РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Теоретические основы электротехники"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Осипов Владимир Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Теоретические основы электротехники" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Муханов Виталий Викторович, доцент кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства», ДГТУ АСА.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Теоретические о э_С_23.05.05_во_34_ТОЭ_п39436_43823.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретические основы электротехники".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теоретические основы электротехники" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Электромагнитная совместимость и средства защиты", "Электроника", "Электроснабжение железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные соотношения и законы в области электротехники

Умеет: Проводить исследования электрических цепей

Имеет навыки: Анализа электрических цепей в различных режимах работы

ОПК-10 - способностью применять знания в области электротехники и электроники для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Место дисциплины 1С.Б "Теоретические основы электротехники" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 119 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 133   57 76
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 123   57 66
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 324 119 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 4 8 6
Лекции (Лек) 8 8 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   2 4
Практические, семинары (Пр) 4 4   2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 1 4 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 281   41 157 83
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 15       15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 254   41 145 68
Контроль, всего и в т.ч. 18     9 9
Экзамен (Экз) 18     9 9
Зачет (За)          
Общая трудоемкость, часы 324 25 46 178 100
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Расчет цепей постоянного тока. (Компетенция/и ОПК-10)

1.1. Основные законы и понятия электротехники: 1) Элементы электрической цепи. 2) Источники тока, источники ЭДС 3) Закон Ома, 4) Закон Ленца-Джоуля 5) Первое и второе правила Кирхгофа.

1.2. Расчет простых и сложных цепей постоянного тока: 1) Метод эквивалентных преобразований простых схем 2) Метод непосредственного применения уравнений Кирхгофа 3) Метод контурных токов 4) Баланс мощностей электрической цепи 5) Метод узловых потенциалов 6) Метод узлового напряжения 7) Теорема об эквивалентном генераторе 8) Потенциальная диаграмма.

2. Линейные цепи с источниками гармонического напряжения и тока. (Компетенция/и ОПК-10)

2.1. Переменный синусоидальный ток – основные сведения: 1) Получение синусоидальной ЭДС 2) Действующее и среднее значения синусоидальных функций. 3) Изображение синусоидальных функций вращающимися векторами 4) Виды сопротивлений в цепи переменного тока.

2.2. Расчет цепей переменного тока: 1) Символический метод расчета цепей на переменном токе 2) Законы Ома и Кирхгофа в комплексной форме 3) Векторные диаграммы. 4) Мощность цепи переменного тока 5) Расчет цепи с последовательным и соединением элементов, треугольник напряжений, сопротивлений мощностей 6) Расчет цепи с параллельным и соединением элементов, треугольник токов, проводимостей мощностей. 7) Топографические диаграммы.

2.3. Явление резонанса в электрических цепях: 1) Резонанс токов 2) Резонанс напряжений 3) Резонансы в сложной разветвленной цепи.

2.4. Цепи со взаимной индуктивностью: 1) Явление взаимоиндукции 2) Согласное и встречное включение катушек со взаимоиндуктивными связями 3) Трансформатор без ферромагнитного сердечника 4) Экранирование линии.

3. Основы теории четырехполюсников. (Компетенция/и ОПК-10)

3.1. Четырехполюсники: 1)Уравнение четырёхполюсника. 2) Коэффициенты четырёхполюсника, связь между коэффициентами 3) Характеристическое сопротивление 4) Повторное сопротивление 5) Постоянная передачи 4-полюсника 6)Четырехполюсник при обратном питании 7)Эквивалентные схемы замещения пассивного четырехполюсника 8)Режимы холостого хода и короткого замыкания четырехполюсника 9)Уравнения четырехполюсника через гиперболические функции.

4. Нелинейные электрические и магнитные цепи. (Компетенция/и ОПК-10)

4.1. Нелинейные цепи на постоянном токе: 1) Нелинейные цепи, общие понятия. 2) Классификация нелинейных элементов. 3) Расчёт нелинейных схем. 4) Законы Ома и Кирхгофа для магнитной цепи. 5) Методы расчёта магнитной цепи.

5. Несинусоидальные периодические напряжения и токи. (Компетенция/и ОПК-10)

5.1. Несинусоидальные периодические напряжения и токи: 1) Представление в виде тригонометрического ряда Фурье несинусоидальных периодических напряжений и токов. 2) Виды симметрии несинусоидальных периодических кривых 3) Расчет цепей с действующими в них несинусоидальных токах и напряжениях 4) Эквивалентные синусоиды. 5) Высшие гармоники в системе тягового электроснабжения.

Семестр № 4

6. Многофазные цепи. (Компетенция/и ОПК-10)

6.1. Общие сведения о многофазных системах: 1) Получение трехфазного напряжения 2) Уравновешенные и неуравновешенные многофазные системы 3) Связанные и несвязанные многофазные системы 4) Вращающееся магнитное поле.

6.2. Расчет трехфазных систем: 1) Трехфазная система соединенная звездой: четырехпроводная, трехпроводная, понятие режима симметричной нагрузки, определение напряжения смещения нейтрали 2) Смешанные схемы соединения трехфазных систем.

7. Переходные процессы в цепях с сосредоточенными параметрами. (Компетенция/и ОПК-10)

7.1. Общие принципы расчета схем в переходном режиме: 1) Общая характеристика переходных процессов. 2) Законы коммутации, их обоснование. 3) Общие принципы расчета цепей в переходном режиме.

7.2. Переходные процессы в простых цепях: 1) Переходные процессы в цепи R-L: - включение цепи под постоянное напряжение; - разряд цепи на активное сопротивление; - включение цепи под синусоидальное напряжение. 2) Переходные процессы в цепи R-C: - включение цепи под постоянное напряжение; - разряд цепи на активное сопротивление; - включение цепи под синусоидальное напряжение. 3) Включение электрической цепи к источнику произвольно изменяющегося напряжения (интеграл Дюамеля). 4)Переходные процесс при включении преобразователей с большим индуктивным сопротивлением.

7.3. Операторный метод расчета схем в переходном режиме: 1) Операторный метод расчета, преобразование Лапласа 2) Изображение основных функций в операторной форме 3) Законы электрических цепей в операторной форме. 4) Теорема разложения 5) Основные сведения о передаточных функциях.

8. Цепи с распределенными параметрами в различных режимах работы. (Компетенция/и ОПК-10)

8.1. Линия с распределенными параметрами в установившемся режиме: 1)Системы дифференциальных уравнений длинной линии и их решение для установившегося синусоидального режима. 2) Бегущие волны. 3) Линии без искажений. 4) Линии без потерь. 5)Тяговая сеть как ЛРП.

8.2. Линия с распределенными параметрами в переходном режиме: 1) Причины возникновения переходных режимов в длинных линиях. 2) Возникновение переходных режимов в контактной сети. 3) Падающие и преломлённые волны и их схема замещения. 4) Эпюры распределения волн тока и напряжения вдоль линии 5) Подключение разомкнутой на конце линии и закороченной линии к источнику питания.

9. Основы теории электромагнитного поля. (Компетенция/и ОПК-10)

9.1. Основные уравнения и свойства электромагнитного поля: 1) Основные уравнения и свойства электромагнитного поля. 2) Электромагнитное поле как особый вид материи. 3) Основные уравнения электромагнитного поля. 4) Полная система уравнений электромагнитного поля в дифференциальной форме для неподвижных сред.

9.2. Основные свойства и методы расчета электростатических полей: 1) Уравнения электростатического поля в дифференциальной форме записи. 2) Безвихревой характер электростатического поля. 3) Потенциал, градиент потенциала. Напряжённость электростатического поля.

9.3. Электрическое и магнитное поле постоянных токов: 1) Система уравнений электрического поля постоянных токов. 2) Вихревой характер магнитного поля. 3) Векторный потенциал магнитного поля. Теорема Стокса.

9.4. Переменное электромагнитное поле в диэлектрике: 1) Система уравнений переменного электромагнитного поля в диэлектрике. 2) Плоская электромагнитная волна в диэлектрике. 3) Теорема Умова-Пойнтинга. 4) Плоская электромагнитная волна в проводящей среде. 5) Метод зеркальных изображений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4 10
2 4 6 6 10
3 4 2 2 11
4 2 2 2 12
5 2 2 2 14
6 6 4 6 16
7 8 4 6 18
8 8 4 2 16
9 10 4 2 16
Итого 48 32 32 123
В т.ч. по интерактивным формам 48 32 32  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Исследование регулировочных реостатов. 4
2 Исследование цепи переменного тока с активным и реактивным сопротивлениями (последовательное соединение). 2
Исследование цепи переменного тока с активным и реактивным сопротивлениями (параллельное соединение). 2
Резонанс напряжений. 2
3 Исследование пассивного четырехполюсника 2
4 Исследование однофазного трансформатора 2
5 Исследование несинусоидальных периодических ЭДС. 2
Семестр № 4
6 Исследование соединения трехфазной системы звездой. 4
Исследование соединения трехфазной системы треугольником. 2
7 Разряд конденсатора на активное сопротивление. 2
Разряд конденсатора на цепь с последовательным соединением активного сопротивления и индуктивности. 4
8 Экспериментальное определение вторичных и первичных параметров однородных линий. 2
9 Феррорезонанс напряжений. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Линейные электрические цепи постоянного тока. Метод эквивалентных преобразований. Метод непосредственного применения правил Кирхгофа. Построение потенциальной диаграммы. 2
Расчет сложных цепей постоянного тока методом контурных токов, узловых потенциалов, методом эквивалентного генератора. Составление баланса мощностей. 2
2 Расчет неразветвленных цепей переменного синусоидального тока классическим методом. 2
Расчет цепей переменного тока символическим методом. Построение топографической и векторной диаграммы. 2
Расчет цепей со взаимоиндуктивными связями 2
3 Расчет пассивных четырехполюсников 2
4 Расчет нелинейных магнитных цепей постоянного тока. Решение прямой и обратной задачи 2
5 Расчет линейных цепей при действующих в них несинусоидальных токах и напряжениях. 2
Семестр № 4
6 Расчет трехфазной цепи при соединении приемника "звездой". 2
Расчет трехфазной цепи при соединении приемника "треугольником". 2
7 Расчет цепей в переходном режиме классическим методом 2
Расчет цепей в переходном режиме операторным методом 2
8 Расчет цепи с распределенными параметрами в установившемся режиме. 2
Расчет цепи с распределенными параметрами в переходном режиме. 2
9 Расчет сферического конденсатора. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1) Метод узловых потенциалов 2) Метод узлового напряжения 3) Теорема об эквивалентном генераторе 4) Потенциальная диаграмма 10
2 1) Расчет цепи с последовательным и соединением элементов, треугольник напряжений, сопротивлений мощностей 2) Расчет цепи с параллельным и соединением элементов, треугольник токов, проводимостей мощностей. 3) Трансформатор без ферромагнитного сердечника 4) Экранирование линии 10
3 1)Четырехполюсник при обратном питании 2)Эквивалентные схемы замещения пассивного четырехполюсника 3)Режимы холостого хода и короткого замыкания четырехполюсника 4)Уравнения четырехполюсника через гиперболические функции 11
4 1) Расчёт нелинейных схем. 12
5 1) Эквивалентные синусоиды 14
Семестр № 4
6 1) Смешанные схемы соединения трехфазных систем. 2) Вращающееся магнитное поле 16
7 1) Включение электрической цепи к источнику произвольно изменяющегося напряжения (интеграл Дюамеля). 2) Основные сведения о передаточных функциях. 18
8 1) Линии без потерь. 2) Подключение разомкнутой на конце линии и закороченной линии к источнику питания. 16
9 1) Метод зеркальных изображений. 3) Теорема Умова-Пойнтинга. 4) Плоская электромагнитная волна в диэлектрике 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 254 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сборник экзаменационных задач по курсу «Теоретические основы электротехники». Ч. 1 / Н.П. Воронова, В.А. Осипов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 16 c. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
2 Сборник экзаменационных задач по курсу «Теоретические основы электротехники», ч. 2 : учебно-методическое пособие / Воронова Н.П., Осипов В.А., Логунова П.А. ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 25с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
3 Сборник экзаменационных задач по курсу «Теоретические основы электротехники» : учебно-методическое пособие. Ч. 3 / Н.П. Воронова, В.А. Осипов, А.А. Капкаев ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 19 с. : ил. – Библиогр. : 4 назв. Электронный ресурс ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
4 Учебно-методическое пособие к выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Теоретические основы электротехники»: учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности 23.05.05. «Системы обеспечения движения поездов» (направления подготовки – Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте, Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта, Электроснабжение железных дорог) / А.В. Безуглый, Н.П. Воронова, М.А. Трубицин. ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. –76 с. : ил.: Библ. : 1 назв. ЭБС РГУПС
5 А.С. Бочев. Теоретические основы электротехники. Учебное пособие. Ростов н/Д, РГУПС, 2007 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-10 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено учебным планом.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- расчетно-графическая работа состоит из задач на темы : "Расчет трехфазной цепи, расчет цепи с несинусоидальными источниками питания, переходные процессы в цепях с сосредоточенными параметрами, линия с распределенными параметрами в стационарном и переходном режимах работы". Исходные данные для решения задач на указанные темы согласно индивидуальному номеру варианта каждого студента.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Принцип непрерывности линий тока
2) Ток проводимости, переноса, ток электрического смещения.
3) Закон Кулона
4) Потенциал и напряженность электрического поля.
5) Электрическая цепь постоянного тока. Законы электрических цепей.
6) Источники заданной ЭДС и заданного тока.
7) Расчет сложных схем непосредственным применением законов Кирхгофа.
8) Расчет сложных схем методом контурных токов. Вывод уравнений и их решение.
9) Теорема об активном двухполюснике.
10) Расчет сложных схем методом узловых потенциалов.
11) Закон непрерывности магнитных линий.
12) Закон электромагнитной индукции
13) Закон полного тока.
14) Основные характеристики переменного тока. Электрическая цепь и ее параметры.
15) Действующие значения периодических синусоидальных ЭДС и токов.
16) Закон Ома для цепи, содержащей только активное сопротивление
17) Закон Ома для цепи, содержащей только индуктивное сопротивление
18) Резонанс токов. Условия возникновения. Векторная диаграмма.
19) Частотные характеристики цепи с параллельным соединением участков g, bL, bC.
20) Резонанс напряжений. Условия возникновения. Векторная диаграмма.
21) Частотные характеристики цепи с последовательным соединением участков g, bL, bC.
22) Резонанс в сложной схеме. Резонансная частота. Условия возникновения резонанса.
23) Пассивный четырехполюсник. Основные уравнения четырехполюсника.
24) Обращение четырехполюсника
25) Т-образная схема замещения четырехполюсника.
26) П-образная схема замещения четырехполюсника
27) Повторное сопротивление и коэффициент распространения симметричного четырехполюсника.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
2) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
3) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
4) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
5) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
6) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
7) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
8) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
9) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
10) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
11) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
12) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
13) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
14) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
15) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
16) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
17) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
18) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
19) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
20) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
21) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
22) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
23) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
24) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
25) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
26) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
27) Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Постоянная передачи симметричного четырехполюсника.
2) Цепные схемы.
3) Общая характеристика несинусоидальных периодических токов и напряжений.
4) Изображение периодических несинусоидальных токов и напряжений рядом Фурье.
5) Способы разложения периодической несинусоидальной кривой в ряд Фурье
6) Разложение в ряд Фурье кривых, обладающих симметрией.
7) Расчет электрических схем при несинусоидальных напряжениях.
8) Простейшие электрические фильтры.
9) Действующее значение несинусоидальных токов и напряжений.
10) Мощность в цепях несинусоидального тока.
11) Резонанс при несинусоидальных ЭДС.
12) Понятие самоиндукции и взаимоиндукции.
13) Коэффициент связи катушек взаимоиндукции.
14) Согласное и встречное включение катушек взаимоиндукции.
15) Расчет электрических схем со взаимоиндуктивными элементами.
16) Последовательное включение катушек взаимоиндукции.
17) Параллельное включение катушек взаимоиндукции.
18) Воздушный трансформатор. Механизм экранирования линий.
19) Общие сведения о трехфазных системах.
20) Расчет трехфазных систем при соединении нагрузки по схеме «звезда»
21) Расчет трехфазных систем при соединении нагрузки по схеме «треугольник»
22) Мощность трехфазной системы
23) Вращающееся магнитное поле
24) Пульсирующее поле
25) Уравновешенные и неуравновешенные трехфазные системы
26) Симметричные и несимметричные трехфазные системы
27) Метод симметричных составляющих

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Переходные процессы. Общая характеристика.
2)Общие принципы расчета переходных процессов
3)Законы коммутации.
4)Начальные условия и начальные значения.
5)Переходные процессы в цепях R – L. Постоянная времени.
6)Переходные процессы в цепях RC.
7)Операторный метод. Преобразование Лапласа и Карсона – Хевисайда.
8)Изображение основных функций в операторной форме.
9)Изображение производной и интеграла в операторной форме.
10)Закон Ома и законы Кирхгофа в операторной форме.
11)Расчет переходных процессов операторным методом.
12)Теорема разложения.
13)Формулы включения.
14)Переходные процессы в цепи R – L – C.
15)Колебательный режим работы цепи R –L – C.
16)Апериодический и граничный режимы цепи с R – L – C.
17)Нелинейные электрические цепи. Общая характеристика.
18)Вольт – амперные характеристики нелинейных элементов, их классификация.
19)Графоаналитический расчет нелинейных электрических цепей.
20)Статическое и дифференциальное сопротивления нелинейных элементов.
21)Устойчивость нелинейных электрических цепей.
22)Нелинейные электрические схемы переменного тока.
23)Магнитомягкие и магнитотвердые материалы.
24)Ферромагнитные сердечники и потери в них.
25)Нелинейные индуктивности. Явление гистерезиса.
26)Потери энергии на гистерезис.
27)Вихревые токи и потери от них.
28)Общая характеристика магнитных полей.
29)Магнитное сопротивление и закон Ома для магнитных цепей.
30)Законы Кирхгофа для магнитных цепей.
31)Расчет магнитных цепей.
32)Явление феррорезонанса.
33)Первичные параметры и схема замещения линии с распределенными параметрами
34)Дифференциальные уравнения линии с распределенными параметрами

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
2)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
3)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
4)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
5)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
6)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
7)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
8)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
9)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
10)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
11)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
12)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
13)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
14)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
15)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
16)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
17)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
18)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
19)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
20)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
21)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
22)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
23)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
24)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
25)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
26)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2
27)Решать задачи по курсу, сборники задач к экзамену ч. 1,2

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Синусоидальный установившийся режим линии с распределенными параметрами.

2)Уравнения линии с распределенными параметрами через параметры в начале линии.

3)Уравнения линии с распределенными параметрами. через параметры в конце линии.

4)Линия с распределенными параметрами как четырехполюсник.

5)Однородная линия, замкнутая на характеристическое сопротивление.

6)Бегущие волны.

7)Линии без искажений.

8)Линии без потерь.

9)Падающие, отраженные и преломленные волны.

10)Схема замещения для исследования волновых процессов в л.р.п.

11)Прохождение волны через индуктивность.

12)Прохождение волны через емкость.

13)Прохождение волны через активное сопротивление.

14)Включение под напряжение разомкнутой на конце л.р.п.

15)Включение под напряжение закороченной на конце л.р.п.

16)Прохождение волны мимо трансформатора.

17)Теория электромагнитного поля – общая характеристика.

18)1-е уравнение Максвелла.

19)2-е уравнение Максвелла.

20)Теорема Гаусса и постулат Максвелла.

21)Дифференциальное уравнение плотности тока.

22)Полная система дифференциальных уравнений электромагнитного поля.

23)Система дифференциальных уравнений электростатического поля.

24)Потенциал электростатического поля.

25)Уравнение Пуассона и уравнение Лапласа.

26)Граничные условия в электростатическом поле. Поле внутри проводящего тела.

27)Электростатическое поле заряженной оси.

28)Электростатическое поле прямого провода.

29)Электростатическое поле двух параллельных заряженных осей.

30)Метод зеркальных изображений.

31)Система дифференциальных уравнений электрического поля постоянных токов.

32)Система дифференциальных уравнений магнитного поля постоянных токов.

33)Плоская электромагнитная волна в диэлектрике.

34)Вектор Умова-Пойтинга.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 9 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники. В 2 т. Том 2. Электромагнитное поле : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Бессонов. — 12-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07888-6. ЭБС Юрайт
2 Бессонов, Л. А. Теоретические основы электротехники. В 2 т. Том 2. Электромагнитное поле : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Бессонов. — 12-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07888-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горбунова, Л. Н. Теоретические основы электротехники [Электронный ресурс] / Л. Н. Горбунова, С. А. Гусева. — Электрон. текстовые данные. — Благовещенск : Дальневосточный государственный аграрный университет, 2015. — 117 c. — 978-5-9642-0269-1. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Осипов В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретические основы электротехники". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Теоретические основы электротехники (часть 1) :учебно-методическое пособие. В.А. Осипов, Н.П. Воронова, ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017.-31 с.: Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
3 Теоретические основы электротехники (часть 2):учебно-методическое пособие. / В.А. Осипов, Н.П. Воронова, ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. – 25 с. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
4 Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Теоретические основы электротехники» : учебно-методическое пособие для обучающихся на технических специальностях / В.А. Осипов, Н.П. Воронова, М.А. Трубицин, П.А. Логунова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.: ил. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43823.