РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы надежности и технической диагностики"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 3 Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители Кирюнин Александр Игоревич, к.т.н., доц. Швалов Дмитрий Викторович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы надежности и технической диагностики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Носов Олег Геннадьевич, главный инженер, служба автоматики и телемеханики Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы н и т д_С_23.05.05_во_5_АТ_п37761_44719.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы надежности и технической диагностики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы надежности и технической диагностики" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность технологических процессов", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия и термины теории надежности.

Умеет: выявлять проблемы и определять способы обеспечения надежности и безопасности систем обеспечения движения поездов.

Имеет навыки: определения состояния систем обеспечения движения поездов на основании анализа параметров надежности.

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: современные методы и способы обеспечения надежности, обнаружения неисправностей в эксплуатации систем обеспечения движения поездов

Умеет: обнаруживать неисправности и оценивать техническое состояние систем обеспечения движения поездов

Имеет навыки: применения современных методов и способов диагностирования систем обеспечения движения поездов

ПК-4 - владением нормативными документами по ремонту и техническому обслуживанию систем обеспечения движения поездов, способами эффективного использования материалов и оборудования при техническом обслуживании и ремонте систем обеспечения движения поездов, владением современными методами и способами обнаружения неисправностей в эксплуатации, определения качества проведения технического обслуживания систем обеспечения движения поездов, владением методами расчета показателей качества

Знает: методы расчета и анализа параметров надежности систем обеспечения движения поездов.

Умеет: выполнять расчеты параметров надежности систем обеспечения движения поездов.

Имеет навыки: планирования мероприятий по обеспечению надежности систем обеспечения движения поездов.

ПК-5 - способностью разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности, обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем обеспечения движения поездов, осуществлять экспертизу технической документации

Знает: методы расчета основных характеристик надежности систем и сетей связи

Умеет: выполнять расчеты основных характеристик надежности систем и сетей связи

Имеет навыки: планирования мероприятий по обеспечению надежности систем и сетей связи

ПСК-3.1 - способностью применять теоретические положения теории цепей и теории передачи сигналов при расчете параметров систем телекоммуникаций, оценке качества передачи, владением методами расчета основных характеристик систем и сетей связи, а также методами оценки эффективности и качества этих систем с использованием систем менеджмента качества

Комментарии кафедры:

В результате изучения дисциплины компетенции формируются в части:.

ОПК-1: способностью применять методы теоретического исследования.

ПК-5: умением разрабатывать и использовать методы расчета надежности техники в профессиональной деятельности.

ПК-4: владением современными методами и способами обнаружения неисправностей в эксплуатации, владением методами расчета показателей качества.

ПСК-3.1: владением методами расчета основных характеристик систем и сетей связи.


Место дисциплины 1С.Б "Основы надежности и технической диагностики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теория дискретных устройств", "Электроника".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   41
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 10   10
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 31   31
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 67 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   60 65
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 110   60 50
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основные понятия и термины теории надежности. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

1.1. Тема №1 Основы теории надежности как научная дисциплина: 1) Предмет, цель и задачи изучения дисциплины. 2) История возникновения и развития научной дисциплины. 3) Роль систем обеспечения движения поездов в организации бесперебойного и безопасного движения поездов. 4) Основные проблемы обеспечения надежности и безопасности систем обеспечения движения поездов.

1.2. Тема №2 Основные понятия, термины и определения: 1) Свойства технического объекта (системы) 2) Состояния технического объекта (системы) (с точки зрения надежности) 3) Типы нарушений и восстановлений исправного (работоспособного) состояния объекта (системы) 4) Виды отказов 5) Типы объектов (систем) (с точки зрения возможности восстановления).

2. Надежность невосстанавливаемых систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

2.1. Тема №3 Количественные показатели надежности невосстанавливаемых систем: 1) Основное свойство и основная случайная величина, определяющие надежность невосстанавливаемых систем 2) Количественные показатели безотказности невосстанавливаемых систем 3) Зависимости между показателями надежности 4) График зависимости интенсивности отказов от времени 5) Законы распределения времени между отказами 6) Практические навыки по расчету количественных показателей надежности невосстанавливаемых систем.

2.2. Тема №4 Модели надежности систем: 1) Понятие о структурных схемах надежности (ССН) 2) Способы соединения элементов в ССН.

2.3. Тема №5 Методы повышения надежности систем: 1) Основные методы повышения надежности систем 2) Виды и способы резервирования систем. Кратность резервирования.

2.4. Тема №6 Виды расчета надежности: 1) Ориентировочный расчет надежности 2) Окончательный (полный) расчет надежности 3) Практические навыки по расчету надежности невосстанавливаемых систем при проектировании.

2.5. Тема №7 Методы расчета надежности: 1) Метод преобразования структурной схемы (метод свертки) 2) Метод полной группы событий 3) Метод минимальных путей и сечений.

2.6. Тема №8 Расчет надежности невосстанавливаемых систем: 1) Порядок расчета надежности невосстанавливаемой нерезервированной системы 2) Порядок расчета надежности невосстанавливаемой резервированной системы 3) Практические навыки по расчету надежности невосстанавливаемых систем.

3. Надежность восстанавливаемых систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

3.1. Тема №9 Потоки отказов и восстановлений восстанавливаемых систем: 4) Особенности процесса эксплуатации восстанавливаемых систем 5) Понятие потока отказов и восстановлений 6) Свойства потока отказов и восстановлений.

3.2. Тема №10 Количественные показатели надежности восстанавливаемых систем: 1) Показатели безотказности 2) Показатели ремонтопригодности 3) Комплексные показатели надежности.

3.3. Тема №11 Расчет надежности восстанавливаемых систем: 1) Граф состояний восстанавливаемой системы 2) Метод расчета надежности восстанавливаемых систем с использованием теории Марковских процессов 3) Порядок расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 4) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 5) Порядок расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем 6) Практические навыки по расчету надежности восстанавливаемых резервированных систем.

4. Надежность дискретных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

4.1. Тема №12 Особенности случайного процесса отказов в дискретных системах (устройствах): 1) Типы и виды отказов, характерные для дискретных систем (устройств) 2) Модели отказов (непрерывная и дискретная). Основная случайная величина, определяющая надежность дискретных систем (устройств).

4.2. Тема №13 Количественные показатели надежности дискретных систем (устройств: 1) Количественные показатели надежности дискретных систем (устройств) при дискретной модели отказов 2) Зависимости между показателями надежности 3) Практические навыки по расчету количественных показателей надежности дискретных систем (устройств).

4.3. Тема №14 Расчет надежности невосстанавливаемых нерезервированных дискретных систем (устройств): 1) Порядок расчет надежности невосстанавливаемых нерезервированных дискретных систем (устройств) 2) Практические навыки по расчету надежности невосстанавливаемых нерезервированных дискретных систем (устройств).

4.4. Тема №15 Дискретные системы с восстанавливающими органами (мажоритарными элементами): 1) Особенности резервирования дискретных систем (устройств) 2) Восстанавливающий орган (мажоритарный элемент). Логическая функция восстанавливающего органа (пороговая функция). Порог восстановления (голосования). 3) Коррекция отказов восстанавливающим органом 4) Структурные схемы дискретных систем с восстанавливающими органами (мажоритарными элементами).

4.5. Тема №16 Расчет надежности дискретных систем (устройств) с восстанавливающими органами (мажоритарными элементами: 1) Порядок расчета надежности дискретных систем (устройств) с восстанавливающими органами (мажоритарными элементами) 2) Практические навыки по расчету надежности дискретных систем (устройств) с восстанавливающими органами (мажоритарными элементами.

5. Надежность микроэлектронных и компьютерных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

5.1. Тема №17 Надежность аппаратных средств (аппаратного обеспечения): 1) Анализ надежности микроэлектронных и компьютерных систем 2) Виды отказов микроэлектронных и компьютерных систем 3) Факторы, влияющие на надежность микроэлектронных и компьютерных систем.

5.2. Тема №18 Надежность программных средств (программного обеспечения): 1) Понятие надежности программного обеспечения 2) Частные свойства надежности программного обеспечения 3) Виды и особенности отказов программного обеспечения 4) Порядок и практические навыки расчета надежности программного обеспечения.

5.3. Тема №19 Испытания систем на надежность: 1) Испытания программ 2) Испытания изделий 3) Испытания на совместную работу.

6. Теория безопасности. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

6.1. Тема №20 Основные понятия, термины и определения теории безопасности: 1) Свойства технического объекта (системы) с точки зрения тории безопасности 2) Состояния технического объекта (системы) (с точки зрения теории безопасности) 3) Типы нарушений и восстановлений исправного (работоспособного) состояния объекта (системы) 4) Виды отказов 5) Критерий опасного отказа 6) Соотношение между безопасностью и безотказностью.

6.2. Тема №21 Показатели безопасности: 1) Качественные показатели безопасности 2) Количественные показатели безопасности.

6.3. Тема №22 Система отраслевых стандартов по безопасности: 1) Отраслевые стандарты 2) Руководящие документы 3) Руководящие технические материалы.

6.4. Тема №23 Методы обеспечения безопасности: 1) Классификация методов обеспечения безопасности 2) Сравнительный анализ методов обеспечения безопасности.

6.5. Тема №24 Расчет безопасности систем: 1) Порядок расчета безопасности систем 2) Практические навыки по расчету безопасности систем.

7. Обеспечение надежности и безопасности систем обеспечения движения поездов. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

7.1. Тема №25 Сбор, обработка и анализ информации о надежности: 1) Системы и методы сбора и обработки информации о надежности 2) Причины отказов 3) Порядок проведения анализа причин отказов.

7.2. Тема №26 Статистические данные об отказах и показателях надежности: 1) Анализ статистических данных об отказах устройств автоматики, телемеханики и связи 2) Анализ статистических данных об отказах устройств электроснабжения.

7.3. Тема №27 Влияние надежности систем обеспечения движения поездов на безопасность движения: 1) Влияние отказов устройств автоматики, телемеханики и связи на безопасность движения 2) Влияние отказов устройств электроснабжения на безопасность движения.

7.4. Тема №28 Пути повышения надежности систем обеспечения движения поездов: 1) Пути повышения надежности устройств автоматики, телемеханики и связи 2) Пути повышения надежности устройств электроснабжения.

8. Основы технической диагностики. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-4, ПК-5, ПСК-3.1)

8.1. Основные термины, понятия и определения технической диагностики: 1) техническая диагностика; техническое состояние объекта, виды технического состояния 2) техническое диагностирование; диагностические параметры; средства диагностирования (контроля); способы диагностирования 3) алгоритмы технического диагностирования (контроля технического состояния); диагностическая модель; система технического диагностирования; диагностическое обеспечение 4) показатели и характеристики технического диагностирования (контроля технического состояния).

8.2. Математические модели объектов диагностирования: 1) виды неисправностей; классификация объектов диагностирования; понятие элементарной проверки 2) явные и неявные модели; таблица функций неисправностей 3) алгоритм построения математической модели объекта диагностирования.

8.3. Рабочее и тестовое диагностирование. Тесты. Алгоритмы диагностирования: 1) организация рабочего и тестового диагностирования; структура средств диагностирования 2) виды тестов 3) виды и порядок построения алгоритмов диагностирования; 4) методы оптимизации алгоритмов диагностирования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   2
2 6 12   2
3 4 8   2
4 4 4   2
5 2 2   6
6 4 1   6
7 2 3   6
8 8     5
Итого 32 32   31
В т.ч. по интерактивным формам 16      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Определение количественных показателей надежности систем по результатам эксплуатации 2
2 Расчет надежности невосстанавливаемых нерезервированных и резервированных систем 4
Расчет надежности невосстанавливаемых систем при проектировании 4
Расчет надежности невосстанавливаемых систем с различными способами резервирования 4
3 Расчет надежности восстанавливаемых нерезервированных систем 2
Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем 6
4 Расчет надежности дискретных систем (устройств. Исследование надежности дискретных систем с восстанавливающими органами) 4
5 Расчет надежности программного обеспечения 2
6 Исследование соотношения безотказности и безопасности одноканальной и двухканальной систем 1
7 Исследование влияния технического обслуживания (профилактики) на надежность систем 3

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основные понятия, термины и определения 2
2 Методы повышения надежности систем 2
3 Количественные показатели надежности восстанавливаемых систем 2
4 Количественные показатели надежности дискретных систем 2
5 Надежность аппаратных средств (аппаратного обеспечения). Испытания систем на надежность. 6
6 Система отраслевых стандартов по безопасности 6
7 Сбор, обработка и анализ информации о надежности: Причины отказов. Влияние надежности систем обеспечения движения поездов на безопасность движения. 6
8 Основные термины, понятия и определения технической диагностики 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 110 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прокопец, В.Н. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. пособие/ В.Н. Прокопец, Н.И. Гриненко, А.И. Кирюнин и др.; РГУПС. -Ростов н/Д, 2006. -123 с. ЭБС РГУПС
2 Основы теории надежности: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе для студентов очной формы обучения / А.И. Кирюнин; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 32 с. ЭБС РГУПС
3 Основы теории надежности: учебно-методическое пособие к расчетно-графической работе для студентов заочной формы обучения / А.И. Кирюнин; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 12 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ПК-4 +
ПК-5 +
ПСК-3.1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-4 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-5 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПСК-3.1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа на тему «Расчет параметров надежности системы обеспечения движения поездов».


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные положения теории надежности: надежность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость.
2) Понятия о состояниях объектов с точки зрения их надежности. Понятие отказа, виды отказов.
3)Система сбора и обработки информации о надежности систем обеспечения движения поездов.
4) Понятие о структурных схемах надежности (ССН). Способы соединений элементов в ССН и определение вероятностей безотказной работы и средней наработки до отказа схем при этих способах соединений.
5) Виды резервирования. Способы структурного резервирования систем
6) Методы расчета надежности.
7) Виды расчетов надежности, допущения при расчетах, порядок выполнения расчетов.
8) Методика расчета надежности невосстанавливаемых нерезервированных систем
9) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с постоянным общим резервированием.
10) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с постоянным раздельным (элементным) резервированием.
11) Методика расчета надежности невосстанавливаемых систем с общим резервированием способом замещения
12) Восстанавливаемые системы. Потоки отказов и восстановлений.
13) Показатели безотказности восстанавливаемых нерезервированных систем: параметр потока отказов, средняя наработка на отказ, вероятность появления числа n отказов за время t, вероятность безотказной работы.
14) Показатели ремонтопригодности восстанавливаемых нерезервированных систем: вероятность восстановления работоспособного состояния системы, плотность вероятности восстановления, интенсивность восстановления, среднее время восстановления.
15) Комплексные показатели надежности восстанавливаемых систем: коэффициент готовности и коэффициент простоя.
16) Графы состояний восстанавливаемых нерезервированных и резервированных систем.
17) Основные этапы расчета надежности восстанавливаемых резервированных систем.
18) Количественные характеристики надежности дискретных устройств.
19) Восстанавливающие органы (мажоритарные элементы), порог голосования. Коррекция отказов дискретных устройств.
20) Структурные электрические схемы мажоритарных элементов.
21) Методика расчета надежности дискретных систем с дробной кратностью резервирования (с мажоритарными элементами).
22) Понятие надежности и безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Понятие защитного и опасного состояния, защитного и опасного отказа.
23) Количественные показатели безопасности.
24) Методика расчета показателей безопасности на примере двухканальных и трехканальных (мажоритарных) структур.
25) Пути повышения надежности систем на этапах разработки, изготовления и эксплуатации
26) Методы обеспечения надежности и безопасности систем обеспечения движения поездов
27) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Вероятности безотказной работы и отказа: статистическое определение этих вероятностей, графики функций
28) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Плотность вероятности отказов: статистическое определение, связь с вероятностями безотказной работы и отказа, связь с интенсивностью отказов
29) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Интенсивность отказов: статистическое определение, график функции, связь с вероятностями безотказной работы и отказа, связь с плотностью вероятности отказов
30) Количественные показатели надежности (безотказности) невосстанавливаемых систем. Средняя наработка до отказа: статистическое определение, связь с вероятностью безотказной работы.
31) Понятие "техническое состояние объекта", виды технического состояния
32) Техническое диагностирование; диагностические параметры; средства диагностирования (контроля); способы диагностирования
33) Алгоритмы технического диагностирования (контроля технического состояния). Понятие элементарной проверки
34) Понятие и виды диагностических моделей. Явные и неявные модели
35) Система технического диагностирования; диагностическое обеспечение
36) Показатели и характеристики технического диагностирования (контроля технического состояния)
37) Организация рабочего и тестового диагностирования. Структура средств диагностирования. Виды тестов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Найти вероятность безотказной работы реле за m часов, если из n однотипных реле, поставленных на испытание, за m часов отказало r реле.
2) Найти среднюю наработку до отказа объекта (в часах) при заданной интенсивности отказов .
3) Найти параметр потока отказов на интервале от 0 до t часов, если за t часов из n реле, поставленных на испытание, отказало m реле, которые немедленно заменялись новыми.
4) Найти коэффициент простоя объекта, если известен его коэффициент готовности.
5) Заданы структурная схема надежности устройства и вероятности безотказной работы элементов. Определить вероятность безотказной работы устройства.
6) Определить вероятность безотказной работы , интенсивность отказов и среднюю наработку на отказ .
7) Прибор состоит из трех блоков, которые независимо друг от друга могут отказать. Отказ каждого из блоков приводит к отказу всего прибора. Заданы вероятности отказов всех блолков. Найти вероятность того, что заданный прибор проработает безотказно.
8) Прибор может работать в двух режимах: «1» и «2». Режим «1» наблюдается в А% случаев, режим «2» – в В% случаев за время работы . Заданы вероятности отказов прибора при работе в режиме «1» и в режиме «2». Найти вероятность отказа прибора за заданное время .
9) Прибор состоит из равнонадежных блоков. Вероятности того, что за время каждый из блоков проработает безотказно, равны. Отказ прибора произойдет при отказе всех блоков. Найти вероятность того, что за заданное время прибор проработает безотказно.
10) Задана вероятность безотказной работы системы в течение заданного периода. Предполагается, что справедлив экспоненциальный закон надежности. Рассчитать интенсивность отказов и плотность вероятности отказа для заданного момента времени.
11) Система состоит из четырех блоков и выходит из строя при отказе любого одного блока. Известны значения средней наработки до отказа всех блоков. Блоки имеют экспоненциальное распределение наработки до отказа. Рассчитать среднюю наработку до отказа системы.
12) Заданы интенсивность отказа элемента, отнесенная к одному переключению, интенсивность отказа по «0», интенсивность отказа по «1». Определить: вероятность безотказной работы элемента за n переключений; вероятность отказа при переключении (1/пер); вероятность отказа за i переключений; вероятность отказа по «0» за i переключений; вероятность отказа по «1» за i переключений; среднюю наработку до отказа.
13) Записать логическую функцию (функцию алгебры логики) для восстанавливающего органа заданного типа. Найти количество отказов по «0» и «1», которое может корректировать восстанавливающий орган данного типа.
14) Составить граф состояний нерезервированной системы, состоящей из n равнонадежных элементов (система восстанавливаемая, есть ограничения по восстановлению).
15) Описать виды неисправностей систем обеспечения движения поездов. Дать классификацию систем обеспечения движения поездов как объектов диагностирования.
16) Построить таблицу функций неисправностей для заданного объекта диагностирования.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Рассчитать параметры надежности системы обеспечения движения поездов (проверяется в ходе выполнения и защиты РГР).

2) Построить оптимальный алгоритм диагностирования для заданного объекта.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.1 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Вл.В. Сапожников и др.; под ред. Вл.В. Сапожникова. - М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. - 318 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дружинин, Г.В. Теория надежности радиоэлектронных систем в примерах и задачах. – М.: Энергия, 1976 НТБ РГУПС
2 Сапожников, В.В. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учебное пособие для вузов ж.д. трансп. / В.В. Сапожников, Вл.В. Сапожников, В.И. Шаманов / Под ред. Вл.В. Сапожникова. – М.: Маршрут, 2003, – 263 с. УМЦ ЖДТ
3 Горелик А. В. Практикум по основам теории надежности : учеб. пособие/ А. В. Горелик, О. П. Ермакова; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М., 2013. -132 с. НТБ РГУПС
4 Надежность информационных систем: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / М.Д. Линденбаум, Е.М. Ульяницкий. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. - 318 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кирюнин А.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы надежности и технической диагностики". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Прокопец, В.Н. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. пособие/ В.Н. Прокопец, Н.И. Гриненко, А.И. Кирюнин и др.; РГУПС. -Ростов н/Д, 2006. -123 с. ЭБС РГУПС
3 Гриненко, Н.И. Расчет надежности устройств автоматики, телемеханики и связи: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы теории надежности». / Н.И. Гриненко, А.И. Кирюнин – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 52 с. ЭБС РГУПС
4 Гриненко, Н.И. Расчет надежности восстанавливаемых резервированных систем автоматики, телемеханики и связи: методические указания к практическому занятию по дисциплине: «Основы теории надежности» / Н.И. Гриненко, С.В. Соколов, В.Н. Прокопец; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2005. – 16 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44719.