РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Экология на транспорте"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 1 Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соколова Галина Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Экология на транспорте" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Экология н т_С_23.05.03_во_5_БЖД _п43260_43292.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология на транспорте".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология на транспорте" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Локомотивы".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организация производства на железнодорожном транспорте";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Умеет: выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения

Имеет навыки: методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Умеет: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: автоматизированные системы управления (АСУ)-Экология

Умеет: анализировать технологические процессы технического обслуживания подвижного состава с точки зрения воздействия на окружающую среду

Имеет навыки: методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ПК-4 - способностью использовать математические и статистические методы для оценки и анализа показателей безопасности и надежности подвижного состава

Знает: Законодательную и нормативную базу в области охраны окружающей среды

Умеет: осуществять технологическое оборудование с ученом наилучших допустимых технологий

Имеет навыки: применения существующих НПА для решения экологических задач

ПСК-1.1 - способностью организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автономных локомотивов, их энергетических установок, электрических передач, электрического и другого оборудования, производственную деятельность подразделений локомотивного хозяйства, способностью проектировать автономные локомотивы и их оборудование, оценивать показатели безопасности движения поездов и качества продукции (услуг) с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества

Место дисциплины 1С.В.ОД "Экология на транспорте" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   40 56
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 90   40 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общая экология и биосфера. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6)

1.1. Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.

1.2. Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия.

1.3. Экологические проблемы современности: 1)Влияние экологических факторов на человека и окружающую среду. 2) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.

2. Защита атмосферы и физическое загрязнение окружающей среды. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6, ПК-4, ПСК-1.1)

2.1. Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ.

2.2. Снижение загрязнения атмосферы: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр. 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности промышленных предприятий и объектов 6) Наилучшие достижимые технологии.

2.3. Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды.

3. Защита гидросферы и почв. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6, ПСК-1.1)

3.1. Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов. 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.

3.2. Снижение загрязнения гидросферы: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления.

3.3. Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы.

3.4. Снижение загрязнения почв: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы.

4. Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6, ПСК-1.1)

4.1. Правовые основы охраны окружающей среды: 1) Уровни природоохранного законодательства России. Конституция РФ. Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Природохранное и природоресурсное законодательство. 2) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 3) Экологический контроль и экспертиза: Государственная и общественная экологическая экспертиза.

4.2. Экологическая отчетность предприятий: 1) Правовые вопросы охраны окружающей среды на прежприятиях ждт. Экологическая отчетность предприятий.

4.3. Экономические вопросы охраны окружающей среды: 1) Экономические аспекты охраны окружающей среды. 2) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду. 3) Ставки платы, коэффициенты применяемые при расчете платы за НВОС. Учет особо охраняемых природных территорий. 4) Платежная база. 5) Декларация по плате за НВОС.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 3     15
2 6 8   20
3 5 4   15
4 2 4   15
Итого 16 16   65
В т.ч. по интерактивным формам 4 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Расчет вредных выбросов в атмосферу при аккумуляторных работах. 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ. 2
Расчет выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (тепловозов). 2
Расчет шума потока поездов и защита территории от шума 2
3 Расчет нормативов образования отходов 4
4 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2
Расчет ущерба за загрязнение почв 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем.История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 15
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 20
3 Источники загрязнения поверхностных вод.Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе.Очистка сточных вод.Защита почв от химического загрязнения.Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов. 15
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 90 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ( ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-12 +
ОПК-6 +
ПК-4 +
ПСК-1.1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПСК-1.1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение экологии как науки.
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру.
3) Понятия экосистемы и биосферы.
4) Характеристику экологических факторов.
5) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней.
7) Виды и характеристику загрязнений.
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта.
9) Особо опасные загрязнения среды.
10) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ.
11) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность.
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях.
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК.
14) Способы очистки стоков.
15) Характеристику твердых бытовых отходов.
16) Способы утилизации отходов.
17) Физические загрязнения окружающей среды.
18) Характеристику химических загрязнений.
19) Характеристику биологических загрязнений.
20) Характеристику механических загрязнений.
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека.
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека.
23) Характеристику физических загрязнений.
24) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду.
25) Правовые основы охраны окружающей среды.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равнинной местности.
2) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равнинной местности.
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности.
4) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равнинной местности.
5) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности.
6) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности.
7) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов.
8) Анализировать кислотность растворов, зная величину водородного показателя.
9) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 7,5 м.
10) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 20 м.
11) Сравнить расчетным путем эквивалентный уровень шума от транспортного потока при скорости автомобилей 40 км/ч и 80 км/ч, для расстояния 7,5 м.
12) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза.
13) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ.
15) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если ПДВ < Мф < ВСВ.
16) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ.
17) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы.
18) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении аудитории, при значении Lэкв = 75 дБА.
19) Рассчитать шумовой дискомфорт ночью в жилом помещении при Lэкв = 50 дБА.
20) Рассчитать шумовой дискомфорт днем в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА.
21) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества.
22) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске.
23) Интерпретировать закономерности Б. Коммонера.
24) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении территории, если Lэкв = 65 дБА, ширину зеленых насаждений для его ликвидации.
25) Ориентироваться в трофических цепях.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для холодных источников.

2) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

3) Определения вредности по величине ПДК для разных веществ.

4) Определения шумового дискомфорта от потока поездов.

5) Расчета ПДС взвешенных веществ.

6) Расчета ПДС нефтепродуктов.

7) Защиты от воздействия диоксинов.

8) Расчета платы за загрязнения атмосферного воздуха.

9) Нормирование физических и химических параметров воды (мутность, цветность, запах, водородный показатель и пр.).

10) Нормирования бактериологического и органического загрязнения воды, БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Использования способов очистки сточных вод.

12) Использования физико-химических методов очистки сточных вод.

13) Использования механических методов очистки сточных вод.

14) Использования биологических методов очистки сточных вод.

15) Нормирования шума и борьбы с шумовым дискомфортом.

16) Определения электромагнитных излучений от мобильных телефонов и характеристики их качества.

17) Расчета ширины зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

18) Сравнительного анализа различных способов утилизации отходов.

19) Снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду.

20) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

21) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

22) Применение методов снижения интенсивности парникового эффекта и кислотных дождей.

23) Применение методов снижения интенсивности кислотных дождей.

24) Определения влияния экологических факторов на организм.

25) Экологического мышления.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.1 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий Г.В. Экология [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Стадницкий Г.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: ХИМИЗДАТ, 2017.— 296 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Саркисов О.Р. Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды [учебное пособие/ Саркисов О.Р., Любарский Е.Л., Казанцев С.Я.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 231 c ЭБС IPRBooks
2 Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Зубрев Н.И., Устинова М.В. - М. : УМЦ ЖДТ, 2015. (Электронная библиотечная система "Консультант студента") УМЦ ЖДТ
3 Экология. Задачи для практических работ: учеб. пособие / Г.Н. Соколова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2018. – 72 с. . ЭБС РГУПС
4 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой,ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 71 с. (Электронная библиотечная система РГУПС). ЭБС РГУПС
5 Дергачева Л.В. Воздействие транспортных потоков на окружающую среду. ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 51 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколова Г.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология на транспорте". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой,ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 71 с. ЭБС РГУПС
3 Дергачева Л.В. Воздействие транспортных потоков на окружающую среду. ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 51 с. ЭБС РГУПС
4 Среда обитания : учеб. пособие / Л.В. Дергачева, И.А. Кленова, А.В. Коновалов и др. под ред. Г.Н. Соколовой; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2016. – 110 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43292.