РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соколова Галина Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, профессор каф. "Безопасность технологических процессов и производств", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экология_Б_21.03.02_во_5_БЖД _п37882_43704.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Знает теоретические вопросы биосферы и требования природоохранного и природоресурсного законодательства

Умеет: оценивать состояние окружающей среды и разрабатывать мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду

Имеет навыки: расчета загрязнения окружающей среды и платы за негативное воздействие на окружающую среду

ОПК-2 - способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию

Комментарии кафедры:

ОПК-2 относятся к области «Охрана окружающей среды и экологической безопасности».


Место дисциплины 1Б.Б "Экология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы землеустройства", "Основы природопользования", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 53
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   40 41
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 45 63
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общая экология и биосфера. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.

1.2. Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия.

1.3. Экологические проблемы современности: 1)Влияние экологических факторов на человека и окружающую среду. 2) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.

2. Защита атмосферы и физическое загрязнение окружающей среды. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ.

2.2. Снижение загрязнения атмосферы: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности промышленных предприятий и объектов 6) Наилучшие достижимые технологии.

2.3. Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды.

3. Защита гидросферы и почв. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.

3.2. Снижение загрязнения гидросферы: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления.

3.3. Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы.

3.4. Снижение загрязнения почв: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы.

4. Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Правовые основы охраны окружающей среды: 1) Уровни природоохранного законодательства России. Конституция РФ. Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Природохранное и природоресурсное законодательство. 2) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 3) Экологический контроль и экспертиза: Государственная и общественная экологическая экспертиза.

4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: 1) Международные соглашения в области охраны окружающей среды.

4.3. Экономические вопросы охраны окружающей среды: 1) Экономические аспекты охраны окружающей среды. 2) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду. 3) Ставки платы, коэффициенты применяемые при расчете платы за НВОС. Учет особо охраняемых природных территорий.4) Платежная база. 5) Декларация по плате за НВОС.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   2 12
2 6 10 10 13
3 6 4 4 12
4 2 2   12
Итого 16 16 16 49
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Исследования уровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах 2
2 Определение концентрации пыли в воздухе 4
Оценка концентрации газообразных загрязняющих веществ в воздухе 2
Исследование шума от передвижных источников 2
Исследование параметров электромагнитных полей от источников радиочастот 2
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Расчет вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива в котлоагрегатах котельных 4
Расчет шума от транспортных потоков 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу от неорганизованных источников предприятий промышленности строительных материалов 4
3 Расчет НДС 4
4 Расчет платы за загрязнение атмосферы 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 6
История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 6
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. 4
Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 9
3 Источники загрязнения поверхностных вод 2
Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе 2
Очистка сточных вод 2
Защита почв от химического загрязнения 3
Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов 3
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 6
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой. ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 85 с. ЭБС РГУПС
3 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экологии как науки.
2) История развития экологии.
3) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.
4) Понятие и структура биосферы. Биоценозы, их состав.
5) Проблемы ресурсо- и энергосбережение.
6) Виды загрязнений окружающей среды (физические, химические, механические, биологические).
7) Состав воздуха. Строение атмосферы и физические процессы в ней.
8) Источники загрязнения атмосферы.
9) Особо опасные загрязнения. Стойкие органические загрязнения. Диоксины.
10) Парниковый эффект.
11) Понятие и виды ПДК, размерность и как устанавливается. ОБУВ.
12) Понятие ПДВ, ВСВ. Кем устанавливаются.
13) Факторы, определяющие величину ПДВ. В каких случаях назначается ВСВ?
14) Диоксины – что это такое (физико-химический аспект). Меры борьбы.
15) Способы очистки воздуха перед выбросами в атмосферу.
16) Физические загрязнения среды. Основные показатели.
17) Шумовые характеристики, методы борьбы с шумом.
18) Понятие об электромагнитном загрязнении.
19) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях
20) Свойства и запасы воды. Круговорот воды в природе Период водообмена
21) Источники загрязнения гидросферы Нормирование сбросов. ПДС – как устанавливается.
22) Производственные сточные воды. Нормы водопотребления и водоотведения
23) Способы очистки сточных вод
24) Основные потребители воды. Способы снижения расходов воды
25) Защита земельных ресурсов
26) Проблемы урбанизации.
27) Классификация отходов и их состав
28) Размещение и утилизация твердых отходов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ВСВ) – порядок назначения и расчета. Влияние различных факторов на ПДВ.
2) Расчет платежей за нормативные выбросы.
3) Расчет платежей за сверхнормативные выбросы.
4) Нормативы допустимых физических воздействий (ПДУ) для ЭМП: смысл, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
5) Нормативы допустимых физических воздействий (ПДУ) для шума: смысл, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
6) Нормативы эквивалентного и максимального шума – из каких условий, кем и для кого назначаются. Примеры величин.
7) Принципы расчета шума поездов (формулы не приводить – смысл расчета и последовательность).
8) Принципы расчета очистки сточных вод.
9) Нормативы допустимых сбросов (НДС) – смысл, размерность, кем и для кого назначаются.
10) Нормирование физических и химических параметров воды. БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.
11) Токсикологическое и эпидемиологическое нормирование воды.
12) Меры борьбы за сохранение земельных ресурсов.
13) Недра, их состав и использование. Меры по охране недр.
14) Полигоны и свалки. Общие отличия. Плата за размещение отходов.
15) Санитарно-защитные зоны. Порядок определения их величины. Возможности изменения.
16) Способы снижения вредного влияния автотранспорта на среду.
17) Сухие способы очистки воздуха перед выбросами ЗВ в атмосферу.
18) Мокрые способы очистки воздуха перед выбросами ЗВ в атмосферу.
19) Очистка воздуха с помощью электрофильтров.
20) Расчеты платежей за выбросы из котельной.
21) Система сбора ТКО
22) Биотический круговорот веществ
23) Оценка состава и строения атмосферы
24) Состав природных вод
25) Круговорот воды в природе

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Диоксины – свойства, механизм образования и воздействие на организм. ПДК.

2) Нормирование сбросов: ПДК, ПДС.

3) Производственные сточные воды. Нормы водопотребления и водоотведения.

4) Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ВСВ) - порядок назначения и расчета. Влияние различных факторов на ПДВ.

5) Причины появления свинца и бенз(а)пирена в среде, механизмы их действия на живые организмы. Меры борьбы с появлением этих соединений.

6) Расчет платы за загрязнение среды в пределах временных лимитов (ВСВ, ВСС).

7) Расчет платы за загрязнение среды при превышении нормативов и при несогласованных выбросах (сбросах).

8) Основные потребители воды. Способы снижения расходов.

9) Нормирование физических и химических параметров воды. Мутность, цветность, запах, водородный показатель и др. параметры.

10) Нормирование бактериологического и органического загрязнения воды. БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Токсикологическое и эпидемиологическое нормирование воды.

12) Основные причины загрязнения воды и способы борьбы с ними.

13) Физико-химические способы очистки сточных вод.

14) Механические способы очистки сточных вод.

15) Биологические способы очистки сточных вод.

16) Нормирование шума. Меры борьбы с шумом в источнике и меры защиты от шума.

17) Предельно допустимые уровни электромагнитных полей. Защита от ЭМП.

18) Общая характеристика почв. Эрозия и меры борьбы с ней.

19) Меры борьбы за сохранение земельных ресурсов.

20) Недра, их состав и использование. Меры по охране недр.

21) Фауна - ее состав, тенденции развития. Меры по охране фауны.

22) Способы увеличения срока службы полигонов.

23) Защита окружающей среды на полигонах для ТКО.

24) Способы снижения вредного влияния автотранспорта на среду.

25) Расчеты платежей за выбросы из котельной. Способы снижения выбросов (их очистка ).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий Г.В. Экология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Г.В. Стадницкий. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Химиздат, 2017. — 296 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология: учеб. пособие / И.А. Кленова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 255 ЭБС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой. ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 85 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколова Г.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС
3 Среда обитания : учебно-метод. пособие / Л.В. Дергачева, И.А. Кленова, А.В. Коновалов и др. под ред. Г.Н. Соколовой; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2016. – 110 с. ЭБС РГУПС
4 Практикум по промышленной экологии: уч. пособие для практических занятий и курсовой работы /Л.В. Дергачева, ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 94 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Комплекс приборов для измерения запыленности воздуха: эксикатор, весы аналитические, электроаспиратор «ПУ-4Э», фильтры АФА, секундомер, источник пыли.

Пылемер ИДИП-01ПМ, источник пыли.

Газоанализатор IMR-3000P, источник выделения загрязняющих веществ.

Газоанализатор ГАНК-4, источник выделения загрязняющих веществ.

Экотестер «СОЭКС», контролируемые овощи и фрукты.

Комплекс оборудования и водных растворов для измерения величины рН: прибор pH–метр марки рН-150М, стандартные растворы с известным значением рН, исследуемые водные растворы.

прибор DT-805 для исследования шума, поток автотранспортных средств по ул. Ларина.

Измеритель электромагнитных излучений ПЗ-40, мобильные телефоны.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43704.