РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Информатика (практикум)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Линденбаум Татьяна Михайловна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Информатика (практикум)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Информатика (_С_23.05.06_во_2_Инф_п35731_43571.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика (практикум)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика (практикум)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Компьютерный практикум";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: алгоритмизацию, типовые алгоритмы

Умеет: решать задачи с использованием стандартных типовых алгоритмов

Имеет навыки: создания программ на языке высокого уровня

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: основные принципы построения современных языков программирования высокого уровня

Умеет: понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества

Имеет навыки: обработки информации на компьютере

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: как обрабатывать массивы данных

Умеет: создавать алгоритмы для обработки массивов данных

Имеет навыки: работы с компьютером как средством обработки массивов данных

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: системы компьютерного программирования

Умеет: создавать программы для выполнения расчетов

Имеет навыки: решения практических задач с применением компьютера

ПК-7 - способностью обосновывать принимаемые инженерно-технологические решения

Место дисциплины 1С.В.ОД "Информатика (практикум)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСэ, ЗУС, СУВ, СУС, Сэ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 35 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 33   33
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 33   33
Контроль, всего и в т.ч. 40   40
Экзамен (Экз) 40   40
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 35 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   31 59
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   31 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 9 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Алгоритмизация и программирование. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Технологии программирования: 1) Структурное программирование 2) Объектно-ориентированное программирование.

1.2. Основы программирования: 1) Запись арифметических выражений 2) Операторы ввода-вывода 3) Структура программы.

1.3. Этапы решения задач на ЭВМ: 1) Алгоритмизация задачи. 2) Типы данных 3) Основные алгоритмические конструкции.

2. Типовые алгоритмы. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Разветвляющийся алгоритм: 1) Усеченный и не усеченный условный оператор. 2) Вложенный условный оператор. 3) Оператор множественного ветвления.

2.2. Циклы: 1) Цикл с предусловием. 2) Цикл с постусловием. 3) Цикл с параметром.

3. Массивы (векторы и матрицы). (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Одномерные массивы (векторы): 1) Ввод и вывод одномерного массива. 2) Примеры решения задач с векторами. 3) Поиск максимального элемента в массиве. 4) Сортировка.

3.2. Двумерные массивы (матрицы): 1) Ввод и вывод двумерного массива. 2) Примеры решения задач с матрицами. 3) Квадратные матрицы.

4. Языки программирования высокого уровня. (Компетенция/и ОПК-4, ПК-7)

4.1. Процедурные, декларативные и языки программирования для компьютерных сетей: 1) Процедурные языки 2) Декларативные языки. 3) Языки программирования для компьютерных сетей.

4.2. Структуры и типы данных языка программирования высокого уровня:: 1) Структуры языка программирования. 2) Типы данных языка программирования 3) Трансляция, компиляция и интерпретация..


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2  
2 4   8 15
3 4   6 18
4 4      
Итого 16   16 33
В т.ч. по интерактивным формам 16   16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Алгоритмизация: вычисление арифметического выражения 2
2 Линейный алгоритм: расчет по математическим и физическим формулам 2
Условный оператор 2
Циклический алгоритм: цикл с параметром 2
Циклический алгоритм: цикл с условием 2
3 Одномерные массивы 2
Двумерные массивы 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Решение задач с использованием типовых (базовых) алгоритмов 15
3 Решение задач на одномерные и двумерные массивы 18

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 78 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Панасов, В.Л. Приемы построения и реализации базовых алгоритмов: учебно-методическое пособие / В.Л. Панасов, Т.М. Линденбаум; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 32 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-3 +
ОПК-4 +
ОПК-5 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

типы данных;

основные алгоритмические конструкции;

запись арифметических выражений;

операторы ввода-вывода;

структура программы;

оператор множественного ветвления;

циклические алгоритмы;

одномерные массивы (векторы);

двумерные массивы (матрицы);

процедуры и функции;

технологии и среды программирования;

декомпозиция программ.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие алгоритма и его свойства. Основные элементы блок-схемы алгоритма.
2) Основные алгоритмические конструкции и их реализация на языке программирования высокого уровня.
3) Основные этапы создания программных продуктов.
4) Структурное программирование.
5) Модульный принцип программирования.
6) Объектно-ориентированное программирование.
7) Типы языков программирования разных уровней.
8) Структуры и типы данных языка программирования.
9) Трансляцию, компиляцию и интерпретацию.
10) Аппаратные средства передачи данных.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать базовые алгоритмические конструкции.
2) Записывать арифметические выражения.
3) Применять операторы ввода-вывода.
4) Использовать цикл с постусловием.
5) Использовать цикл с предусловием.
6) Использовать цикл с параметром.
7) Программировать обработку одномерных массивов (векторов).
8) Программировать обработку двумерных массивов (матриц).
9) Создавать и вызывать программные процедуры.
10) Создавать и вызывать программные функции.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Создания и вызова программных функций.

2) Создания и вызова программных процедур.

3) Программирования обработки двумерных массивов (матриц).

4) Программирования обработки одномерных массивов (векторов).

5) Использования циклов с параметрами.

6) Использования циклов с предусловием.

7) Использования циклов с постусловием.

8) Применения операторов ввода-вывода.

9) Записи арифметических выражений.

10) Использования базовых алгоритмических конструкций.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Информатика. Основы программирования / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 134 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Информатика. Общий курс [Текст] : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. - Предм. указ. НТВ: 89 шт. НТБ РГУПС
2 Карсян, А. Ж. Информатика. Разработка и исследование алгоритмов. Программирование: учеб. пособие / А.Ж. Карсян, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2016. - 91 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Карсян, А.Ж. Информатика. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / А.Ж. Карсян, А.Н. Цуриков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2016. - 82 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Линденбаум Т.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика (практикум)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 78 с. + ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43571.