РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Гражданское право и процесс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Семейное право"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ю.н., доц. Нестерова Надежда Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Семейное право" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Гражданское право и процесс".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ю.н., проф. Ванин Виталий Владимирович, судья, Пятнадцатый Арбитражный апелляционный суд.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Семейное п_Б_40.03.01_во_8_ГПП_п39705_44606.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Семейное право".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Семейное право" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы

Умеет: применять законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы

Имеет навыки: соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

ОПК-1 - способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Знает: основные понятия семейного права

Умеет: повышать уровень своей профессиональной компетентности

Имеет навыки: повышения уровеня своей профессиональной компетентности

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Знает: законодательство Российской Федерации

Умеет: обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права

Имеет навыки: давать квалифицированные консультации по разъяснению законодательства Российской Федерации субъектам права

ПК-3 - способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права

Знает: способы и приемы квалифиции фактов и обстоятельст в области семейного права

Умеет: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в области семейного права

Имеет навыки: юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в области семейного права

ПК-6 - способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Место дисциплины 1Б.Б "Семейное право" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Гражданское право".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 27 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 72   72
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 72   72
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 27 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   34 61
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 89   34 55
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Общие положения. (Компетенция/и ОПК-1)

2. Брачное правоотношение. (Компетенция/и ОПК-1)

3. Правоотношения супругов. (Компетенция/и ОПК-1)

4. Правоотношения родителей и детей. (Компетенция/и ОПК-1)

5. Алиментные обязательства членов семьи. (Компетенция/и ПК-3)

6. Правоотношения по устройству на воспитание детей оставшихся без попечения родителей. (Компетенция/и ОПК-6)

7. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. (Компетенция/и ПК-6)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 1   12
2 2 1   10
3 2 2   10
4 2 2   10
5 2 2   10
6 1 2   10
7 1 2   10
Итого 12 12   72
В т.ч. по интерактивным формам 12 12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Предмет семейного права Метод семейного права Принципы семейного права Понятие и социальные функции семьи Источники семейного права Семейные правоотношения Понятие и общая характеристика семейных правоотношений Субъекты семейных правоотношений Объекты семейных правоотношений Содержание семейных правоотношений Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений Отраслевые признаки семейных правоотношений Осуществление и защита семейных прав Понятие, гарантии, пределы и сроки осуществления семейных прав Понятие, формы и способы защиты семейных прав Меры ответственности за совершение семейно-правового нарушения Основания и условия применения мер семейно-правовой ответственности.Применение сроков исковой давности в семейном праве. 1
2 Основания и порядок заключения брака Условия заключения брака Препятствия к заключению брака Порядок заключения брака Прекращение брачного правоотношения Основания прекращения брачного правоотношения Расторжение брака в органах ЗАГС Расторжение брака в судебном порядке Признание брака недействительным Понятие, основания и порядок признания брака недействительным Порядок и основания устранения недействительности брака Правовые последствия признания брака недействительным Отличия расторжения брака от признания брака недействительным Контрольные вопросы и задания. 1
3 Личные неимущественные права и обязанности супругов Имущественные отношения между супругами Понятие и виды имущественных отношений Законный режим имущества супругов Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов Раздельное имущество супругов Раздел общего имущества супругов Договорный режим имущества супругов Ответственность супругов по обязательствам. 2
4 Установление происхождения детей Основания возникновения родительского правоотношения Установление происхождения ребенка от матери Установление происхождения ребенка от отца Установление факта отцовства и факта признания отцовства Внесение сведений об отце ребенка по усмотрению матери Установление происхождения ребенка, рожденного при применении репродуктивных технологий Оспаривание отцовства (материнства) Личные неимущественные права детей. 2
5 Алиментные обязательства других членов семьи Соглашение об уплате алиментов Порядок уплаты и взыскания алиментов Принудительное взыскание алиментов Возбуждение исполнительного производства. 2
6 Деятельность органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей Учет детей, оставшихся без попечения родителей Устройство детей, оставшихся без попечения родителей Семейные формы устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей Усыновление (удочерение) детей: понятие, особенности и правовые последствия по Россиийскому законодательству. Приемная семья Патронатная семья Несемейные формы устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. 2
7 Общая характеристика семейных правоотношений, осложненных иностранным элементом Заключение, расторжение и признание брака недействительным Заключение брака Недействительность брака Расторжение брака Правоотношения супругов Правоотношения родителей и детей Усыновление (удочерение) детей с участием иностранных граждан Понятие, условия и последствия усыновления (удочерения) Постусыновительный контроль за условиями жизни детей Международно-правовые нормы. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Система, функции и значение семейного права. Понятие и система источников семейного права. Понятие семейного законодательства, его характеристика. Действие и применение семейного законодательства. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. История институтов семьи и брака. Семейное законодательство Российской империи. Исторические формы и функции семьи. История семейного законодательства России с 1917 г по настоящее время. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. Кодекс о браке и семье 1969 г. Основные тенденции развития современного семейного права в зарубежных странах. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права. Принцип аналогии закона и аналогии права. 12
2 Понятие брака: трасформация понятия брака, институт фактических браков. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака. Право выбора супругами фамилии. Решение вопросов, сопутствующих расторжению брака. 10
3 Исключения из общего имущества супругов. Брачный договор (контракт) понятие, содержание, форма. Порядок заключения изменения и расторжения брачного договора (контракта). Признание брачного договора недействительным. 10
4 Споры, связанные с воспитанием детей Понятие спора о воспитании детей Особенности рассмотрения судами споров о воспитании детей Споры о месте жительства ребенка и порядке общения с ним Лишение родительских прав Ограничение родительских прав Немедленное отобрание ребенка Имущественные права несовершеннолетних детей. 10
5 Социальная природа и функции алиментирования (алименты как «социальный налог»). Общая характеристика и состав алиментных правоотношений. Инициативный и судебный порядок уплаты алиментов. Виды и особенности алиментных правоотношений. Общий порядок взыскания алиментов: обращение взыскания на доходы должника. Доходы, на которые может быть обращено взыскание. Порядок взыскания алиментов при отсутствии или недостаточности у должника доходов. Прекращение взыскания алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Порядок назначения, расчета и уплаты алиментов. Ответственность за неуплату алиментов. 10
6 Роль органов опеки и попечительства в защите прав и интересов ребенка. Процессуальные особенности усыновления по действующему законодательству. Тайна усыновления. Имя, отчество, фамилия, дата и место рождения усыновленного ребенка. Отмена усыновления. Образование приемной семьи. Договор как основание возникновения приемной семьи. Правовой статус приемных родителей. Детский дом семейного типа. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 10
7 Источники правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан. Общая характеристика коллизионного регулирования семейных правоотношений: история коллизионного регулирования, понятие иностранного элемента, определение применимого права, унификация регулирования брачно-семейных отношений. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Брак и развод в международном частном праве. Установление содержания норм иностранного права и ограничение их применения. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 89 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Семейное право : учеб.-метод. пособие для проведения семинарских занятий / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 67 с. - Библиогр. - Слов. терминов. - Заказ № 8121, НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-1 +
ОПК-6 +
ПК-3 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Возникновение личных прав и обязанностей супругов по российскому законода-тельству, их сравнение с гражданскими правами.2. Виды правовых режимов имущества супругов в российском законодательстве.3. Равноправие супругов и законный режим имущества супругов по СК РФ.4. Договорный режим имущества супругов, предусмотренный Семейным кодексом.5. Владение и пользование общим имуществом супругов.6. Брачный договор как вид регулирования имущественный отношений супругов.7. Соглашения о разделе имущества супругов, их правовые последствия.8. Имущество как предмет брачного договора.9. Порядок распоряжения общим имуществом супругов по брачному договору и по закону.10. Основания признания недействительным брачного договора российскому зако-нодательству.11. Права и обязанности родителей. Особенности прав несовершеннолетних родите-лей, предусмотренные СК РФ.12. Органы опеки и попечительства в России.13. Правовое регулирование споров, связанных с воспитанием детей.14. Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей как вид алиментных обязательств.15. Правовое регулирование участия родителя, проживающего отдельно в дополни-тельных расходах на детей.16. Соглашения об уплате алиментов как способ защиты прав участников семейно-правовых отношений.17. Правовое регулирование расторжения брака в органах записи актов гражданско-го состояния.18. Правовое регулирование расторжения брака в судебном порядке.19. Признание брака недействительным.20. Основания для государственной регистрации расторжения брака по российскому законодательству.21. Определение подсудности дел о расторжении брака. 22. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решений о расторжении брака.23. Особенности рассмотрения дел судами о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей.24. Правовые последствия признания брака недействительным.25. Особенности рассмотрения дел о расторжении брака при наличии соглашения о разделе имущества супругов.26. Соглашение об определении места жите.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие, предмет и метод семейного права.
2) Семейное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
3) Понятие, особенности и виды принципов семейного права.
4) Понятие и виды источников семейного права. Семейный кодекс РФ как основной источник семейного права.
5) Понятие, особенности и виды юридических фактов в семейном праве. Фактический (юридический) состав в семейном праве: понятие, виды, особенности.
6) Понятие и условия заключения брака. Порядок заключения брака.
7) Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
8) Прекращение брака: понятие и основания.
9) Порядок регистрации брака.
10) Расторжение брака: понятие, виды, основания, последствия
11) Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния: понятие, основания, порядок.
12) Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.
13) Недействительность брака: понятие, основания, порядок, последствия.
14) Восстановление брака: понятие, основания, порядок, последствия.
15) Понятие, виды, содержание прав и обязанностей супругов.
16) Ответственность супругов по обязательствам: понятие и особенности.
17) Понятие, особенности и виды правового режима имущества супругов.
18) Брачный договор (контракт) понятие, содержание, форма. Порядок заключения изменения и расторжения брачного договора (контракта).
19) Понятие, особенности, основания и порядок раздела имущества между супругами.
20) Понятие, виды, основания возникновения и прекращения прав и обязанностей родителей и детей.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить понятие и особенности установления происхождения ребенка.
2) Определить понятие и особенности установления материнства.
3) Определить понятие и особенности установления отцовства.
4) Определить понятие и особенности установления отцовства в отношении совершеннолетнего ребенка.
5) Определить основные права несовершеннолетних детей: понятие, виды и содержание.
6) Проанализировать понятие прав и обязанностей родителей (лиц их заменяющих): понятие, виды, содержание.
7) Составить заявление о регистрации брака.
8) Определить принципы и пределы осуществления родительских прав.
9) Определить особенности осуществления родительских прав несовершеннолетними родителями.
10) Составить проект соглашения об уплате алиментов на ребенка.
11) Определить особенности осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
12) Составить исковое заявление о расторжении брака.
13) Составить проект соглашения об уплате алиментов.
14) Составить проект брачного договора (контракта).
15) Составить проект соглашения о разделе совместной собственности супругов.
16) Составить заявление об усыновлении ребенка.
17) Составить исковое заявление о признании брака недействительным.
18) Определить ограничения родительских прав.
19) Определить основания и порядок лишения родительских прав.
20) Определить последствия лишения родительских прав.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать восстановление в родительских правах: основание, порядок,.

последствия. Случай, когда восстановление в родительских правах не допускается.

2) Проанализировать понятие алиментных обязательств.

3) Проанализировать основания возникновения и прекращения алиментных обязательств.

4) Проанализировать ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ.

5) Проанализировать виды и содержание алиментных обязательств.

6)Проанализировать соглашение об уплате алиментов: понятие, форма и содержание.

7) Проанализировать заключение, изменение и расторжение алиментных обязательств.

8) Проанализировать способы и порядок уплаты алиментов. Индексация алиментов.

9) Проанализировать порядок взыскания алиментов.

10) Проанализировать права и обязанности других членов семьи: понятие, виды, содержание, основание их возникновения и прекращения.

11) Проанализировать понятие, формы, виды и способы защиты семейных прав.

12) Проанализировать понятие ребенка, оставшегося без попечения родителей.

13) Проанализировать усыновление или удочерение детей как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, цели, порядок, условия, последствия.

14) Проанализировать тайну усыновления. Способы обеспечения тайны усыновления.

15) Проанализировать опеку и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью: понятие, цели, основания условия, последствия.

16) Проанализировать приемную семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью: понятие, цели, основания условия, последствия.

17) Проанализировать договор о передаче детей оставшихся без попечения родителей на воспитание в приемную семью: понятие, содержание, срок действия, прекращение.

18) Проанализировать права усыновленных детей: понятие и особенности.

19) Проанализировать устройство детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные учреждения: основание, порядок, последствия.

20) Проанализировать права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 8 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 8 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 8 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ульбашев, А. Х. Семейное право : учебник для бакалавриата и специалитета / А. Х. Ульбашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10408-0. ЭБС Юрайт
2 Семейное право : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Чефранова [и др.] ; под редакцией Е. А. Чефрановой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 331 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06447-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гражданское право [Текст] : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1 / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 143 с. - Библиогр. - Заказ № 8433, НТБ РГУПС
2 Семейное право : учебник и практикум для вузов / Л. М. Пчелинцева [и др.] ; под редакцией Л. М. Пчелинцевой; под общей редакцией Л. В. Цитович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06463-6. ЭБС Юрайт
3 Краснова, Т. В. Семейное право. Практикум : учебное пособие для вузов / Т. В. Краснова, Л. А. Кучинская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 327 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-00823-4. ЭБС Юрайт
4 Нечаева, А. М. Семейное право : учебник для академического бакалавриата / А. М. Нечаева. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 294 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00031-3. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нестерова Н.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Семейное право". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Семейное право [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы / Н. В. Нестерова, Т. В. Куликова, М. А. Каплюк ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 65 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44606.