РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информационные технологии на магистральном транспорте"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 1 Магистральный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Москат Наталья Александровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информационные технологии на магистральном транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н. Рыбалко И. П., доцент каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информационные т н м т_С_23.05.04_во_7_ВТиАСУ_п36978_43892.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии на магистральном транспорте".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационные технологии на магистральном транспорте" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Взаимодействие видов транспорта", "Математическое моделирование систем и процессов (часть II)", "Организация пассажирских перевозок";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Этапы развития информационных технологий на транспорте, виды информационных технологий, информационные системы обработки данных, функции вычислительных сетей, рациональные сферы их использования на железнодорожном транспорте

Умеет: Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации в транспортных системах и прикладных задачах на транспорте

Имеет навыки: Применения основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации в процессе организации, планировании и управлении эксплуатационной работы магистрального транспорта. Работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: Основные прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации функционирования транспортных систем (распределенные сети , on-line технологии, навигационные системы), современные технологии по обслуживанию пассажиров, управления отраслью.

Умеет: Использовать корпоративную сеть ОАО «РЖД», технологии по приобретению электронного проездного документа, информационные технологии в рамках электронного документооборота. Применять элементы сетевых технологий: сеть Интернет, электронную почту, сеть Интранет

Имеет навыки: Использования информационных технологий, аппаратных, математических и программных средств их обеспечения при обеспечении функционирования транспортных систем

ОПК-8 - готовностью к использованию основных прикладных программных средств, пользованию глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации при обеспечении функционирования транспортных систем

Знает: Деятельность магистрального железнодорожного транспорта. Стратегию информационного развития, концепцию информатизации ОАО «РЖД», основополагающие документы. Основные понятия информационных технологий, функции информационно-управляющих систем. Основные автоматизированные системы в сфере пассажирских перевозок, по управлению перевозочным процессом на ж.д.т. Информационное обслуживание пользователей ж.д.т

Умеет: Использовать компьютерные базы данных транспортных систем, сеть Интернет, корпоративную сеть ОАО «РЖД», технические средства производства переработки информации – аппаратное, математическое, программное обеспечение. Применять информационные технологии на всех уровнях управления эксплуатационной работой магистрального железнодорожного транспорта

Имеет навыки: Использования технических средств производства переработки информации - аппаратного, математического и программного обеспечения при организации, планировании и управлении эксплуатационной работой магистрального железнодорожного транспорта

ПСК-1.2 - готовностью к применению информационных технологий на всех уровнях управления эксплуатационной работой магистрального железнодорожного транспорта, пользованию компьютерными базами данных, информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), средствами автоматизации управленческого труда и защиты информации, использованию технических средств производства переработки информации - аппаратного, математического и программного обеспечения

Место дисциплины 1С.Б "Информационные технологии на магистральном транспорте" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Математическое моделирование систем и процессов (часть I)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМВ, ДМС, ДМэ, Дэ, ЗДэ, ЗМС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 8
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 120   60 60
Контрольная работа (К) 4     4
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 116   60 56
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 15 64 80
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Ключевые понятия информационных технологий (ИТ). Инновационное развитие ОАО «РЖД». (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-1.2)

1.1. Транспортная система. Характеристики видов транспорта. Деятельность магистрального железнодорожного транспорта: 1)Основные характеристики магистральных видов транспорта, их достоинства и недостатки. 2)Основные задачи взаимодействия видов транспорта. 3)Деятельность железнодорожного транспорта. 4)ОКВЭД Транспорт и связь.

1.2. Ключевые понятия информационных технологий: 1)Определения информационных технологий (ИТ), информационных систем (ИС). 2) Классификация ИТ. 3)Системные и инструментальные средства. 4)Инфраструктура информации. 5)Средства реализации информационных технологий.

1.3. Инновационное развитие ОАО «РЖД». Основные уставные документы: 1)Стратегия развития ж.д. транспорта в Российской Федерации до 2030 года, другие уставные документы 2)Концепция информатизации ж.д. транспорта: понятие информатизации ж.д. транспорта, главная цель информатизации ж.д. транспорта, уровни информатизации. 3)Понятие информационной среды 4)Инновационное развитие ОАО «РЖД» в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

2. Информационные технологии на железнодорожном транспорте. Пассажирский комплекс. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-1.2)

2.1. Развитие пригородного комплекса пассажирских перевозок: 1)Стратегия развития пригородного комплекса: ориентация на пассажира: выбор вида транспорта, покупка билета, ожидание поезда, обслуживание в пути, постпродажное обслуживание,развитие каналов дистрибуции. 2) Внедрение новых технологий по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении: электронная транспортная карта, wi-fi, внедрение новой контрольно-кассовой техники, веб-сервис продаж Online-Агент. 3)Объемы пассажирских перевозок в пригородном сообщении. 4)Рентабельность пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Господдержка пригородного ж/д сообщения.

2.2. Автоматизированная система управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК): 1)Основные функции АСУ ППК 2)Преимущества АСУ ППК 3)Структура АСУ ППК 4)Функциональные модули АСУППК.

2.3. Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3»: 1)Цели проекта 2)Общая характеристика системы 3) Программно-технический комплекс системы 4)Функциональные подсистемы «Экспресс-3» 5)Совершенствование системы, перспективы развития 6)Новая идеология процесса реализации билетов и услуг перевозчиков 7)Показатели работы системы. Оперативные, стратегические, годовые планы.

3. Автоматизированные системы по управлению перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-1.2)

3.1. Автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения (ГИД УРАЛ ВНИИЖТ): 1)Назначение и особенности системы 2)Основные компоненты системы 3)Базовая версия программного комплекса системы 4)Центральный комплекс системы 5)Автоматизированная система построения суточного энергосберегающего графика движения поездов АПК «Эльбрус».

3.2. Сетевая интегрированная российская информационно-управляющая система «СИРИУС»: 1) Основные задачи системы 2)Планирующие и прогнозные модели «СИРИУС» 3)Архитектура построения системы и её реализация.

3.3. Автоматизированная система «Централизованной подготовки и оформления перевозочных документов» - ЭТРАН (Электронная Транспортная Накладная): 1)Структура системы ЭТРАН, ее архитектура 2)Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП) 3)Электронный документооборот с ЭЦП в режиме реального времени 4)Оформление документов на международные перевозки 5)Взаимодействие с информационными системами перевозчика в едином информационном пространстве 6)Перспективы развития системы.

3.4. Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), комплекс АСОУП-2: 1)Назначение, история создания и основные недостатки АСОУП 2)БД АСОУП на DB/2, АСОУП-2 3)Первоочередные задачи создания БД АСОУП-2 4)Процессы регистрации событий в системе 5)Информационные связи АСОУП-2. Варианты развития системы.

4. Информационное обслуживание пользователей ж.д.т. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-1.2)

4.1. Единая служба поддержки пользователей (ЕСПП): 1)Информационное обслуживание пользователей ж.д.т. 2)ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД» 3)Цели проекта ЕСПП 4)Процесс управления обращениями, классификация обращений, регистрация обращений, правила обработки обращений 5)Процесс управления проблемами 6)Процесс управления идеями 7)Портал АСУ ЕСПП 8)Статистическая информация по использованию системы.

4.2. Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» (ЕИСЦ): 1)Цель создания 2)Технология/режим работы 3)Система интеллектуальной маршрутизации 4)Интеграция.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 4 10
2 4 4 2 15
3 6 4 6 20
4 2 6 4 12
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам 16 16 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Лабораторная работа№1.Технологии проведения инженерных расчетов посредством электронных таблиц MSExcel. 2
Лабораторная работа№2.Расчет характеристик информационных потоков и необходимого количества устройств для приема и передачи информации 2
2 Лабораторная работа№3.Создание Web-страницы транспортного предприятия в Microsoft Word 2
3 Лабораторная работа№4.Решение транспортной задачи в среде MSExcel. 2
Лабораторная работа№5.Нахождение аналитической зависимости времени расформирования составов с сортировочной горки от числа вагонов в составе посредством ЭВМ 2
Лабораторная работа№6.Составление прогноза перевозки груза в среде Microsoft Excel 2
4 Лабораторная работа№7.Создание презентации по тематике курса. 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Решение оптимизационных задач планирования и управления транспортными процессами. 2
2 Решение задачи по нахождению предельных вероятностей состояний информационной системы управления пассажирскими перевозками (Система уравнений А. Н. Колмогорова) 2
Использование процесса гибели и размножения при расчете производительности АСУ продажи проездных документов 2
3 Виды сообщений. Технология составления, передачи и приема сообщений. Автоматизированная система подготовки натурного листа поезда. 4
4 Циклические процессы в прикладных задачах на транспорте 2
Семинарское занятие. Защита презентаций по тематике курса 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Корпоративные информационные системы(КИС) в транспортной системе России. Понятие и роли КИС в современных корпорациях. Роль КИС в структуре ОАО «РЖД». Необходимость создания новых и обновления существующих КИС на транспорте. Инновации ОАО «РЖД» 10
2 Рассмотреть основные информационные системы, программные приложения в сфере пассажирских перевозок, выполняемые ими функции, основные подсистемы. Входную, выходную информацию, возможности построения прогнозов, организацию хранения данных, архитектуру систем 15
3 Рассмотреть основные КИС по управлению перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, выполняемые ими функции, основные подсистемы. Входную, выходную информацию, возможности построения прогнозов, организацию хранения данных, архитектуру систем. Самостоятельно ознакомиться с : Аппаратно-программным комплексом организации, контроля и анализа выполнения технологических процессов и обеспечения безопасности работы на станциях на базе цифровых моделей пути и спутниковой навигации (МАЛС). Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) ОАО «РЖД» Автоматизированной системой управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН) Автоматизированной информационной системой «Энергоэффективность» Информационно - аналитической системой корпоративного управления и прогнозирования (ИАС КУП) 20
4 Современные системы и технологии развития систем информационного обслуживания пользователей дороги. Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО "РЖД".Информационное сопровождение грузовых перевозок.Пути совершенствования информационного обслуживания на железнодорожном транспорте 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 116 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Москат Н.А. Корпоративные информационные системы на транспорте. Информационные технологии на магистральном транспорте: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / Н.А. Москат; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-5 +
ОПК-8 +
ПСК-1.2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

ОАО «РЖД» - IT компания;

современное состояние информатизации на магистральном транспорте;

переход от информационных систем к информационно-управляющим;

влияние информатизации транспорта на должностные обязанности сотрудников ОАО «РЖД»;

структура ОАО «РЖД» сегодня, основные задачи отрасли;

электронная цифровая подпись в транспортных системах. Перспективы развития;

IT – процессы ОАО «РЖД», извлечение прибыли;

ГВЦ дороги, его роль в современных информационных процессах на транспорте;

региональные ИВЦ, роль в современных информационных процессах на транспорте;

система передачи данных на транспорте, перспективы развития;

оценка и развитие персонала ИТ-компании;

информационная система (по выбору учащегося) железнодорожного транспорта. Основные функции системы, ее структура. Перспективы развития.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Определение магистрального транспорта, его место в транспортной системе.
2)Виды транспорта. Характеристики видов транспорта. Достоинства и недостатки видов транспорта.
3)Основные задачи взаимодействия всех видов транспорта. Пути их решения.
4)Деятельность магистрального пассажирского железнодорожного транспорта.
5)Деятельность магистрального грузового железнодорожного транспорта.
6)Стратегия информационного развития ОАО «РЖД», основополагающие документы.
7)Концепция информатизации железнодорожного транспорта.
8)Основные концептуальные принципы информатизации железнодорожного транспорта на современном этапе.
9)Инфраструктура информации ОАО «РЖД».
10)Инновационное развитие ОАО «РЖД» подвижной состав.
11)Инновационное развитие ОАО «РЖД» «Умный вокзал».
12)Главная цель информатизации ОАО «РЖД», уровни информатизации.
13)Понятие информационной среды. Информационная среда ОАО «РЖД».
14)Информационные технологии. Определение, цели.
15)Информационные технологии. Классификация.
16)Информационные системы. Определение, состав.
17)Информационные системы. Классификация программного обеспечения.
18)Информационные системы. Аппаратные средства.
19)Управление перевозочным процессом. Информационные системы и технологии.
20)Управление маркетингом, экономикой и финансами. Информационные системы и технологии.
21)Управление инфраструктурой ж.д.транспорта. Информационные системы и технологии.
22)Управление персоналом и социальной сферой. Информационные системы и технологии.
23)Основные понятия информационных технологий.
24)Функции информационно-управляющих систем.
25)Информационные технологии на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Стратегия развития пригородного комплекса.
26)Внедрение новых технологий по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении:
27)Рентабельность пассажирских перевозок в пригородном сообщении.
28)Краткий обзор основных информационных систем в сфере грузовых перевозок.
29)Краткий обзор основных информационных систем в сфере пассажирских перевозок.
30)Краткий обзор основных автоматизированных систем по управлению перевозочным процессом на ж.д.т.
31)Сети связи на железнодорожном транспорте. Единая сеть передачи данных железнодорожного транспорта ЕСПД.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать компьютерные базы данных транспортных систем.
2)Использовать сеть Интернет, корпоративную сеть ОАО «РЖД».
3)Использовать технические средства производства переработки информации – аппаратное обеспечение.
4)Использовать технические средства производства переработки информации – математическое обеспечение.
5)Использовать технические средства производства переработки информации – программное обеспечение.
6)Использовать технологии по приобретению электронного проездного документа в пригородном сообщении.
7)Использовать технологии по приобретению электронного проездного документа в поездах дальнего следования.
8)Применять информационные технологии в системе управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК).
9)Применять информационные технологии в системе «Экспресс-3». Программно-технический комплекс системы.
10)Применять информационные технологии в автоматизированной системе ведения и анализа графика исполненного движения (ГИД УРАЛ ВНИИЖТ).
11)Применять информационные технологии в сетевой интегрированной российской информационно-управляющей системе «СИРИУС».
12)Применять информационные технологии системы сбыта услуг при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом. Отображать структуру системы ЭТРАН, ее архитектуру.
13)Использовать информационные технологии в рамках электронного документооборота с ЭЦП в режиме реального времени.
14)Использовать информационные технологии в процессе оформления документов на международные перевозки в системе ЭТРАН.
15)Использовать информационные технологии в процессе взаимодействие с информационными системами перевозчика в едином информационном пространстве.
16)Применять информационные технологии на магистральном транспорте в сфере грузовых перевозок, выделять особенности работы данных систем.
17)Идентифицировать задачи информационных систем в сфере грузовых перевозок.
18)Использовать информационные технологии автоматизированной системы оперативного управления перевозками АСОУП, АСОУП-2.
19)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процесс управления обращениями. Классифицировать обращений.
20)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Регистрация обращений. Использовать правила обработки обращений.
21)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Порталом АСУ ЕСПП.
22)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процессом управления проблемами.
23)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процессом управления идеями.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Проведения инженерных расчетов посредством электронных таблиц MS Excel.

2)Обработки информационных потоков на станции.

3)Составления, приема и передачи информационных сообщений.

4)Определения параметров эмпирической формулы.

5)Применения метода решения задачи линейного программирования (ЗЛП).

6)Применения методов решения ЗЛП с использованием прикладного программного обеспечения.

7)Применения методов решения транспортной задачи. Составление опорного (базисного) плана, нахождение оптимального решения аналитическими методами и с помощью MSExcel.

8)Работы с электронной базой данных.

9)Создания web-страниц с использованием MS Word.

10)Работы с перевозочными электронными документами.

11)Использования методологии Марковских случайных процессы при анализе работы сортировочной станции.

12)Использования методологии процесса гибели и размножения при расчете производительности АСУ.

13)Использования аппарата систем массового обслуживания применительно к работе транспортных систем. (В частности сортировочной станции).

14)Применения методологии циклических процессов в прикладных задачах на транспорте.

15)Применения методологии составления уравнений Колмогорова А.Н. применительно к транспортным процессам.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.2 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информационные технологии на магистральном транспорте. Корпоративные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Москат ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 71 с. : ил. - Библиогр.: 10 назв. - ISBN 978-5-88814-679-8 ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Филоненков А.И. Корпоративные информационные системы. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте. Информационные технологии на транспорте : учеб. пособие, Ч. 1/ А. И. Филоненков, Б. Б. Самсонов, В. Н. Семенов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2012. -101 с.:a-ил. Заказ № 6887, 67 экз. ЭБС РГУПС
2 Долгий, И. Д. Новые информационные технологии на железнодорожном транспорте: математическое и программное моделирование информационно- управляющих систем [Текст] : учеб. пособие / И.Д. Долгий ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 160 с. ЭБС РГУПС
3 Филоненков А.И. Корпоративные информационные системы. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте. Информационные технологии на транспорте : учеб. пособие, Ч. 2/ А. И. Филоненков, Б. Б. Самсонов, В. Н. Семенов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2012. -65 с.:a-ил. Заказ № 6888, 67 экз. ЭБС РГУПС
4 Москат, Н. А. Информационные системы железнодорожного транспорта: учеб. пособие / Н.А. Москат ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 55 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс
3 http://www.rzd.ru. ОАО "РЖД"

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Москат Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии на магистральном транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Москат Н.А. Информационные технологии на магистральном транспорте. Корпоративные информационные системы на транспорте: учебно-методическое пособие / Н.А. Москат; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 48 с. ЭБС РГУПС
3 Филоненков, А. И. Математическое обеспечение автоматизированных систем управления и информационных технологий на транспорте. Марковские случайные процессы [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.И. Филоненков, Б. Б. Самсонов ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 81 с. ЭБС РГУПС
4 Электронный документооборот и электронный обмен данными на транспорте [Текст] : учеб.-метод. пособие / ФГБОУ ВПО РГУПС ; сост.: Е. А. Хошафян, О. С. Хошафян. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 39 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office (для лабораторных и практических работ) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43892.