РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Детали машин и основы конструирования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Буракова Марина Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Детали машин и основы конструирования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Соловьев Аркадий Николаевич, Зав.кафедрой"Теоретическая и прикладная механика", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Детали м и о к_С_23.05.03_во_56_ОПМ_п35646_43448.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Детали машин и основы конструирования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Детали машин и основы конструирования" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей подвижного состава", "Технология ремонта подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей, изображения и обозначения деталей

Умеет: выбирать тип, режим работы и мощность электропривода для заданной технологической установки; выполнять эскизы деталей машин, читать сборочные чертежи и оформлять конструкторскую документацию

Имеет навыки: методами анализа и расчета деталей узлов механической части; способами подбора типовых передаточных механизмов к конкретным машинам

ОПК-7 - способностью применять методы расчета и оценки прочности сооружений и конструкций на основе знаний законов статики и динамики твердых тел, исследовать динамику и прочность элементов подвижного состава, оценивать его динамические качества и безопасность

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей, изображения и обозначения деталей, основы компьютерного моделирования деталей; конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей

Умеет: выполнять эскизы деталей машин с использованием компьютерных технологий, читать сборочные чертежи и оформлять конструкторскую документацию

Имеет навыки: компьютерными программами проектирования и разработки чертежей деталей; методами анализа и расчета деталей узлов механической части

ОПК-10 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей,конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей,изображения и обозначения деталей,номенклатуру конструкционных материалов для проектируемых деталей

Умеет: выполнять эскизы деталей машин, читать сборочные чертежи и оформлять конструкторскую документацию, назначать конструкционные материалы для проектируемых деталей

Имеет навыки: анализа и расчета деталей узлов механической части, в том числе подбора материалов для их изготовления.

ОПК-12 - владением методами оценки свойств конструкционных материалов, способами подбора материалов для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Знает: методы расчета передач, подшипников, муфт, пружин, болтов, винтов, сварных соединений и резьбовых соединений, методы и средства технических измерений

Умеет: подбирать типовые передаточные механизмы к конкретным машинам, определять параметры передаточных механизмов использовать средства технических измерений

Имеет навыки: анализа и расчета деталей узлов механической части, в том числе с применением средств технических измерений

ПК-5 - способностью применять методы и средства технических измерений, технические регламенты, стандарты и другие нормативные документы при технической диагностике подвижного состава, разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции

Место дисциплины 1С.Б "Детали машин и основы конструирования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение на железнодорожном транспорте", "Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика", "Сопротивление материалов и строительная механика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 112 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 108 108 48 60
Лекции (Лек) 40 40 16 24
Лабораторные работы (Лаб) 28 28 16 12
Практические, семинары (Пр) 40 40 16 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   85 46
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 10     10
Самоподготовка 121   85 36
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 112 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общие сведения о деталях машин. (Компетенция/и ОПК-10, ОПК-12, ПК-5)

1.1. Классификация механизмов, узлов и деталей.

1.2. Критерии работоспособности деталей.

1.3. Требования к деталям.

1.4. Общие сведения о проектировании механизмов.

2. Зубчатые передачи движения. (Компетенция/и ОПК-7, ПК-5)

2.1. Виды и особенности зубчатых передач.

2.2. Геометрические параметры цилиндрических передач.

2.3. Расчет цилиндрических передач на прочность.

2.4. Энергетические параметры передач.

2.5. Зубчатые редукторы.

2.6. Особенности проектирования и производства зубчатых колес и передач.

3. Червячные и винтовые передачи. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-5)

3.1. Конструктивные и эксплуатационные особенности червячных передач.

3.2. Геометрические и кинематические параметры червячных передач.

3.3. Расчет червячных передач на прочность, жесткость и теплостойкость.

3.4. Особенности проектирования и производства червячных передач.

3.5. Винтовые передачи.

4. Цепные, ременные, фрикционные, планетарные и волновые передачи. (Компетенция/и ПК-5)

4.1. Цепные передачи.

4.2. Ременные передачи.

4.3. Фрикционные передачи.

4.4. Планетарные волновые передачи.

Семестр № 6

5. Валы и оси. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-5)

5.1. Назначение и особенности конструирования валов и осей.

5.2. Проектный расчет валов и осей на прочность.

5.3. Проверочный расчет валов на циклическую прочность и жесткость.

6. Опоры валов и уплотнения. (Компетенция/и ПК-5)

6.1. Подшипники скольжения.

6.2. Подшипники качения.

6.3. Уплотнительные устройства.

7. Разъемные соединения деталей. (Компетенция/и ОПК-12, ПК-5)

7.1. Резьбовые соединения.

7.2. Шпоночные соединения.

7.3. Шлицевые, штифтовые и клеммовые соединения.

8. Неразъемные соединения деталей. (Компетенция/и ОПК-7, ОПК-12)

8.1. Заклепочные соединения.

8.2. Сварные соединения.

8.3. Паянные и клеевые соединения.

9. Муфты механических приводов. (Компетенция/и ОПК-7, ОПК-12)

9.1. Нерасцепляемые глухие и компенсирующие муфты.

9.2. Расцепляемые неуправляемые и управляемые муфты.

10. Упругие элементы и корпусные детали механизмов. (Компетенция/и ОПК-12)

10.1. Упругие элементы.

10.2. Корпусные детали механизмов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   24
2 4 4 8 21
3 4 4 8 20
4 4     20
5 4 6   8
6 4 6 4 8
7 4 4 4 6
8 4 4   6
9 4 2 4 4
10 4 2   4
Итого 40 40 28 121
В т.ч. по интерактивным формам 4 2 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Изучение конструкции зубчатого редуктора и определение параметров передач 4
Анализ конструкции зубчатого колеса и опре-деление его параметров 4
3 Анализ конструкции и определение параметров червячного редуктора 4
Анализ конструкции и определение параметров червячно-зубчатого редуктора 4
Семестр № 6
6 Изучение конструкций подшипников качения 2
Изучение конструкций и подбор уплотнений подшипниковых узлов 2
7 Анализ конструкции и определение параметров шпоночного соединения, нагруженного вращающим моментом 4
9 Изучение конструкций и подбор муфт механических приводов 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Построение кинематических схем механиче-ских приводов 2
Определение необходимой частоты вращения вала электродвигателя механического приво-да 2
Определение необходимой частоты вращения вала электродвигателя механического приво-да 2
Определение кинематических и силовых па-раметров на валах механического привода 2
2 Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность 4
3 Расчет червячных передач на прочность 4
Семестр № 6
5 Предварительный расчет валов 2
Расчет валов на циклическую прочность 4
6 Подбор подшипников и компоновка редуктора 2
Расчет подшипников на долговечность 4
7 Расчет шпоночных соединений 4
8 Расчет сварных соединений 2
Расчет заклепочных соединений 2
9 Подбор фланцевых ифрикционных муфт 2
10 Расчет параметров корпусных деталей редукторов 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Примеры составляющих элементов машин: деталей, узлов, cборочных единиц, конструктивных элементов 4
Примеры критериев работоспособности: прочности, жёсткости, выносливости, износостойкости, тепло-стойкости различных конструкций 4
Механические свойства материалов 6
Методы обеспечения надежности, экономичности, тех-нологичности, взаимозаменяемости различных эле-ментов машин и механизмов 4
Методы и системы автоматизированного проектирова-ния 6
2 Особенности расчета кинематических и энергетиче-ских параметров различных приводов, включающих зубчатые редукторы и открытые зубчатые передачи 3
Методы смазывания зубчатых редукторов и контроля качества смазки 2
Расчеты косозубых и шевронных зубчатых передач 4
Расчеты конических зубчатых передач 4
Номенклатура промышленно выпускаемых зубчатых редукторов и мотор редукторов 4
Особенности свойств и расчета передач с зубчатыми колесами из материалов на полимерной основе 4
3 Комбинированные редукторы, включающие червячные передачи 4
Червячные редукторы различной компоновки 4
Номенклатура промышленно выпускаемых червячных редукторов и мотор редукторов 4
Применение винтовых передач 4
Свойства смазочных материалов и методы смазывания червячных редукторов 4
4 Применение пластинчатых цепей и особенности про-ектирования тяжело нагруженных цепных передач 6
Применение цепей с полимерными элементами 4
Конструкции фрикционных вариаторов 4
Прогрессивные конструкции ременных передач и их применение 6
Семестр № 6
5 Изучение конструкций ступенчатых, коленчатых и гибких валов, областей их применения и принципов изготовления. Расчет диаметральных размеров ступенчатых валов различного назначения. Расчет распределения изгибающих моментов по длине валов 8
6 Изучение конструкций подшипников скольжения и качения, областей их применения. Изучение особенностей конструкций гидростатических, гидродинамических, магнитных подшипников. Определение силовых условий применения подшипников с телами качения различной формы, с различной угловой подвижностью. Изучение конструктивных особенностей упорных подшипников и методов закрепления на валах 8
7 Изучение конструкций резьбовых, шпоночных, шлицевых и штифтовых соединений, условий их эксплуатации и областей применения. Определение особенностей расчета разъемных соединений, работающих в различных условиях 6
8 Изучение конструкций заклепочных,сварных, паяных и клеевых соединений,условий их эксплуатации и областей применения. Определение особенностей расчета неразъемных соединений, работающих в различных условиях. 6
9 Изучение конструкций глухих втулочных и фланцевых муфт, муфт компенсирующих, предохранительных, условий их эксплуатации и областей применения. Определение особенностей расчета фрикционных муфт, работающих в различных условиях 4
10 Изучение конструкций витых пружин растяжения и сжатия, спиральных пружин, рессор, торсионов, вмброопор, условий их эксплуатации и областей применения. Определение особенностей расчета упругих элементов и корпусных изделий (станин, плит, коробок), работающих в различных условиях 4

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Николаева, Г. С. Оформление курсовых и расчетно-графических работ для общетехнических дисциплин [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. С. Николаева, М. А. Буракова, Ю. А. Проскорякова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 34 с. : 146 экз. ЭБС РГУПС
2 Елманов, И.М. Кинематисческое и силовое исследование стрелочного электропривода : учебно-методич. прособие / И.М. Елманов, М.А. Буракова, Э.С. Буракова, А.П. Кучеренко; ФГБОУВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2009. - 20 с. ЭБС РГУПС
3 Рассохин, Г.И. Энергокинематический расчет привода автоматизированным методом : учебно-методич. пособие к выполн. курсовой работы / Г.И. Рассохин, Я.Е. Гладышев, А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2011. - 18 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ОПК-7 + +
ОПК-10 +  
ОПК-12 + +
ПК-5 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-10 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование приводов общего назначения.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Структуру курса «Детали машин и основы проектирования»
2)Составляющие элементы машин
3)Требования к деталям
4)Критерии работоспособности деталей машин
5)Обобщенную последовательность проектирования
6)Назначение и основные параметры механического привода
7)Энергетические и кинематические параметры на валах механического привода
8)Классификацию механических передач
9)Классификацию зубчатых передач
10)Сравнительную оценку зубчатых передач различных видов
11)Геометрические параметры цилиндрических передач и зубчатых колес
12)Классификацию зубчатых колес по форме и расположению зубьев.
13)Материалы, используемые при изготовлении зубчатых колес. Виды повреждений зубьев
14)Систему сил, действующих на цилиндрические зубчатые колеса
15)Последовательность проектирования зубчатых передач.
16)Методы получения зубчатого профиля.
17)Назначение и классификацию червячных передач
18)Кинематические параметры червячных передач
19)Геометрические параметры червячных передач и их влияние на кинематику движения
20)Материалы, используемые для изготовления червячных передач
21)Систему сил, действующих в червячных передачах
22)Последовательность расчета червячных передач.
23)Способы охлаждения червячных редукторов
24)Причины потери мощности в редукторах. Сравнительные потери мощности зубчатыми и червячными передачами
25)Виды зубчатых и червячных редукторов
26)Типы смазочных материалов. Методы смазывания различных элементов редукторов
27)Назначение и принцип действия винтовых передач
28)Виды резьб в винтовых передачах
29) Назначение, принцип работы, преимущества и недостатки ременных передач
30)Классификация ременных передач.
31Место ременных передач в составе электромеханических приводов
32)Принципы расчета ременных передач и способы повышения их долговечности
33)Принцип действия фрикционных передач
34)Назначение и устройство фрикционного вариатора
35)Назначение, принцип работы, преимущества и недостатки цепных передач.
36)Классификация приводных цепей, их устройство
37)Место цепных передач в составе электромеханических приводов
38)Принципы подбора приводных цепей и расчета геометрических параметров цепных пере-дач
39)Назначение, конструкции и принцип действия планетарных передач
40)Назначение, конструкции и принцип действия волновых передач

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитать передаточное число механического привода
2)Рассчитать потери мощности в электромеханическом приводе
3)Рассчитать скоростные параметры на валах электромеханического привода
4)Рассчитать энергетические параметры на валах электромеханического привода
5)Рассчитать количество циклов нагружения валов электромеханического привода
6)Сформировать алгоритм расчета на прочность закрытой зубчатой передачи
7)Сформировать алгоритм расчета на прочность открытой зубчатой передачи
8)Сформировать алгоритм расчета на прочность червячной передачи
9)Определять направления сил, действующих в зацеплении прямозубой цилиндрической пе-редачи
10)Определять направления сил, действующих в зацеплении косозубой цилиндрической пе-редачи
11)Определять направления сил, действующих в зацеплении шевронной передачи
12)Определять направления сил, действующих в зацеплении червячной передачи
13)Определять геометрические параметры зубчатой передачи и зубчатых колес
14)Формировать условия прочности для расчета зубчатых и червячных передач
15)Рассчитать зубья цилиндрической передачи на контактную прочность
16)Рассчитать зубья цилиндрической передачи на изгибную прочность
17)Рассчитать основные параметры цепных передач
18) Рассчитать основные параметры клиноременных передач
19)Оценить основные параметры, влияющие на надежность фрикционных передач
20)Оценить основные параметры, влияющие на надежность винтовых передач
21)Оценить целесообразность применения планетарных передач
22)Оценить целесообразность применения волновых передач

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основ организации проектирования.
2)Алгоритмов проектирования механического привода общего назначения.
3)Определения критериев работоспособности валов и механических передач.
4)Оценки эффективности работы зубчатых и червячных передач различной конфигурации.
5)Компоновки привода с заданным расположением валов в пространстве.
6)Компоновки привода с заданным набором передач.
7)Алгоритмов проектирования закрытой зубчатой передачи.
8) Алгоритмов проектирования открытой зубчатой передачи.
9) Алгоритмов проектирования червячных передач.
10)Оценки вида изнашивания зубьев, эксплуатируемых в различных условиях.
11)Методов повышения надежности зубчатых, червячных и винтовых передач.
12)Сравнительной оценки эффективности методов охлаждения червячных редукторов.
13)Сравнительной оценки приводных ремней различных конструкций.
14)Основ проектирования ременной передачи.
15)Сравнительной оценки приводных цепей различных конструкций.
16)Основам проектирования цепной передачи.
17)Методов повышения надежности цепных, ременных и фрикционных передач.
19)Методов повышения надежности волновых и планетарных передач.

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Конструкцию, принцип действия и применение гидродинамических подшипников
2)Конструкцию, принцип действия и применение гидростатических подшипников
3)Конструкции и материалы подшипников скольжения, работающих в режимах граничного и сухого трения
4) Назначение и устройство подшипников качения
5)Общую классификацию подшипников качения
6)Виды воспринимаемых нагрузок и классификацию подшипников качения по угловой под-вижности
7)Геометрические параметры и маркировку подшипников качения
8)Алгоритм расчета подшипников качения на циклическую долговечность
9)Назначение, конструкцию, область применения контактных уплотнительных устройств
10)Назначение, конструкция, область применения бесконтактных уплотнительных устройств
11)Виды резьбовых соединений, их назначение
12)Конструкции резьбовых деталей
13)Виды крепежных резьб
14)Условие самоторможения резьбового соединения
15)Методы расчета резьбовых соединений
16)Назначение шпоночных соединений, их виды и конструкции
17)Напряженное состояние шпонок, систему сил в шпоночном соединении
18)Методы проверки шпоночных соединений на прочность
19)Способы изготовления шпоночных пазов и шпонок
20)Конструкции и назначение шлицевых соединений
21)Методы центрирования шлицевых соединений
22)Напряженное состояние шпонок, систему сил в шлицевом соединении
23)Методы проверки шлицевых соединений на прочность
24)Назначение и конструкции штифтовых соединений, метод их расчета
25)Назначение, конструкции и области применения заклепочных соединений. Материалы заклепок
26)Напряженные состояния и системы сил в заклепочных соединениях.
27)Расчет заклепочных соединений на прочность
28)Области применения сварных соединений, их преимущества и недостатки
29)Основные методы сварки
30)Виды сварных соединений и сварных швов
31)Расчет на прочность сварных соединений различной конфигурации
32)Области применения паяных и клеевых соединений, их преимущества и недостатки
33)Виды припоев и методы пайки
34)Виды паяных соединений и швов, их геометрия
35)Расчет на прочность паяных соединений различной конфигурации
36)Назначение и классификация муфт механических приводов
37)Достоинства и недостатки муфт различных конструкций
38)Принципы подбора муфт механических приводов
39)Назначение и классификацию упругих элементов
40)Конструкции упругих элементов
41)Материалы упругих элементов, геометрические параметры витых пружин
42)Классификацию, назначение корпусных деталей, критерии их работоспособности
43)Принципы определения геометрических параметров корпусных деталей редукторов
44)Отличия валов и осей по геометрии и функциональному назначению
45)Принципы расчета валов и осей на прочность

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определить тип подшипника скольжения исходя из условий эксплуатации
2)Определить тип подшипника качения исходя из условий условий эксплуатации
3)Определить тип и геометрические параметры подшипника качения по его цифровому обо-значению
4)Сформировать систему нагрузок, действующих на подшипник, исходя из конструктивной схемы его расположения
5)Сформировать цифровое обозначение подшипника качения по его натурному образцу
6)Провести проверку подшипника качения на долговечность
7)Определить тип уплотнительного устройства исходя из условий эксплуатации
8)Определить размеры и обозначение контактного уплотнительного устройства по размерам вала, на который оно устанавливается
9)Провести проверку болтового соединения на прочность
10)Провести проверку винтового соединения на прочность
11)Провести проверку шпилечного соединения на прочность
12)Рассчитать диаметры болтов, винтов и шпилек, исходя из схем их нагружения
13)Провести проверку штифтового соединения на прочность
14)Рассчитать диаметры штифтов, исходя из схем их нагружения
15)Определить необходимое количество болтов, винтов и шпилек в соответствующем резь-бовом соединении Определить
16)Определить необходимое количество заклепок в соединении
17)Провести проверку заклепочного соединения, исходя из прочности заклепок
18)Провести проверку заклепочного соединения, исходя из прочности соединяемых элемен-тов
19)Рассчитать необходимые диаметры заклепок, исходя из схемы соединения
20)Провести проверку углового сварного соединения на прочность
21)Провести проверку на прочность сварного соединения внахлестку
22)Провести проверку таврового сварного соединения на прочность
23)Провести проверку на прочность сварного соединения встык
24)Определить необходимую длину сварного шва, обеспечивающего прочность соединения
25)Провести проверку паяного соединения на прочность
26)Провести выбор типа муфты, исходя из условий ее эксплуатации в конструкции механи-ческого привода
27)Определить обозначение и размеры упругой втулочнjпальцевой муфты по известным параметрам механического привода
28)Рассчитать жесткость витой пружины по известным эксплуатационным параметрам
29) Определить тип корпусной детали для монтажа известных механизмов и узлов
30)Оценить критерии работоспособности и напряженные состояния валов и осей в сфере эк-плуатации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Основ выбора подшипников скольжения по условиям их эксплуатации.

2)Методов сравнительной оценки тепловыделения в подшипниках сухого трения.

3)Основ выбора типов подшипников качения по условиям их эксплуатации.

4)Методов определения параметров подшипников качения по их цифровым обозначениям.

5)Основ расчета долговечности подшипников качения по известным условиям их экс-плуатации.

6)Основ проектирования подшипниковых узлов в редукторах с различной компоновкой передач.

7)Правил обозначения подшипников качения в конструкторской документации.

8)Принципов монтажа уплотнительных манжет в подшипниковых узлах редукторов.

9)Принципов выбора уплотнительных устройств для определенных условий эксплуатации.

10)Методов расчета на прочность резьбовых соединений.

11)Принципов определения типоразмеров резьбовых соединений в конструкции корпусов и крышек редукторов.

12)Формирования расчетных схем нагружения резьбовых соединений в зависимости от их условий эксплуатации.

13)Правил обозначения резьбовых деталей в конструкторской документации.

14)Методов расчета на прочность шпоночных соединений.

15)Принципов определения типоразмеров призматических шпонок в конструкциях механи-ческих приводов.

16)Правил обозначения шпонок в конструкторской документации.

17)Основ технологии изготовления шпонок и шпоночных пазов.

18)Принципов применения шпоночных соединений различных типов.

19)Методов расчета на прочность шлицевых соединений.

20)Методов расчета на прочность штифтовых соединений.

21)Основ технологии изготовления заклепочных соединений.

22)Методов проверки заклепок на прочность.

23)Основ формирования заклепочных соединений с известными нагрузочными условия-ми.

24)Методов проверки на прочность соединяемых элементов в заклепочном соединении.

25)Основ выбора типов неразъемных соединений для применения в конструкциях машин и аппаратов.

26)Основ технологии изготовления сварных соединений.

27)Методов проверки сварных соединений на прочность.

28)Основ формирования сварных соединений с известными нагрузочными условиями.

29)Методов проверки паяных соединений на прочность.

30)Основ выбора типов муфт в конструкциях механических приводов.

31)Основ расчета размеров конструктивных элементов корпусных деталей редукторов.

32)Основ выбора типов упругих элементов для конкретных условий эксплуатации.

33)Основ расчета размеров характерных участков валов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8, 9 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 5 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 5, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7, 8, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жулай, В.А. Детали машин [Электронный ресурс]: курс лекций/ В.А. Жулай. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж: Воронежский госуд. архитектурно-строительный ун-т, ЭБС АСВ, 2013. - 238 с. ЭБС IPRBooks
2 Иванов М.Н. Детали машин : учеб для академического бакалавриата / М.Н. Иванов, В.А. Финогенов – М. :МГТУ им. Баумана, 2016. – 409 с. ЭБС Юрайт
3 Рассохин, Г.И. Конструкции и основы расчета деталей машин: учеб. пособие / Г.И. Рассохин; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д. 2016. – 171 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иванов, М. Н. Детали машин : учеб. для втузов / М.Н. Иванов, В.А. Финогенов. - 12-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2008. - 408 с. ЭБС Юрайт
2 Куклин, Н. Г. Детали машин : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина, В.К. Житков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. - 406 с. ЭБС Юрайт
3 Буланов Э.А. Детали машин. Расчет механических передач – М. : МГУТиУ им. К.Г. Разумовского, 2017. ЭБС Юрайт
4 Гурин В.В. Детали машин. Курсовое проектирование в 2 кн. Книга 1 : учеб. для бакалавриата и магистратуры / В.В. Гурин, В.М. Замятин, А.М. Попов – Томск : Нац. иссл. Томск. политех. Ун-т. – 2017.- 366 с. ЭБС Юрайт
5 Буракова, М.А. Детали машин и основы конструирования : тексты лекций / М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 44 с. ЭБС РГУПС
6 Жулай, В.А. Курсовое проектирование приводов транспортных и технологических машин и оборудования [Электрон. ресурс]: учеб. пособие / В.А. Жулай, Д.Н. Дегтев. - 2-е изд. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж: Воронежский госуд. архитектурно-строительный ун-т, ЭБС АСВ, 2016. - 340 с. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Буракова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Детали машин и основы конструирования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Буракова, М. А. Анализ и определение основных параметров цилиндрического редуктора : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова, 2-е изд., перераб. и доп.; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2019 - 19 с. ЭБС РГУПС
3 Буракова, М. А. Анализ и определение основных параметров червячного редуктора : учеб.-метод. пособие / М.А. Буракова, 2-е изд., перераб. и доп.; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2019. - 20 с. ЭБС РГУПС
4 Цепные передачи: учеб.- метод. пособие к выполнению курсовой работы для лиц с ограничениями по зрению / Г. И. Рассохин, А. Н. Чукарин, Н. А. Репешко [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д :, 2012. - 46 л. ЭБС РГУПС
5 Елманов, И.М. Исследование работоспособности клеммового соединения, нагруженного вращающим моментом : метод. указ. к лаб. раб. / И.М. Елманов, М.А. Буракова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2007. – 15 с. ЭБС РГУПС
6 Буракова, М.А. Зубчатые колеса. Анализ конструкции и определение основных параметров : учебно-метод. пособие / М.А. Буракова, Н.А. Репешко; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 46 с. ЭБС РГУПС
7 Буракова, М.А. Муфты механических приводов : учебно-метод. пособие / М.А. Буракова, А.П. Кучеренко; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 24 с. ЭБС РГУПС
8 Энергокинематический расчет электромеханического привода : учебно-метод. пособие / Г.И. Рассохин, А.Н. Чукарин, Ю.А. Проскорякова, В.В. Шаповалов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 36 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43448.