РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Безопасность движения и автотормоза"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 3 Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Риполь-Сарагоси Леонид Францискович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Безопасность движения и автотормоза" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Безопасность д и а_С_23.05.03_во_78_ВВХ_п40710_43444.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Безопасность движения и автотормоза".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Безопасность движения и автотормоза" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Устройства и взаимодействие узлов и деталей подвижного состава, теорию движения поезда. Методы расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути.

Умеет: Пользоваться методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов. Пользоваться методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава.

Имеет навыки: Владения техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта. Проведения испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения.

ПК-2 - способностью понимать устройства и взаимодействия узлов и деталей подвижного состава, владением техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта, теорией движения поезда, методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов, методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава, методами расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути, готовностью проводить испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения

Знает: методы определения, проверки и расчета тормозной силы; методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами

Умеет: использовать требования и правила обеспечения безопасности движения

Имеет навыки: методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов

ПК-4 - способностью использовать математические и статистические методы для оценки и анализа показателей безопасности и надежности подвижного состава

Место дисциплины 1С.Б "Безопасность движения и автотормоза" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 1)", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 7, 8 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 112 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 108 108 48 60
Лекции (Лек) 56 56 32 24
Лабораторные работы (Лаб) 28 28 16 12
Практические, семинары (Пр) 24 24   24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 167   85 82
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 10     10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 157   85 72
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 112 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 22 22 2 10 10
Лекции (Лек) 4 4 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 14 14   6 8
Практические, семинары (Пр) 4 4   2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2  
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 286   80 82 124
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 10       10
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 276   80 82 114
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 324 25 83 98 143
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Организационная структура безопасности движения на железных дорогах РФ. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Безопасность движения поездов на железных дорогах РФ.

2. Основные сведения об автоматизированном управлении движением поездов. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Основы организации автоматизированного движения поездов.

2.2. Принципы построения системы автоматической локомотивной сигнализации и обеспечения безопасности движения поездов.

3. Схемы построения и работы различных типов АЛС. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Общая схема построения систем АЛС. Классификация АЛС.

3.2. Автоматическая локомотивная сигнализация точечного типа.

3.3. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия АЛСН.

3.4. Структурная схема АЛСН числового кода.

4. Локомотивные устройства типовой АЛСН. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Приёмные катушки, усилители, дешифратор.

4.2. Рукоятка бдительности. Локомотивный светофор.

4.3. Электропневматический клапан.

4.4. Локомотивный скоростемер.

5. Современные системы дополнительных приборов безопасности. (Компетенция/и ПК-2)

5.1. Комплекс средств сбора и регистрации данных КПД-3.

5.2. Унифицированная система автоматического торможения поездов.

5.3. Телеметрическая система контроля бодрствования ТСКБМ.

5.4. Система автоматического управления тормозами САУТ.

5.5. Основные типы систем автоматического ведения поездов.

5.6. Устройство и работа регистратора параметров движения РПДА.

5.7. Спутниковая навигация и цифровая радиосвязь.

Семестр № 8

6. Системы безопасности КЛУБ. (Компетенция/и ПК-2)

6.1. Общие сведения. Унифицированное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У.

6.2. Специальное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-П.

7. Приборы автоматического обеспечения тормозной силы. (Компетенция/и ПК-2)

7.1. Автоматический регулятор давления в тормозных цилиндрах (Авторежим).

7.2. Автоматический регулятор тормозной рычажной передачи РТРП-675.

8. Тормоза высокоскоростного подвижного состава. (Компетенция/и ПК-2)

8.1. Особенности тормозного оборудования высокоскоростного подвижного состава. Обеспечение безопасности движения высокоскоростных поездов.

8.2. Дисковые тормоза, их классификация и область применения. Конструкция дисковых тормозов, применяемых на железных дорогах России и за рубежом. Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок (накладок).

8.3. Электромагнитные рельсовые тормоза (ЭМРТ). Разновидности ЭМРТ и принцип действия. Электрические схемы и основные детали ЭМРТ. Определение силы притяжения башмака к рельсу и тормозной силы ЭМРТ.

9. Особенности эксплуатации и подготовка отчетности о состоянии тормозов подвижного состава. (Компетенция/и ПК-2)

9.1. Устройства контроля тормозных приборов после ремонта. Опробование тормозов на стоянках и в пути следования.

9.2. Проверка эффективности действия тормозов.

9.3. Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу.

10. Подготовка сжатого воздуха на подвижном составе. (Компетенция/и ПК-2)

10.1. Критерии оценки качества сжатого воздуха.

10.2. Системы очистки сжатого воздуха.

11. Механика автотормозных процессов. (Компетенция/и ПК-2)

11.1. Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом.

11.2. Противоюзные устройства, типы и их принцип действия. Схемы тормозного оборудования вагонов с противоюзными устройствами. Принципиальная электрическая схема противоюзного устройства. Приборы противоюзного устройства и их назначение.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   4 10
2 6     20
3 6   6 20
4 12   6 20
5 6     15
6 4     10
7 4   6 10
8 4 12 6 17
9 4     10
10 4     15
11 4 12   10
Итого 56 24 28 157
В т.ч. по интерактивным формам 56 24 28  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Безопасность движения поездов 4
3 Испытание электропневматического клапана автостопа 6
4 Автоматическая локомтивная сигнализация непрерывного действия 6
Семестр № 8
7 Испытание автоматического регулятора режимов торможения (авторежим) усл. № АР-265А-000 6
8 Изучение устройства и принципа действия электромагнитного рельсового тормоза. Стендовые испытания ЭМРТ 6

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
8 Расчет продольно-динамических усилий (реакций) в поезде. Расчёт тормозной силы. Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. Коэффициент нажатия и тормозной коэффициент. 12
11 Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом. Коэффициент нажатия и тормозной коэффициент Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок. Вывод формулы и определение передаточного числа рычажной тормозной передачи. Определение диаметра тормозного цилиндра. Выбор воздушной части тормозной системы. Определение подачи компрессора и объёма главных резервуаров. Расчёт обеспеченности поезда тормозными средствами. Оценка эффективности тормозной системы. 12

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 1) Изучить систему частного диспетчерского контроля ЧДК 2) Изучить принцип действия автоматизированной системы диспетчерского контроля АСДК 10
2 1) Изучить иностранные системы автоматизированного управления движением поездов 20
3 1) Изучить схемы построения и работы АЛСН, применяемых на TGV, SNCF 20
4 1) Изучить принцип работы АЛСН зарубежного железнодорожного подвижного состава 20
5 1) Изучить системы дополнительных приборов безопасности производства FinnMeccanika 15
Семестр № 8
6 1) Изучить принцип работы и схему действия зарубежных систем глобального позиционирования, применяемых на подвижном составе железных дорог 10
7 1) Изучить принцип действия воздухораспределителей производства Knorr Bremse, Patentes Talgo, Alstom 10
8 1) Изучить принцип действия дисковых тормозов, тормозных рычажных передач, клещевых механизмов производства Knorr Bremse, Patentes Talgo, Alstom 17
9 1) Изучить принцип составления справки ВУ45 10
10 1) Изучить устройства осушки сжатого воздуха на основе механического, химического, термодинамического методов. 15
11 1) Изучить принцип работы электромагнитного рельсового тормоза для промышленного и магистрального железнодорожного транспорта 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 276 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта. Альбом : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. - М. : УМК МПС России, 2006 УМЦ ЖДТ
2 Елякин С.В. Блок тормозного оборудования 010 для локомотивов грузового типа и кран машиниста с дистанционным управлением 130. Устройство и порядок работы: учебное иллюстрированное пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. — 50с. УМЦ ЖДТ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7 8
ПК-2 + +
ПК-4 +  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

определение тормозной силы и расчёт продольно-динамических реакций в поезде (в соответствии с заданием).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

определение тормозной силы и расчёт продольно-динамических реакций в поезде (в соответствии с заданием).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Классификацию случаев нарушения БДП
2) Различия в нарушениях в поездной и маневровой работе
3) Организационную структуру БДП на железных дорогах РФ
4) Основы организации автоматизированного движения на железных дорогах РФ
5) Принципы построения системы АЛСН
6) Принципы работы трёхзначной АЛСН
7) Принципы работы четырёхзначной АЛСН
8) Структурную схему АЛСН числового кода
10)Локомотивные устройства типовой АЛСН
11)Принцип работы приёмных катушек локомотива
12)Принцип работы локомотивного усилителя АЛСН
13)Принцип работы локомотивного дешифратора
14)Принцип работы рукоятки бдительности
15)Принцип работы локомотивного светофора
16)Принцип работы электропневматического клапана
17)Принцип работы локомотивного скоростемера
18)Комплекс средств сбора и регистрации данных КПД-3
19)Унифицированную систему автоматического торможения поездов
20)Телеметрическую систему контроля бодрствования ТСКБМ
21)Систему автоматического торможения САУТ
22)Основные типы систем автоматического ведения поездов
23)Устройство и работу регистратора параметров движения РПДА
24)Систему взаимодействия спутниковой навигации и цифровой радиосвязи

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Классифицировать системы АЛСН
2) Определять неисправности АЛСН
3) Выявлять поломки электромпневматического клапана автостопа
4) Определять взаимодействие структурной схемы АЛСН числового кода
5) Диагностировать локомотивную аппаратуру АЛС-ЕН
6) Определять изменение давление в тормозной магистрали на скоростемерной ленте
7) Определять пройденное расстояние локомотивом по скоростемерной ленте
8) Определять количество и частоту нажатий рукоятки бдительности машиниста по скоростемерной ленте
9) Определять время стоянки локомотива по скоростемерной ленте
10)Определять время движения локомотива по скоростемерной ленте
11)Выявлять поломанные элементы ЭПК
12)Расшифровывать данные КПД-3
13)Анализировать данные, поступающие с САУТ
14)Определять принципы взаимодействия бортовых устройств локомотива и спутниковой навигации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Технического обслуживания устройств АЛСН
2) Определения неисправности узлов АЛСН
3) Диагностики рукоятки бдительности
4) Диагностики локомотивных приёмных катушек
5) Определения контроля скорости в типовой схеме АЛСН
6) Работы с системами частотного диспетчерского контроля
7) Работы с автоматизированной системой диспетчерского контроля АСДК
8) Работы с системой ПОНАБ
9) Работы с системой ДИСК-К
10)Работы с системой ДИСК-Б
11)Работы с системой ДИСК-В
12)Работы с системой ДИСК-Ц
13)Диагностирования узлов САУТ
14)Диагностирования узлов ТСКБМ
15)Послеремонтной проверки локомотивного скоростемера
16)Послеремонтной проверки системы ТСКБМ
17)Послеремонтной проверки системы РПДА

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда ДИСК-БКВ-Ц дополнительно обеспечивающие безопасность движения поездов.
2) Электропневматический клапан автостопа усл. №150И.
3) Автоматическую локомотивную сигнализацию непрерывного действия.
4) Авторежим усл. №265А. Принцип действия авторежима при торможении.
5) Приборы и устройства по испытанию тормозного оборудования вагонов.
6) Скоростемер 3СЛ-2М: конструкция, принцип действия и основные технические параметры.
7) Авторежим усл. №265А. Принцип действия авторежима при отпуске.
8) Виды и сроки ремонта тормозного оборудования вагонов.
9) Обеспечение безопасности движения поездов при автоблокировке с трехзначной сигнализацией.
10) Обеспечение безопасности движения поездов при автоблокировке с четырехзначной сигнализацией.
11) Противоюзные устройства.
12) Назначение и порядок включения режимов торможения эксплуатируемых на сети дорог воздухораспределителей грузового и пассажирского типов.
13) Параметры движения поезда, регистрируемые на диаграммной ленте локомотивного скоростемера.
14) Средства авторегулировки и их назначение.
15) Значение автоматических тормозов в эксплуатации подвижного состава. Разницу между тормозами пассажирского и грузового типов.
16) Скоростемер КПД-3: конструкцию, принцип действия и основные технические параметры.
17) Основные средства сигнализации и их расположение на перегоне. Показания и значение сигналов светофора.
18) Продольно-динамические усилия (реакции) в поезде.
19) Автоматическую локомотивную сигнализацию непрерывного действия (АЛСН): назначение и принцип действия.
20) Автостопы.
21) Назначение, устройство и принцип работы системы испытания тормозного оборудования грузовых вагонов СИТОВ.
22) Безопасность движения поездов: основные задачи и инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие БД.
23) Структуру контроля за безопасностью движения на железных дорогах РФ.
24) Устройства безопасности движения, расположенные в кабине машиниста (КЛУБ-У, ТСКБМ, САУТ и др.).
25) Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда КТСМ.
26) Назначение и принцип действия устройства контроля воздухораспределителей УКВРП-292.
27) Назначение и принцип действия устройства контроля электровоздухораспределителей УКВРП-305.
28) Назначение и принцип действия устройства контроля воздухораспределителей УКВР-2.
29) Назначение и принцип действия устройства контроля авторежимов УКАР.
30) Электронные противоюзные устройства на вагонах нового поколения система БАРС-4.
31) Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок.
32) Причины возникновения юза. График юза.
33) Требования к устройствам автоблокировки. Обеспечение безопасности движения поездов при двухзначной сигнализации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять и устранять возможные неисправности воздухораспределителей усл. №292М и № 292-001.
2) Выявлять и устранять возможные неисправности воздухораспределителя усл. №483М.
3) Выявлять неисправности заклинивания колесных пар. Выполнять построение графика юза.
4) Выявлять и устранять возможные неисправности приборов электропневматического тормоза пассажирских поездов с локомотивной тягой.
5) Выявлять и устранять возможные неисправности тормозных цилиндров.
6) Классифицировать случаи нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и причины их возникновения.
7) Проводить контрольную проверку тормозов.
8) Проводить опробование автотормозов в грузовых поездах.
9) Выявлять и устранять возможные неисправности тормозной рычажной передачи.
10) Классифицировать средства авторегулировки.
11) Выявлять и устранять возможные неисправности авторежима усл. № 265А.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами опробования автотормозов в пассажирских поездах.

2) Методами опробования автотормозов в грузовых поездах.

3) Методикой полного опробования автотормозов в поездах.

4) Способами контрольной проверки тормозов.

5) Методикой сокращенного опробования автотормозов в поездах.

6) Проверкой плотности тормозной магистрали поезда.

7) Заполнением справки формы ВУ-45.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 7 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 6, 7, 8, 9, 10, 11 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8, 11 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 9, 10, 11 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. ЭБС РГУПС
2 Воронова, Н.И. Локомотивные устройства безопасности на высокоскоростном подвижном составе: учеб. пособие/Воронова Н.И., Разинкин Н.Е., Соловьев В.Н. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. УМЦ ЖДТ
3 Елякин С.В. Локомотивные системы безопасности движения: учеб. пособие (курс лекций). — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. — 192 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси, Л. Ф. Управление процессами влагоосаждения в пневмосистемах УЗОТ [Текст] : монография / Л.Ф. Риполь-Сарагоси ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 126 с. ЭБС РГУПС
2 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст] : утв. приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286. - М. : [б. и.], 2010. - 168 с. УМЦ ЖДТ
3 Кузнецов, К. В. Локомотивные приборы безопасности [Текст] : учеб. ил. пособие / К.В. Кузнецов, А.А. Дайлидко, Т.В. Плюгина ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Пиар-Пресс, 2011. - 107 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси Л.Ф. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Безопасность движения и автотормоза". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Балон, Л.В. Испытание электронного скоростемера КПД-3 в лаборатории оптимального управления подвижным составом комплекса «Виртуальная железная дорога» РГУПС : метод. указания к лабораторным работам. - Ростов н/Д : РГУПС.+ э.р. НТБ ЭБС РГУПС
3 Балон, Л. В. Автоматические тормоза вагонов [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов специальности 190302 "Вагоны" / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, А.А. Назаретов ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2008. - 35 с. : ил., табл. - Библиогр.: 7 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Автоматические тормоза вагонов : обучающая программа, реализуемая в тренажерном комплексе О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование;

Образец техники;

Тренажёрный комплекс.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43444.