РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Химия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Химические методы почвенно-экологического обследования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Химические методы почвенно-экологического обследования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.х.н., проф. Таланов Валерий Михайлович, кафедра общей и неорганической химии, ЮРГУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Химические м п о_Б_21.03.02_во_1_Химия_п38607_44256.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Химические методы почвенно-экологического обследования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Химические методы почвенно-экологического обследования" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Кадастр недвижимости".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Основы природопользования", "Экология";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости землепользования; структуру биосферы

Умеет: применять химические законы для решения практических задач; проводить почвенно-экологическое обследование и использовать его результаты; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: навыками проведения химического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ПК-5 - способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах

Знает: основные химические явления и фундаментальные понятия, законы и теории химии; структуру биосферы

Умеет: применять химические законы для решения практических задач; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: навыками проведения химического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ДПК-2 - способностью учитывать качество земель при определении их целевого назначения

Комментарии кафедры:

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Химические методы почвенно-экологического обследования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К) 15   15
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 50   50
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 6 2
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 2 2
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 53
Контрольная работа (К) 15     15
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   40 38
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 47 61
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Химическая термодинамика и кинетика. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-2)

1.1. Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакций 2) Направленость химических процессов 3) Использование термодинамических критериев необратимости химических процессов при почвенно-экологическом обследовании 4) Понятие об экосистеме.

1.2. Скорость реакции и методы её регулирования: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Энергия активации 4) Катализаторы и каталитические системы. Колебательные реакции 5) Использование кинетических характеристик для химического контроля в почвенно-экологическом обследовании (эколого-экономическая экспертиза компонентов почв и состава грунтовых вод).

1.3. Химическое и фазовое равновесие: 1) Понятие химического равновесия и его условия 2) Константа равновесия 3) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 4) Смещение химического равновесия с учетом биосферных процессов и различной экологической обстановки. 5) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса.

2. Реакционная способность веществ. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-2)

2.1. Строение атома: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа, физический смысл 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. 3)Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда 4) Естественная радиоактивность. Радиоактивное загрязнение в экосистемах.

2.2. Периодическая система элементов: 1) Периодический закон и периодическая система Менделеева 2) Структура периодической системы с точки зрения строения атома.

2.3. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства химических элементов и их соединений: 1) Сродство к электрону, энергия ионизации, электроотрицательность. 2) Понятие кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ. 3) Закономерности изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов и образуемых ими простых и сложных веществ в периодах и группах 4) Прогноз реакционной способности химических веществ, участвующих в биосферных процессах, исходя закономерностей Периодической системы. 5) Применение окислительно-восстановительных реакций в химических методах почвенно-экологического обследования.

3. Химические системы. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-2)

3.1. Растворы и дисперсные системы: 1) Класификация и виды дисперсных систем. Понятие о коллоидных растворах 2) Растворы неэлектролитов,общие свойства. Осмос. Закон Рауля и следствия из него 3) Растворы электролитов. Степень и константы диссоциации. Изотонический коэффициент. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель, применение в почвенно-экологическом обследовании. 4) Гомогенные и гетерогенные равновесия в растворах электролитах. 5) Реакция среды почвенных растворов. 6) Теоретические основы химической мелиорации почв. 7) Химическое загрязнение почв, грунтовых вод удобрениями, пестицидами и тяжелыми металлами. 8) Критерии пригодности почв и грунтовых вод по ПДК наиболее распространенных химических загрязнителей в окружающей среде.

3.2. Электрохимические системы: 1) Понятие от электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 2) Химические источники тока. Работа гальванического элемента. Его ЭДС 3) Электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии 4) Оценка скорости коррозионных процессов и скорости поступления продуктов коррозии в почвы и грунтовые воды 5) Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. Применение электролиза.

3.3. Полимеры и олигомеры: 1) Элементы органической химии 2) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 3) Свойства полимеров. Применение. 4) Химическая деструкция наиболее распространненых полимеров, загрязняющих окружающую среду (почвы, грунтовые воды) 5) Химическое загрязнение почв, грунтовых вод нефтепродуктами и СПАВ.

4. Методы и средства химического исследования веществ и их превращений (химическая идентификация). (Компетенция/и ПК-5, ДПК-2)

4.1. Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал. 2) Качественный анализ. 3)Количественный анализ.

4.2. Основные химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции. 2) Гравиметрический метод анализа. Гравиметрическое определение содержания соединений магния в водной вытяжке. 3) Титриметриметрический анализ. Титриметрическое определение соединений кальция и серы (сульфатов) в почвах.

4.3. Инструментальные методы анализа: 1) Основные принципы физико-химических методов анализа 2) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др 3) Физические методы анализа. Применение в почвенно-экологическом обследовании.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6   4 12
2 4   4 15
3 4   4 12
4 2   4 11
Итого 16   16 50
В т.ч. по интерактивным формам     8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Тепловые эффекты химических реакций. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия в гомогенных и гетерогенных системах 4
2 Классы неорганических соединений. Исследование качественного состава важнейших химических удобрений. Химическая идентификация распространенных ионов-загрязнителей почв и грунтовых вод. Окислительно-восстановительные реакции и их направленность. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца и железа в почвах,свойства; соединений Mn и Fe в экосистемах. 4
3 Гальванический элемент.Электрохимическая коррозия. Электролиз. Электрохимическое исследование буферной емкости почв. 4
4 Определение концентрации вещества методом титрования. Определение общей жесткости грунтовых вод. Титриметрическое определение содержания сульфат-ионов в почвенных растворах. Определение гидролитической кислотности почв. 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Первый закон термодинамики, внутренняя энергия и энтальпия. Каталитические системы, гомогенный и гетерогенный катализ. Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. Химические основы планетарных круговоротов элементов. Важнейшие биохимические круговороты в экосистемах. 12
2 Химическая связь,виды химической связи. Ковалентная связь и её природа,характеристики и свойства. Механизм образования и виды химической связи. Валентность элементов с позиции метода валентных связей. Пространственное строение молекул, гибридизация. Ионная связь. Влияние степени поляризации ионов на свойства веществ. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства вещества. Структура воды. Прогноз реакционной способности веществ в зависимости от химического строения. Предсказание свойств веществ в различных агрегатных состояниях. Комплексные соединения в методах почвенно-экологического обследования. 15
3 Способы выражения концентрации растворов. Растворы неэлектролитов, общие свойства. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости.Осмос в экосистемах. Получение и свойства коллоидных растворов. Почвы как полидисперсные системы. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК). Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы; их направленность в зависимости от внешних условий. Микробиологическая коррозия. Особенности коррозии периодически смачиваемых конструкций. Полимерные материалы. 12
4 Методы контроля за содержанием загрязняющих веществ в биосфере. 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 78 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Общая химия : учеб. пособие для самостоят. работы студентов / Ю.Ф. Мигаль, С.Б. Булгаревич, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. 190с. +Э.р. НТБ НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-5 +
ДПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ДПК-2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

курсовые работы не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

энергетика химических процессов Скорость реакции и методы её регулирования Химическое равновесие Строение атома и химическая связь Дисперсные системы. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции Гальванический элемент и коррозия металлов. Электролиз. Полимеры Химическая идентификация.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
2) Изохорные и изобарные процессы и их тепловые эффекты. Экзо- и эндотермические реакции.
3) Термохимические уравнения. Энтальпия образования сложного вещества. Энтальпия сгорания.
4) Закон Н.И.Гесса и следствия из него.
5) Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Энтропия.
6) Критерий самопроизвольности протекания процессов в изолированных и неизолированных системах. Энергия Гиббса.
7) Скорость химических реакций в гомогенных и гетерогенных системах.
8) Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс.
9) Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
10) Активные молекулы. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
11) Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его условия. Константа равновесия.
12) Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации реагентов, давления и температуры на химическое равновесие.
13) Квантово-механическая модель строения атома. Принцип неопределенности Гейзенберга.
14) Квантовые числа, их физический смысл.
15) Волновые свойства электрона. Атомные орбитали.
16) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип Паули.
17) Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип наименьшей энергии (правила Клечковского).
18) Правило Гунда. Электронные конфигурации валентных подуровней.
19)Периодический закон Д.И.Менделеева.
20) Строение Периодической системы элементов. Периодичность изменения свойств элементов.
21) Изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в пределах групп и периодов.
22) Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
23) Ковалентная химическая связь, её основные характеристики (направленность, насыщаемость). Полярность ковалентной связи.
24) Понятие о гибридизации. Пространственная конфигурация молекул.
25) Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
26)Ионная связь.Свойства соединий с ионным типом связи.
27) Водородная связь. Водородная связь и структуры жидкости.
28)Разбавленные растворы неэлектролитов. Закон Рауля и следствия из него.
29) Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации и её связь с изотоническим коэффициентом.
30) Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
31) Ионное произведение воды. Водородный показатель.
32) Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков.
33) Критерии пригодности почв и грунтовых вод по ПДК.
34) Окислительно-восстановительные реакции, используемые в химических методах почвенно-экологического обследования.
35) Факторы, влияющие на величину электродного потенциала. Ряд стандартных электродных потенциалов. Формула Нернста.
36) Гальванический элемент и его электродвижущая сила.
37) Электрохимическая коррозия металлов. Меры защиты от коррозии.
38) Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов.
39) Свойства S-элементов и их соединений.
40) Свойства p-элементов и их соединений.
41) Свойства d-элементов и их соединений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитывать энергетические эффекты при протекании физико-химических процессов
2)Определять кислотность почв и давать экспертно-экологическую оценку их использования
3)Прогнозировать срок службы металлического оборудования
4)Определять качественный состав грунтов и почв, предназначенных для железных дорог и сопутствующих им объектов недвижимости
5)Прогнозировать загрязнения биосферы в результате эксплуатации оборудования машин и механизмов
6)Использовать явления комплексообразования в химических и физико-химических методов анализа.
7)Использовать полимерные материалы при строительстве оросительных и дренажных сооружений, стабилизации водопрочной сруктуры почв.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методами выбора менее токсичных окислителей для обезвреживания загрязнителей в экосистемах.

2)Качественными методами химического анализа.Качественными реакциями.

3)Количественными методами химического анализа:титрованием , гравиметрией.

4)Физико-химическими методами анализа: потенциометрией, колориметрией, хроматографией.

5)Физическими методами анализа. Спектральным анализом.

6)Основными химическими методами почвенно-экологического обследования.

7)Представлениями об изменении свойств полимерных материалов при вариативности внешних условий (температура, облучение, влажность и др.).

8)Методами получения, стабилизации и разрушения дисперсных систем в почвах.

9)Методами обезврежения и переработки вредных химических веществ.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-2 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита контрольной работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сватовская Л.Б. Современная химия : учеб. пособие для бакалавров / Л. Б. Сватовская ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М., 2013. 251с. (НТБ РГУПС) НТБ РГУПС
2 Пресс И. А. Основы общей химии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Пресс И. А. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 352 с. (АйПиЭрБукс) ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Общая химия: учеб.пособие для самостоят.работы студентов/Ю.Ф.Мигаль, С.Б. Булгаревич, В.Н.Доронькин и др; РГУПС.-Ростов н/Д, 2010. - 190 с НТБ РГУПС
2 Доронькин, В. Н.Репетиционные тесты по химии: учеб. пособие/В.Н. Доронькин, Ю.Ф. Мигаль, В.А. Февралева; РГУПС.-Ростов н/Д, 2009.-150 с. НТБ РГУПС
3 Савенкова, М.А. Основные классы неорганических соединений: учеб. пособие / М.А. Савенкова, С.А. Воляник, Ю.Ф. Мигаль; ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2014.-55 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Савенкова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Химические методы почвенно-экологического обследования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Общая химия: учебное пособие по химии для студентов заочников /Ю.Ф. Мигаль, В.А. Февралева, С.А. Воляник и др; РГУПС -Ростовн/Д, 2009 -80с НТБ РГУПС
3 Савенкова, М.А. Лабораторные работы по дисциплине "Химические методы почвенно-экологического обследования": учеб.-метод.пособие/М.А. Савенкова, С.А. Воляник; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2015.-38 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44256.