РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Строительная механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Строительная механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Кротов Сергей Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Строительная механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Строительная механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Литвинов Степан Викторович, заведующий кафедрой "Cопротивление материалов", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Строительная м_С_23.05.06_во_56_Строймех_п33030_43539.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Строительная механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Строительная механика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Изыскания и проектирование железных дорог", "Организация, планирование и управление железнодорожным строительством", "Содержание и реконструкция мостов и тоннелей";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: центральное растяжение- сжатие, сдвиг, прямой и поперечный изгиб, кручение, косой изгиб, внецентренное растяжение- сжатие, элементы рационального проектирования простейших систем, расчет статически определимых и статически неопределимых стержневых систем

Умеет: выполнять статические и прочностные расчеты транспортных сооружений

Имеет навыки: расчета элементов строительных конструкций и сооружений на прочность, жесткость, устойчивость

ОПК-7 - способностью применять методы расчета и оценки прочности сооружений и конструкций на основе знаний законов статики и динамики твердых тел, о системах сил, напряжениях и деформациях твердых и жидких тел

Знает: центральное растяжение- сжатие, сдвиг, прямой и поперечный изгиб, кручение, косой изгиб, внецентренное растяжение- сжатие, элементы рационального проектирования простейших систем, расчет статически определимых и статически неопределимых стержневых систем

Умеет: выполнять статические и динамические расчеты конструкций транспортных сооружений; использовать современные средства вычислительной техники и программного обеспечения для расчета строительных конструкций и сооружений

Имеет навыки: расчета элементов строительных конструкций и сооружений на прочность, жесткость, устойчивость; работы на компьютерах с прикладными программными средствами

ОПК-13 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Место дисциплины 1С.Б "Строительная механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Сопротивление материалов", "Теоретическая механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 105 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 100 100 64 36
Лекции (Лек) 44 44 32 12
Лабораторные работы (Лаб) 12 12   12
Практические, семинары (Пр) 44 44 32 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   64 59
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 31   16 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 92   48 44
Контроль, всего и в т.ч. 60   14 46
Экзамен (Экз) 46     46
Зачет (За) 14   14  
Общая трудоемкость, часы 288 105 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. ШАРНИРНЫЕ БАЛКИ. (Компетенция/и ОПК-7)

1.1. Кинематический анализ сооружений: Статический и кинематический анализ сооружений. Число степеней свободы. Анализ геометрической структуры системы. Понятия о неизменяемых, изменяемых и мгновенно изменяемых системах.

1.2. Линии влияния внутренних усилий в балках: Понятие о линиях влияния. Построение линий влияния реакции опор про­стой и консольной балок. Линии влияния поперечных сил и изгибающих моментов простой и консоль­ной балок. Определение усилий по линиям влияния.

1.3. Линии влияния внутренних усилий в балках: Кинематический способ построения линий влияния. Критическое положение нагрузки. Критический груз.

1.4. Многопролетные шарнирные балки: Этажная схема многопролетной балки. Расчет составной балки на неподвижную нагрузку.

1.5. Многопролетные шарнирные балки: Расчет составной балки на подвижную нагрузку.

2. ПЛОСКИЕ ФЕРМЫ. (Компетенция/и ОПК-7)

2.1. Расчет плоских ферм: Расчет ферм на неподвижную нагрузку. Расчет ферм на подвижную на­ нагрузку. Железнодорожная нагрузка. Эквивалентная нагрузка.

2.2. Линии влияния усилий в плоских фермах: Линии влияния усилий в фермах. Способ вырезания узлов. Способ проекций.

2.3. Линии влияния усилий в плоских фермах: Способ моментной точки. Железнодорожная нагрузка. Эквивалентная нагрузка.

2.4. Линии влияния усилий в плоских фермах: Линии влияния усилий в консольных фермах. Шпренгельные фермы.

3. ТРЕХШАРНИРНЫЕ СИСТЕМЫ. (Компетенция/и ОПК-7)

3.1. Расчет трехшарнирных систем: Понятие о распорных системах. Расчет трехшарнирных арок.

3.2. Расчет трехшарнирных систем: Расчет арок на подвижную нагрузку. Линии влияния внутренних усилий.

3.3. Расчет трехшарнирных систем: Построение линий влияния внутренних усилий аналитическим способом. Ядро сечения. Ядровые моменты. Рациональная форма поперечного сечения арки.

3.4. Расчет трехшарнирных систем: Расчет рам на подвижную нагрузку. Линии влияния внутренних усилий.

4. ТЕОРИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ. (Компетенция/и ОПК-13)

4.1. Определение перемещений в стержневых системах: Теоремы о взаимности работ, реакций и перемещений. Определение перемещений в статически определимых системах.

4.2. Способы определения перемещений: Способ Верещагина, формула Симпсона для вычисления перемещений. Формула трапеций.

4.3. Определение перемещений в статически определимых системах: Определение перемещений в статически определимых системах от действия нагрузки. Определение перемещений при действии температуры и при смещении опор.

Семестр № 6

5. МЕТОД СИЛ. (Компетенция/и ОПК-13)

5.1. Расчет статически неопредлимых систем методом сил: Свойства статически неопределимых систем. Преимущества и недостатки статически неопределимых систем. Расчёт статически неопределимых рам методом сил. Канонические уравнения.

5.2. Расчет статически неопределимых рам методом сил: Определение коэффициентов уравнений. Построение эпюр ВСФ. Статическая и деформационная проверки.

6. МЕТОД ПЕРЕМЕЩЕНИЙ. (Компетенция/и ОПК-13)

6.1. Расчёт статически неопределимых систем методом перемещений: Расчёт статически неопределимых рам методом перемещений. Канонические уравнения. Определение коэффициентов уравнений. Построение эпюр ВСФ.

6.2. Расчёт статически неопределимых рам методом перемещений: Расчёт статически неопределимых систем методом перемещений, смешанным и комбинированным методами. Основное уравнение МКЭ. Матрица жесткости. Вектор сил. Вектор перемещений. Граничные условия.

7. ДИНАМИКА СООРУЖЕНИЙ. (Компетенция/и ОПК-13)

7.1. Динамика сооружений: Основные понятия динамики сооружений: виды динамических нагрузок, степени свободы, методы решения. Определение частот и форм свободных колебаний. Динамический коэффициент. Вынужденные колебания систем с одной и несколькими степенями свободы при действии вибрационной нагрузки. Динамический расчет рамы.

8. УСТОЙЧИВОСТЬ СООРУЖЕНИЙ. (Компетенция/и ОПК-13)

8.1. Устойчивость сооружений: Основные понятия устойчивости сооружений: виды потери устойчивости, степени свободы, методы решения. Устойчивость систем с конечным числом степеней свободы (статический, энергетический методы). Устойчивость прямых стержней с разными закреплениями концов. Расчет рамы на устойчивость методом перемещений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   11
2 10 8   15
3 10 8   12
4 4 8   10
5 4 4 4 10
6 4 4 4 10
7 2 2 2 12
8 2 2 2 12
Итого 44 44 12 92
В т.ч. по интерактивным формам 44 44 12  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
5 Расчет плоской рамы 4
6 Расчет плоской рамы 4
7 Расчет балки при динамическом воздействии 2
8 Расчет плоской рамы на устойчивость 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Кинематический анализ сооружений 2
Расчет многопролетной шарнирной балки на неподвижную нагрузку 2
Расчет многопролетной шарнирной балки на подвижную нагрузку 4
2 Расчет плоской фермы на неподвижную нагрузку 4
Расчет плоской фермы на подвижную нагрузку 4
3 Расчет трехшарнирной системы на неподвижную нагрузку 2
Расчет трехшарнирной системы на подвижную нагрузку 6
4 Определение перемещений в статически определимых системах 2
Определение перемещений в статически неопределимых системах 6
Семестр № 6
5 Расчет статически неопределимой рамы методом сил 4
6 Расчет статически неопределимой рамы методом перемещений 4
7 Расчет собственных колебаний системы с одной колеблющейся массой 2
8 Расчет рамы на устойчивость 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Кинематический способ построения линий влияния для балок 9
Построение этажных схем для балок с различным типом закрепления 2
2 Нулевые стержни. Шпренгельные фермы - усилия, линии влияния. Пространственные фермы 15
3 Напряженно-деформированное состояние в арке. Ядро сечения. Двойная линия влияния. Распорные системы 12
4 Теорема Кастиллиано. Метод Рэлея. Метод Ритца. Интеграл Мора-Максвелла. Правило Верещагина для различных видов расчетных схем и нагружений. 10
Семестр № 6
5 Метод сил при расчете статически неопределимых ферм и арок. Температурное воздействие. Учет осадки опор. 10
6 Учет симметрии. Смешанный и комбинированный методы расчета рам. 10
7 Расчет свободных и вынужденных колебаний сооружений с многими степенями свободы. 12
8 Устойчивость арок, колец, пластин, стержней переменного сечения. 12

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов С.В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10ED: Учебное пособие к лабораторным занятиям. В 4 ч. Ч1. Расчеты на растяжение и сжатие / С.В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 35 с.: ил. - Библиогр.: с. 35. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ОПК-7 +  
ОПК-13 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-13 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР №1: Расчет многопролетной шарнирной балки.Расчет плоской фермы на неподвижную и подвижную нагрузку. Расчет плоской трехшарнирной арки;

РГР №2: Расчет плоской статически неопределимой рамы методом сил.Расчет плоской статически неопределимой рамы методом перемещений.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Базовые понятия строительной механики.
2) Виды нагрузок. Расчетная схема сооружения.
3) Кинематический анализ сооружений.
4) Классификацию стержневых систем. Условия образования стержневых систем.
5) Многопролетные шарнирные балки
6) Этажные схемы шарнирных балок
7) Расчет шарнирных балок на неподвижную нагрузку
8) Понятие линии влияния
9) Линии влияния опорных реакций в балках
10) Линии влияния внутренних усилий в двухопорных балках
11) Линии влияния внутренних усилий в консольных балках
12) Линии влияния в многопролетных статически определимых балках
13) Общие понятия о фермах и классификации ферм
14) Определение усилий в стержнях фермы методом моментной точки
15) Определение усилий в стержнях фермы методом проекций
16) Определение усилий в стержнях фермы методом вырезания узлов
17) Линии влияния в фермах
18) Понятие железнодорожной и эквивалентной нагрузки
19) Аналитический расчет внутренних силовых факторов в трехшарнирной арке
20) Линии влияния в арках
21) Правило Верещагина
22) Определение перемещений в статически определимой раме
23) Определение перемещений по формуле Симпсона
24) Определение перемещений по формуле трапеций
25) Степень статической неопределимости

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Строить линии влияния опорных реакций балки
2) Строить линии влияния внутренних усилий в двухопорной балке
3) Строить линии влияния внутренних усилий в консольной балке
4) Определять внутренние усилия в многопролетных шарнирных балках
5) Определять расчетное положение нагрузки по линиям влияния
6) Рассчитывать ферму на неподвижную нагрузку
7) Рассчитывать ферму на подвижную нагрузку
8) Определять критическое положение груза по линии влияния
9) Определять критическое положение железнодорожной нагрузки
10) Определять положение ядра сечения в арке
11) Определять напряжения в арке
12) Определять перемещения по формуле Симпсона
13) Определить перемещения по формуле трапеций
14) Определять перемещения по правилу Верещагина
15) Применять способ моментной точки для расчета усилий в ферме
16) Применять способ проекций для расчета усилий в фермах
17) Применять способ вырезания узлов для расчета усилий в фермах
18) Строить линии влияния для простейших ферм
19) Строить этажную схему для шарнирной балки
20) Определять опорные реакции трехшарнирной арки
21) Строить линии влияния для трехшарнирной арки
22) Определять степень статической неопределимости сооружения
23) Определять перемещения в статически определимой раме
24) Определять перемещение по правилу Верещагина
25) Определять перемещение по формуле Симпсона



Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения линий влияния в фермах
2) Владения методом моментной точки при построении линий влияния в фермах
3) Владения методом вырезания узлов при построении линий влияния в фермах
4) Построения линий влияния изгибающего момента в консольной балке
5) Построения линий влияния изгибающего момента в двухопорной балке
6) Построения линий влияния поперечной силы в консольной балке
7) Построения линий влияния поперечной силы в двухопорной балке
8) Построения линий влияния поперечной силы в трехшарнирной арке
9) Построения линий влияния изгибающего момента в шарнирной балке
10) Построения линий влияния изгибающего момента в трехшарнирной арке
11) Построения линий влияния поперечной силы в шарнирной балке
12) Определения изгибающих моментов по линиям влияния в шарнирных балках
13) Определения поперечных сил по линиям влияния в шарнирных балках
14) Определения усилий по линиям влияния в плоских фермах от подвижной нагрузки
15) Определения усилий по линиям влияния в плоских фермах от неподвижной нагрузки
16) Определения усилий по линиям влияния в шарнирных балках
17) Владения кинематическим анализом сооружений
18) Построения этажной схемы многопролетной шарнирной балки
19) Определения нулевых стержней в фермах
20) Построения линий влияния продольной силы в трехшарнирной арке
21) Определения степень статической неопределимости сооружения
23) Определения перемещения в статически определимой раме
24) Определения перемещения по правилу Верещагина
25) Определения перемещения по формуле Симпсона

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Вычисление возможной работы и интеграл Мора
2) Анализ статической неопределимости стержневых систем
3) Метод сил и канонические уравнения
4) Технику перемножения эпюр
5) Декомпозицию канонических уравнений для симметричной конструкции
6) Технику проверки расчетов по методу сил
7) Теоретические основы метода перемещений
8) Положения метода перемещений при расчете рам
9) Канонические уравнения метода перемещений и общие формулы для расчета реакций и построения эпюр
10) Статический способ определения коэффициентов канонических уравнений
11) Способ проверки расчетов по методу перемещений
12) Сущность МКЭ и основные положения
13) Понятие потенциальной энергии деформации упругого тела в приближении МКЭ
14) Уравнения МКЭ и интерпретацию метода с помощью узловой модели упругого тела
15) Принцип работы расчетного комплекса STARK
16) Основные конечные элементы для расчета ферм, рам, балок в программе STARK
17) Что такое срединная поверхность пластины
18) Что такое жесткие и гибкие пластины
19) Что такое резонанс системы
20) Способы расчета статически неопределимых рам на устойчивость
21) Способы расчета статически неопределимых рам при динамическом воздействии
22) Достаточные характеристики балочных конечных элементов
23) Достаточные характеристики стержневых конечных элементов.
24) Формулу для подсчета лишних неизвестных метода перемещений
25) Формулу для подсчета лишних неизвестных метода сил

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Предложить рациональную схему рамы по методу сил
2) Предложить рациональную схему рамы по методу перемещений
3) Составить расчетную схему статически неопределимой рамы
4) Рассчитать статически неопределимую стержневую систему методом сил
5) Рассчитать статически неопределимую стержневую систему методом перемещений
6) Определить коэффициенты и свободные члены канонических уравнений метода сил
7) Определить реакции канонических уравнений статическим способом
8) Использовать технику перемножения эпюр
9) Использовать технику проверки расчета по методу сил
10) Проверять расчет по методу перемещений
11) Построить эпюры изгибающих моментов от единичных воздействий методом сил
12) Построить эпюры изгибающих моментов от единичных воздействий методом перемещений
13) Построить эпюры изгибающих моментов от внешнего воздействия методом сил
14) Построить эпюры изгибающих моментов от внешнего воздействия методом перемещений
15) Построить эпюры поперечных сил для статически неопределимых рам
16) Построить эпюры продольных сил для статически неопределимых рам
17) Выполнить проверку равновесия статически неопределимой рамы в методе сил
18) Выполнить проверку равновесия статически неопределимой рамы в методе сил
19) Построить эпюры изгибающих моментов при расчете рамы на устойчивость
20) Построить эпюры изгибающих моментов при расчете рамы на динамическое воздействие
21) Вводить данные расчетной схемы в программе STARK
22) Вводить характеристики материала сооружения в программе STARK
23) Накладывать граничные условия в программе STARK
24) Изменять условия нагружения системы в программе STARK
25) Изменять условия закрепления системы в программе STARK

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения способом Верещагина при перемножении прямолинейных эпюр.

2) Владения способом Верещагина при перемножении криволинейных эпюр.

3) Владения формулой Симпсона при перемножении прямолинейных эпюр.

4) Владения формулой Симпсона при перемножении криволинейных эпюр.

5) Владения способом трапеций при перемножении прямолинейных эпюр.

6) Владения методом замены нагрузки.

7) Владения методом использования симметрии.

8) Владения комбинированным методом при расчете рам.

9) Владения смешанным методом при расчете рам.

10) Владения методом перемещений при расчетах рам на устойчивость.

11) Владения способами уменьшения резонанса в сооружениях.

12) Владения методами расчета сооружений в STARK.

13) Владения смешанным методом расчета статически неопределимых рам.

14) Владения способом вырезания узлов в методе перемещений.

15) Владения способом отсечения рамы от опор в методе пермещений.

16) Владения методом расчета плоских ферм в STARK.

17) Владения методом расчета пространственных ферм в STARK.

18) Владения методом расчета плоских рам в STARK.

19) Владения методом расчета пространственных рам в STARK.

20) Владения методом расчета неразрезных балок в STARK.

21) Владения методом расчета шарнирных балок в STARK.

22) Владения основными положениями теории метода сил.

23) Владения основными положениями теории метода пермещений.

24) Владения основными положениями теории расчета рам на устойчивость.

25) Владения основными положениями теории колебаний систем с одной степенью свободы.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 5 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 5 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколов С. А. Строительная механика и металлические конструкции машин [Текст] : Учебник / Соколов С. А. - Санкт-Петербург : Политехника, 2016. - 423 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов С.В. Расчет статически определимой фермы: Учеб. пособие к практическим занятиям и для расчетно-графических работ / С.В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 43 с.: ил. - Библиогр.: с. 36. ЭБС РГУПС
2 Маклаков С.Ф. Строительная механика : практикум к лаб. работам/ С.Ф. Маклаков; РГУПС. -Ростов н/Д, 2017. -103 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кротов С.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Строительная механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кротов С.В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10ED: Учебное пособие к лабораторным занятиям. В 4 ч. Ч2. Расчеты на изгиб и кручение / С.В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 56 с.: ил. - Библиогр.: с. 56. ЭБС РГУПС
3 Кротов С. В. Расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов конструкций и сооружений с применением ANSYS 10ED: Учебное пособие к лабораторным занятиям. В 4 ч. Ч3. Расчеты на устойчивость / С.В. Кротов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 70 с.: ил. - Библиогр.: с. 69. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 STARK ES О
3 ANSYS 18.0 И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43539.