РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Математическое моделирование систем и процессов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 3 Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Швалов Дмитрий Викторович, к.т.н., доц. Ильичева Вера Витальевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Математическое моделирование систем и процессов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Носов Олег Геннадьевич, главный инженер, служба автоматики и телемеханики Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Математическое м с и п_С_23.05.05_во_5_АТ_п44336_44369.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Математическое моделирование систем и процессов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Основы теории надежности", "Основы технической диагностики";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности.

Умеет: применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности.

Имеет навыки: применения прикладных программных средств для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов.

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности.

Умеет: приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии в ходе математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов.

Имеет навыки: применения современных образовательных и информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов.

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности.

Умеет: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты на основе использования современных информационных технологий.

Имеет навыки: применения современных информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов.

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Комментарии кафедры:

ОПК-1 реализуется в части: способностью применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования.


Место дисциплины 1С.Б "Математическое моделирование систем и процессов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Информатика (практикум)", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС, ЗКэ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 122   40 82
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 110   40 70
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 13 45 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общие понятия математического моделирования систем и процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

1.1. Тема №1 Общие понятия математического моделирования систем и процессов: 1) Основные понятия и определения 2) Формализация процесса функционирования сложных систем 3) Классификация математических моделей 4) Требования, предъявляемые к математическим моделям 5) Задачи моделирования систем электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных систем на железнодорожном транспорте.

2. Статистическое моделирование случайных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

2.1. Тема №1 Регрессионный анализ: 1) Линейная парная регрессия. 2) Нелинейная парная регрессия. 3) Множественная линейная и нелинейная регрессия.

2.2. Тема №2 Факторный анализ: 1) Идея факторного анализа 2) Практическое применение факторного анализа в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте 3) Выбор модели и оценивание ее параметров.

3. Основы теории оптимизации. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

3.1. Тема №1 Математическая постановка задач оптимизации: 1) Методы и алгоритмы оптимизации, их классификация 2) Основные принципы определения целевых функций. Наиболее распространенные виды целевых функций 3) Математическое программирование.

3.2. Тема №2 Линейное программирование: 1) Постановка задачи. 2) Графо-аналитический метод решения 3) Симплекс-метод решения задач линейного программирования 4) Приведение задач линейного программирования к каноническому виду 5) Приложения линейного программирования 6) Транспортная задача 7) Решение практических задач моделирования в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте методами линейного программирования.

3.3. Тема №3 Оптимизационные задачи теории графов: 1) Основные понятия теории графов 2) Нахождение стационарного максимального потока и минимального разреза в транспортной сети 3) Динамический поток в транспортной сети 4) Нахождение кратчайшего пути в транспортной сети. Задача коммивояжера 5) Постановка и решение оптимизационных задач теории графов в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте.

4. Основы теории массового обслуживания и теории расписаний. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

4.1. Тема №1 Основные понятия и классификация систем массового обслуживания: 1) Задачи теории массового обслуживания 2) Классификация систем массового обслуживания 3) Понятие случайного процесса. Марковские процессы. Потоки событий. Время обслуживания требований 4) Показатели эффективности обслуживающих систем.

4.2. Тема №2 Показатели эффективности различных систем массового обслуживания: 1) Системы с отказами. Приближенная оценка пропускной способности 2) Системы массового обслуживания с ожиданием. 3) Системы с ограниченным средним временем ожидания в очереди и с ограниченной длиной очереди 4) Постановка и решение задач теории массового обслуживания в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте.

4.3. Тема №3 Основы теории расписаний: 1) Основные понятия теории расписаний. Классификация задач теории расписаний. Общая задача составления расписаний. 2) Криерии оценки расписаний. 3) Упорядочение конечного числа работ для одной машины. 4) Расписание для системы конвейерного типа.

5. Интеллектуальные и гибридные технологии в системном анализе и моделировании. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

5.1. Тема №1 Интеллектуальные технологии: 1) Основные определения и понятия. 2) Методы моделирования с использованием продукционных схем вывода. 3) Нечеткие продукционные модели и схемы вывода.

5.2. Тема №2 Гибридные технологии: 1) Общее представление о гибридных системах и технологиях. 2) Искусственные нейронные сети и эволюционное моделирование. 3) Гибридные нейронечеткие системы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6 2 10
2 2   10 14
3 4 10 2 12
4 4   2 12
5 4     9
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам   8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 ИЗУЧЕНИЕ СРЕДЫ SCILAB 5.4.1 2
2 ПОЛУЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЛИНЕЙНОЙ ПАРНОЙ РЕГРЕССИИ И ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ 2
НЕЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ. ПОДГОНКА КРИВЫХ И ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ 2
ПОЛУЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ МНОЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙНОЙ РЕГРЕССИИ И ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ 2
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ 4
3 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 2
4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Практическое занятие №1. Нахождение производной функции. Нахождение производной сложной функции. Нахождение частных производных первого и второго порядка. 2
Практическое занятие №2. Решение нелинейных уравнений. Решение систем линейных уравнений. Решение систем нелинейных уравнений. 4
3 Практическое занятие №3. Решение задач линейного программирования графо-аналитическим методом. Решение задач линейного программирования симплекс-методом. 4
Практическое занятие №4. Численное интегрирование уравнений состояния математической модели. 2
Практическое занятие №5. Решение оптимизационных задач теории графов. 2
Практическое заняти №6. Решение транспортной задачи. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Общие понятия математического моделирования систем и процессов. Задачи моделирования систем электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуционных систем на железнодорожном транспорте. 10
2 Практическое применение факторного анализа в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики. телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте 14
3 Решение практических задач моделирования в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммунационных системах на железнодорожном транспорте методами линейного программирования. 12
4 Постановка и решение задач массового обслуживания в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммунационных системах на железнодорожном транспорте. 12
5 Интеллектуальные технологии. Гибридные технологии. 9

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 110 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов" / под ред. А.Е. Хатламаджияна. - Ростов н/Д: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-3 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

нет.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

обучающиеся заочной формы обучения выполняют контрольную работу в форме компьютерного тестирования в ЭИОС РГУПС.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Общие понятия математического моделирования – система, переменные состояния, пространство состояний, фазовая траектория, математическая модель. Общий вид модели динамического процесса на языке дифференциальных уравнений.
2)Этапы построения математической модели.
3)Классификация математических моделей.
4)Требования, предъявляемые к математическим моделям.
5)Модели линейной парной регрессии. Оценка тесноты связи.
6)Модели множественной линейной регрессии. Оценка тесноты связи.
7)Модели нелинейной регрессии. Оценка тесноты связи.
8)Факторный анализ: выбор моделей и оценивание параметров.
9)Формулировка и классификация задач математического программирования.
10)Задачи линейного программирования.
11)Основные принципы определения целевых функций. Наиболее распространенные виды целевых функций.
12)Основные понятия теории графов.
13)Модели теории массового обслуживания. Основные определения и формулировка задачи. Классификация задач массового обслуживания.
14)Входящий поток требований в задачах теории массового обслуживания. Основные понятия.
15)Показатели качества работы системы массового обслуживания.
16)Оценка качества работы систем массового обслуживания с отказами.
17)Оценка качества работы систем массового обслуживания с неограниченным временем ожидания.
18)Оценка качества работы смешанных систем массового обслуживания.
19)Системы массового обслуживания с ненадежными каналами.
20)Современные технологии имитационного моделирования – моделирование на основе нейронных сетей.
21)Интелектуальные технологии в моделировании: основные определения и понятия
22)Методы моделирования с использованием продукционных схем вывода
23)Нечеткие продукционные модели и схемы вывода
24)Общее представление о гибридных системах и технологиях
25)Искусственные нейронные сети и эволюционное моделирование
26)Гибридные нейронечеткие системы
27)Методы и алгоритмы оптимизации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выполнить простейшие вычисления и матричные операции.
2)Вычислить коэффициенты нелинейной регрессии. Выполнить подгонку кривых. Оценить точность модели.
3)Выполнить факторный анализ в программной среде.
4)Сформулировать и решить задачу линейного программирования графо-аналитическим методом.
5)Решить задачу линейного программирования симплекс-методом.
6)Привести задачу линейного программирования к канонической форме.
7)Использовать приложения линейного программирования. Решить транспортную задачу. Составить опорный план.
8)Решить транспортную задачу, используя метод потенциалов.
9)Разработать математическую модель по имеющимся статистическим данным. Обработать статистические данные.
10)Использовать статистические критерии для проверки соответствия выбранной модели статистическим данным.
11)Составить алгоритм поиска максимального потока в транспортной сети.
12)Составить алгоритм поиска кратчайшего пути в транспортной сети.
13)Разработать математическую модель одноканальной бесприоритетной системы массового обслуживания.
14)Разработать математическую модель многоканальной системы массового обслуживания, системы с приоритетами.
15)Исследовать свойства имитационной модели. Выполнить планирование имитационного эксперимента.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнить простейшие вычисления и матричные операции (на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

2)Определить коэффициенты линейной регрессионной функции одной переменной (на ПК) и оценить качество модели (проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

3)Выполнить факторный анализ (на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

4)Построить модель одноканальной бесприоритетной системы массового обслуживания (на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

5)Построить модель многоканальной системы массового обслуживания(на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

6) Построить продукционную модель (на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

7) Построить модель нечеткой системы средствами инструментария нечеткой логики (на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).

8) Построить гибридную нейро-нечеткую модель(на ПК)(проверяется в ходе выполнения лабораторной работы).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Долгий И.Д. Новые информационные технологии на железнодорожном транспорте: математическое и программное моделирование информационно-управляющих систем: учеб. пособие / И.Д. Долгий; РГУПС. – 2007; 2010 НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Аверченков, В. И. Основы математического моделирования технических систем [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Аверченков, В. П. Федоров, М. Л. Хейфец. — Электрон. текстовые данные. — Брянск : Брянский государственный технический университет, 2012. — 271 c. ЭБС IPRBooks
2 Ивницкий В.А. Моделирование информационных систем железнодорожного транспорта: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 276 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Швалов Д.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Решение задач регрессионного анализа в среде Scilab: Учебно-методическое пособие к лабораторным работам / А. И. Долгий, А. В. Суханов, А. Е. Хатламаджиян; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 27 с. ЭБС РГУПС
3 Решение задач факторного анализа, линейного программирования и оценки эффективности систем массового обслуживания в среде SCILAB: Учебно-методическое пособие к лабораторным работам / А. И. Долгий, А. И. Лебедев, А. Е. Хатламаджиян; ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 26 с. ЭБС РГУПС
4 Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов" / под ред. А.Е. Хатламаджияна. - Ростов н/Д: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Mathcad. Лицензия 2458499, бессрочная. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44369.