АМ при вращающемся роторе к рабочему процессу ТР: 1)АМ при неподвижном роторе, замещение вращающегося ротора эквивалентным неподвижным. 2)Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя (АД). 3)Уравнения, описывающие рабочий процесс в АМ. 4)Приведение величин цепи ротора к обмотке статора. 5)Векторная диаграмма АД и схема замещения АМ.

3.3. Электромагнитный момент АМ: 1)Определение электромагнитного момента через электромагнитную мощность. 2)Максимальный электромагнитный момент АМ. 3)Механическая характеристика АМ. 4)Условия устойчивой работы АД.

3.4. Круговая диаграмма АД и рабочие характеристики машины: 1)Обоснование круговой диаграммы АМ. 2)Опыты х.х. и к.з. АМ. 3)Построение круговой диаграммы по данным опытов х.х. и к.з. 4)Рабочие характеристики АД.

3.5. Пуск трехфазных АД: 1)Основные характеристики пуска. 2)Прямой пуск АД. 3)Пуск АД с короткозамкнутым ротором при пониженном напряжении. 4)Пуск АД с фазным ротором. 5)Регулирование частоты вращения АД.

4. Синхронные машины. (Компетенция/и ОПК-10, ОПК-12)

4.1. Конструкция и принцип действия синхронных машин (СМ): 1)Общие сведения о СМ. 2)Конструкция СМ. 3)Принцип действия синхронного генератора и двигателя (СГ и СД). 4)Охлаждение СМ.

4.2. Синхронные генераторы: 1)Реакция якоря СГ. 2)Векторная диаграмма неявнополюсного СГ с учетом насыщения. 3)Характеристики СГ. 4)Параллельная работа СГ.

4.3. Основные характеристики СД, способы пуска. Синхронные компенсаторы, потери и КПД СМ: 1) Угловые, U-образные и рабочие характеристики СД. 2) Пуск СД. 3) Области применения синхронных компенсаторов и их конструктивные особенности. 4) Потери мощности и КПД СМ.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4 4 10
2 8 4 4 18
3 8 4 6 15
4 8 4 2 16
Итого 32 16 16 59
В т.ч. по интерактивным формам     16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Исследование однофазного трансформатора: метод холостого хода и короткого замыкания 2
Исследование параллельной работы трансформаторов 2
2 Исследование генератора постоянного тока независимого возбуждения 2
Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения 2
3 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом холостого хода и короткого замыкания 2
Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором методом нагрузки 2
Исследование асинхронного двигателя с фазным ротором методом нагрузки 2
4 Исследование синхронного компенсатора 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Трансформаторы: электромагнитные процессы в трансформаторе при холостом ходе и при нагрузке; экспериментальное определение параметров и потерь трансформатора; параллельная работа трансформаторов; автотрансформаторы. 4
2 Машины постоянного тока: ЭДС, МДС якоря машины постоянного тока; уравнение напряжений; электромагнитный и вращающий моменты машины постоянного тока; электромеханическое преобразование энергии в машине постоянного тока; потери и КПД; генераторы и двигатели постоянного тока. 4
3 Асинхронные машины: электромагнитные процессы в асинхронной машине при холостом ходе и при нагрузке; скольжение, ЭДС и токи асинхронных машин; электромагнитный и вращающий моменты асинхронных машин; приведенная асинхронная машина; потери и КПД асинхронных машин; пуск и регулирование частоты вращения асинхронного двигателя. 4
4 Синхронные машины: электромагнитные процессы в синхронной машине при холостом ходе и при нагрузке; синхронные двигатели и генераторы. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Роль и место ТР в энергетике и электрификации производства. Способы охлаждения масляных ТР. Поворотные трансформаторы, сельсины и тахогенераторы. Трансформаторы малой мощности. Сварочный и измерительные ТР. 10
2 Основные электромагнитные законы, применяемые в электромеханике. Материалы (проводниковые, магнитные, изоляционные), применяемые в ЭМ. Классы изоляции ЭМ. Нагревание и охлаждение ЭМ. Расчет и выполнение сложных обмоток якоря машин постоянного тока. Потери энергии в МПТ и ее КПД. 18
3 ЭДС обмотки переменного тока. Глубоко регулируемые АД. Особенности работы короткозамкнутых асинхронных двигателей с двойной «беличьей» клеткой на роторе. Потери энергии в АМ и ее КПД. 15
4 Защита СГ от к.з. СД малой мощности. 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 105 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Трубицина Н.А. Расчет трансформатора малой мощности : учеб. пособие / Н. А. Трубицина, Т. В. Щурская. - 2010. ЭБС РГУПС
2 Трубицина, Н. А. Сборник задач: учеб.-метод. пособие для практических работ / Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
3 Трубицина, Н.А. Исследование характеристик асинхронного двигателя в различных режимах работы: учеб.-метод. пособие к расчетно-графической работе / Н.А. Трубицина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Дону, 2015. ЭБС РГУПС
4 Трубицина, Н. А. Сборник задач по электрическим машинам и примеры решения: учеб. метод. пособие / Н. А. Трубицина, М. А. Трубицин; РГУПС. – Ростов н/Д, 2010. ЭБС РГУПС
5 Трубицина Н.А. Исследование характеристик машин переменного и постоянного тока в различных режимах работы: учеб.-метод. пособие к курсовой работе / Н. А. Трубицина, М. Ю. Пустоветов, М. А. Трубицин. - 2013. ЭБС РГУПС
6 Соломин, В. А. Расчет машин переменного тока: учеб.-метод. пособие к практ. работам / В. А. Соломин, Н. А. Трубицина, Л. Л. Замшина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 20 с. ЭБС РГУПС
7 Соломин, В. А. Электрические машины постоянного тока и трансформаторы: учеб.-метод. пособие к практ. работам / В. А. Соломин, Л. Л. Замшина, Н. А. Трубицина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 33 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-10 +
ОПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-12 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет трансформатора малой мощности;

исследование характеристик асинхронного двигателя в различных режимах работы.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Роль и место трансформаторов в энергетике и электрификации.
2)Проводниковые, магнитные и изоляционные материалы, применяемые в электрических машинах.
3)Классы изоляции электрических машин и трансформаторов.
4)Основы техники безопасности при работе с электрическими машинами.
5)Классификация электрических машин.
6)Нагревание и охлаждение электрических машин.
7)Виды трансформаторов и принцип действия.
8)Конструкция магнитопроводов и обмоток трансформаторов.
9)Элементы конструкции трехфазных трансформаторов.
10)Способы охлаждения масляных трансформаторов.
11)Основные схемы соединения обмоток трансформатора.
12)Группы соединения обмоток трансформатора.
13)Понятие об идеальном трансформаторе.
14)Процессы в трансформаторе при холостом ходе.
15) Процессы в трансформаторе при нагрузке.
16)Условия включения трансформаторов на параллельную работу.
17)Параллельная работа трансформаторов при неодинаковых коэффициентах трансформации.
18)Параллельная работа трансформаторов при неодинаковых группах соединений.
19)Параллельная работа трансформаторов с неодинаковыми напряжениями короткого замыкания.
20)Автотрансформаторы и области их применения.
21)Тенденции развития машин постоянного тока и их классификация.
22)Конструкция машин постоянного тока.
23)Принцип действия генераторов и двигателей постоянного тока.
24)Реакция якоря и ее виды.
25)Влияние реакции якоря на работу машин постоянного тока.
26)Компенсационная обмотка – конструкция и назначение.
27)Проводимость щеточного контакта.
28)Причины и степень искрения, потенциальное искрение, круговой огонь.
29)Процесс коммутации в машинах постоянного тока.
30)Способы улучшения коммутации в машинах постоянного тока.
31)Способы пуска, регулирования и торможения двигателей постоянного тока.
32)Конструкция, назначение и область применения поворотных трансформаторов.
33)Условия возникновения вращающегося магнитного поля.
34)Обмотки статоров машин переменного тока.
35)Конструкция асинхронных машин.
36)Принцип действия асинхронного двигателя.
37)Принцип действия асинхронного генератора.
38)Принцип действия асинхронной машины в режиме электромагнитного тормоза.
39)Асинхронная машина при неподвижном роторе.
40)Замещение вращающегося ротора асинхронной машины эквивалентным неподвижным.
41)Условия устойчивой работы асинхронного двигателя.
42)Обоснование круговой диаграммы асинхронной машины.
43)Основные характеристики пуска асинхронного двигателя.
44)Прямой пуск асинхронного двигателя.
45)Пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором при пониженном напряжении.
46)Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором.
47)Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя.
48)Достоинства и недостатки асинхронных машин с короткозамкнутым ротором.
49)Достоинства и недостатки асинхронных машин с фазным ротором.
50)Общие сведения о синхронных машинах.
51)Конструкция синхронных машин.
52)Принцип действия синхронного генератора.
53)Принцип действия синхронного двигателя.
54)Охлаждение синхронных машин.
55)Реакция якоря синхронного генератора при активно-индуктивной нагрузке.
56)Реакция якоря синхронного генератора при активно-емкостной нагрузке.
57)Реакция якоря синхронного генератора при активной нагрузке.
58)Параллельная работа синхронных генераторов, условия включения.
59)Способы пуска синхронного двигателя.
60)Области применения синхронных компенсаторов и их конструктивные особенности.
61)Достоинства и недостатки синхронных машин

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Применить основные законы электромеханики при расчетах электрических машин и трансформаторов.
2)Рассчитать потери энергии в машинах постоянного тока и трансформаторах.
3)Рассчитать коэффициент полезного действия.
4)Составить уравнения магнитодвижущих и электродвижущих сил трансформатора.
5)Составить уравнения приведенного трансформатора.
6)Рассчитать ЭДС в коммутируемой секции.
7)Начертить электрические схемы двигателей постоянного тока.
8)Начертить электрические схемы генераторов постоянного тока.
9)Рассчитать параметры схемы замещения трансформатора по опытам холостого хода и короткого замыкания.
10)Привести параметры вторичной обмотки трансформатора к числу витков первичной.
11)Произвести электромагнитный расчет трансформатора малой мощности.
12)Рассчитать шаги простой петлевой обмотки якоря машины постоянного тока.
13)Рассчитать шаги простой волновой обмотки якоря машины постоянного тока.
14)Рассчитать шаги сложной петлевой обмотки якоря машины постоянного тока.
15)Рассчитать шаги сложной волновой обмотки якоря машины постоянного тока.
16)Рассчитать основные участки магнитной цепи машины постоянного тока.
17) Рассчитать коэффициент насыщения магнитной цепи машины постоянного тока расчетным и графическим методом.
18)Оценить класс коммутации.
19)Рассчитать основные электромагнитные параметры в генераторе постоянного тока.
20)Рассчитать основные электромагнитные параметры в двигателе постоянного тока.
21)Составить уравнения, описывающие рабочий процесс в асинхронной машине.
22)Приведение величин цепи ротора к обмотке статора.
23)Рассчитать максимальный электромагнитный момент асинхронной машины.
24)Рассчитать электромагнитный момент асинхронной машины через электромагнитную мощность.
25)Рассчитать начальный пусковой момент асинхронной машины.
26)Рассчитать начальный пусковой ток асинхронной машины.
27)Выполнить прямой пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
28)Выполнить пуск асинхронного двигателя с фазным ротором.
29)Рассчитать рабочие характеристики асинхронного двигателя.
30)Рассчитать механическую характеристику асинхронной машины.
31)Рассчитать рабочие характеристики синхронного двигателя.
32)Рассчитать основные электромагнитные параметры асинхронной машины.
33)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом точной синхронизации.
34)Включить синхронный генератор на параллельную работу с мощной сетью методом грубой синхронизации.
35)Включить синхронный двигатель асинхронным методом.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Построить векторные диаграммы обмоток трансформаторов при различных группах соединения.

2)Построить схему замещения приведенного трансформатора.

3)Выполнить опыт холостого хода трансформатора.

4)Выполнить опыт короткого замыкания трансформатора.

5)Построить энергетическую диаграмму трансформатора.

6)Построить внешние характеристики трансформатора.

7)Построить Т-образную схему замещения приведенного трансформатора.

8)Построить векторную диаграмму приведенного трансформатора при активно-индуктивной нагрузке.

9)Построить векторную диаграмму приведенного трансформатора при активно-емкостной нагрузке.

10)Построить магнитную характеристику машины постоянного тока.

11)Построить характеристики генератора постоянного тока независимого возбуждения.

12)Построить характеристики генератора постоянного тока параллельного возбуждения.

13)Построить характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

14)Построить схему-развертки простой петлевой обмотки машины постоянного тока.

15)Построить схему-развертки простой волновой обмотки машины постоянного тока.

16)Снять экспериментальным путем характеристики генератора постоянного тока независимого возбуждения.

17)Снять экспериментальным путем характеристики генератора постоянного тока параллельного возбуждения.

18)Снять экспериментальным путем характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

19)Выполнить опыт холостого хода асинхронной машины.

20)Выполнить опыт короткого замыкания асинхронной машины.

21)Построить Т-образную схему замещения асинхронной машины.

22)Построить Г-образную схему замещения асинхронной машины.

23)Построить векторную диаграмму асинхронного двигателя при активно-индуктивной нагрузке.

24)Построить векторную диаграмму асинхронного двигателя при активно-емкостной нагрузке.

25)Построить круговую диаграмму асинхронной машины по данным опытов холостого хода и короткого замыкания.

26)Построить энергетическую диаграмму асинхронного двигателя.

27)Построить рабочие характеристики асинхронного двигателя.

28)Построить механическую характеристику асинхронной машины.

29)Построить пусковые характеристики асинхронного двигателя.

30) Построить векторную диаграмму неявнополюсного синхронного генератора с учетом насыщения.

31)Построить энергетическую диаграмму синхронной машины.

32)Построить характеристики синхронного генератора.

33)Построить угловые характеристики синхронного двигателя.

34)Построить U-образные характеристики синхронной машины.

35)Построить рабочие характеристики синхронного двигателя.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатович В.М. Электрические машины и трансформаторы: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.М. Игнатович, Ш.С. Ройз. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 181 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов И.П. Электрические машины. В 2 Т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / И.П. Копылов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 267 с. ЭБС Юрайт
2 Копылов И.П. Электрические машины. В 2 Т. Том 2: учебник для академического бакалавриата / И.П. Копылов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 407 с. ЭБС Юрайт
3 Жуловян В.В. Электрические машины: электромеханическое преобразование энергии: учеб. пособие для вузов / В.В. Жуловян. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 425 с. ЭБС Юрайт
4 Основы электромеханики: учебное пособие / В. П. Кочетков, В. Я. Беспалов, Е. Я. Глушкин и др. ; под ред. В. П. Кочетков. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. –639 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Трубицина Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электрические машины". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Петрушин, А. Д. Электрические машины и электропривод: учеб. пособие / А.Д. Петрушин, Н.К. Колесников, Н.А. Трубицина; РГУПС. – Ростов н/Д, 2008. – 169 с. ЭБС РГУПС
3 Соломин, В. А. Машины постоянного тока и трансформаторы: учеб.-метод. пособие к лаб. работам / В. А. Соломин, Л. Л. Замшина, Н. А. Трубицина; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. ЭБС РГУПС
4 Трубицина Н.А. Принцип действия и конструкция электрических машин и трансформаторов: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / Н.А. Трубицина, М.А. Трубицин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
5 Соломин, В.А. Техника безопасности в лабораториях кафедры «Электрические машины и аппараты»: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.А. Соломин, Н.А. Трубицина, Л.Л. Замшина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. ЭБС РГУПС
6 Соломин, В. А. Машины переменного тока: учеб.-метод. пособие к лаб. работам / В. А. Соломин, Н. А. Трубицина, Л. Л. Замшина; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription/подписка Microsoft) И
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription/подписка Microsoft) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44799.