РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Цуриков Александр Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информационное о т и з с у и т_С_23.05.05_во_7_Инф_п35577_43507.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Микропроцессорные информационно-управляющие системы";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: нормативно-правовые аспекты защиты информации

Умеет: использовать нормативно-правовые акты обеспечения информационной безопасности

Имеет навыки: применять правовую базу лицензирования и сертификации в области защиты информации

ОК-6 - готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Знает: понятие информационной безопасности

Умеет: использовать криптографические методы защиты информации

Имеет навыки: анализа структуры и принципов функционирования вычислительных сетей с позиции обеспечения информационной безопасности

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: информационное обеспечение технологий, общие характеристики информационных технологий

Умеет: использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии

Имеет навыки: применять интегрированные информационные технологии общего назначения

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Место дисциплины 1С.Б "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   40 56
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 90   40 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ. (Компетенция/и ПК-1)

1.1. Основные понятия: 1) Общие понятия и определения 2) Системы реального времени, встроенные и распределенные 3) Особенности и структура информационно-управляющих систем.

2. АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ. (Компетенция/и ОК-6, ОПК-4)

2.1. Организационное и нормативно-правовое обеспечение в сфере защиты информации: 1) Доктрина РФ, история проблемы ИБ, угрозы ИБ 2) Методы и средства обеспечения ИБ 3) Методологические и технологические основы комплексного обеспечения ИБ.

2.2. Международные нормативно-правовые акты обеспечения ИБ: 1) Защита государственной тайны и конфиденциальной информации 2) Гарантии прав граждан на информацию и механизм их реализации 3) Понятие и виды защищаемой информации по законодательству.

2.3. Правовая база лицензирования и сертификации в области защиты информации: 1) Проблемы обеспечения безопасности обработки и хранения информации в вычислительных системах 2) Базовые этапы построения системы комплексной защиты вычислительных систем 3) Анализ моделей нарушителя.

2.4. Преступления в сфере компьютерной информации и вопросы защиты информации: 1) Основные этапы доступа к ресурсам вычислительной системы 2) Использование пароля 3) Способы разграничения доступа к компьютерным ресурсам.

3. БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И СЕТЕЙ. (Компетенция/и ОПК-4)

3.1. Задача обеспечения информационной безопасности в современных условиях. Информация как объект защиты: 1) Представление защищаемой информации 2) Угрозы безопасности информации 3) Ценность информации.

3.2. Источники угроз и способы нарушения информационной безопасности: 1) Оценка ущерба вследствие противоправного раскрытия информации ограниченного доступа и меры по его локализации 2) Средства и методы физической защиты объектов.

3.3. Аспекты практической компьютерной безопасности. Средства анализа защищенности систем и сетей: 1) Системы сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа 2) Служба безопасности объекта 3) Организация и обеспечение режима секретности.

3.4. Защита компьютеров и сетей. Антивирусное программное обеспечение: 1) Антивирусные сканеры 2) Антивирусные мониторы 3) Средства защиты сетевых операционных систем.

4. КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ. (Компетенция/и ОК-6, ОПК-4, ПК-1)

4.1. Основные понятия криптографии: 1) Использование криптографических методов для защиты данных, циркулирующих в вычислительной сети 2) Особенности применения симметричных и асимметричных систем шифрования.

4.2. Разновидности шифров: 1) Шифры замены 2) Шифры перестановки 3) Шифры гаммирования.

4.3. Системы шифрования с закрытым и открытым ключом: 1) RSA-криптосистема с открытым ключом 2) Защита программ.

4.4. Электронная цифровая подпись: 1) Механизм формирования электронной цифровой подписи 2) Хеш-функция.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 4 4   16
3 4 4   16
4 4 4   17
Итого 16 16   65
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Шифр простой замены 2
Создание пользовательской формы – Шифратор Цезаря 2
2 Системы с закрытым ключом. Шифрование методом подстановки 2
Системы с закрытым ключом. Шифр многоалфавитной замены 2
3 Системы с закрытым ключом. Шифрование методом перестановки 2
Создание пользовательской формы – Шифратор файлов 2
4 Создание пользовательской формы – Вычисление хеш-функции 2
Создание пользовательской формы, реализующей алгоритм шифра RSA 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 МЕТОДЫ СИММЕТРИЧНОГО КОДИРОВАНИЯ И ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 16
2 МЕТОДЫ НЕСИММЕТРИЧНОГО ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ. ХЕШ-ФУНКЦИИ 16
3 РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА RSA 16
4 РЕШЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЗАДАЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАДСТРОЙКИ «ПОИСК РЕШЕНИЯ» 17

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 90 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Цуриков, А.Н. Информационные технологии и защита систем управления и телекоммуникаций: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОК-6 +
ОПК-4 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-1 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Классификация информации по степени ее защиты;

2. Доктрина информационной безопасности РФ;

3. Стандарты безопасности информационных систем;

4. История криптографии;

5. Криптография эпохи Возрождения;

6. Криптография в XVII-XX веке;

7. Криптография нового времени;

8. Криптография: понятия, подходы, направления исследований. Базовая терминология;

9. Основные алгоритмы шифрования;

10. Криптографические хэш-функции;

11. Криптографические генераторы случайных чисел;

12. Симметричные криптосистемы;

13. Асимметричные криптосистемы;

14. Электронная цифровая подпись;

15. Управление ключами в криптографических системах защиты информации;

16. Направления исследований в области криптосистем;

17. Криптоанализ и атаки на криптосистемы;

18. Угрозы и риски интернет-технологий;

19. Программное обеспечение защиты информации в Интернет;

20. Стандартизация информационной безопасности в Интернет.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие «информационная безопасность»: проблема информационной безопасности общества, определение понятия «информационная безопасность», составляющие информационной безопасности.
2) Задачи информационной безопасности общества.
3) Уровни формирования режима информационной безопасности.
4) Правовые основы информационной безопасности общества в РФ.
5) Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации.
6) Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности.
7) Стандарты информационной безопасности.
8) "Общие критерии": функциональные требования.
9) "Общие критерии": требования доверия.
10) "X.800": сервисы и механизмы безопасности в вычислительных сетях.
11) "X.800": администрирование средств безопасности.
12) Стандарты информационной безопасности в РФ. Гостехкомиссия и ее роль в обеспечении информационной безопасности в РФ.
13) Основные понятия криптографии.
14) Вирусы как угроза информационной безопасности. Хронология развития компьютерных вирусов.
15) Классификация антивирусных программ. Факторы, определяющие качество антивирусных программ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработка политики информационной безопасности.
2) Классификация угроз «информационной безопасности».
3) Характерные черты компьютерных вирусов.
4) Классификация компьютерных вирусов по среде обитания.
5) Классификация компьютерных вирусов по особенностям алгоритма работы.
6) Классификация компьютерных вирусов по деструктивные возможностям.
7) Виды «вирусоподобных» программ.
8) Характеристика путей проникновения вирусов в компьютеры.
9) Правила защиты от компьютерных вирусов.
10) Криптографические методы защиты информации: шифры замены.
11) Криптографические методы защиты информации: шифры перестановки.
12) Системы шифрования с закрытым и открытым ключом.
13) RSA-криптосистема с открытым ключом.
14) Электронная цифровая подпись.
15) Хеш-функция.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Обеспечение информационной безопасности на рабочем месте, в т. ч. АРМ.

2) Защиты от компьютерных вирусов.

3) Генерации Хеш-функций.

4) Электронной-цифровой подписи.

5) Работы с системами шифрования.

6) Создания систем шифрования с закрытым и открытым ключом.

7) Классификации компьютерных вирусов.

8) Пользования криптографическими методами защиты информации.

9) Работы с шифрами перестановки.

10) Администрирования средств безопасности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 7 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 7 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 7 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Доманский, В.В. Информационные технологии и защита систем управления и телекоммуникаций: учеб. пособие / В.В. Доманский, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 87 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика: практикум / И.В. Дергачева; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС
2 Доманский, В.В. Компьютерные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / В.В. Доманский, В.В. Ильичева, Т.В. Потанина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 75 с. ЭБС РГУПС
3 Верескун, В.Д. Информационно-управляющие системы в научных исследованиях и на производстве: учеб. пособие / В.Д. Верескун, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/д: 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС
4 Применение информационно-управляющих систем в науке и на производстве: учеб. пособие / А.Н. Цуриков, С.В. Чубейко, Е.В. Климанская; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д: 2016. - 66 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Цуриков А.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационное обеспечение технологий и защита систем управления и телекоммуникаций". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Доманский, В.В. Информационные технологии и защита систем управления и телекоммуникаций: учебно-методическое пособие / В.В. Доманский, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 40 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система Windows И
3 Редактор таблиц MS EXCEL И
4 Офисный пакет MS Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43507.