РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория государства и права"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Латинский язык"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Федорович Екатерина Валерьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Латинский язык" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория государства и права".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ю.н., доц. Баринов Эмиль Эдуардович, зав. кафедрой "Конституционное и муниципальное право", РГЭУ "РИНХ".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Латинский я_Б_40.03.01_во_2_ТГП_п39898_и43329.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Латинский язык".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Латинский язык" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Гражданское и международное транспортное право".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "История государства и права зарубежных стран";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные принципы устной и письменной форм коммуникации на русском и иностранных языках

Умеет: Оперировать основными принципами устной и письменной форм коммуникации на русском и иностранных языках

Имеет навыки: решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия на основе коммуникации в устной и письменной форм коммуникации на русском и иностранных языках

ОК-5 - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Знает: принципы самоорганизации и самообразования в рамках изучения латинского языка

Умеет: самоорганизовываться и применять основные принципы самостоятельной работы в целях самообразования при изучении латинского языка

Имеет навыки: самостоятельной организации личного образовательного процесса изучения латинского языка

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: принципы,формы,методы использования знаний о латинском языке для повышения уровня своей профессиональной компитенции

Умеет: применять знания о латинском языке с целью повышения уровня своей профессиональной компетенции юриста

Имеет навыки: использования знания в латинском языке с целью повышения уровня своей профессиональной компетенции юриста

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Знает: знает латинскую юридическую фразеологию

Умеет: использовать латинскую юридическую фразеологию при подготовке юридических документов

Имеет навыки: использования знаний о латинском языке,а так же латинской юридической фразеологии при подготовке юридических документов

ПК-7 - владением навыками подготовки юридических документов

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Латинский язык" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ВГБ, ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 38 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 97   97
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 97   97
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 38 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 5 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 4
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 4 4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 135   135
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 135   135
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 144 5 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек)        
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   32 99
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 131   32 99
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 9 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ. (Компетенция/и ОК-5, ОК-7)

1.1. ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ: 2) Латинский алфавит: Правила чтения. Характеристика гласных и согласных. Понятие количества гласного. Дифтонги и диграфы. Слогораздел. Ударение. Упражнения в чтении. Комментированное чтение с объяснением правил произношения и принципов постановки ударения.

1.2. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: 1) Общие сведения о латинском языке: Роль латинского языка для мировой культуры. Латинский язык и юриспруденция.Романские языки.

2. ЛАТИНСКИЙ ГЛАГОЛ. (Компетенция/и ОПК-6)

2.1. СПРЯЖЕНИЕ ЛАТИНСКОГО ГЛАГОЛА: 1) Латинский глагол. Общие сведения: Общие сведения о глаголе. Правильные глаголы 4-х спряжений. Понятие основы инфекта. Infinitivus. Понятие начальной формы глагола. Praesens indicativi глагола esse “быть”. Глагол “быть” как самостоятельный и как глагол-связка в составном именном сказуемом. Praesens indicativi activi глаголов четырех спряжений. Начальные сведения о простом предложении. Особенности спряжения глаголов на –io. Упражнения в чтении, склонении и спряжении. Перевод простых предложений. Работа со словарем. 2) Praesens indicativi passivi глаголов 4-х спряжений: Понятие залога. Сравнение активной и пассивной форм глагола (в русском, латинском и др. иностранных языках). Активная и пассивная конструкции. Понятие переходности глагола. Infinitivus passivi. Отложительные глаголы. Упражнения в спряжении глаголов и отдельных предложений. Упражнения на различение переходных и непереходных глаголов (на русском и латинском языках). Упражнения в переводе предложений из активной в пассивную конструкцию и наоборот. 3) Имперфект: Имперфект: Imperfectum indicativi activi et passivi. Imperfectum indicativi глагола esse. Participium praesentis activi , его функция в предложении.

2.2. ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ НАКЛОНЕНИЕ: Формы образования Imperativus в латинском языке. особенности образования форм для третьего спряжения.

3. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-7)

3.1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВОГО СКЛОНЕНИЯ: 1) Общие сведения о склонении латинских имен : Категории падежа, рода, числа. Понятие склонения. 5 склонений существительных и роль окончания genetivus singularis для определения типа склонения. I склонение существительных. Парадигма склонения. Nominativus и genetivus singularis существительных I склонения. Родовая принадлежность. Слова мужского рода по исключению. Парадигма склонения. Упражнения на склонение существительных I склонения, на определение в крылатых выражениях форм числа и падежа существительных, повторение правил чтения.

3.2. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ: II склонение существительных. Окончания Nom. sing. и Gen. sing. существительных II склонения. Их родовая принадлежность. Парадигма склонения. Особенности склонения слов среднего рода.

3.3. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ: III склонение существительных: III склонение существительных. Согласный тип III склонения. Парадигма склонения. Начальная форма существительного III склонения. Примеры склонения существительных и словосочетаний. Сигматический и асигматический номинатив существительных III склонения. Гласный и смешанный типы III склонения. Парадигма склонения. Различия в окончаниях согласного, гласного и смешанного типов III склонения. Упражнения на различение существительных разных типов III склонения, их склонение. Разбор и перевод предложений с существительными III склонения. Грамматический разбор и перевперевод текста «Capitis deminutio».

4. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

4.1. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 1-2 СКЛОНЕНИЯ: Прилагательные I-II склонений: Понятие начальной формы прилагательного. Зависимость формы склонения прилагательного от рода существительного, с которым согласовано прилагательное. Особенности склонения словосочетаний типа poeta bonus. Беглая гласная в формах прилагательного. Упражнения в склонении, чтении и переводе. Составление словосочетаний, их склонение. Чтение и перевод крылатых выражений.

4.2. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 3 СКЛОНЕНИЯ: III склонение прилагательных: Прилагательные III склонения. Типы прилагательных III склонения: прилагательные трех, двух и одного окончаний. Начальная форма прилагательных III склонения. Особенности склонения прилагательных dives, pauper, vetu. Упражнение на составление словосочетаний с прилагательными III склонения, существительными I-III склонения, а также различными местоимениями. Разбор и перевод предложений с юридической лексикой.

4.3. МЕСТОИМЕНИЯ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ: 1) Местоимения: Притяжательные и возвратно-притяжательные местоимения. Особенности их склонения и употребления в латинском языке. Специфика соотношения притяжательного местоимения с подлежащим. 2) Личные и возвратные местоимения: Личные и возвратное местоимения: Способы образования и парадигма склонения личных и возвратного местоимения sui. Особенности личных местоимений в 3-м лице ед. и мн. числа. Указательные местоимения is, ea, id и ille, illa, illud как согласованные определения и указательные местоимения в роли личных. Особенности употребления и склонения. Упражнения на образование и склонение словосочетаний с юридической лексикой. Разбор и перевод крылатых выражений. Разбор и перевод связного текста "Lupus in fabulis". Упражнения в склонении, спряжении, перевод из активной в пассивную конструкцию и наоборот (на материале текста).


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   8   25
2   8   25
3   8   25
4   8   22
Итого   32   97
В т.ч. по интерактивным формам   32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 1) Общие сведения о латинском языке: Роль латинского языка для мировой культуры. Латинский язык и юриспруденция.Романские языки. 8
2 1) Латинский глагол. Общие сведения: Общие сведения о глаголе. Правильные глаголы 4-х спряжений. Понятие основы инфекта. Infinitivus. Понятие начальной формы глагола. Praesens indicativi глагола esse “быть”. Глагол “быть” как самостоятельный и как глагол-связка в составном именном сказуемом. Praesens indicativi activi глаголов четырех спряжений. Начальные сведения о простом предложении. Особенности спряжения глаголов на –io. Упражнения в чтении, склонении и спряжении. Перевод простых предложений. Работа со словарем. 2) Praesens indicativi passivi глаголов 4-х спряжений: Понятие залога. Сравнение активной и пассивной форм глагола (в русском, латинском и др. иностранных языках). Активная и пассивная конструкции. Понятие переходности глагола. Infinitivus passivi. Отложительные глаголы. Упражнения в спряжении глаголов и отдельных предложений. Упражнения на различение переходных и непереходных глаголов (на русском и латинском языках). Упражнения в переводе предложений из активной в пассивную конструкцию и наоборот. 3) Имперфект: Имперфект: Imperfectum indicativi activi et passivi. Imperfectum indicativi глагола esse. Participium praesentis activi , его функция в предложении. 8
3 1) Общие сведения о склонении латинских имен : Категории падежа, рода, числа. Понятие склонения. 5 склонений существительных и роль окончания genetivus singularis для определения типа склонения. I склонение существительных. Парадигма склонения. Nominativus и genetivus singularis существительных I склонения. Родовая принадлежность. Слова мужского рода по исключению. Парадигма склонения. Упражнения на склонение существительных I склонения, на определение в крылатых выражениях форм числа и падежа существительных, повторение правил чтения. 8
4 Прилагательные I-II склонений: Понятие начальной формы прилагательного. Зависимость формы склонения прилагательного от рода существительного, с которым согласовано прилагательное. Особенности склонения словосочетаний типа poeta bonus. Беглая гласная в формах прилагательного. Упражнения в склонении, чтении и переводе. Составление словосочетаний, их склонение. Чтение и перевод крылатых выражений. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Роль латинского языка для мировой культуры 25
2 Отрицательная форма повелительного наклонения 25
3 Специфика перевода латинских выражений с существительными 1-3 склонения 25
4 Возвратно- притяжательные местоименя 22

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 131 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашникова С.М., Федорович Е.В.Латинский язык[Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 65 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОК-5 +
ОК-7 +
ОПК-6 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены учебным планом.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

латинская фразеология в современной юриспруденции;

латинский язык и романские языки;

латинский язык в современном мире;

латинский язык и христианская церковь;

ударение в латинском языке и русском языке;

латинский язык и русская орфография;

роль латинского языка для мировой культуры;

влияние латинского языка на развитие юриспруденции;

латинский язык в речах классиков отечественной юриспруденции.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)История возникновения латинского языка.
2)Этапы развития латинского языка.
3) Формирование и расцвет классической латыни.
4) Функции латинского языка.
5)Памятники латинского языка.
6) Латинский алфавит. Примеры.
7)Система гласных в латинском языке.
8) Дифтонги и диграфы.
9) Система согласных в латинском языке.
10) Сочетания согласных в латинском языке.
11) Слогораздел.
12) Долгота и краткость слога.
13) Правила ударения.
14) Грамматический строй латинского языка.
15) Части речи в латинском языке.
16) Общие сведения о глаголе.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять роль латинского языка для юриспруденции.
2) Определять понятие «романские языки» и то, как они относятся к латинскому?
3) Называть основные этапы развития латинского языка.
4) Произносить гласный i перед гласным в начале слова или слога.
5) Определять понятие дифтонга и читать сочетания ngu, qu, su.
6) Читать слова с согласным с.
7) Читать сочетания ch, ph, rh, th.
8) Читать сочетание ti.
9) Определять количеству гласного и то, как оно обозначается на письме.
10) Различать гласные (сочетание гласных) в латинском языке, которые всегда долги.
11) Различать гласные в латинском языке, которые всегда кратки.
12) Объяснять правило латинского ударения.
13) Различать, по какому признаку определяется склонение существительных.
14) Определять, из чего состоит словарная форма существительного.
15) Определять, какие существительные и прилагательные относятся к 1-му склонению,
склонять словосочетания.
16) Употреблять глагол esse в латинском языке.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Перевода и разбора текста:.

Apud arbitrum.

.

Arbiter noster Marcus Tullius est vir laboriosus et iustus. Hodie apud arbitrum multae causae privatae sunt: de debitis pecuniariis, de testamentis et de mandatis. Primus reus iam in iudicio est, ceteri rei etiam in iudicio sunt. In numero causarum prima est causa mea de mandato et debito pecuniario. Adversarius meus est Gaius Sempronius.

.

.

2)Первода и разбора текста.

Lupus in fabula.

Aesopus, poeta Graecorum, et Phaedrus, poeta Romanorum, in fabulis suis saepe de lupo narrant. Fabulae eorum pingunt lupum, ut malam et avidam bestiam. Multi vestrum non nesciunt eas fabulas antiqutas.

Lupus aliquando ad rivum agnum videt. Rivi aqua a lupo ad agnum fluit, sed lupus avidus agno clamat : “Cur mihi aquam turbas?” Et agnum miserum devorat. Sic Phaedrus narrat. Aesopus fabulam de lupo et equo narrat.

Aliquando lupus in agrum equum invitat et avenam ei promittit. Lupo in animo est equum lacerare, sed dolus ejus patet. Itaque equus salvus est.

Et pueri et viri timent lupum eumque vel nominare fugiunt. Lupus, ut fama est, advenire solet, si eum memorant. Unde proverbium est: “ Lupus in fabula”. Nam si quis subito advenit, cum de eo colloquium est, convivae digitis eum monstrant et “Lupus in fabulis” clamant.

.

3) Первода и разбора текста:.

Capitis deminutio.

.

Capitis deminutio Capшtis deminutionis tria genera sunt: maxima, media, minima. Namtria habemus: libertatum, civitatem, familiam. Si libertatem amittimus, maxima est capitis deminutio. Si libertatem retinemus, sed civitatem amittimus, media est capitis deminutio. Si et libertas, et civltas retinentur, familia tantum mutatur, minima est capitis deminutio (Dig.).

.

4) Первода и разбора текста:.

.

Jus civile et jus gentium.

Omnes populi, qui legibus et moribus reguntur, partim suo proprio, partim commimi omnium hominum iure utuntur. Nam ius est, quod populous ipse sibi constituit; id ipsius civitatis proprium est vocaturque ius civile, quasi ius proprium civitatis. Quod autem naturalis ratio inter omnes homines constituit, id apud omnes populos custoditur vocaturque ius gentium, quasi eo iure omnes gentes utuntur. Populus itaque Romanus partim suo proprio, partim communi omnium hominum iure utitur.

.

5)Первода и разбора текста:.

.

.

Iam primum omnium satis constat Troia capta in ceteros saevitum esse Troianos, duobus, Aeneae Antenorique, et vetusti iure hospitii et quia pacis reddendaeque Helenae semper auctores fuerant, omne ius belli Achiuos abstinuisse; casibus deinde variis Antenorem cum multitudine Enetum, qui seditione ex Paphlagonia pulsi et sedes et ducem rege Pylaemene ad Troiam amisso quaerebant, venisse in intimum maris Hadriatici sinum, Euganeisque qui inter mare Alpesque incolebant pulsis Enetos Troianosque eas tenuisse terras. Et in quem primo egressi sunt locum Troia vocatur pagoque inde Troiano nomen est: gens universa Veneti appellati.

.

6) Первода и разбора текста:.

.

.

Aeneam ab simili clade domo profugum sed ad maiora rerum initia ducentibus fatis, primo in Macedoniam venisse, inde in Siciliam quaerentem sedes delatum, ab Sicilia classe ad Laurentem agrum tenuisse. Troia et huic loco nomen est. 6) Первода и разбора текста:.

.

.

7) Первода и разбора текста:.

.

.

.

Ibi egressi Troiani, ut quibus ab immenso prope errore nihil praeter arma et naues superesset, cum praedam ex agris agerent, Latinus rex Aboriginesque qui tum ea tenebant loca ad arcendam vim advenarum armati ex urbe atque agris concurrunt.

.

8) Первода и разбора текста:.

Duplex inde fama est. Alii proelio victum Latinum pacem cum Aenea, deinde adfinitatem iunxisse tradunt: alii, cum instructae acies constitissent, priusquam signa canerent processisse Latinum inter primores ducemque advenarum euocasse ad conloquium; percontatum deinde qui mortales essent, unde aut quo casu profecti domo quidue quaerentes in agrum Laurentinum exissent, postquam audierit multitudinem Troianos esse, ducem Aeneam filium Anchisae et Veneris, cremata patria domo profugos, sedem condendaeque urbi locum quaerere, et nobilitatem admiratum gentis virique et animum vel bello vel paci paratum, dextra data fidem futurae amicitiae sanxisse.

.

9) Первода и разбора текста:.

.

Aeneam ab simili clade domo profugum sed ad maiora rerum initia ducentibus fatis, primo in Macedoniam venisse, inde in Siciliam quaerentem sedes delatum, ab Sicilia classe ad Laurentem agrum tenuisse. Troia et huic loco nomen est.

10) Первода и разбора текста:.

.

Ibi egressi Troiani, ut quibus ab immenso prope errore nihil praeter arma et naues superesset, cum praedam ex agris agerent, Latinus rex Aboriginesque qui tum ea tenebant loca ad arcendam vim advenarum armati ex urbe atque agris concurrunt.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 2 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 2 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашникова С.М.,Федорович Е.В. Латинский язык : учебное пособие. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 100 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Титов, О. А. Латинский язык : учебник и практикум для вузов / О. А. Титов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. ЭБС Юрайт
2 Солопов, А. И. Латинский язык : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Солопов, Е. В. Антонец. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 458 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Федорович Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Латинский язык". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Калашникова С.М., Федорович Е.В.Латинский язык[Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 65 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Консультант плюс О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43329.