РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Ильичева Вера Витальевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.03_во_12_Инф_п35197_43411.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Инженерная компьютерная графика", "Информационные технологии и системы диагностирования и неразрушающего контроля при производстве и ремонте подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Знает формы записи алгоритма, свойства алгоритма, основные элементы структурной схемы алгоритма; основные алгоритмические конструкции, типовые алгоритмы; основные этапы создания программных продуктов, понятие структурного программирования, концепции объектно-ориентированного программирования; типы языков программирования разных уровней; понятие модели и назначение моделирования; методологию и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта

Умеет: Умеет понимать суть решаемой задачи, выполнять алгоритм, заданный в виде структурной схемы; различать и применять основные типы алгоритмических конструкций, использовать типовые алгоритмы для решения задач; описывать и вызывать процедуры и функции; различать виды и типы моделей; выбирать формы моделей для решения конкретной задачи

Имеет навыки: Владения основами алгоритмизации и программирования; способами конструирования сложных программ; возможностями современных языков программирования применительно к профессиональной деятельности; основами моделирования функциональных и вычислительных задач; разработки и описания методологии использования нейротехнологии и искусственного интеллекта

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: классификацию компьютерных вирусов по различным признакам и способы защиты от них; средства способы защиты информации в компьютерных сетях, основные методы шифрования данных, механизмы обеспечения безопасности, понятие об электронной подписи

Умеет: применять методы безопасного использования сервисов Интернета

Имеет навыки: владения принципами и методами защиты информации

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: законы получения, передачи и использования информационных ресурсов,характеристики и единицы измерения количества и объема информации; кодирование, позиционные системы счисления; историю развития ЭВМ, принципы фон Неймана; состав персонального компьютера; основные возможности и особенности СУБД Access, назначение и основы применения баз данных и знаний, основные понятия реляционной модели данных; назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей

Умеет: измерять информацию; переводить числа из одной системы счисления в другую; применять логические операции; использовать конфигурации компьютера для организации информационно-вычислительных процессов;создавать структуры таблиц баз данных, заполнять данными таблицы БД; создавать запросы различных типов, формы для ввода данных; организовывать отбор и поиск данных по различным условиям на языке запросов; различать и расшифровывать IP-адреса, доменного имени компьютера, универсальный адрес ресурса; использовать средства сетевых сервисов

Имеет навыки: владения основами теории информации; техническими средствами реализации информационных технологий; общими понятиями о базах данных; основными принципами организации глобальных и локальных компьютерных сетей

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: назначение и структуру системного программного обеспечения компьютера; операции над файлами и папками; назначение и основные функции текстовых процессоров, электронных таблиц; графические редакторы, способы представления и хранения графической информации; основные этапы создания презентаций, структуру презентаций

Умеет: использовать сервисные программы: антивирусы, архиваторы; выполнять операции с файлами и папками; вводить и редактировать текст; организовывать структуры файла MS Excel, осуществлять вычисления с использованием стандартных функций, строить диаграммы, работать со списками; использовать графические редакторы; задавать структуры слайда, настраивать эффекты анимации, работать с различными режимами презентаций

Имеет навыки: владения программными средствами реализации информационных технологий

ОПК-10 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 62 62 32 30
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 63   42 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 63   42 21
Контроль, всего и в т.ч. 52   16 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 16   16  
Общая трудоемкость, часы 216 101 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Понятие информации, общая характеристика информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации 2) Показатели качества информации 3) Формы представления информации 4) Меры и единицы количества и объема информации.

1.2. Представление информации в компьютере: 1) Позиционные системы счисления 2) Запись чисел в позиционных системах 3) Перевод чисел из одной системы в другую 4) Кодирование различных видов информации.

2. Технические средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Устройство компьютера и принципы его функционирования: 1) История развития ЭВМ, архитектуры ЭВМ, принципы фон Неймана 2) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики 3) Запоминающие устройства: классификация, принципы работы 4) Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики.

2.2. Логические основы построения компьютера: 1) Основные понятия формальной логики 2) Высказывание и суждение, истинность и ложность высказываний 3) Основные логические операции и формулы 4) Построение логических схем.

3. Программное обеспечение компьютера. (Компетенция/и ОПК-10)

3.1. Классификация программного обеспечения: 1) Системное программное обеспечение 2) Прикладное программное обеспечение 3) Инструментальное программное обеспечение.

3.2. Операционные системы: 1) Классификация операционных систем 2) Управление процессами 3) Управление памятью 4) Управление устройствами ввода-вывода.

3.3. Файловая система: 1) Файл 2) Имя, тип, атрибуты файла 3) Путь 4) Структура файловой системы.

4. Базы данных. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Модели данных: 1) Понятие БД; 2) Иерархическая модель; 3) Сетевая модель; 4) Реляционная модель.

4.2. Реляционные базы данных: 1) Ключи 2) Целостность реляционных баз данных 3) Нормальные формы.

Семестр № 2

5. Компьютерные сети. Защита информации. (Компетенция/и ОПК-4, ОПК-5)

5.1. Компьютерные сети: 1) Классификация компьютерных сетей. 2) Топологии сети. 3) Режимы передачи данных. Линии связи. 4) Коммуникационное оборудование. Аппаратура передачи данных.

6. Алгоритмизация и программирование. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Алгоритмизация: 1) Понятие алгоритма. 2) Типы данных 3) Основные алгоритмические конструкции 4) Запись арифметических выражений 5) Операторы ввода-вывода 6) Структура программы.

6.2. Разветвляющийся алгоритм: 1) Полный и неполный условный оператор; 2) Вложенный условный оператор; 3) Оператор множественного ветвления.

6.3. Циклический алгоритм: 1) Цикл с предусловием; 2) Цикл с постусловием; 3) Цикл с параметром.

6.4. Массивы: 1) Одномерные массивы (векторы); 2) Двумерные массивы (матрицы).

6.5. Технологии программирования: 1) Структурное программирование 2) Объектно-ориентированное программирование.

7. Языки программировния высокого уровня. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Классификация языков программирования: 1) Процедурные языки 2) Декларативные языки. 3) Языки программирования для компьютерных сетей.

7.2. Структуры и типы данных языка программирования: 1) Простые типы данных 2) Структурированные типы данных.

7.3. Трансляция, компиляция и интерпретация: 1) Стадии обработки программы 2) Фаза анализа 3) Генерация кода.

8. Цифровая экономика. Модели решения функциональных и вычислительных задач. (Компетенция/и ОПК-3, ОПК-5)

8.1. Классификация моделей: Классификация моделей 1) по фактору времени, 2) случайным воздействиям, 3) области применения.

8.2. Компьютерное моделирование: 1) Понятие компьютерной модели; 2) Цели и этапы компьютерного моделирования.

8.3. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Системы стандартизации в области нейротехнологии и искусственного интеллекта 2) Классификация технологий и их характеристики 3) Методология построения ролевых моделей.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     10
2 4     20
3 4   28 12
4 4   4  
5 4 2   21
6 8   30  
7 2      
8 2      
Итого 32 2 62 63
В т.ч. по интерактивным формам 32 2 62  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Операционная система Windows. Архивация файлов 2
Форматирование документа в текстовом редакторе MS Word 2
Создание списков. Редактирование таблиц. 2
Вставка колонтитулов. Редактор формул 2
Рисунки 2
Шаблоны. Учетная запись Windows Live 2
Форматирование ячеек в MS Excel 2
Формулы: относительный, абсолютный адрес 2
Вычисления с помощью мастера функций 2
Сортировка данных. Фильтрация данных 2
Вычисление промежуточных итогов 2
Диаграммы 2
Создание презентации в MS Power Point 2
Создание фотоальбома 2
4 Создание таблиц в СУБД Access 2
Создание запросов. Формы 2
Семестр № 2
6 Алгоритмизация: вычисление арифметического выражения 2
Линейный алгоритм: расчет по математическим и физическим формулам 2
Условный оператор 4
Циклический алгоритм: цикл с параметром 2
Циклический алгоритм: цикл с предусловием 2
Циклический алгоритм: цикл с постусловием 2
Одномерные массивы 6
Двумерные массивы 6
Строки 2
Функции 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
5 Создание Web-страниц 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического уровня, семантического уровня, прагматического уровня. Качество информации 4
Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный, дополнительный коды. Представление вещественных чисел и выполнение арифметических операций над ними в ЭВМ; погрешности представления числовой информации в ЭВМ. Представление графической и звуковой информации. 4
Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Логические основы построения цифровых автоматов. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы; схемотехника логических элементов; элементы интегральных схем. 2
2 Поколения электронных вычислительных машин. Архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем. 5
Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации; исполнение команд программы процессором. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем: микропроцессоры с расширенной и сокращенной системой команд; основные характеристики микропроцессоров, используемых в ПЭВМ; основные типы микропроцессоров, используемых в высокопроизводительных вычислительных системах. 10
Классификация запоминающих устройств. Конфигурация запоминающих устройств с прямым доступом; запоминающие элементы полупроводниковых ЗУ; основные типы памяти современных ПК. Контроль правильности работы запоминающих устройств. Внешние запоминающие устройства: накопители на жестких магнитных дисках; структура данных на магнитном диске. Накопители на оптических дисках. 5
3 Характеристика программного продукта. Классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. История развития графической системной среды. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ 5
Сервисное программное обеспечение. Программы-архиваторы; программы обслуживания дисков; антивирусные программные средства 7
Семестр № 2
5 Общая схема системы передачи информации. Каналы передачи данных и их характеристики: кабельные линии связи; беспроводные линии связи; аппаратура линий связи. Информационные сети. Эталонная модель взаимодействия открытых систем; протоколы обмена; методы доступа к среде передачи данных. 10
Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах: непреднамеренные, преднамеренные угрозы. Обеспечение достоверности, сохранности, конфиденциальности информации. Защита информации от утечки по техническим каналам; криптографическая защита информации. Разграничение доступа в автоматизированных системах 11

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 136 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3   +
ОПК-4   +
ОПК-5 + +
ОПК-10 +  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

информация: понятие, способы передачи и представления, измерение количества;

устройство компьютера;

логические основы построения ПК;

классификация и назначение программного обеспечения;

операционные системы;

компьютерные сети: классификация, передающая среда, способы объединения;

система адресации и службы Интернет;

защита информации;

основные понятия и свойства алгоритмов;

линейный, разветвляющийся, циклический алгоритмы;

массивы;

процедуры и функции.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Законы получения, передачи и использования информационных ресурсов.
2) Характеристики и единицы измерения количества и объема информации.
3) Кодирование, позиционные системы счисления.
4) История развития ЭВМ.
5) Принципы фон Неймана.
6) Состав персонального компьютера.
7) Основные возможности и особенности СУБД Access.
8) Назначение и основы применения баз данных и знаний.
9) Историю развития ЭВМ, архитектуру ЭВМ, принципы фон Неймана.
10) Основные понятия реляционной модели данных.
11) Назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей.
12) Классификация компьютерных вирусов по различным признакам и способы защиты от них.
13) Средства способы защиты информации в компьютерных сетях.
14) Основные методы шифрования данных.
15) Механизмы обеспечения безопасности, понятие об электронной подписи.
16) Назначение и структура системного программного обеспечения компьютера.
17) Операции над файлами и папками.
18) Назначение и основные функции текстовых процессоров, электронных таблиц
19) Графические редакторы, способы представления и хранения графической информации.
20) Основные этапы создания презентаций, структура презентаций.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Измерять информацию.
2) Переводить числа из одной системы счисления в другую.
3) Применять логические операции.
4) Использовать конфигурации компьютера для организации информационно-вычислительных процессов.
5) Создавать структуры таблиц баз данных, заполнять данными таблицы БД.
6) Создавать запросы различных типов, формы для ввода данных.
8) Организовывать отбор и поиск данных по различным условиям на языке запросов.
9) Использовать сервисные программы: антивирусы, архиваторы.
10) Выполнять операции с файлами и папками.
11) Вводить и редактировать текст.
12) Организовывать структуры файла MS Excel, осуществлять вычисления с использованием стандартных функций.
13) Строить диаграммы.
14) Работать со списками.
15) Использовать графические редакторы.
16) Задавать структуры слайда, настраивать эффекты анимации, работать с различными режимами презентаций.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Иметь навыки владения основами теории информации.
2) Владеть техническими средствами реализации информационных технологий.
3) Общими понятиями о базах данных.
4) Иметь навыки владения программными средствами реализации информационных технологий.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Формы записи алгоритма.
2) Свойства алгоритма.
3) Основные элементы структурной схемы алгоритма.
4) Основные алгоритмические конструкции
5) Типовые алгоритмы.
6) Основные этапы создания программных продуктов.
7) Понятие структурного программирования.
8) Концепции объектно-ориентированного программирования.
9) Типы языков программирования разных уровней.
10) Понятие модели и назначение моделирования.
11) Методологию и принципы нейротехнологии и искусственного интеллекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать и расшифровывать IP-адреса, доменного имени компьютера, универсальный адрес ресурса.
2) Использовать средства сетевых сервисов.
3) Применять методы безопасного использования сервисов Интернета.
4) Понимать суть решаемой задачи, выполнять алгоритм, заданный в виде структурной схемы.
5) Различать и применять основные типы алгоритмических конструкций.
6) Использовать типовые алгоритмы для решения задач.
7) Описывать и вызывать процедуры и функции.
8) Различать виды и типы моделей.
9) Выбирать формы моделей для решения конкретной задачи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Основными принципами организации глобальных и локальных компьютерных сетей.

2) Иметь навыки владения принципами и методами защиты информации.

3) Основами алгоритмизации и программирования.

4) Способами конструирования сложных программ.

5) Возможностями современных языков программирования применительно к профессиональной деятельности.

6) Основами моделирования функциональных и вычислительных задач.

7) Разработки и описания методологии использования нейротехнологии и искусственного интеллекта.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева, В.В. Информатика. Теоретический курс: учеб. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 160 с. ЭБС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика. Основы программирования / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 134 с. ЭБС РГУПС
3 Суханов, А.В. Интеллектуальные информационные системы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.В. Суханов, З.В. Лященко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2017. - 119 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика : учеб. пособие / И. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 51 с. ЭБС РГУПС
2 Дергачева, И.В. Компьютерные технологии и информатика : практикум / И. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ильичева В.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 78 с. ЭБС РГУПС
3 Ильичева, В.В. Информатика: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Windows И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43411.